Отчетный доклад

Отчетный доклад

Генерального Совета ФНПР о деятельности по выполнению решений

IV съезда Федерации Независимых Профсоюзов России и действиях Федерации, ее членских организаций по защите трудовых прав

и социально-экономических интересов членов профсоюзов

14 ноября 2006 года

Уважаемые товарищи, делегаты и гости VI съезда ФНПР!

Прошло пять лет после очередного IV съезда Федерации Независимых Профсоюзов России. Прежде чем приступить к отчету о работе, проделанной за это время Генеральным Советом ФНПР по защите трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюзов, было бы правильно остановиться на переменах, произошедших в нашей стране.

Нельзя не видеть, что эти перемены к лучшему! За последние годы в России увеличились валовой внутренний продукт и объемы инвестиций в реальный сектор экономики, преодолен дефицит федерального и консолидированного бюджетов. Выросли реальные доходы населения, в том числе: заработная плата, пенсии, пособия. Практически ликвидирована задолженность по заработной плате, сокращаются темпы инфляции, масштабы безработицы и бедности.

Вне всякого сомнения, этих позитивных перемен нашему обществу удалось достичь во многом благодаря уверенной и твердой позиции российских профсоюзов.

Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что современная Россия развивается по жестким принципам рыночной экономики, идет по капиталистическому пути, на котором неизбежны противоречия между трудом и капиталом. В современном мире эти противоречия должны находить цивилизованное разрешение и зависящие от нас изменения к лучшему, должны происходить более быстрыми темпами, с еще большим эффектом для трудящихся и членов их семей. Обеспечивать решение этих задач – наш профессиональный долг.

Профсоюзы – основной элемент гражданского общества, без которого невозможно достичь гармонии в социально-трудовых отношениях. И в этом смысле повестка дня VI съезда ФНПР, образно выражаясь, конкретизирует повестку дня работы всего российского общества на ближайшее время.

Мы, профсоюзы, предлагаем ему в качестве вектора развития, и, если хотите, национальной идеи - наш выверенный жизнью девиз: «Единство. Солидарность. Справедливость».

* * *

В 2002 - 2006 годах профсоюзы действовали в условиях реформирования ключевых направлений жизни общества. На фоне административной реформы шли коренные преобразования естественных монополий, ЖКХ, бюджетных отраслей, межбюджетных отношений, разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти. Начали реализовываться приоритетные национальные проекты.

По всем национальным проектам сформированы соответствующие региональные программы. Общероссийские профессиональные союзы и территориальные объединения организаций профсоюзов тесно сотрудничают, участвуют на федеральном уровне и на уровне регионов в работе специальных комиссий, рассматривают, координируют и контролируют ход выполнения национальных программ.

По инициативе ФНПР Российская трехсторонняя комиссия на нескольких своих заседаниях подробно рассмотрела все четыре национальных проекта, заслушав доклады ответственных за их реализацию представителей правительства. Такую практику мы будет и в дальнейшем использовать для контроля за ходом их выполнения. Главное, чтобы эти программы, как говорится, пошли.

Мы справедливо критикуем эти проекты за то, что они не решают всех проблем, которые есть в сфере образования, в медицине, сельского хозяйства и в жилищном секторе. Но если приоритетные национальные проекты будут выполнены даже в таком виде, - это станет весьма заметным шагом вперед. И именно поэтому нам надо их поддерживать.

Деятельное участие профсоюзов в процессе реализации данных проектов способно, на наш взгляд, сделать их более прозрачными и понятными не только для работающих граждан, но и всего населения. Это, безусловно, обеспечит заинтересованное и эффективное участие работников отраслей, объединяемых профсоюзами, в претворении нацпроектов в жизнь, позволит консолидировать наши возможности и усилия органов исполнительной власти.

В то же время многие из осуществляемых в стране и важных для общества реформ, к сожалению, не подкреплены в должной мере адекватными действиями в сфере роста трудовых доходов населения. Парадокс в том, что российское общество до сих пор не знает стратегических намерений правительства в таком важном вопросе. А без этого невозможно обеспечить справедливое распределение социальной ответственности между государством, бизнесом, работником и, как следствие, - обеспечить устойчивый экономический рост и укрепить социальную безопасность каждого человека и страны в целом.

