Доклад Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти

2.2. Оценка уровня проработки ведомственных программ

2.2.1. Программа Министерства транспорта РФ

Первоначально в проекте ведомственной программы Минтранс России предложил потратить выделяемые средства на два мероприятия: предоставлять субсидии бюджетам РФ на закупку автотранспортных средств, производимых на территории РФ «для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальных образований» (52 млрд. бюджетных рублей) и внести в уставной капитал ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» для осуществления закупок автомобильной и дорожно-строительной техники 54 млрд. рублей (40 млрд. из федерального бюджета). В этом заключалась практически вся поддержка МСП, поскольку ни на одно другое мероприятие выделения ресурсов первоначально даже не было запланировано.

В уже принятой программе осталось 121 млн. рублей на программу 2010-2012 годов, из которых 19 млн. – это текущие расходы, а остальные 102 млн. – расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Логическая структура программы характеризуется слабой связью системы индикаторов с совокупностью целей, задач и мероприятий, представленных в программе.

Размытость целей и задач (общее развитие МСП, совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности, формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства) позволила, во-первых, включить в список мероприятий и такие, которые не имеют прямого отношения конкретно к развитию МСП (разработка предложений по созданию системы транспортного обслуживания лиц с ограниченной подвижностью на городском пассажирском транспорте, подготовка предложений в Министерство финансов РФ по вопросу отражения налога на добавленную стоимость в документах об оплате услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом и т.д.), а, во-вторых, ограничиться «разработкой предложений» (14 из 23 мероприятий) либо мониторингом текущей активности МСП в отрасли (в т.ч. в сфере госзаказа).

Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы выглядят следующим образом: рост рентабельности МСП на 6 процентных пунктов, прирост занятых на транспортных МСП на 150 тыс. человек, увеличение доли МСП в общем количестве малых и средних предприятий по экономике на 0,5 процентных пункта40 и доли этих предприятий в общем объеме выручки предприятий транспортного комплекса на 2,2 процентных пункта; увеличение доли сектора в общем объеме перевозок пассажирского автомобильного транспорта на маршрутах регулярных перевозок на 3,0 процентных пункта, а количества поездок лиц с ограниченной подвижностью – в 1,5-2 раза. Отметим, что указанные результаты не связаны с целями и мероприятиями программы.

2.2.2. Программа Министерства культуры РФ

Ведомственная программа Минкультуры России оказалась наиболее далекой от сферы МСП по спектру мероприятий, заявленных в ней. При невнятности целей (одной из них является «пропаганда необходимости получения высокой квалификации в целях реализации конституционного права каждого гражданина на свободу осуществления предпринимательской деятельности») ведомство, тем не менее, сформулировало четыре задачи: формирование положительного имиджа предпринимателя, стимулирование МСП в области культуры, обеспечение доступа МСП к госзаказу и оказание информационной поддержки МСП в отрасли культуры.

Общий объем финансирования программы составил 1 млрд. 890 млн. рублей (из бюджета действующих обязательств), а ее результативность должна была измеряться в количестве мероприятий, направленных на создание положительного имиджа (в 200941 – 21 мероприятие, в 2010 – 9-11, а в 2011 – 8-10). При этом список тех самых мероприятий на 2010 год включал в себя всего лишь два мероприятия: финансирование неигровых фильмов на тематику, связанную с МСП (тем не менее, в списке из более, чем десятка тем лишь две темы относятся к МСП) и «Проработка совместно с Общероссийской общественной организацией «Опора России» о проведении творческого конкурса на сценарий про современного российского предпринимателя».

Стимулирование МСП в области культуры сосредотачивается, согласно программе, в сфере кинематографа и выражается в субсидировании кинотеатров, создании региональных кинокомиссий и создании технопарка «Москинап». В целевых индикаторах уровень выполнения и эффективности этих мероприятий никак не отражается, однако в тексте программы выражена уверенность в том, что по результатам деятельности кинокомиссий в регионах ожидается видимый косвенный экономический эффект в виде темпов прироста оборота МСП в регионах.

