Доклад Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти

Основные выводы и рекомендации

1. Федеральную программу финансовой поддержки МСП сложно назвать программой в том смысле, в котором программы определяются в базовом законе о развитии малого и среднего предпринимательства – Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В частности, в программе отсутствуют связи между основными программными блоками: «постановка проблемы – выбор целей для решения проблемы – разложение цели на систему задач – составление перечня мероприятий для решения задач – выбор системы целевых индикаторов для оценки эффективности мероприятий программы».

2. Проектная карта «Развитие малого и среднего предпринимательства», которая была принята для обеспечения взаимоувязки между основными блоками федеральной программы финансовой поддержки МСП, так и не смогла решить эту задачу. Так, целевые индикаторы, представленные в проектной карте, во-первых, мало отражают вклад действий, предпринятых в рамках программы, в динамику выбранных индикаторов, во-вторых, иногда представлены нереалистичными целевыми значениями, что подтверждает имеющаяся статистика за 2008-2010 гг. (либо явно завышенными для «громких слов» о планах достижения к определенному периоду впечатляющих результатов, либо заниженными), в-третьих, не всегда могут быть рассчитаны на основе открытых статистических данных, что требует для оценки результатов заявленных в карте мероприятий дополнительной периодической отчетности, которая на сегодняшний день отсутствует.

3. Сложившийся в рамках федеральной программы финансовой поддержки МСП порядок распределения субсидий между региональными бюджетами не представляет собой действенный механизм, способствующий развитию малого и среднего предпринимательства в регионах, и имеет множество существенных недостатков. Основным показателем, определяющим размер субсидии, на который может претендовать регион, является число зарегистрированных на его территории субъектов малого и среднего предпринимательства. Остальные критерии, то есть динамика развития МСП и объем направляемых на поддержку малого бизнеса средств регионального бюджета, определяют не объем субсидии, а то, будет ли субсидия региону предоставлена. Такие критерии отбора не способствуют эффективному распределению средств между региональными бюджетами. При этом в рамках конкурсного отбора не оцениваются ожидаемые результаты проведения мероприятий, указанных в заявке на получение субсидии. Процедура конкурсного отбора практически не учитывает продемонстрированную в предыдущие годы эффективность расходования средств субъектами РФ, в результате чего регионы могут расходовать средства неэффективно и с нарушениями, и это не отразится на объемах предоставленных им субсидий в последующие годы.

Для устранения указанных недостатков предлагается осуществить переход к новому порядку определения объемов субсидий и критериям конкурсного отбора, учитывающим такие показатели, как эффективность расходования средств субъектами РФ, достижение субъектами заявленных целевых показателей, планируемый результат реализации мероприятий, указанных в заявке (ожидаемые значения целевых показателей).

4. Федеральная программа финансовой поддержки МСП нацелена на унификацию инструментов поддержки сектора МСП без учета реальных потребностей и возможностей субъектов РФ, однако целесообразность такой унификации в условиях наличия региональной специфики подвергается сомнению. Более того, существует большая вероятность того, что эффект от увеличения финансовых влияний в сектор МСП и снятия ресурсных ограничений, на которое нацелены основные мероприятия программы, в условиях низкого качества институциональной среды и избыточного административного давления, может быть минимальным. При этом меры поддержки настроены таким образом, что поддержка в большей мере оказывается собственно «поддерживающим» структурам (т.е. организациям, образующим инфраструктуру поддержки), а не самим адресатам программы – субъектам малого и среднего предпринимательства, что увеличивает риски нецелевого расходования средств и коррупционные риски.

В этой связи требуется подвергнуть существенной ревизии перечень мероприятий, на реализацию которых в рамках федеральной программы финансовой поддержки МСП бюджетам субъектов РФ выделяются субсидии из федерального бюджета.

5. Замечания, предъявляемые к качеству проработки федеральной программы финансовой поддержки МСП, имеют отношение и к ведомственным программам поддержки МСП. Так, аналитическая часть большинства ведомственных программ содержательно не связана с программными мероприятиями, которые получились «оторванными» и от анализа проблем и от целей и задач программ. Не всегда указываются конечные результаты реализации программных мероприятий.Заявленные мероприятия не всегда связаны с достижением цели программы. Кроме того, в отдельных программах не представлена система оценки результатов выполнения заявленных мероприятий.

