Рабочая программа по дисциплине «Философия» для студентов очной формы обучения всех специальностей

Министерство образования и науки

Кыргызской Республики

Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Философия»

для студентов очной формы обучения всех специальностей

Факультет Энергетический

Кафедра «Философия и социальные науки»

Курс I

Семестр I,II

Экзамен (семестр) I,II

Всего часов по учебному плану 136

из них:

- лекции 17

- практические 34

- индивидуальные занятия 8

- самостоятельная работа 77

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Кыргызской Республики

Рабочая программа разработана: Преп. Балтагожин А.А.

Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Философия и соц. науки»

Протокол № 1 от « 10 » сентября 2007 г. _____________________________

(подпись зав. каф.)

Одобрено учебно-методической комиссией факультета ______ЭФ_________

Протокол №____ от «___»_______ 200__ г. ___________________________

(подпись пред. УМК)

Предисловие

Высшее техническое образование не может быть сведено только к овладению специальностью, сугубо профессиональными знаниями, а предполагает также социально-гуманитарную и, прежде всего, философскую подготовку будущих инженеров. Только такой сплав названных компонентов образовательной деятельности является наиболее результативным в процессе подготовки высококлассных технических специалистов. Иными словами, стратегия осуществления преподавания в высших технических учебных заведениях связана с интеграцией специальных дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов с курсом философии. Рабочая программа содержит необходимые, отправные моменты для проведения этой интеграции.

Необходимо учитывать то немаловажное обстоятельство, что студенты, изучая дисциплины естественнонаучного и профессионального циклов, приобщаются к постижению их познавательного базисного компонента, составляющего теоретические основы этих дисциплин, а это, в свою очередь, способствует выработке у них мировоззренческих установок. Исходя из этого, автор видит своей важной задачей продолжить, развить и углубить процесс мировоззренческой подготовки студентов, максимально используя наработки, полученные при овладении основами профессионально-технического знания.

Гуманитаризация высшего технического образования является велением времени. Ее основными тенденциями выступают, как известно, взаимопроникновение естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также - усиление роли гуманитарного образования. Учитывая сказанное, в данной разработке используются элементы такого взаимопроникновения, опираясь на положение о возрастании роли мировоззренческой, философской подготовки в деле формирования современного инженера.

Ориентированность работы на технические направления и специальности вуза отражена в его структуре (в выделении наиболее важных для подготовки будущих инженеров узловых проблем), в том большом внимании, которое уделено характеристике науки, проблемам взаимодействия ее с философией.

Философия - одна из наиболее древних форм умственного постижения человеком окружающего его мира, попытка с помощью разума проникнуть в величайшую тайну человеческого бытия - происхождение жизни, предназначение и роль в ней человека.

В системе философского знания можно вычленить существенные моменты, свойственные философии в целом. Это:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека.

Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. онтос — сущее и логос — учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или
непознаваем мир, каковы возможности, методы и цели познания; в чем
заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и
объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные
методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она, в
большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании
получило название гносеологии (от греч. гносис — знание, познание и логос
— учение).

  1. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития
    общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о
    бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на
    развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту
    проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который
    изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

  2. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека.
    Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии,
    поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом
    философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек.
    Философия человека называется философской антропологией.

Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Кафедра философии и социальных наук разработала программу учебного курса «Философия» для студентов очного обучения для всех факультетов. Программа в значительной мере адаптирована к особенностям студенческой аудитории технического вуза. К программе прилагается список рекомендуемой литературы по учебному курсу философии и дополнительная литература, тематический план занятий, список тем реферативной работы, а также перечень контрольных вопросов для закрепления материала.

Структура дисциплины

№ темы, раздел

Наименование раздела

Содержание

Всего

часов

В том числе

лк.

сем.

инд.

1

Философия и ее предмет

Философия как особый тип духовной деятельности. Зарождение философского знания в античном мире. Изменение предмета философии в ходе культурно-исторического развития общества.

Философия как мировоззрение. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное.

Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, философская антропология, социальная философия, этика, эстетика, философия науки и техники.

Социальные функции философии: ценностная, эвристическая, методологическая, прогностическая, практическая.

Место и роль философии в жизни человека и общества. Роль философии в формировании духовной культуры личности.

5

2

2

1

2

Исторические этапы развития философии

Исторические подходы к определению предмета философии. Становление предмета философии.

Историческое бытие философии. Место философии в жизни
современного человека и общества. Философия и будущее современной цивилизации.

Природа философских проблем. Философские направления и школы.

15

2

12

1

3

Диалектика

Возникновение и исторические этапы развитие представлений о развитии как способа бытия мира.

Диалектика как учение, логика и методология науки.

Принципы диалектики и закономерности диалектического развития.

7

2

4

1

4

Учение о бытии

Многообразие представлений о бытии в древней, классической и современной философии. Основные виды бытия. Бытие и небытие. Понятие «становление». Субстанция как общее основание многообразия бытия. Монизм и дуализм.

Материя, движение, пространство и время. Изменение содержания этих понятий в истории философской и научной мысли. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

Движение и развитие. Проблема развития в истории философии. Диалектическая и эволюционная модели развития. Детерминизм и индетерминизм.

Картины мира: религиозная, философская, научная. Становление и развитие научной картины мира; сущность коперниковского переворота. Современная квантово-релятивистская картина мира.

Принцип системности. Синергетика как теория самоорганизации систем и ее место в современной научной картине мира. Основные характеристики самоорганизующихся систем. Самоорганизация в природе и обществе.

Многообразие и единство мира. Современное понимание единства мира.

