Конспект лекций по к ультурологии Для студентов всех специальностей

Д.Н. Павлюченков

Конспект лекций

по культурологии

Для студентов всех специальностей

Всех форм обучения

Вязьма

2006 г.

Содержание

Тема 1: Введение в предмет 6

Понятие культура 6

Область изучения и цель предмета 7

Функция культуры 9

Материальная и духовная культура 11

Периодизация культуры 16

Определение цивилизации 17

Характерные черты цивилизации 18

Влияние религиозного представления о мире на развитие общества 19

Конфликт цивилизации и технического прогресса 20

Тема 2: Первобытное общество 22

Теории происхождения человека: 22

Периодизация первобытности 22

Искусство первобытного общества 25

Ранние формы религии: 27

Тема 3: Культура Древнего Египта 29

Основание Египетского государства 29

Культурные и исторические периоды 30

Представление о загробном мире 31

Культ фараона 33

Религия и её формирование 33

Миф об Осирисе 34

Религиозная и культурная реформа Эхнатона 34

Изобразительное искусство 36

Письменность и литература 37

Развитие строительства гробниц 39

Храмовое строительство: 43

Металлургия 45

Тема 4: Культура Междуречья 46

Религия Шумера 46

Зороастризм 48

Храмовая архитектура 49

«Вавилон» - врата бога 51

Персеполь 52

Письменность и литература: 52

Законы Хаммурапи: 57

Тема 5: Культура Древней Греции 58

Крито-микенская культура 58

Периоды древнегреческой цивилизации: 58

Полисная система 64

Греческая демократия 66

Социальое устройство 66

Рабовладельчество 68

Религия: 69

Загробный мир 70

Греческая мифология 71

Архитектурные ордера 72

Литература и драматургия: 73

Драматургия 74

Скульптура 75

Геродот – отец Истории 79

Философия 80

Философские школы Древней Греции 81

Тема 6: Культура Древнего Рима 85

Периоды древнеримской цивилизации 85

Религия 86

Культ мертвых и домашние божества 89

Римская мифология 91

Римское право 95

Римская архитектура 97

Литература. 100

Скульптура. Римский портрет 106

Наука 106

Свободное время у римлян 108

Музыка, пение и танцы 109

Гладиаторские игры 111

Раннехристианская культура. Эпоха гонений 111

«Миланский эдикт» 112

Тема 7: Культура Древнего Востока 113

Ведизм 113

Индуизм 113

Буддизм 114

Философия, литература 114

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии 115

«Махабхарата» 117

Рамаяна 118

Культурные особенности Японии и Китая 120

Конфуцианство 122

Даосизм 122

Моизм 123

Легизм 123

Буддизм Китая 123

Литература и живопись Китая 123

Архитектура и искусство Китая 125

Синто: 125

Тема 8: Византийская культура 127

Античные традиции в византийской культуре 128

Государственное устройство Византии 134

Философия Византии 136

Иконоборчество 138

Великий Раскол 1054 года: 139

Тема 9: Средневековая западноевропейская культура 142

Периоды средневековья 142

Влияние Римо-католической Церкви на формирование и развитие западноевропейских государств 142

Церковь и ереси 144

Инквизиция 145

Крестовые походы 145

Университеты 149

Развитие схоластики 150

Литература 151

Предпосылки научного переворота 155

Эпоха великих географических открытий 158

Тема 10: Культура Древней Мексики 165

Тема 11: Возрождение - эпоха гуманизма 169

Натурфилософия и наука 169

Наука и философия . Проблемы теории познания мира 171

Характер художественной литературы Возрождения 174

Треченто 175

Кватроченто 175

Высокий Ренессанс в Средней Италии 176

Роль искусства 178

Реформация в Англии: 182

Лютеранство 183

Английская революция 184

Французская революция 185

Войны Наполеона 185

Тема 12: Культура Руси 187

Дохристианская Русь 187

Древнерусское государство 187

Славянская мифология 188

Храмы 189

Земледельческий религиозный культ древних славян 189

Зодчество Древней Руси 192

Народный костюм 193

Крещение Руси 194

Феофан Грек 200

Андрей Рублёв 201

Татаро-монгольское нашествие и его влияние на культуру Руси 203

Автокефалия 203

«Москва- третий Рим» 204

Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича 204

Реформы Петра I 205

Русские первооткрыватели: 206

Особенности русской религиозной философии 207

Тема 13: Культура Ислама 209

Шариат 209

Коран 209

Арабская философия 209

Литература 210

Архитектура 211

Изобразительное искусство 211

Скульптура 212

Литература 213

Тема 1: Введение в предмет

Понятие культура

Слово “культура” происходит от латинского слова культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.

Понятие культуры может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, оно может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности,- характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами (первобытная культура, культура Древнего Египта, культура Возрождения, культура Средней Азии и т.п.). Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных народов (этнические культуры). В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. Культурные модели могут создаваться не только на уровне целого, но и на уровне элементов: политическая культура, правовая культура, художественная культура, профессиональная культура и т.п."

Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

В теориях культуры всегда важное место отводилось языку.

Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.

Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

  1. Методические рекомендации по изучению курса «Культурология» ивыполнению контрольных работ 5 Тематическое планирование по курсу «Культурология» 7

    Методические рекомендации
    Методическое пособие включает тематику лекционного курса и планы семинарских занятий, варианты контрольных работ, список литературы для самоподготовки, вопросы к зачету по курсу «Культурология».
  2. Отчёт по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки выпускников

    Реферат
    Форма 10. Сводная таблица обобщенных результатов итоговой аттестации выпускников и контроля знаний студентов по циклам дисциплин направления (специальности)
  3. Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально-техническом оснащении кафедры «Управление качеством», цикл «Коммерция» Специальность 351300 Коммерция ( Торговое дело)

    Документ
    Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально-техническом оснащении кафедры «Управление качеством» ,
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности техникума на 01. 09. 2011 г

    Содержательный отчет
    В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.33, п.18), Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций
  5. Виконавець (1)

    Документ
    1. В2 Г70 Горр, Г. В. Прецессионные движения в динамике твердого тела и в динамике систем связанных твердых тел / Горр Г. В.[та ін.] - Донецк : ДонНУ, 2009.

Другие похожие документы..