6. Меры, реализуемые в рамках федеральной программы поддержки МСП и иных ведомственных программ поддержки МСП, не скоординированы друг с другом. Отдельные меры по координации, включенные в специально разработанные методические рекомендации по координации программ, носят инструментальный характер и не влияют на достижение целей поддержки малого и среднего предпринимательства. Как следствие, возникает дублирование мероприятий, искажение условий конкуренции.

7. Одним из системных недостатков программ поддержки МСП, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, выступает неэффективная система мониторинга. Информация о результатах реализации программ является отрывистой и по большинству субъектов РФ не доступной. Необходимо усовершенствовать систему мониторинга за результатами реализации федеральных программ на основе уточнения форм отчетности и перечня показателей, своевременной актуализации информации о результатах, широкого освещения достигнутых результатов.

Отдельной составляющей системы мониторинга должна стать регулярная подготовка ежегодных докладов о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию.

8. Решением проблем, обусловленных недостатками содержания и уровня проработки федеральной программы финансовой поддержки МСП и ведомственных программ поддержки МСП, может стать разработка и утверждение единого документа – Государственной программы развития малого и среднего предпринимательства на долгосрочную перспективу. Разработку такой программы целесообразно осуществлять с учетом следующих моментов:

    • документ должен быть четко ориентирован на решение определенных проблем, уже из решения которых вытекают увеличение доли МСП в численности населения, в обороте и т.д.;

    • в документе четко должны быть выдержана логическая последовательность «проблемы – цели – задачи – мероприятия»;

    • система целевых индикаторов должна быть составлена с учетом статистики «точки отсчета» (исходного года) и отражать вклад конкретных действий в динамику выбранных показателей.

Единая государственная программа развития МСП могла бы снять дублирование мероприятий, содержащихся в ведомственных программах, а также решить проблему координации между реализуемыми мероприятиями.

При этом считаем целесообразным сконцентрировать основные мероприятия такой программы не на вливании финансовых ресурсов в сектор МСП и перераспределении финансирования, а на повышении качества регулирования сектора МСП и широком использовании механизмов оценки регулирующего воздействия.

9. Информационное освещение программ поддержки МСП, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, в настоящее время осуществляется непоследовательно и несистематично, вследствие чего основные потребители такой информации – субъекты МСП – сталкиваются с необходимостью поиска необходимой информации в различных источниках, сталкиваясь с излишними затратами времени на поиск такой информации и риском ее неактуальности и ошибочности. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства как основной источник информирования субъектов МСП не обеспечивает достаточного уровня информированности, что влечет за собой отсутствие заинтересованности субъектов МСП в его существовании.

Для исправления сложившейся ситуации представляется необходимым заложить в единой государственной программе раздел по информационной поддержке программы, исходя из целесообразности и необходимости информации для потребителей: предусмотреть принципы, инструменты и механизмы информационного обеспечения, необходимость работы со СМИ и т.д.

10. В целом создание Федерального портала малого и среднего предпринимательства представляется верной идеей, однако ее полезность вследствие недостаточно эффективной работы Портала практически сведена на нет. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию и превратить Портал в действенный инструмент информационной поддержки МСП, представляется необходимым выполнить следующий комплекс работ:

  • обеспечить оперативное обновление нормативных правовых актов, представленных на Портале;

  • обеспечить качество данных о развитии сектора МСП, представленных на Портале (их достоверность, актуальность и непротиворечивость);

  • создать на Портале раздел, в котором посетители могли бы оперативно обмениваться информацией, мнениями друг с другом.

11. Наконец, самое главное, – необходимо обеспечить публичное обсуждение любых инициатив в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства с участием в таком обсуждении экспертного сообщества, бизнес-ассоциаций и непосредственно самих предпринимателей.

