Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История психологии (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________

«____» _______________2009 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.13 История психологии

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1.Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины «История психологии» – ознакомить студентов с основными этапами становления и развития психологии как науки в контексте их теоретической подготовки к работе социального педагога.

Задачи дисциплины:

1. Анализ кризисных периодов в развитии психологической науки.

2. Характеристика этапов становления основных научных школ в их взаимодействии в контексте общекультурной и общенаучной ситуации того или иного этапа.

3. Анализ жизненного и научного пути выдающихся психологов, основных линий влияния психологических идей прошлого на современную психологическую науку и практику.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По завершению курса студенты должны знать:

1. Роль историко–психологического знания в построении образа психологической науки.

2. Модели и методы историко­–психологического познания.

3. Генезис и становление представлений о психической реальности в периоды античности и Средневековья.

4. Принципы развития и структурирования психологического знания.

5. Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов.

6. Концепция психической причинности.

7. Становление естественнонаучной парадигмы в психологии. Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии.

8. Методология и практика психологического эксперимента.

9. Психология в эпоху открытого кризиса: проблема самоопределения науки.

10. Научные школы в психологии.

11. Проблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в психологии.

12. Гуманистическая парадигма в психологии.

13. Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ: проблема научного диалога.

14. Перспективы развития психологии.

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр 7

Общая трудоемкость дисциплины

80

80

Аудиторные занятия

54

54

Лекции

18

18

Практические занятия

36

36

Семинары

Лабораторные работы

И (или) другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

26

26

Курсовая работа

Расчетно–графические работы

Рефераты

+

+

И (или) другие виды самостоятельной работы

Вид итогового контроля

экзамен – 7 сем.

экзамен

4.Содержание дисциплины

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

История психологии: ее предмет, задачи и методы.

2

4

3

2.

Античная психология.

2

4

3

3.

Развитие психологии в средние века и эпоху Возрождения.

2

4

3

4.

Принципы психологической мысли 17 века.

2

4

3

5.

Психологическая мысль 18 века.

2

4

3

6.

Возрождение психологии как науки.

2

4

3

7.

Развитие отраслей психологии.

2

4

3

8.

Научные школы в психологии.

2

4

3

9.

Развитие психологии в России.

2

4

2

Всего часов

18

36

26

4.2.Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. История психологии: ее предмет, задачи и методы.

Тема 1. История психологии как наука (2ч.).

Лекция. Предмет истории психологии. Задачи истории психологии. Периодизация истории психологии. Методы и модели историко–психологического познания (2ч.).

Тема 2. Роль историко–психологического знания в построении образа психологической науки (4ч.).

Семинар. Роль историко – психологического знания в построении образа психологической науки (2ч.).

Семинар. Принципы развития и структурирования психологического знания (2ч.).

Раздел 2. Античная психология.

Тема 3. становление представления о психической реальности в античности (2ч.).

Лекция. Генезис и становление представления о психической реальности в античности (2ч.).

Тема 4. Основные материалистические положения античной психологии (4ч.).

Семинар. Развитие психологических знаний в работах софистов. Идеи Сократа. Идеалистическая психология Платона (2ч.).

Семинар. Понятие души по Аристотелю. Психологические воззрения в эпоху эллинизма (2ч.).

Раздел 3. Развитие психологии в средние века и эпоху Возрождения.

Тема 5. Арабоязычная наука (2ч.).

Лекция. Принципы развития и структурирования психологического знания. Генезис и становление представлений о психической реальности в Средневековье. Арабоязычная наука (2ч.).

Тема 6. Психологические идеи средневековой Европы (4ч.).

Семинар. Психологические идеи средневековой Европы (2ч.).

Семинар. Духовная жизнь эпохи Возрождения (2ч.).

Раздел 4. Принципы психологической мысли 17 века.

Тема 7. Новоевропейская психологическая мысль (2ч.).

Лекция. Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов. Завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе. Психология Ф.Бэкона. Выделение сознания как критерий психики. Психология Спинозы (2ч.).

Тема 8. Оформление эмпирической психологии философских учений 17 века (4ч.).

Семинар. Оформление эмпирической психологии философских учений 17 века (2ч.).

Семинар. Понятие о бессознательной психике (2ч.).

Раздел 5. Психологическая мысль 18 века.

Тема 9. Становление ассоциативной психологии (2ч.).

Лекция. Становление ассоциативной психологии. Становление эмпирического направления в психологических взглядах французских просветителей. Проблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в психологии (2ч.).

Тема 10. Зарождение исторического подхода (4ч.).

Семинар. Зарождение исторического подхода (2ч.).

Семинар. Психологические идеи в немецкой классической философии конца 18– первой половины 19 в.в (2ч.).