Между тем, в обществе имеется апробированный механизм для решения таких важнейших социальных проблем – это, прежде всего, институт социального партнерства.

В отчетный период был принят новый Трудовой кодекс Российской Федерации. Чуть больше месяца тому назад вступила с силу его новая редакция. Внесенные изменения были рождены самой жизнью. Ведь закон, регламентирующий всю совокупность социально-трудовых взаимоотношений в обществе, по определению живой документ, требующий систематических корректировок в соответствии с происходящими изменениями условий труда, меняющимися принципами его организации.

Очень важно, что Кодекс вобрал в себя только те положения, по которым было достигнуто принципиальное согласие всех сторон переговорного процесса: правительства, профсоюзов, работодателей и депутатов Государственной думы. Поэтому, если говорить в целом, то мы считаем работу над Трудовым кодексом Российской Федерации на всех ее стадиях образцом не только законотворческой практики, но и образцом социального партнерства, примером формирования законодательных основ гражданского общества.

К содержательной стороне этого вопроса мы еще вернемся, а сейчас, на примере Кодекса, еще раз подчеркну, что в настоящее время в целом социальное партнерство превращается из механизма разрешения конфликтных ситуаций в механизм цивилизованной выработки совместных решений актуальных проблем и стратегии экономического и социального развития страны.

Например, объем суммарной задолженности по заработной плате за последние два года был сокращен более чем в 4 раза. Этому способствовало создание решением РТК, а также трехсторонних комиссий в отраслях и регионах, специальных рабочих групп по долгам по заработной плате, объединение усилий профсоюзов, органов Рострудинспекции и Прокуратуры. Среди мер, необходимых, по нашему мнению, для полного решения этой проблемы: законодательное восстановление принципа равной обязанности по платежам в бюджеты всех уровней и выплатам заработной платы работникам, в том числе - при банкротстве предприятия.

Иногда мы слышим, что профсоюзы – это соглашатели. Однако грамотные, умные «соглашатели», действуют гораздо эффективнее, чем бездумные ниспровергатели и разрушители. Профсоюзы никогда не согласятся с чем-то вредным для трудящихся. Они настойчиво ищут и находят пути реализации интересов своих членов, в том числе с помощью компромисса, но при отсутствии понимания идут на жесткие меры.

Мы с вами хорошо помним всплеск забастовочной активности работников бюджетный сферы в 2004 – 2005 годах в связи с разногласиями между профсоюзами и правительством по величине повышения заработной платы, а также в связи с монетизацией льгот. Они были вызваны грубыми нарушениями механизма социального партнерства, явным ущемлением интересов работников и пенсионеров. Более того, профсоюзная сторона неоднократно предупреждала тогда правительство о возможности массового проявления недовольства людей.

Замечу также, что институты социального партнерства нередко оказываются более оперативными, чем действия органов власти. Например, если на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда до сих пор составляет только треть от прожиточного минимума, то в большей части отраслевых и в ряде региональных соглашений минимальная зарплата уже установлена на уровне не ниже прожиточного минимума.

Профсоюзы все эти годы последовательно настаивали, чтобы все решения правительственных структур в экономической области учитывали социальную «цену вопроса», чтобы рост экономики трансформировался в реальное улучшение жизни, становился заметным для людей.

И хотя были достигнуты определенные положительные корректировки как по уровню налогов, так и по повышению расходов бюджетных ресурсов на социальные нужды, тем не менее, коренным образом изменить принципиальную установку правительства на сдерживание расходов на социальные нужды пока не удалось. Это, прежде всего, касается «уравниловки» по налогу с физических лиц и незначительной, по нашему мнению, доли бюджетных расходов на инвестиции в человека, а значит - в будущее России.

Вот почему политику сдерживания роста заработной платы мы считаем безнравственной и антигосударственной политикой. Борьба за повышение зарплаты наемным работникам всегда в перечне основных задач ФНПР и ее членских организаций.