Совершенно очевидно, что устранение указанных недостатков и решение соответствующих задач невозможно в обстановке классического конфликта интересов, при котором широкая предпринимательская общественность и экспертное сообщество практически отстранены от всех этапов выработки, реализации и оценивания результатов государственной политики в отношении МСП.

Перечень использованных источников информации

Официальные документы

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

  2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

  3. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2009 года №178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

  4. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 года № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке субъектов РФ».

  5. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 753 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства».

  6. Приказ Минэкономразвития России от 29 апреля 2011 года № 204 «О порядке конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами РФ».

  7. Приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2011 года № 227 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

  8. Приказ Минэнерго России от 30 марта 2010 года № 132 «Об утверждении аналитической программы Минэнерго России “Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере топливно-энергетического комплекса”».

  9. Приказ Минздравсоцразвития России от 1 февраля 2010 года № 42 «Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации “Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг”».

  10. Приказ Министерства культуры РФ от 24 марта 2010 года № 114 «Об утверждении аналитической программы ведомства “Популяризация и развитие малого и среднего предпринимательства на 2010-2012 годы”».

  11. Приказ Министерства транспорта РФ от 23 марта 2010 года № 70 «Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы “Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта”».

  12. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 15 февраля 2010 года № 123 «Об утверждении ведомственной целевой программы “Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле”».

  13. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 9 июня 2009 года № 218 «Об отраслевой целевой программе по развитию малых форм хозяйствования».

  14. Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства.

  15. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов.

  16. Протокол заседания Рабочей группы по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства от 30 сентября 2011 года № 61-ЭН.

Материалы научных и публицистических изданий,

материалы сети Интернет

  1. Басарева В.Г. Государственная поддержка малого бизнеса: помощь или институциональная ловушка? / XI Международная научная конференция ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. – М.: 2011. С. 171-179.

  2. Басарева В.Г. Малое предпринимательство трансформируемой России: региональные факторы активизации. Автореферат диссертации. – Новосибирск, 2011.

  3. В рамках Национального конгресса обсудили перспективы развития МСБ. – Режим доступа: /main/newsamshow.asp?id=19901 (28.02.2012).

  4. Выступление президента Опоры России Сергея Борисова на IV Российско-Германской конференции по вопросам малого и среднего предпринимательства (2011). – Режим доступа: /content/news/federal/general/m,f,423758/ (28.02.2012).

  5. «Гетто» для малого бизнеса. – Режим доступа: /article/141464/ (27.02.2012).

  6. Доклад «О состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию в 2008 году». – Режим доступа: /minec/activity/sections/smallbusiness/doc300000002_1 (28.02.2012).

  7. Информационная справкао результатах проверки использования бюджетных средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и подведомственных им организациях, у иных получателей за 2009 год. – Режим доступа: /page/index/1236/page/6872 (20.02.2012).

  8. Исследование Центра макроэкономических исследований Сбербанка России «Инновационный и предпринимательский потенциал общества», январь 2012.

  9. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под общ. ред. Е.Г. Ясина, В.В. Буева, О.М. Шестопёрова. – М.: Новое издательство, 2004.

  10. Малый бизнес и государственная поддержка сектора. Информационно-аналитический доклад. – М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2010.

  11. Морщакова Т. Подвести черту под прошлым. – Режим доступа: /comments/2011/06/08_x_3657013.shtml (27.02.2012).

  12. Нужно что-то менять. – Режим доступа: /2011/07/15/medvedev.html (27.02.2012).

  13. Об исполнении поручения Президента о создании системы мониторинга эффективности программы содействия самозанятости безработных граждан. – Режим доступа: /assignments/12293 (1.03.2012).

  14. Отчет о выполнении в 2010 году плана реализации аналитической ведомственной целевой программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг на период до 2012 года». – Режим доступа: /files/171838/Otchet10.doc (28.02.2012).

  15. Поддержка малого бизнеса – приоритет власти. – Режим доступа: /issue/2011/07/13/article28212/ (27.02.2012).

