Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

ФАКУЛЬТЕТ БАШКИРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине:

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (3/3

для 5 курса БР ДО

Учебно-методический комплекс Составитель: к.ф.н.,

обсужден и утвержден ст. преподаватель

на заседании кафедры Мишина Г.В.

Протокол № 1. от 9.09. 2008 г.

Зав.кафедрой: Кагарманова М.Ш.

Стерлитамак 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

1-2. Государственный стандарт

  1. Введение

  2. Пояснительная записка

  3. Цели курса. Специфика курса.

  4. Основные виды занятий и особенности их проведения.

7.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

8.Техническое обеспечение дисциплины. Объем и сроки учебного курса.

9.Рабочая программа.

10.Темы для самостоятельного изучения.

11.Практические занятия.

12.Художественная литература для обязательного чтения

13.Основная и дополнительная литература по курсу.

14.Вопросы к зачету.

15.Основные темы курса. Лекция 1. М.А. Шолохов.

16.Лекция 2. Б.Л. Пастернак.

17.Лекция 3. А.Т. Твардовский.

18.Лекция 4. А.И. Солженицын.

19.Лекция 5. Литература конца 1960-х–1990-х годов.

20.Методические рекомендации преподавателям.

21.Методические рекомендации студентам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

А.Г.Свинаренко

____________________

«31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации

710 пед/сп (новый)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033000.00 Родной язык и литература

с дополнительной специальностью

Квалификация учитель родного языка, литературы и _____

(в соответствии с дополнительной специальностью)


Вводится в действие с момента переутверждения

вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., 397пед/сп)

Москва 2005

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

ДПП.Ф.14

История русской литературы

Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа XIX - XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература XX в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы. История русской литературной критики.












Введение

Предлагаемый учебно-методический комплекс составлен на основе следующих документов:

Федеральный закон: Выпуск 28. Об образовании. М.: ИНФА – М, 2002.

Федеральный закон. Об утверждении Федеральной программы развития образования в Российской Федерации. М.: МО РФ, 2000.

Закон Республики Башкортостан об образовании. Уфа, 1993.

Закон Российской Федерации о языках народов РФ. (Русская речь. 1992. №2).

Временный государственный образовательный стандарт: Общее и среднее образование.

Русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения (М., 1993).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет по высшему образованию. 1996.

В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки. Этим обусловлена специфика работы, проводимой с учетом как особенностей дисциплины, логики материала, так и контингента студентов.

Структурно описание программы курса включает пояснительную записку, содержание лекций и практических занятий, обозначение тем, выносимых для самостоятельной работы, списки текстов для обязательного чтения, списки научных исследований, контрольные вопросы для самопроверки, вопросы к зачету и экзамену.

Пояснительная записка

Актуальность изучения.

История русской литературы 1960-х-200-х годов продолжает цикл дисциплин, входящих в основной фундаментальный курс филологической специальности. Данный курс дает студентам знание материала, включенного в школьную программу, и, следовательно, выполняет важную задачу в деле профессиональной подготовки учителя-словесника.

В плане межпредметных связей этот курс обеспечивает усвоение понятие «историко-литературный процесс», «метод», жанровое и стилевое своеобразие литературы.

В истории данного периода выделяется несколько этапов, каждый из которых выстраивается по своим имманентным законам. Освещая литературное развитие 1940-1960-х годов, мы уделяем преимущественное внимание проблемам прозы, прослеживая главные тенденции, наметившиеся в ходе ее эволюции: постепенный переход от известного схематизма, заданности, нормативности и условности к все большей аналитичности, пафосу исследования и возрастания духовно-нравственного аспекта в трактовке человека и мира.

Освещая литературное развитие последней трети ХХ века, мы ставим задачи осветить культурно-историческую ситуацию конца 1960-х – первой половины 80-х годов и особенности литературного развития этого периода; осветить современное состояние литературного процесса и познакомить студентов с различными эстетическими течениями, возникшими в 1980-90-е годы.

Цели курса.