В этой связи исключительно важен для нас минимальный размер оплаты труда как базовая социальная гарантия, в том числе и для работников бюджетной сферы. За последние пять лет средняя заработная плата выросла в 3 раза и составляет 11200 рублей, МРОТ увеличился почти в 3 раза: с 400 до 1100 рублей.

Однако эти показатели нас сегодня не могут удовлетворить, и мы обязаны добиваться увеличения заработной платы в течение ближайших лет в 2-3 раза, чтобы средняя зарплата в России была сопоставима со средней зарплатой в развитых странах Европы.

На сегодняшний день уровень прожиточного минимума в среднем по России составляет примерно 3,5 тысячи рублей, а к 2009 году по прогнозам должен составить 4-5 тысяч, т.е. показатель минимального размера оплаты труда надо повысить не менее чем в 4 раза в течение 1,5-2-х лет.

Мы предложили правительству РФ рассмотреть график поэтапного увеличения МРОТ до прожиточного минимума, а также изыскать возможность его реализации внеся соответствующие коррективы в проект федерального закона “О внесении дополнения в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда” и в проект федерального закона о федеральном бюджете на 2007 г.

Намеченное в проекте федерального бюджета повышение заработной платы федеральных бюджетников на 15% с 1 сентября 2007 года практически не улучшит материального положения этой категории работников. Эта мера не обеспечивает, по нашим расчетам, выполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации по увеличению заработной платы бюджетников в 1,5 раза в реальном выражении в течение 2005-2007 годов.

По мнению ФНПР для того, чтобы выйти на эту цифру, учитывая реальные темпы инфляции, необходимо предусмотреть повышение заработной платы работников бюджетной сферы не менее чем на 20 %, а лучше на 30% в течение 2007 года.

По законам рынка рост зарплаты в непроизводственной сфере должен стимулировать работодателей повышать оплату труда и в реальном секторе экономики. Сегодня, например, высокая заработная плата в нефтегазовой отрасли страны является высокой лишь по российским меркам. На таких же рабочих местах в других странах за точно такой же труд люди получают гораздо больше.

Конечно, на низкий уровень жизни работников и членов их семей влияют неоправданно высокие цены. Особенно тревожное положение складывается в связи с непомерным ростом цен на энергоносители и тарифов ЖКХ. Генеральный Совет и Исполком ФНПР неоднократно в последние годы обращалась к органам власти с требованием навести порядок на рынке нефтепродуктов, ввести соответствующие регуляторы на цены продукции предприятий-монополистов.

Непрекращающееся удорожание моторного топлива в стране связано не столько с ростом мировых цен на нефть, сколько с бесконтрольным поведением монополистов и бездействием органов власти. Вопрос о ситуации с ценами на рынке нефтепродуктов, разработке комплекса взаимоувязанных рыночных механизмов регулирования ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов не сходит с повестки дня заседаний РТК. Нашей тревоге «вторят» нарастающие протесты и стихийные выступления людей.

В октябре вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции», направленный на повышение действенности антимонопольного контроля и предусматривающий обновление правого инструментария пресечения монополистической деятельности. Сегодня появляется возможность, в том числе у профсоюзов, более эффективного контроля за ценами монополистов в регионах (в частности, на рынке нефтепродуктов) через тесное сотрудничество с территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы.

Что касается роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, то в своих обращениях к Правительству РФ мы не раз заявляли о том, что реформа жилищно-коммунального хозяйства должна проводиться в согласовании с ростом доходов населения. Только за счет увеличения тарифов нельзя обеспечить восстановление и модернизацию инфраструктуры отрасли, внедрение энергосберегающих технологий, преодолеть глубокий системный кризис в отрасли, имеющей многомиллиардную дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Правительство признало влияние роста тарифов ЖКХ на инфляцию и законодательно ограничило этот рост введением предельных размеров роста тарифов на федеральном уровне на период 2006 -2009 годов, в частности, на текущий год в пределах не более 20%.