  16. Российский информационно-аналитический портал «Венчурная Россия». – Режим доступа: /lib/8/#replies_page1(28.02.2012).

  17. Состоялось очередное заседание Опоры России. – Режим доступа: /news/news_np/32213/ (18.03.2012).

  18. Суммы субсидий мероприятий поддержки предпринимательства. – Режим доступа: /report/financial/subsidysumm/?year=2010&fo=&c_sort=&c_direction=ASC (20.02.2012).

  19. Федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. – Режим доступа: /program/program_rf/ (24.02.2012).

  20. Федеральные целевые программы России. Программа «Электронная Россия (2002-2010)». – Режим доступа: /cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/134 (15.02.2012).

  21. 21 сентября состоялось торжественное открытие Федерального портала малого и среднего предпринимательства. – Режим доступа: /content/news/federal/general/m,f,248802 (15.02.2012).

  22. Storey D.J. Evaluating the Impact of Public Policies to Support Small Businesses In Developed Economies. – Working Paper No. 59. September 1998.

СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Автономная некоммерческая организация «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (АНО «НИСИПП») создана в 2001 году в целях содействия формированию рыночной экономики и эффективному развитию предпринимательства путем анализа и выработки рекомендаций по развитию благоприятной среды предпринимательства и общей экономической ситуации в целом.

Для достижения указанной цели АНО «НИСИПП» осуществляет деятельность в целом ряде направлений, среди которых основными являются:

  • проведение экономических и социологических исследований и осуществление на их основе анализа экономической и социальной среды развития предпринимательства, подготовки аналитических обзоров и выработке рекомендаций по ее улучшению, разработки проектов законов и других нормативных актов, экспертизы проектов нормативных актов, экспертизы экономических проектов;

  • оказание российским государственным органам, органам местного самоуправления, общественным организациям, а также иным физическим и юридическим лицам технической, правовой, административно-технической, консультативной помощи и содействия по вопросам повышения эффективности управления и регулирования предпринимательской деятельности.

В своей деятельности АНО «НИСИПП» опирается на богатый опыт своих учредителей и партнеров. Штатный и привлекаемый персонал Института – эксперты и консультанты – обладает высокой квалификацией, сотрудники имеют значительный опыт работы над проектами, связанными с изучением экономической и правовой среды предпринимательства. Это проекты федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минпромторг России, Росстат, ФАС России и т.д.), международных и российских организаций (Мирового Банка, Агентства США по международному развитию (USAID), Мирового Экономического Форума, «ФОРА», Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Российского микрофинансового центра и др.), органов государственной власти Москвы, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Краснодарского края, Вологодской, Калужской, Новгородской, Московской, Оренбургской и Самарской областей и других субъектов РФ, ряда муниципальных администраций, коммерческих предприятий.

1 Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под общ. ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева, О.М. Шестопёрова. – М.: Новое издательство, 2004.

2 В настоящее время в рамках реализации программы финансовой поддержки МСП профильный департамент Минэкономразвития России в основном взаимодействует с общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России». Однако у представителей Опоры России в данном случае возникает объективный конфликт интересов. Принимая участие в конкурсных комиссиях, ее представители влияют на решение вопросов о распределении бюджетных средств. Одновременно в публичном пространстве Опора России выступает как основная предпринимательская структура, дающая оценку данной государственной программе.

3 Например, в 2010 году были выиграны все 4 лота, выставленные на конкурс профильным Департаментом Минэкономразвития России по тематике малого и среднего предпринимательства на общую сумму около 1 млн. долларов.

4 Состоялось очередное заседание Опоры России. – Режим доступа: /news/news_np/32213/ (18.03.2012).

5 Авторам данного доклада не известны случаи проведения в помещениях Минэкономразвития России заседаний руководящих органов РСПП, Деловой России, каких-либо других общественных предпринимательских организаций. До прихода на работу в Минэкономразвития России нынешний директор профильного департамента в период проведения первого (инвентаризационного) этапа административной реформы являлась представителем Опоры России в Экспертной группе при Рабочей группе по вопросам государственного регулирования в сфере промышленности и научно-технической деятельности Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

6 Федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. – Режим доступа: /program/program_rf/ (24.02.2012).

