Примерная программа дисциплины «д уэтно-классический танец»

Примерная программа дисциплины «дуэтно-классический танец» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 070300 (530700) «Искусство балета», степень «бакалавр искусства балета».

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса

Овладение техникой исполнения и базовыми навыками хореографической композиции дуэтно-классического танца.

2. Задачи курса

  1. Изучение основных этапов развития дуэтно-классического танца.

  2. Изучение базовых образцов хореографического наследия дуэтно-классического танца.

  3. Овладение методикой исполнения дуэтно-классического танца.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «дуэтно-классический танец» является неотъемлемой и исторически установившейся частью хореографического образования, одним из основных специальных предметов, рекомендованных УМО ВУЗам, ведущим подготовку бакалавра искусства балета.

4. Требования к уровню освоения курса

Бакалавр искусства балета должен

знать:

  • выразительные средства классического и дуэтно-классического танца;

  • знать последовательность исполнения программных элементов дуэтно-классического танца;

  • спектакли классического наследия.

уметь:

  • грамотно исполнять элементы дуэтно-классического танца;

  • творчески взаимодействовать с концертмейстером в ходе подготовки и проведения уроков и репетиций.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Разделы курса

Раздел 1. Введение в дисциплину «Дуэтно-классический танец»

Раздел 2. Основные технические приемы партерной и воздушной поддержки

Раздел 3. Методическое наследие отечественной школы дуэтно-классического танца

2. Темы и краткое содержание

Раздел 1. Введение в дисциплину «Дуэтно-классический танец»

Тема 1. Цель дисциплины «Дуэтно-классический танец»

Цель дисциплины «дуэтно-классический танец». Смысловая нагрузка дуэта в балетном спектакле. Творческий контакт, чувство взаимного темпа партнеров в поддержках, техника и формы танца с поддержками. Партерная и воздушная поддержка. Травматизм при поддержках.

Тема 2. Краткий экскурс в историю дуэтно-классического танца

Дуэтный танец в балетах Ж. Доберваля, Ш. Дидло, А. Бурнонвиля, Ж. Перро, М. Петипа. Структура дуэтов. Рas de deux (пятичастная форма) и его задачи в спектаклях первой половины XIX века. Дуэтный танец второй половины XIX — начала ХХ веков — сюжетное звено балетного спектакля. Дуэтный танец в концертном исполнении — законченная миниатюра.

Тема 3. Поддержка — средство пластической выразительности

Классификация приемов партерной и воздушной поддержки.

Основные приемы партерной поддержки:

      1. Поддержка ученицы двумя руками за талию.

      2. Поддержка ученицы двумя руками за обе руки:

а) за кисти;

б) за запястья.

  1. Поддержка ученицы одной рукой:

а) за талию в охват;

б) за одну руку (за кисть или за запястье);

в) за талию одной кистью.

  1. Поддержка ученицы в сочетании перечисленных приемов. Например, одной рукой за талию или под диафрагму, другой — за руку или одной рукой за обе руки ученицы и т.п.

В различных приемах поддержки ученик должен уметь стоять позади ученицы, рядом с ней, лицом к ней, опускаться на одно колено.

Основные приемы воздушной поддержки:

  1. Маленькие прыжки и небольшие подъемы ученицы до уровня груди и плеч ученика.

  2. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием позы на груди и плече ученика.

  3. Подъемы, большие прыжки ученицы с подбрасыванием и фиксированием позы на двух и на одной руке ученика (с поворотом и без поворота в воздухе).

Эстетика дуэтно-классического танца: гармония поз и положений, пластическая и эмоциональная выразительность, кантилена дуэта. Дуэты в балетах Федора Лопухова, Касьяна Голейзовского, Леонида Лавровского, Ростислава Захарова, Василия Вайнонена, Леонида Якобсона, Юрия Григоровича. Компоненты понятия «идеальный дуэт».

Костюм исполнителей дуэта и его влияние на технику поддержки (пачка, тюник шопеновский, туника, комбинезон-купальник).