- дать представление об основных фактах, составляющих литературный процесс 40-90-х годов, о творчестве крупных писателей, своеобразии развития жанров и стилей литературы этого периода;

- добиться у студентов знания существующих исследовательских концепций различных периодов истории русской литературы 1940-200-х годов;

- проследить связь творчества писателей этого периода с традициями русской и мировой литературы;

- адекватно вписать в историко-литературный процесс произведения «возвращенных» авторов;

- выработать у студентов умение определять своеобразие индивидуального писательского стиля; анализировать конкретный художественный текст с учетом исторических и биографических обстоятельств его создания; понимать место произведения в контексте историко-литературных связей, в свете общих закономерностей развития литературы;

- помочь будущему учителю в отборе, осмыслении и методической обработке материала для школьного изучения.

Воспитательная задача курса:

огромным воспитательным потенциалом обладает сам изучаемый литературный материал, кроме того, в ходе чтения и анализа текстов художественных произведений происходит формирование духовной, личности, осознающей гражданский и общественный долг; формируется культура умственного труда; воспитывается уважение к другим культурам.

Межпредметные связи:

курс истории русской литературы тесно связан с мировой историей и историей России, мировой художественной культурой, этикой и эстетикой, философией, лингвистикой и другими дисциплинами.

Специфика курса.

Курс имеет проблемный характер, совмещает теоретический и исторический ракурс в освоении материала. Лекции выстроены в основном монографически и предполагают значительный объем самостоятельной работы студентов. В связи с малым количеством аудиторных часов, отведенных на изучение курса дооктябрьского периода русской литературы и всей русской литературы ХХ века, отсутствует возможность рассматривать в рамках разных курсов этапы творческого пути поэтов и писателей, поэтому фактически изучаемый материал выходит за установленные хронологические границы.

Данная программа составлена на основе программ:

- МПГУ «История русской литературы». Москва. Изд-во «Флинта». Изд-во «Наука». 1999;

- Русская литература ХХ века. : Программа курса и методические материалы для студентов филологического факультета / Сост. Т.П. Леднева, Ю.Н.Серго, М.В. Серова, Е.А. Подшивалова. Ижевск, 2004.

Основные виды занятий и особенности их проведения

Программа курса предполагает следующие формы изучения теоретического и практического материала:

- лекции;

- практические занятия;

- чтение художественных текстов и их анализ;

- ведение читательских дневников;

- составление конспектов научных трудов.

Формами контроля усвоения учебного материала является:

- составление студентами плана лекции;

- проверка конспектов;

- собеседование по прочитанным текстам;

- анализ выступлений по темам на практических занятиях;

- контрольная работа;

- написание и защита курсовых работ.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения истории русской литературы студенты должны:

знать и усвоить:

  1. основной массив произведений авторов, наиболее значительных для истории литературы XX века;

  2. основные направления и течения, тенденции развития в литературе 3/3 ХХ века;

  3. базовые литературоведческие категории и понятия;

  4. методологию литературоведческих учений;

уметь:

  1. ориентироваться в ключевых проблемах литературного развития;

  2. добывать и применять научную информацию, работать с исследовательской и справочной литературой;

  3. применять выработанные в вузе навыки во время педагогической практики и в перспективе преподавательской деятельности;

владеть навыками:

1. анализировать художественные произведения в аспекте течения и творческой индивидуальности писателя.

  1. анализировать критическую и научную литературу по творчеству ведущих писателей периода, освещать предмет и ход полемики по дискуссионным вопросам в истории литературы XX века.

Техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения преподавания курса «История русской литературы» необходимы:

  1. оборудованные аудитории;

  2. аудио-видео аппаратура, видеокассеты и диски с материалами, иллюстрирующими содержание художественных произведений и биографии авторов; интерактивная доска;

  3. мультимедийные технические средства;

  4. авторские электронные программы по курсу;

  5. прочие виды наглядности.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  8. Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

    Учебно-методический комплекс
    Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.

Другие похожие документы..