Доклад Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти

1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Общая характеристика программы

С 2005 года на федеральном уровне реализуется система мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, которую принято называть федеральной программой финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Такая ее характеристика содержится в официальных выступлениях политических лидеров, а также на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства6. Другие официальные источники оперируют понятием «Программа Минэкономразвития России по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»7.

Суть системы мероприятий – предоставление на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанные мероприятия реализуются в рамках постановления Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (далее также – Постановление № 178)8.

Утверждение порядка и условий конкурсного отбора субъектов РФ, принятие решений о выделении субсидий региональным бюджетам, а также определение порядка оценки эффективности использования субсидий осуществляются Министерством экономического развития РФ. Иными словами, Минэкономразвития России выступает основным оператором федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем данную систему мероприятий сложно назвать собственно программой. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства – это нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий. Федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства не в полной степени соответствует данному определению.

Так, цели в Постановлении № 178 обозначены лишь косвенным образом. В частности, указывается, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в данном субъекте РФ. При этом эти мероприятия должны быть направлены на:

  • обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения;

  • увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг).

Таким образом, предполагается, что выделяемые субсидии будут способствовать реализации мероприятий и тем самым обеспечивать достижение указанных целей на региональном уровне.

С другой стороны, в постановлении Правительства не указаны объемы финансирования мероприятия. Эти объемы ежегодно уточняются при утверждении федерального бюджета.

Более того, в Постановлении № 178 не указаны ожидаемые результаты от реализации программы. Таким образом, взаимоувязка между целями, мероприятиями, затрачиваемыми ресурсами и результатами в явном виде в программе отсутствует.

1.2. Сопоставление целей и реальных результатов реализации программы

Попытка по обеспечению взаимоувязки целей, задач, мероприятий и индикаторов федеральной программы финансовой поддержки МСП была предпринята в другом документе – Проектной карте «Развитие малого и среднего предпринимательства» (далее также – проектная карта), которая была разработана в рамках реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, утвержденных Распоряжением от 17 ноября 2008 года №1663-р. С точки зрения внутренней логики этот документ является наиболее завершенным обоснованием федеральной программы финансовой поддержки МСП. Проектная карта указывает список планируемых мероприятий и значений целевых индикаторов, по которым предлагается оценивать эффективность действия программы.

Тем не менее возможность оценки результатов значительно сужается из-за наличия иных документов, выпущенных по инициативе Минэкономразвития России, и включающих в себя иные подходы к формулировкам целей, задач и ожидаемых результатов от реализации мероприятий по развитию МСП: прогноза социально-экономического развития РФ (последняя версия которого ориентируется на 2012-2014 гг.) и доклада «О состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию в 2008 году» (далее также – доклад или доклад о состоянии МСП)9. Отметим, что один из них – доклад о состоянии МСП – является не нормативным актом, а документом информативного характера. Однако и в нём приведены собственные цели, задачи по развитию МСП и соответствующие значения целевых индикаторов, которые, согласно тексту доклада, вытекают из Концепции долгосрочного социально-экономического развития.

Несоответствие значений индикаторов, представленных в различных официальных документах, друг другу (и особенно реальной ситуации в секторе МСП), во-первых, затрудняет интерпретацию и оценку результатов, а, во-вторых, ставит под сомнение вопрос об обоснованности намеченных показателей, учитывая, как легко и быстро меняются их планируемые значения. Проследить это можно на примере целевых индикаторов, приведенных в проектной карте для оценки выполнения предложенных целей: увеличения доли малого и среднего предпринимательства в экономике и формирования инновационно-производственной структуры МСП. Сравнение значений данных индикаторов с подобными индикаторами, указанными в других документах программы, приведено в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Целевые индикаторы проектной карты, а также их целевые значения согласно различным документам, характеризующим федеральную программу финансовой поддержки МСП

Наименование

индикатора

Источник

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2020

Цель 1. Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения, %

Проектная

карта10

13

14

15

16

18

Прогноз

25

25,5

26

26,5

Доклад о

состоянии МСП

32,3

Оценка11

16,7

16,2

17,0

Доля выпуска продукции малых и средних предприятий, % от ВВП

Проектная

карта

21

22,5

24

25,5

29

Прогноз

21,2

21,5

21,8

22,1

Доклад о состоянии МСП

50

Оценка 12

н/д

н/д

21,0

Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения Российской Федерации, ед.