7 Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства.

8 До принятия данного нормативного правового акта действовало Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005 года № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

9 Доклад «О состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию в 2008 году». – Режим доступа: /minec/activity/sections/smallbusiness/doc300000002_1 (28.02.2012).

10 Хотя в текстах указанных документов методика расчета соответствующего показателя не детализируется, судя по целевым значениям, индикатор проектной карты не учитывает индивидуальных предпринимателей, в то время как аналогичный индикатор социально-экономического прогноза подразумевает, что индивидуальные предприниматели учитываются при расчете.

11 По данным Росстата и Прогноза социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. Индивидуальные предприниматели в расчет не включены.

12 Выступление президента Опоры России Сергея Борисова на IV Российско-Германской конференции по вопросам малого и среднего предпринимательства (2011). – Режим доступа: /content/news/federal/general/m,f,423758/ (28.02.2012).

13 По данным Росстата.

14 По данным Росстата.

15 Российский информационно-аналитический портал «Венчурная Россия». – Режим доступа: /lib/8/#replies_page1(28.02.2012).

16 Федеральный закон рот 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», впервые законодательно определивший понятие «субъекта среднего предпринимательства», вступил в силу только с 1 января 2008 г. Также закон уравнял по отраслям критерий численности сотрудников для отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства. Соответственно, изменения повлияли на показатели МСП в системе статистического учета в сторону их увеличения.

17 Выступление президента Опоры России Сергея Борисова на IV Российско-Германской конференции по вопросам малого и среднего предпринимательства (2011). – Режим доступа: /content/news/federal/general/m,f,423758/ (28.02.2012).

18 Подробнее см. работы британского эксперта в области политики содействия предпринимательству и лауреата Всемирной премии за исследования в области предпринимательства Дэвида Стори, например Storey D.J. Evaluating the Impact of Public Policies to Support Small Businesses In Developed Economies. – Working Paper No. 59. September 1998.

19 Российский информационно-аналитический портал «Венчурная Россия». – Режим доступа: /lib/8/#replies_page1(28.02.2012).

20 По данным Росстата.

21 По данным Росстата.

22 В рамках Национального конгресса обсудили перспективы развития МСБ. – Режим доступа: /main/newsamshow.asp?id=19901 (28.02.2012).

23 Малый бизнес и государственная поддержка сектора. Информационно-аналитический доклад. – М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2010.

24 Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

25 Составлено по данным Минфина России о распределении бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации за соответствующие годы.

26 Составлено по данным портала / и Росстата России за 2010 год.

27 См. Приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2011 года № 227 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

28 См. Приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2011 года № 227 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

29 Басарева В.Г. Малое предпринимательство трансформируемой России: региональные факторы активизации. Автореферат диссертации. – Новосибирск, 2011.

30 Информационная справкао результатах проверки использования бюджетных средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и подведомственных им организациях, у иных получателей за 2009 год. – Режим доступа: /page/index/1236/page/6872 (20.02.2012).

31 Суммы субсидий мероприятий поддержки предпринимательства. – Режим доступа: /report/financial/subsidysumm/?year=2010&fo=&c_sort=&c_direction=ASC (20.02.2012).

32 Басарева В.Г. Государственная поддержка малого бизнеса: помощь или институциональная ловушка? / XI Международная научная конференция ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. – М.: 2011. С. 171-179.

33 Федеральные целевые программы России. Программа «Электронная Россия (2002-2010)». – Режим доступа: /cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/134 (15.02.2012).

34 21 сентября состоялось торжественное открытие Федерального портала малого и среднего предпринимательства. – Режим доступа: /content/news/federal/general/m,f,248802 (15.02.2012).

35 Интересно, что в настоящее время (1 марта 2012 г.) в сети Интернет можно обнаружить 2 ресурса с названием «Федеральный портал малого и среднего предпринимательства»: и . При этом второй из них является уменьшенной по объему информации копией первого, что приводит к некоторой путанице при обращении к Порталу. В настоящем докладе рассматривается официальный портал, расположенный по адресу .