ФНПР продолжает настаивать на снижении уровня максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 до 15% для расширения субсидирования населения по оплате этих услуг. Следует отметить, что на уровне регионов в рамках решений местных трехсторонних комиссий и законодательных собраний возможно большее снижение установленной доли платежей в семейном доходе.

Так, в Нижегородской, Оренбургской, Новосибирской, Омской и других областях установлено снижение федерального стандарта до 18 – 20% .

По нашему мнению, задача установления пониженного размера данного норматива должна стать предметом переговоров при заключении региональных трехсторонних соглашений. И быть в зависимости от уровня оплаты труда и темпов его роста.

Одним из путей повышения эффективности трехстороннего партнерства стала предложенная ФНПР система единой переговорной кампании. Увязав едиными сроками заключение коллективных договоров и соглашений, выдвижение единых профсоюзных требований и проведение единых действий в их поддержку, мы сделали мощный шаг вперед в повышении организованности наших собственных действий. И первые результаты налицо. За последние годы почти в два раза сократилось количество предприятий с нашими первичными профсоюзными организациями, не имеющих коллективных договоров. Сегодня этот показатель не превышает 10 %.

Другая проблема, примыкающая к этой, - формирование цивилизованной стороны работодателей. Профсоюзы, по существу, заинтересованы в вовлечении работодателей в объединения, чтобы через соответствующие обязательства отраслевых соглашений и коллективных договоров с помощью объединений работодателей внедрять положения, которые будут не хуже, чем оговоренные в ОТС на каждом предприятии отрасли. Однако к явным недостаткам сегодняшнего законодательства относится отсутствие обязательности признания ОТС всеми работодателями.

  1. Отчетный доклад (18)

    Содержательный отчет
    Прошло пять лет после предыдущей IV отчетно-выборной конференции. При выполнении ее решений, постановлений VI съезда ФНПР и отраслевых профсоюзов основными приоритетами в нашей деятельности оставались:
  2. Отчетный доклад (34)

    Содержательный отчет
    Наш очередной -1У съезд профсоюза - проходит в юбилейный год 100-летия российских профсоюзов и 15-летия образования Федерации независимых профсоюзов России.
  3. Отчетный доклад (5)

    Содержательный отчет
    Настоящий отчет подготовлен согласно ст. 27 (д) Устава РАН в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 233-р об утверждении Программы фундаментальных исследований государственных академий
  4. Отчетный доклад (19)

    Содержательный отчет
    В 2007 г. Российская академия наук продолжала фундаментальные и при­кладные исследования в соответствии с Приоритетными направлениями разви­тия науки, технологий и техники, Перечнем критических технологий Россий­ской Федерации, утвержденными
  5. Отчетный доклад (35)

    Содержательный отчет
    Ревизионная комиссия Курултая крымскотатарского народа за отчетный период провела 21 заседание, в ходе которых было рассмотрено 82 вопроса. Хочу отметить, что ни одно из поступивших в адрес Ревизионной комиссии заявлений, обращений
  6. Отчетный доклад (42)

    Содержательный отчет
    Сегодня мы подводим итоги работы за последние 3 года. В течение отчетного периода профсоюзный комитет последовательно проводил политику, направленную на защиту трудовых прав и интересов членов профсоюза, развитие сотрудничества и социального партнерства.
  7. Отчетный доклад (46)

    Содержательный отчет
    Согласно п.2 ст.11 и пп.17 п.6 ст.55 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" я должен отчитаться о своей работе и информировать Вас о работе исполнительного комитета районного совета, его отделов и служб.
  8. Отчетный доклад (49)

    Содержательный отчет
    «Итоги деятельности Ассоциации «Совет муниципальных образований Томской области» по реализации положений Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  9. Отчетный доклад (20)

    Содержательный отчет
    Сегодня мы проводим Общее Собрание членов Ассоциации «БАМЭ» за прошлый год, подводим итоги деятельности Ассоциации, обсуждаем наболевшие проблемы и возможные пути их решения, а главное – ставим задачи, которые сможем и должны выполнить

Другие похожие документы..