Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Специальность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Биологии_____________________________

Ф.И.О. автора Ольхова Ольга Валентиновна_________________

Учебно-методический комплекс по дисциплине

________ Концепции современного естествознания____________

Специальность: 031100.62 «Лингвистика»;

031001.65 «Филология»;

031202.65 «Перевод и переводоведение»;

050303.65 «Иностранный язык (английский)»;

080105.65 «Финансы и кредит»

(код по ОКСО) (наименование специальности)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол № _____

«___» _______________200____г. «___» ___________200__г.

____________________________ Зав. кафедрой ___Слесаренко Г.С.

ЮЖНО-САХАЛИНСК

1

Автор-составитель

Ф.И.О.: Ольхова Ольга Валентиновна, старший преподаватель

кафедры биологии

Учебно-методический комплекс Концепции современного естествознания

(название дисциплины)

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

по специальности «Лингвистика»; «Филология»; «Перевод и переводоведение»;

«Иностранный язык»; «Финансы и кредит»

Специальность: 031100.62 «Лингвистика»;

031001.65 «Филология»;

031202.65 «Перевод и переводоведение»;

050303.65 «Иностранный язык (английский)»;

080105.65 «Финансы и кредит»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих естественнонаучных специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

______________________________________________________________

Согласованно с деканом обучающего факультета:

Декан В.Н. Ефанов

Директор библиотеки ______________________

(подпись) (Ф.И.О.)

2

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины………………………………………...4-20

1. Организационно-методический раздел

- цели изучения дисциплины;

- задачи изучения дисциплины;

- связь с другими дисциплинами;

- требования к уровню освоения дисциплины……………………………4-6

2. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля…...7-13

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………7

2.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы…………….8-13

3. Содержание курса

- название и содержание темы;

- темы и вопросы семинарских занятий;

- вопросы для самостоятельной работы студентов………………………14-19

4.Учебно-методическое обеспечение курса………………………………..20

4.1. Литература …………………………………………………………....20

II. Материалы проведения итоговой аттестации…………………………...21-22

3

1. Организационно-методический раздел

Естествознание в настоящее время представляет собой самостоятельную
интегрированную научную дисциплину.

Главными задачами современного естествознания являются:

1) создание единой научной картины мира - это природа и
общество, рассматриваемые в единстве; 2) формирование у студентов
естественнонаучного мышления.

Идеология настоящего курса определяется термином концепция.

Концепция - это система взглядов, а также способ понимания и трактовки каких-либо явлений.

Каждая естественная наука (физика, химия, биология, космология и др.), изучая грань единого мира, создает свои картины мира. Интеграция естественнонаучных знаний, учитывая генетическое единство рассматриваемых материальных объектов, предусматривает выработку новой единой методологии для объяснения процессов, как в природных, так и в социо-природных системах, поскольку экономические, политические, правовые и др. явления в обществе имеют некий объективный характер, что объединяет их с природными процессами.

Миропонимание - это не догма, оно эволюционирует, и соответствует уровню развития научного знания. Современный человек должен знать основные понятия и принципы научного миропонимания, чтобы ориентироваться в сложных процессах, происходящих в нашей системе и принимать адекватные ситуации решения. Именно этим определяется значимость данной дисциплины для студентов всех специальностей.

Таким образом, основные цели и задачи курса следующие:

  1. понимание специфики гуманитарного и естественно-научного типов познавательной деятельности, необходимости их глубокого внутреннего
    согласования, интеграции на основе целостного взгляда на окружающий
    мир;

  2. более глубокое понимание отличия и единства научно-рационального и
    художественно-образного способов духовного освоения мира;

  3. осознание исторического характера развития научного познания,
    исторической необходимости в периодической смене научных картин мира,
    научных революций, существа социокультурной детерминации
    познавательной деятельности;

  4. формирование ясного представления о современной физической картине
    мира как о системе фундаментальных знаний об основаниях целостности и
    многообразия природы, которые определяют облик современного
    естествознания;

4

  1. формирование представлений о современной астрономической картине
    мира, которая самым непосредственным образом определяет содержание
    современного научного миропредставления и мировоззрения;

  2. получение представлений о современной биологической картине мира, о
    преемственности природных систем, их развития от неживых к живым (к
    клетке, организму, человеку, биосфере и обществу); осознание содержания
    современных глобальных экологических проблем в их связи с основными
    законами естествознания;

  3. формирование представлений о принципах универсального эволюционизма
    и синергетики и их возможных приложениях к анализу процессов,
    протекающих не только в природе, но и обществе;

  4. ознакомление с методологией естественно-научного познания, принципами
    теоретического моделирования объекта в естествознании, возможностями
    перенесения методологического опыта естествознания в гуманитарные
    науки;

  5. формирование представлений о радикальном качественном отличии науки
    от разного рода форм квазинаучного мифотворчества, озотеризма,
    оккультизма, мистицизма и др.

Данная программа предназначена для студентов гуманитарных специальностей вузов. Основное внимание в программе обращается на раскрытие и освещение важнейших концепций современного естествознания, имеющих важное значение для формирования научного мировоззрения и общей культуры студента.

Курс « Концепции современного естествознания» вводит студентов в мир,
созданный современной наукой, показывая его целостность и изменчивость, закладывает основы системного миропонимания, определяет положение и роль человека на нашей планете и во Вселенной в целом, заставляет задуматься о своем будущем и всего человечества.

В итоге изучения курса « Концепции современного естествознания» студент должен знать:

- об основных этапах развития естествознания; особенностях классического и современного естествознания;

- представление о материи, значение представлений о материи для научной картины мира;

- об иерархии структурных элементов материи от микро до макро - и мега мира;

- о корпускулярной и континуальной концепциях описания природы;

- концепции пространства и времени;

- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- о случайности, симметрии и асимметрии и законах сохранения;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, переходах упорядоченных состояний в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о взаимодействии физических, химических и биологических процессов;

- о возникновении жизни на Земле, специфике живого, принципах эволюции;

5

- об иерархичности, уровнях организации и функционирования живых систем;

- о биологическом разнообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы;

- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах,

о принципах охраны природы и рационального природопользования;

- о месте человека в эволюции Земли, ноосфере и парадигме единого мира.

6

2. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Концепции современного естествознания :Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» для всех специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Концепции современного естествознания :Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» Вторая редакция

    Учебно-методический комплекс
    Кондакова Т. Ю., старший преподаватель. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания». 2-я редакция – ЯФ АТ и СО, Ярославль, 20__.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности/направлению: 080507.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине. (2)

    Документ
    080103.65 Национальная экономика, 080105.65 Финансы и кредит, 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080 .65 Маркетинг, 080507.65 Менеджмент организации,080801.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «философия» для всех специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философии; учение о бытии; монистические направление и плюрастические концепции
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине история математики для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Преподавание курса имеет целью, опираясь на ранее усвоенные математические знания, систематизировать и расширить знания студентов о путях развития математики и о ее создателях, продолжить формирование целостных представлений о науке
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика преподавания биологии Специальность

    Учебно-методический комплекс
    На основе логико-биологического, методологического и дидактического анализа содержания школьных дисциплин биолого-экологического цикла раскрыть особенности адаптации их содержания для учебных целей, рассмотреть важнейшие положения

Другие похожие документы..