Тема 4. Дуэты классического наследия

Классическое наследие и бережное его сохранение. Допустимые изменения и дополнения в спектаклях классического наследия при возобновлениях и переносах. Исполнители, которые благодаря своей индивидуальности вносят в создание образа различные нюансы, не нарушая при этом авторского замысла и хореографического текста. Изучение дуэтов классического наследия и современного репертуара с их последующим методическим разбором.

Дуэты классического наследия:

1. П. Чайковский — М. Петипа, «Спящая красавица», adagio Авроры и Дезире (III акт);

2. П. Чайковский — Л. Иванов, “«Лебединое озеро», adagio Одетты и Зигфрида (I акт, 2 картина);

3. Ф. Шопен — М. Фокин, «Шопениана», Седьмой вальс.

4. П. Чайковский — М. Петипа, «Спящая красавица», adagio Флорины и Голубой птицы;

5. Л. Минкус — М. Петипа, «Баядерка», adagio Никии и Солора (III акт);

6. А. Адан — М. Петипа, «Жизель», дуэт Жизели и Альберта (II акт);

7. А. Глазунов — М. Петипа, «Раймонда», Grand pas (III акт);

8. Р. Шуман — М. Фокин, «Карнавал», дуэт Коломбины и Арлекина.

9. Э. Григ — Ф. Лопухов, «Ледяная дева», дуэт Ледяной девы и Асака;

10. Б. Асафьев — Р. Захаров, «Бахчисарайский фонтан», вальс Марии и Вацлава (I акт);

11. А. Крейн — В. Чабукиани, «Лауренсия», свадебный дуэт Лауренсии и Фрондосо;

12. П. Чайковский — В. Вайнонен, «Щелкунчик», adagio Маши и Принца (II акт);

13. С. Прокофьев — Л. Лавровский, «Ромео и Джульетта», сцена на балконе;

14. А. Хачатурян — Л. Якобсон, «Спартак», дуэт Фригии и Спартака (III акт);

15. К. Дебюсси — Л. Якобсон, миниатюра «Вечный идол»;

16. С. Прокофьев — Ю. Григорович, «Каменный цветок», adagio Хозяйки Медной горы и Данилы;

17. А. Меликов — Ю. Григорович, «Легенда о любви», дуэт Ширин и Ферхада (II акт).

Раздел 2. Основные технические приемы партерной и воздушной поддержки

Тема 3. Первый год изучения технических приемов партерной и воздушной поддержки

ПАРТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА

I. Поддержка ученицы двумя руками за талию

      1. Relevé из V позиции на две и одну ногу.

      2. Développé на 45° и 90° во все большие позы классического танца.

      3. Développé, développé-passé, grand rond de jambe (с переменой поз, стоя на одной и той же опорной ноге).

      4. Различные виды grand port de bras.

      5. Связующие и вспомогательные движения с завершением в маленькие и большие позы классического танца (комбинация temps lié на 90° может являться примером). Приобретение навыка во время переходов ученицы с пальцев в demi-plié перемещать центр тяжести ее корпуса с носка опорной ноги на всю стопу.

      6. Неполные и полные повороты, во время которых меняется ракурс позы ученицы или она принимает другую позу.

      7. Повороты типа battement soutenu, grand fouettе en face.

      8. Tour lent — «обводка» во всех больших позах (1–2 оборота).

      9. Туры из V и IV позиции en dehors и en dedans (в конце года два оборота).

      10. Поддержка ученицы в «падающих» позах и положениях с возвращением в исходное положение и с переходом в другие позы:

а) боковое «падение» в положение epaulmenht;

б) опускание в «падающее» положение спиной к полу;

в) в позе I arabesque одной рукой в охват за талию, другой — за запястье;

г) опускание в «падающем» положении спиной на грудь партнера.

II. Поддержка ученицы двумя руками за обе руки (за кисти или за запястья).

      1. Во всех маленьких и больших позах в статичных положениях. Во время développé, grand rond de jambe, во время исполнения связующих и вспомогательных движений и во время переходов из одной позы в другую.