Задача по привлечению МСП к государственному заказу, судя по заявленным мероприятиям, не выходила за рамки текущей работы ведомства по размещению госзаказа, однако именно она оценивалась с точки зрения целевых индикаторов программы (удельный вес субъектов МСП в общем количестве организаций, принявших участие в размещении госзаказа в 2010-2011 году должен был составить 15%).

Наконец, оказание информационной поддержки МСП в отрасли культуры уже никак не относилось к малому и среднему предпринимательству: под заголовком «проведение аналитических исследований по вопросам МСП» предлагалось провести аналитический обзор отечественного кино, под тематикой «Освещение проблем МСП», научно-практическую конференцию «Человек, культура и общество в контексте глобализации» и подготовку монографии про «интеллектуальную элиту» и «культурологический анализ феномена». В число мероприятий по поддержке и развитию МСП также включено общее мероприятие «организация и осуществление взаимодействия со СМИ».

2.2.3. Программа Министерства промышленности и торговли РФ

Ведомственная целевая программа Минпромторга России ставит перед собой цели содействия снятию административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности и содействия развитию МСП в промышленности и торговли.

При этом наиболее значимым мероприятием в рамках снижения уровня административных барьеров является перевод в 2009 и 2011 году ряда видов продукции из перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, в разряд продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Между тем эта задача в рамках реформы технического регулирования стояла перед ведомством еще с 2003 года, когда был принят соответствующий закон, который прямо диктовал ежегодно утверждать и уточнять такие перечни. Остальные мероприятия по снижению административных барьеров, согласно заявленной программе, носят аналитический характер («анализ» и «изучение возможностей»), однако, по мнению разработчиков программы, окажут значимое влияние на достижение вполне конкретных целевых показателей (таблица 2.3).

Таблица 2.3

Целевые индикаторы в рамках задачи снижения административных барьеров

Наименование индикатора

2008 год

2009 год

2010 год

Фактический (2010 год)

Доля издержек на преодоление административных барьеров в выручке субъектов малого и среднего предпринимательства

8,00

6,00

5,00

6,00

(опросный показатель, 2009 год)

Количество малых предприятий, занятых в обрабатывающей промышленности, в % от общего числа малых предприятий

10,7

11

11,5

9,5

(9,7 для МСП)

Оборот малых предприятий, занятых в обрабатывающей промышленности, в % от общего оборота малых предприятий

9,8

10,0

10,6

9,3

(10,9 для МСП)

Это же наблюдение касается и других задач в рамках программы: значительная часть мероприятий относится к мониторингу реализации действующих нормативных правовых актов и программ, консультированию и информационной поддержке. При этом заявляется, что проведение мониторинга привете у росту и масштабу деятельности МСП (росту доли или количества предприятий) в соответствующей сфере (легкая промышленность, фармацевтическая промышленность и др.).

Кроме того, в рамках программы Минпромторг России собирался также разработать проект федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который ко времени появления проекта программы уже был принят Государственной Думой в первом чтении.

Тем не менее уже принятая программа Минпромторга России по объему финансирования оказалась самой весомой: 591 млн. 939 тыс. руб. за три года (из бюджета действующих обязательств). Большая часть средств направляется на субсидии организациям народных художественных промыслов (поддержка производства и реализации изделий).

2.2.4. Программа Министерства энергетики РФ

Программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере топливно-энергетического комплекса» направлена на достижение следующих целей: развитие МСП в сфере энергоаудита, обеспечение благоприятных условий для развития инновационной активности субъектов МСП: развитие МСП в угольной и торфяной промышленности, создание правовой основы развития рынков инфраструктурных услуг в сфере МСП для ТЭК, инфраструктурное развитие МСП в части ресурсообеспечения и пропаганда среди МСП использования возобновляемых источников энергии.

Для первых трех целей программы не предусмотрены числовые значения целевых индикаторов. Предполагается, что значения будут уточняться в процессе реализации программы. Таким образом, формально выполнение данных целей можно оценить лишь по «натуральным» показателям – факту разработки или принятия определенных нормативных актов. В некоторых случаях целевые индикаторы больше похожи на цели: «формирование единого информационного пространства на территории Кемеровской области» (о масштабах, качестве и определении единого информационного пространства ничего не сказано), «разработка и внедрение инновационных технологий производства, использования и обработки новых материалов и вторичных энергоресурсов» (в этом индикаторе даже не упомянута связь с МСП).