7

2

4

1

5

Учение об обществе

Специфика философского подхода к обществу. Эволюция понимания общественной жизни людей в истории социально-философской мысли.

Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Источники и механизмы развития общества. Движущие силы развития общества. Формы социальной динамики. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Соотношение направленного и стихийного процесса социальных изменений. Проблемы общественного развития и социального прогресса.

Взаимосвязь социума, культуры и природы.

7

2

4

1

6

Философские проблемы человека

Историко-философская традиция и современные философские представления о человеке. Родовая сущность человека: многообразие подходов к проблеме (биологизм, социологизм и рационалистические концепции). Единство природного, культурно-исторического и духовного в человеке.

Экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Жизнь, смерть и бессмертие. Самоценность человеческой жизни и ее смысл. Философские проблемы биоэтики.

Человек в системе социальных связей. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, творчество, свобода. Свобода и ответственность. Человек – индивид – личность. Роль социальной среды в формировании личности.

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Нравственные, эстетические и религиозные ценности и их роль в человеческой жизни.

5

2

2

1

7

Учение о познании

Историко-философский аспект проблемы сознания.

Современная наука и философия о природе сознания и его сущности. Структура сознания: уровни сознания, самосознание; сознание и бессознательное. Сознание и язык. Язык и мышление.

Общественная природа сознания. Сознание, целеполагание, деятельность.Самосознание и личность. Общественное и индивидуальное сознание.

Сознание и познание. Природа познания и его возможности. Познание как способ духовного освоения мира, направленный на получение объективно-истинного знания. Особенности классической теории познания. Становление субъектно-объектного видения мира.

XX век: становление неклассической теории познания. Познание как социокультурный, социально-исторический процесс.

Соотношение познавательной и практической деятельности в их историческом развитии.

Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Творчество и интуиция. Вера и знание.

Проблема истины в философии и науке. Классическое определение истины (Аристотель) и современные концепции. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина, оценка, ценность.

7

2

4

1

8

Философские проблемы науки и техники

Специфика науки как вида духовного производства. Системность, обоснованность, универсальность и незавершенность научного знания. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

Структура научного познания (эмпирический и теоретический уровни), его методы и формы. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение.

Динамика научного познания как процесс формирования нового знания. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности (классический, неклассический, постнеклассический).

Наука и ее роль в современном обществе. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Предмет и основные проблемы философии техники. Техника как область человеческой деятельности: истоки и эволюция. Философское понимание техники (К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Н. Бердяев и др.). Типология техники. Техника и технология.

Наука и техника. Соотношение науки и техники в процессе их исторического развития. Становление технических наук. Структура и функционирование научно-технической теории.

XX век: «сциентизация» техники и «технизация» науки. Наука как главный источник новых видов техники и технологии; применение научных знаний в инженерной практике. Системотехника – попытка комплексного, теоретического обобщения всех отраслей современной техники и технических наук при ориентации на естественнонаучное и гуманитарное образование.

Социокультурные и антропологические аспекты философии техники. Возрастание роли техники в общественной жизни. Человек «на службе» техники и техника «на службе» у человека. Техническая деятельность и техническое творчество. Гуманитарные аспекты философии техники.

Проблемы гуманизации и гуманитаризации технического образования. Социальная направленность современной инженерной деятельности; этический кодекс инженера.

6

3

2

1

Итого:

59

17

34

8

  1. Рабочая программа по дисциплине «Философия» для студентов очной формы обучения всех специальностей (1)

    Рабочая программа
    В программе курса прослеживается процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству великих мыслителей, идеи и образы мышления которых сыграли выдающуюся
  2. Рабочая программа по дисциплине «философия» для студентов очной формы обучения всех специальностей и факультетов, кроме фэт семестр 3,4

    Рабочая программа
    Современный мир – сложная динамическая система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определенных философских представлений. Они помогают осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей,
  3. Рабочая программа по дисциплине "культурология" Для студентов очной формы обучения всех специальностей

    Рабочая программа
    Целью преподавания культурологии является подготовка специалиста, владеющего общими закономерностями гуманитарного и собственно культурологического знания, знакомого с современными научными представлениями о культуре, ее истории, перспективах,
  4. Методические указания к семинарским занятиям для студентов очной формы обучения всех специальностей Чебоксары

    Методические указания
    Социология: Методические указания к семинарским занятиям для студентов очной формы обучения всех специальностей /Сост. Ю.С. Гуров, Т.Н.Евграфова, А.Д.
  5. Рабочая программа по дисциплине "Психология и педагогика" Для студентов очной формы обучения всех специальностей

    Рабочая программа
    Высокое значение психологической компетентности будущего специалиста в общей структуре его профессиональной подготовленности не требует особых доказательств.
  6. Рабочая программа по дисциплине Философия для специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)

    Рабочая программа
    составлена к.ф.н., доцентом Смолиной А.Н. в соот­ветствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 2 г.
  7. Рабочая программа по дисциплине: Философия для специальности 040400 Социальная работа код квалификации выпускника (62 бакалавр) форма обучения (очная)

    Рабочая программа
    Цель – формирование у студента гуманистического научного мировоззрения, системного и критического мышления, активной и ответственной жизненной позиции.
  8. Рабочая программа по дисциплине "биоэтика" (дисциплина по выбору) Для студентов очной формы обучения всех направлений и специальностей факультетов

    Рабочая программа
    Сегодня, в начале нового тысячелетия, в условиях небывалого развития науки и техники вновь и вновь поднимается проблема ответственности ученых за результаты своей деятельности.
  9. Рабочая программа по дисциплине: Философия для специальности 060301 Фармация код квалификации выпускника: 65 специалист форма обучения (очная)

    Рабочая программа

Другие похожие документы..