Раздел 6. Зарождение психологии как науки.

Тема 11. Естественно–научные предпосылки (2ч.).

Лекция. Естественнонаучные предпосылки. Принципы развития и структурирования психологического знания. Новоевропейская психологическая мысль постановки проблемы взаимодействия психических и физических феноменов. Развитие ассоцианизма. Принцип биологического детерминизма. Концепция психологической причинности становления естественнонаучной парадигмы в психологии (2ч.).

Тема 12. Разработка методологического аппарата психологии (4ч.).

Семинар. Разработка категориального аппарата и методологических принципов в психологии (2ч.).

Семинар. Методология и практика психологического эксперимента (2ч.).

Раздел 7. Развитие отраслей психологии.

Тема 13. Проблема самоопределения науки (2ч).

Лекция. Психология в эпоху открытого кризиса: проблема самоопределения науки (2ч.).

Тема 14.Развитие отраслей психологии (4ч.).

Семинар. Экспериментальная психология. Дифференциальная психология. Психология развития (2ч.).

Семинар. Зоопсихология. Социальная и культурно–историческая психология. Психотехника (2ч.).

Раздел 8. Научные школы в психологии.

Тема 15. Кризис психологии (2ч.).

Лекция. Проблема взаимодействия теоретического и практического исследования в психологии. Кризис психологии (2ч.).

Тема 16.Научные школы в психологии (4ч.).

Семинар. Структурализм. Вюрцбургская школа. Функционализм. Бихевиоризм. Необихевиоризм. Социальный бихевиоризм. Гештальт–психология. Теория «поля» Курта Левина. Генетическая психология Жана Пиаже (2ч.).

Семинар. Психоанализ. Неофрейдизм. Теория персонализма. Гуманистическая парадигма в психологии. Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ: проблема научного диалога. Перспектива развития психологии (2ч.).

Раздел 9. Развитие психологии в России.

Тема 17. Отечественная психологическая наука во второй половине 19 века (2ч.).

Лекция. Социокультурные корни. Отечественная психологическая наука во второй половине 19 века. Университетские профессора. Развитие экспериментальной психологии в России. Русский путь в науке о поведении (2ч.).

Тема 18. Отечественная психологическая наука в 20 веке (4ч.).

Семинар. Пути развития отечественной психологии в 20–50–е г.г. 20 столетия. Принцип деятельности в психологии. О судьбах русской психологии (2ч.).

Семинар. Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ: проблема научного диалога. Перспективы развития психологии (2ч.).

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно–методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная:

  1. Морогин, В. Г. История психологии / В. Г. Морогин. – Томск : Издательство ТГПУ, 2005. – 423 с.

  2. Петровский, А. В. История и теория психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2006. – 643 с.

б) дополнительная:

  1. Гальперин, П. Я. Введение в психологию./ П. Я. Гальперин. – М. : Академия, 1997. – 289 с.

  2. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. – М. : Астрель, 2001. – 317 с.

  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. – М. : Академия, 2000. – 358 с.

  4. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М. : Наука, 2001. – 428 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа по курсу «История психологии», составленная преподавателями кафедры социальной педагогики ТГПУ.

7. Материально–техническое обеспечение дисциплины

Не предусмотрено.

8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций, лекций-бесед); практических / семинарских занятий (в виде деловых игр, мозговых штурмов, работы в микрогруппах), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, зачет, экзамен.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, ведение словаря, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.

8.2 Методические указания для студентов

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Теоретическое и эмпирическое знание.

  2. Предмет «история психологии».

  3. Три аспекта научной деятельности.

  4. Задачи «истории психологии».

  5. Общий очерк развития античной психологической мысли.

  6. Воззрение на природу психического.

  7. Итоги развития античной психологической мысли.

  8. Психологические идеи Средневековой Европы.

  9. Духовная жизнь эпохи Возрождения.

  10. Психологические идеи эпохи Просвещения.

  11. Зарождение психологии как науки.

  12. Отечественная психологическая наука в 19 веке.

  13. Пути развития отечественной психологии в 20 веке.

Примерная тематика рефератов

  1. История возникновения античной психологической мысли.

  2. Развитие психологических знаний в Средние века и эпоху Возрождения.

  3. Судьба русской психологии.

  4. Развитие отраслей психологии.

  5. Бихевиоризм как основная психологическая школа.

  6. Гештальтпсихология как основная психологическая школа.

  7. Психоанализ как основная психологическая школа

  8. Русский путь в науке о поведении.

Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Предмет, задачи истории психологии.

  2. Периодизация развития психологии в рамках философии.

  3. Методы истории психологии.