В рамках достижения цели по инфраструктурному развитию МСП в части ресурсообеспечения программой запланировано внедрение энергосберегающего газового оборудования в субъекты МСП и подключение к газораспределительной сети. При этом министерство рассчитывает запустить этот процесс за счет целевого кредитования, однако в качестве целевого индикатора почему-то рассматривает увеличение объема потребления газа в РФ (также без приведения на конкретного числового значения индикатора).

Единственной четкой в цифрах и самостоятельно заявленной системой целевых индикаторов обладает последняя цель программы – создание, поддержка и мониторинг информационного обеспечения, а также оказание практической помощи хозяйствующим субъектам МСП в выборе рациональных решений по использованию возобновляемых источников энергии. Основным мероприятием является деятельность экспертно-консалтинговой сети (далее также – ЭКС) по заявленным в цели вопросам и её информатизация. Тем не менее четко измеряется в целевых индикаторах лишь активность ЭКС (количество «электронных конференций» и реализованные проекты экспертиз). Эффективность деятельности ЭКС, согласно приведенным индикаторам, должна повлиять на весь объем электрической и тепловой энергии, произведенной на объектах, работающих на основе возобновляемых источников энергии, и количестве таких объектов, построенных в 2011-2012 гг. Влияние конкретно данных мероприятий на такие «широкие» индикаторы оценить будет трудно.

Финансирование программы небольшое – всего 14 млн. рублей, средства разбиты в разрезе поставленных целей, поэтому не вполне понятно, на что фактически тратятся. Исходя из общего анализа документа, можно предположить, что таким образом «замаскированы» проведение аналитических работ и подготовка нормативных документов.

2.2.5. Программа Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Минздравсоцразвития России – единственное из ведомств, имеющих соответствующую программу, которое по итогам 2010 года разместило в открытом доступе отчет о ходе её реализации, указав выполненные мероприятия и фактические значения выбранных целевых индикаторов.

  1. Малого и среднего предпринимательства в городе москве

    Документ
    В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
  2. Общероссийские новости в области развития малого предпринимательства за период с 21. 03. 2011 по 25. 03. 2011

    Документ
    Регионы России рассчитывают создать еще 18 особых экономических зон (ОЭЗ), сообщил генеральный директор ОАО "Особые экономические зоны" Игорь Косов.
  3. Правительство пензенской области постановление от 27 октября 2008 г. N 713-пп об утверждении долгосрочной целевой программы "развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в пензенской области на 2009 2014 годы"

    Документ
    В целях реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии и поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с последующими изменениями) и в соответствии с постановлением Правительства
  4. Сборник материалов конференции Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в крупных городах (Муниципальных Образованиях). Новые направления реализации фз

    Документ
    Сборник материалов конференции «Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в крупных городах (Муниципальных Образованиях). Новые направления реализации ФЗ – 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  5. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за ноябрь 2009 года

    Информационный бюллетень
    Управление ФАС Поволжского округа в Постановлении от 13 октября 2009 г. по делу N А72-4290/2009 признало, что, поскольку налоговая инспекция при проведении проверки применения обществом контрольно-кассовой техники (ККТ) не привлекала
  6. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за октябрь 2008 года

    Информационный бюллетень
    Малый бизнес — важное звено в развитии экономики страны. Без поддержки со стороны банков дальнейшее развитие малого бизнеса не будет перспективным. Надежность и открытость банка имеет первостепенное значение.
  7. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (1)

    Документ
    Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (далее – Стратегия) разработана в целях реализации государственной политики Ульяновской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
  8. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (2)

    Документ
    Стратегия разработана на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», распоряжения Правительства Ульяновской области от 09.
  9. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за июнь 2009 года (1)

    Информационный бюллетень
    На заседании Совета по вопросам совершенствования системы статистического наблюдения за деятельностью малого и среднего предпринимательства в РФ при Росстате были одобрены проекты форм сплошного статистического наблюдения для субъектов

Другие похожие документы..