      2. Основной поворот на 360°, во время которого ученик стоит перед ученицей и не меняет своего положения, а руки поочередно проходят через три позиции.

      3. Tour lents («обводка») во всех маленьких и больших позах:

а) ученик поддерживает ученицу за кисти или за запястья обеих рук;

б) в позе attitude, во время которой ученица держится двумя руками за одну руку ученика (за кисть и плечо).

III. Поддержка одной рукой (за кисть, за запястье или за талию).

Во всех больших позах классического танца в статичных положениях.

ВОЗДУШНАЯ ПОДДЕРЖКА

Поддержка ученицы двумя руками за талию.

Все маленькие прыжки классического танца по программе данного класса изучаются с поддержкой ученицы двумя руками за талию сначала на месте, затем с продвижением вперед, в сторону, назад.

  1. Grand assemblé с пролетом.

  2. Grand assemblé с поддержкой ученицы одной рукой за руку, другой — с упором в ее бок.

  3. Небольшой подъем в позе I arabesque. Одной рукой в охват за талию под наклоненный корпус, другой — за бедро поднятой ноги (поза «рыбка»). В конце года ученик должен уметь, подняв ученицу, нести ее, поворачиваться вокруг своей оси и опускать ученицу к себе на бедро в позе «ласточка».

  4. Подъем с переносом на ½ поворота под диафрагму.

  5. Подъем, когда ученица лежит поясницей на спине ученика.

  6. Небольшой подъем в позе I arabesque до уровня груди.

  7. Pas sissonnes из стороны в сторону.

Тема 4. Второй год изучения технических приемов партерной и воздушной поддержки

ПАРТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА

I. Поддержка ученицы двумя руками за талию.

  1. Все виды grand fouetté en tournant en dehors и en dedans с переходом и без перехода с пальцев в demi-plié.

  2. Tour lent — «обводка» по 2–3 и более поворотов, во время которых ученица меняет позы, а затем переходит на туры en dehors и en dedans.

  3. Туры (по 2–3 и более поворотов):

а) туры из всех больших поз классического танца с завершением в любую позу (изучаются en dehors и en dedans, с переходом и без перехода в demi-plié);

б) туры с шага, с tombée, с préparation-dégagé;

в) туры в положении а la seconde на 90° и в позе attitude. Форс к этим турам (п.п. б) и в)) ученица берет самостоятельно, а ученик подхватывает ее во время вращения и останавливает в заданной позе.

II. Поддержка ученицы двумя руками за обе руки (за кисти или за запястья).

Туры из различных положений и поз, форс к которым ученица получает от ученика или берет сама, отталкиваясь от его рук, ученик же после начала вращения переводит свои руки на ее талию:

а) из положения а la seconde на 90°;

б) из позы croisée «из-под руки партнера» (в исходном положении ученица стоит на левой ноге, правая рука в 3-й позиции, левая —во 2-й, ученик позади нее);

в) из позы attitude effacée (ученик стоит перед ученицей) за плечо и кисть.

III. Поддержка ученицы одной рукой.

  1. При исполнении ученицей développé, développé-passé, grand rond de jambe, а также при различных переходах из одной позы в другую с помощью связующих и вспомогательных движений.

  2. Резким подтягиванием за руку из позы «сидя» на полу в позы attitude и I arabesque.

  3. Медленные повороты ученицы за кисть путем перемены позиции ее руки, а также сменой положения самой кисти.

  4. Tour lent во всех больших позах классического танца за кисть, за запястье.

  5. Туры за запястье из позы I arabesque:

а) в исходном положении перед турами ученик держит ученицу за запястья обеих рук, стоя позади нее;

б) в исходном положении ученик держит ученицу за запястье одной руки и стоит лицом к ней.

  1. Туры, во время которых ученица держится за палец ученика:

а) из позы croisée (перед форсом ученица держится другой рукой за руку ученика);

б) в позе attitude (нога ученицы на 45 градусов) с шага, с tombée.