  4. Воззрения на природу психического в античной философии (учения Гераклита, Демокрита, Анаксагора, Гиппократа, Алклиона).

  5. Идеалистическая психология Платона.

  6. Понятие души у Аристотеля.

  7. Развитие психологических знаний в работах содчистов.

  8. Проблемы психологии в средние века и эпоху Возрождения.

  9. Психологические аспекты обучения и развития детей в эпохи Средневековья и Возрождения.

  10. Псютин: понятие о рефлексии.

  11. Психологические проблемы Средневековой Европы.

  12. Психология Ф. Бэкона.

  13. Психология Спинозы Б.

  14. Эмпирическая психология в философских учениях 17 века.

  15. Психологические идеи в немецкой классической философии конца 18–нач.19 века.

  16. Понятие о бессознательной психике.

  17. Отечественная психологическая наука во второй половине 19 века.

  18. Развитие психологии в России.

  19. Развитие экспериментальной и прикладной психологии (конец 19– нач.20 в.в.).

  20. Естественно–научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

  21. Теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной науки.

  22. Кризис в психологии.

  23. Бихевиоризм.

  24. Гештальт –психология.

  25. Глубинная психология.

  26. Система психоанализа.

  27. Индивидуальная психология А. Адлера.

  28. Аналитическая психология К. Юнга.

  29. Неофрейдизм.

  30. Описательная психология.

  31. Пути развития отечественной психологии в 20–е 50–е годы 20 столетия.

  32. Реатология.

  33. Психология социального бытия Г.Г.Шпета.

  34. Распространение и разгром педологии.

  35. Теория высших психических функций Л.С.Выготского.

  36. Принципы деятельности в психологии.

  37. Теория деятельности в трудах А.Н.Леонтьева.

  38. Б.М.Теплов –основоположник дифференциальной психологии.

  39. Теория установки Д.Н.Узнадзе.

  40. С.Л.Рубинштейн – выдающийся теоретик советской психологии.

  41. Концепция Б.Г.Ананьева.

  42. Принцип биологического детерминизма.

  43. Современное и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии.

  44. Когнитивная психология.

  45. Гуманистическая психология.

  46. Логотерапия Франка.

  47. НЛП.

  48. Психогенетика.

  49. Развитие познавательной деятельности Пиаже.

  50. Развитие психологии в России.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300.00 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью.

Программу составили:

ассистент кафедры социальной педагогики___________Еремина Л.С.

доцент кафедры социальной педагогики, к.п.н.____________Дудина Е.Н.

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол №___от________2009 г.

Зав. кафедрой ___________Яковлева А.Г.

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ

Председатель

методической комиссии Педагогического факультета__________Яркина Т.Н.

Согласовано:

Декан Педагогического факультета __________Титова Г.Ю.

  1. Программа дисциплины дпп. Ф. 09. История психологии (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    Цель – систематизированное ознакомление студентов с развитием историко-психологического знания, этапами формирования предмета психологии, становлением и развитием психологии как науки.
  2. Программа дисциплины дпп. Ф. 09. История психологии (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины (2)

    Программа дисциплины
    осветить общие закономерности и характеристики этапов развития психологии в контексте общенаучной и общекультурной ситуации того или иного временного периода;
  3. Программа дисциплины дпп. Ф. 12 Социальная психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    2. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Воздействие в процессе общения.
  4. Программа дисциплины дпп. Ф. 12 Социальная психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины (2)

    Программа дисциплины
    4. Малая группа: основные параметры и структуры. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности.
  5. Программа дисциплины дпп. Ф. 08 Основы профориентологии (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    История становления профориентологии как теории и практики в России, СССР, РФ и за рубежом. Зарубежный опыт профильного обучения. Введение профильного обучения в России.
  6. Программа дисциплины дпп. Ф. 05 Основы социальной работы (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины (2)

    Программа дисциплины
    Цель: усвоение и понимание сущности социальной работы как теории и практики профессиональной деятельности с различными категориями людей, нуждающихся в социальной помощи, защите и поддержке.
  7. Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История психологии (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    Цель дисциплины «История психологии» – ознакомить студентов с основными этапами становления и развития психологии как науки в контексте их теоретической подготовки к работе социального педагога.
  8. Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История психологии (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины (3)

    Программа дисциплины
    3. Анализ жизненного и научного пути выдающихся психологов, основных линий влияния психологических идей прошлого на современную психологическую науку и практику.
  9. Программа дисциплины дпп. В. 05. Юридическая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    Цель курса состоит в том, чтобы дать основополагающие психологические знания, способствовать личностному развитию самих студентов, развитию у них целостного психологического взгляда на реальность

Другие похожие документы..