36 Оценка посещаемости приведена по данным Интернет-сайтов и на 21 февраля 2012 года.

37 По оценке установленного на Интернет-сайте www.allmedia.ru счетчика цифры иные: 72733 просмотров и 38016 посетителей в день (оценка на 21 февраля 2012 года).

38 Согласно предварительным итогам сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства.

39 По информации СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 29 февраля 2012 года.

40 Видимо, речь идет о субъектах МСП, осуществляющих деятельность в сфере транспорта.

41 Это при том, что программа была принята в марте 2010 года и по своему названию и содержанию охватывала 2010-2012 годы.

42 Отчет о выполнении в 2010 году плана реализации аналитической ведомственной целевой программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг на период до 2012 года». – Режим доступа: /files/171838/Otchet10.doc (28.02.2012).

43 Подробнее см. п. 6 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178.

44Об исполнении поручения Президента о создании системы мониторинга эффективности программы содействия самозанятости безработных граждан. – Режим доступа: /assignments/12293 (1.03.2012).

45 Протокол заседания Рабочей группы по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства от 30 сентября 2011 года № 61-ЭН.

46 Подробнее см. работы британского эксперта в области политики содействия предпринимательству и лауреата Всемирной премии за исследования в области предпринимательства Дэвида Стори, например Storey D.J. Evaluating the Impact of Public Policies to Support Small Businesses In Developed Economies. – Working Paper No. 59. September 1998.

Уважаемые господа!

Вы читаете материал, подготовленный экспертами АНО «НИСИПП». Если Вы считаете, что этот материал интересен Вам, то можете принять участие в нашем эксперименте (/work/measures/announcements/announcement_162.html). Если Вам кажется, что нас стоит поддержать, Вы можете перевести на наш счет  (Яндекс.Деньги: 410011302943322) определенную Вами самими сумму. Благодарим Вас за то, что Вы обратили внимание на наш материал.

Страница | 41

  1. Малого и среднего предпринимательства в городе москве

    Документ
    В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
  2. Общероссийские новости в области развития малого предпринимательства за период с 21. 03. 2011 по 25. 03. 2011

    Документ
    Регионы России рассчитывают создать еще 18 особых экономических зон (ОЭЗ), сообщил генеральный директор ОАО "Особые экономические зоны" Игорь Косов.
  3. Правительство пензенской области постановление от 27 октября 2008 г. N 713-пп об утверждении долгосрочной целевой программы "развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в пензенской области на 2009 2014 годы"

    Документ
    В целях реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии и поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с последующими изменениями) и в соответствии с постановлением Правительства
  4. Сборник материалов конференции Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в крупных городах (Муниципальных Образованиях). Новые направления реализации фз

    Документ
    Сборник материалов конференции «Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в крупных городах (Муниципальных Образованиях). Новые направления реализации ФЗ – 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  5. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за ноябрь 2009 года

    Информационный бюллетень
    Управление ФАС Поволжского округа в Постановлении от 13 октября 2009 г. по делу N А72-4290/2009 признало, что, поскольку налоговая инспекция при проведении проверки применения обществом контрольно-кассовой техники (ККТ) не привлекала
  6. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за октябрь 2008 года

    Информационный бюллетень
    Малый бизнес — важное звено в развитии экономики страны. Без поддержки со стороны банков дальнейшее развитие малого бизнеса не будет перспективным. Надежность и открытость банка имеет первостепенное значение.
  7. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (1)

    Документ
    Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (далее – Стратегия) разработана в целях реализации государственной политики Ульяновской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
  8. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (2)

    Документ
    Стратегия разработана на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», распоряжения Правительства Ульяновской области от 09.
  9. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за июнь 2009 года (1)

    Информационный бюллетень
    На заседании Совета по вопросам совершенствования системы статистического наблюдения за деятельностью малого и среднего предпринимательства в РФ при Росстате были одобрены проекты форм сплошного статистического наблюдения для субъектов

Другие похожие документы..