  1. Поддержка ученицы кистью одной руки за талию:

а) при исполнении ученицей développé, grand rond de jambe, développé-passé;

б) grand port de bras из поз I, III, IV arabesque, attitude effacée и croisée;

в) tour lent во всех больших позах классического танца.

  1. Поддержка ученицы в «падающих» положениях и позах (за кисть, за запястье, за талию в охват, а также с опорой на корпус ученика). Изучается во всех больших позах классического танца.

ВОЗДУШНАЯ ПОДДЕРЖКА

Все большие прыжки классического танца изучаются с поддержкой ученицы двумя руками за талию на высоту поднятых вверх рук ученика.

Эти же прыжки изучаются с поддержкой двумя руками за обе руки, за одну руку и комбинированными приемами, т.е. одной рукой за руку или под диафрагму, другой за талию и т.п.

  1. Воздушный тур из V позиции с завершением в V позицию в demi-plié с поддержкой двумя руками за талию.

  2. Grand jeté en tournant в позе attitude (с поддержкой двумя руками за талию).

  3. Прыжки с полетом вокруг ученика с поддержкой двумя руками за руки: assemblé en tournant, jeté entrelacé.

  4. Jeté entrelacé за одну руку, другой под диафрагму.

I. Прыжки на руки ученика с завершением в позе «рыбка»:

    1. Рывком за одну руку из позы «сидя» на полу (без поворота и с поворотом в воздухе в положении спиной к полу).

    2. Grand fouetté sauté (в полете спиной к ученику).

    3. Jeté entrelacé.

    4. Cabriole fouetté.

    5. Прыжок с разбега (вначале с pas assemblé, а затем с pas sissonné) без поворота и с поворотом в воздухе в положение спиной к полу.

II. Прыжки до уровня груди и плеч ученика:

  1. Grand jeté в позе attitude effacée с поддержкой одной рукой в охват за талию. Поймав ученицу в полете, ученик должен уметь поворачиваться вокруг своей оси, двигаться в каком-либо направлении.

  2. Повороты ученицы в руках ученика с подбрасыванием в воздух из позы «рыбка» в положение спиной к полу и обратно.

  3. Grand jeté в позе I arabesque с завершением прыжка на бедре ученика стоя (с поддержкой ученицы двумя руками за талию).

III. Подъемы ученицы с фиксированием поз на груди или плече ученика:

  1. С pas sauté, маленького pas assemblé с завершением в положение «сидя».

  2. Рывком за одну руку из позы «сидя» на полу с завершением:

а) в положение «сидя» на плече с поворотом в воздухе;

б) в положение «лежа» на плече спиной с поворотом в воздухе;

в) в позе «ласточка».

  1. С больших прыжков:

а) jeté entrelacé в позу «ласточка», saut de basque с завершением в положение «сидя»;

б) с pas sissonne с завершением в положение «сидя», когда ноги ученицы по I прямой позиции, согнутые в коленях оказываются за спиной ученика;

в) с разбега (из-за спины ученика) на плечо в позе «ласточка».

  1. Подъем в позе I arabesque с поддержкой ученицы одной рукой под наклоненный корпус, другой —за бедро поднятой ноги (с demi-plié на опорной ноге).

  2. Подъем в позе III arabesque с разбега и pas sissonne tombée (факультатив).

Тема 5. Третий год изучения технических приемов партерной и воздушной поддержки

ВОЗДУШНАЯ ПОДДЕРЖКА

I. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на плече ученика:

  1. Бросок с поворотом в воздухе из позы «рыбка» с завершением в позе «ласточка» на плече.

  2. Воздушный тур из V позиции с завершением на плече ученика в положении «сидя» (с поддержкой за талию двумя руками).

  3. Grand jeté с поддержкой за обе руки с фиксированием позы полета на плече ученика (прыжок за его спиной).

II. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на двух поднятых вверх руках ученика:

      1. С упором под поясницу (с pas sauté или маленького pas assamblé).

      2. В позах I, IV arabesque (с demi-plié на опорной ноге).

      3. В позе III arabesque (с разбега и pas sissonne tombée).