Проектная

карта

9,6

9,7

9,8

9,9

10,2

Прогноз

11,3

12,3

13,3

14,3

Оценка 13

9,59

11,40

11,53

Цель 2. Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства

Доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в неторговой сфере (в том числе ЖКХ, промышленность и строительство), %

Проектная

карта

28

30

32

34

40

Оценка14

25,9

23,3

28,1

Количество малых и средних предприятий, поддержанных за счет средств венчурного фонда с региональным участием, ед.

Проектная

карта

20

58

138

152

165

Оценка15

н/д

н/д

60

Так, увеличение доли МСП в экономикесогласно проектной карте планировалось исчислять по трём индикаторам: (1) количеству малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек; (2) среднесписочной численности работников и (3) выпуску продукции малых и средних предприятий (последние два индикатора – в качестве долей).

Целевой индикатор доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения не имеет однозначного статистического содержания. Дело в том, что уже в 2008 году значение подобного индикатора, рассчитанное по данным Росстата (без учета индивидуальных предпринимателей), составляло 16,7%, что фактически превосходило целевое значение и снижало планку по целевому повышению данного индикатора к 2012 году с 5% до 1,3%. Таким образом, формально по результатам 2010 года реализация соответствующей цели, казалось бы, идет с опережением графика, предусмотренного проектной картой, однако фактически за два года значение индикатора увеличилось лишь на 0,3%, что ставит под сомнение способность достичь заявленного к 2012 году уровня в 18%, особенно учитывая снижающееся количество экономически активного населения.

  1. Малого и среднего предпринимательства в городе москве

    Документ
    В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
  2. Общероссийские новости в области развития малого предпринимательства за период с 21. 03. 2011 по 25. 03. 2011

    Документ
    Регионы России рассчитывают создать еще 18 особых экономических зон (ОЭЗ), сообщил генеральный директор ОАО "Особые экономические зоны" Игорь Косов.
  3. Правительство пензенской области постановление от 27 октября 2008 г. N 713-пп об утверждении долгосрочной целевой программы "развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в пензенской области на 2009 2014 годы"

    Документ
    В целях реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии и поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с последующими изменениями) и в соответствии с постановлением Правительства
  4. Сборник материалов конференции Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в крупных городах (Муниципальных Образованиях). Новые направления реализации фз

    Документ
    Сборник материалов конференции «Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в крупных городах (Муниципальных Образованиях). Новые направления реализации ФЗ – 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  5. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за ноябрь 2009 года

    Информационный бюллетень
    Управление ФАС Поволжского округа в Постановлении от 13 октября 2009 г. по делу N А72-4290/2009 признало, что, поскольку налоговая инспекция при проведении проверки применения обществом контрольно-кассовой техники (ККТ) не привлекала
  6. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за октябрь 2008 года

    Информационный бюллетень
    Малый бизнес — важное звено в развитии экономики страны. Без поддержки со стороны банков дальнейшее развитие малого бизнеса не будет перспективным. Надежность и открытость банка имеет первостепенное значение.
  7. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (1)

    Документ
    Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (далее – Стратегия) разработана в целях реализации государственной политики Ульяновской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
  8. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (2)

    Документ
    Стратегия разработана на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», распоряжения Правительства Ульяновской области от 09.
  9. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за июнь 2009 года (1)

    Информационный бюллетень
    На заседании Совета по вопросам совершенствования системы статистического наблюдения за деятельностью малого и среднего предпринимательства в РФ при Росстате были одобрены проекты форм сплошного статистического наблюдения для субъектов

Другие похожие документы..