      4. Grand jeté в позе I arabesque с поддержкой двумя руками за талию, а затем с переводом руки под бедро.

      5. Grand jeté в позе attitude effacée с поддержкой двумя руками за талию, а затем с переводом одной руки под бедро.

      6. Grand fouetté sauté с завершением в позе IV arabesque.

      7. Saut de basque с завершением в положении «сидя».

      8. Поза «ласточка» с разбега и pas sissonne tombée.

      9. С упором под поясницу и под колено согнутой ноги, с фиксированием горизонтального положения спиной к полу.

Тема 6. Изучение наиболее сложных элементов поддержки

Наиболее сложные элементы поддержки изучаются по усмотрению педагога в зависимости от профессиональных возможностей учеников.

I. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на одной поднятой вверх руке:

  1. С упором под поясницу и под колено согнутой ноги (корпус ученицы прогнут назад).

  2. С упором под ягодичные мышцы и под колено согнутой ноги (в положении «сидя»).

  3. Grand jeté в позе I arabesque с поддержкой двумя руками за талию, а затем с переводом на одну руку под наклоненный корпус и в позе attitude effacée с поддержкой двумя руками за талию, а затем с переводом на одну руку под поясницу.

  4. Saut de basque с завершением в положении «сидя».

II. Броски ученицы из поз, зафиксированных на одной или двух поднятых вверх руках, с завершением в позе «рыбка» (без поворота и с поворотом в воздухе):

    1. Из поз I, III, IV arabesques.

    2. Из позы «ласточка».

    3. Из положения «сидя» на одной поднятой вверх руке.

III. Бросок с двойным поворотом в воздухе в горизонтальном положении с завершением в позе «рыбка».

Раздел 3. Методическое наследие отечественной школы дуэтно-классического танца

Тема 1. Книга Н.Н. Серебренникова «Поддержка в дуэтном танце» (Л., 1985) – методическая основа преподавания дуэтно-классического танца

Книга Н.Н.Серебренникова «Поддержка в дуэтном танце» (Л., 1985) – методическая основа преподавания дуэтно-классического танца будущим артистам балета. Структура книги. Анализ основных положений. Обобщение в книге Н.Н.Серебренникова опыта нескольких поколений педагогов — Павла Гердта, Сергея и Николая Легат, Владимира Пономарева, Бориса Шаврова, Петра Гусева, Александра Пушкина.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Поддержка в народных танцах Средних веков.

  2. Элементы дуэтного танца в трудах танцмейстеров эпох Возрождения.

  3. Дуэтный танец и художественный стиль эпохи. Проблемы взаимовлияния.

  4. Дуэты в балетах Новерра, Анджиолини, Доберваля.

  5. Дуэты в балетах Дидло.

  6. Дуэты в балетах эпохи Романтизма. Тальони.

  7. Дуэты в балетах Перро и Сен-Леона.

  8. Особенности дуэтного танца в балетах Петипа.

  9. Проблемы реконструкции наследия дуэтно-классического танца.

  10. Дуэты в балетах Дж. Баланчина.

  11. Дуэты современных хореографов.

  12. Иконография балета и реконструкция забытых дуэтов.

  13. Сочинение учебных комбинаций по программе I, II, III года обучения совместно с концертмейстером на импровизационном и нотном материале, в различных темпах.

4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Рефераты и курсовые работы не предусмотрены.

5. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

1. Дать методическое объяснение исполнения какого-либо приема партерной или воздушной поддержки по программе I года обучения. Возможные ошибки и методы их исправления.

2. Дать методическое объяснение исполнения какого-либо приема партерной или воздушной поддержки по программе II года обучения. Возможные ошибки и методы их исправления.

3. Дать методическое объяснение исполнения какого-либо приема партерной или воздушной поддержки по программе III года обучения. Возможные ошибки и методы их исправления.

4.Сочинение учебных комбинаций-этюдов дуэтного танца по программе I года обучения. Музыкальное сопровождение импровизационное, продолжительность не менее 32-х тактов в темпе adagio или allegro, но и не более 64-х тактов. Определение ее целенаправленности. Работа с концертмейстером. Возможные ошибки и методы их исправления.

5. Сочинение учебных комбинаций-этюдов дуэтного танца по программе II года обучения. Музыкальное сопровождение импровизационное, продолжительность не менее 32-х тактов в темпе adagio или allegro, но и не более 64-х тактов. Определение ее целенаправленности. Работа с концертмейстером. Возможные ошибки и методы их исправления.

6. Сочинение учебных комбинаций-этюдов дуэтного танца по программе III года обучения. Музыкальное сопровождение импровизационное, продолжительность не менее 32-х тактов в темпе adagio или allegro, но и не более 64-х тактов. Определение ее целенаправленности. Работа с концертмейстером. Возможные ошибки и методы их исправления.

7. Показ одного из изученных дуэтов или его фрагмента с методическим объяснением исполнения приемов поддержки данного дуэта. Возможные ошибки и методы их исправления.

III.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Осуществляется ВУЗом самостоятельно.

Примечание: 70% аудиторных семинарских занятий составляет обязательное посещение студентами уроков дуэтно-классического танца в хореографических академиях или училищах с последующим методическим обсуждением под руководством педагога.

IV. Форма итогового контроля

Экзамен.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Рекомендуемая литература

  1. Ваганова А. Я. Основы классического танца. — Л.; М.: Искусство, 1980.

  2. Костровицкая В. С. Классический танец. Слитные движения. — М.: Советская Россия, 1961.

  3. Серебренников Н. Н. Поддержка в дуэтном танце. — Л.: Искусство, 1985.

  4. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. – М.: Искусство, 1980.

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Дуэтно-классический танец: программа для хореографических училищ по специальности 2108 «Артист балета». – Л., 1975.

  2. Дуэтно-классический танец: программа для хореографических училищ по специальности 2108 «Артист балета». – М., 1987.

  3. Дуэтно-классический танец: программа. – Спб.: АРБ им. А. Я. Вагановой, 1995.

  4. Учебные программы Ленинградского государственного хореографического техникума / под редакцией А. Я. Вагановой, И. И. Соллертинского. — Л., 1928.

  5. Учебные программы Ленинградского государственного хореографического техникума / под редакцией А. Я. Вагановой, И. И. Соллертинского, Ю. И. Слонимского. — Л., 1936.

  6. Учебные программы специальных дисциплин хореографических училищ / под редакцией А. Я. Вагановой. — М.; Л., 1947.

3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.

  1. Учебный фильм «Дуэтный танец». Автор-постановщик Н. Н. Серебренников. – «Леннаучфильм», 1971 (1 серия); 1972 (2 серия); 1985 (3 серия).

ФГОУ ВПО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой»

191023, СПб., ул. Зодчего Росси, д. 2

E-mall:academy@vaganova.ru

  1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» (1)

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Физическая культура» со­ставлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бака­лавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие
  2. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» (2)

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Физическая культура» со­ставлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бака­лавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие
  3. Примерные программы Специальные дисциплины примерная программа дисциплины основы сельскохозяйственного производства (1)

    Примерная программа
    Основная цель дисциплины «Основы сельскохозяйственного производства» - дать студентам инженерного профиля, обучающимся по специальности «Инженерные системы сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения » необходимый
  4. Примерные программы Специальные дисциплины примерная программа дисциплины основы сельскохозяйственного производства (2)

    Примерная программа
    Основная цель дисциплины «Основы сельскохозяйственного производства» - дать студентам инженерного профиля, обучающимся по специальности «Инженерные системы сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения » необходимый
  5. Примерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре» (1)

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
  6. Примерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре» (2)

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре» Федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
  7. Примерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре» (3)

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре» Федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
  8. Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» (1)

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  9. Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» (2)

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  10. Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин

    Примерная программа
    Подготовка специалиста, в совершенстве владеющего теоретическими и практическими основами методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца).

Другие похожие документы..