Доклады, представленные государствами-участниками

GE.08-40782 (R) 240708 250708


ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕННЫХ
НАЦИЙ

CERD

1

МЕЖДУНАРОДНАЯ
КОНВЕНЦИЯ
О ЛИКВИДАЦИИ
ВСЕХ ФОРМ
РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Distr.



CERD/C/HRV/8

27 February 2008

RUSSIAN

Original: 

КОМИТЕТ ПО ЛИКВИДАЦИИ
РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 9 КОНВЕНЦИИ

Шестой, седьмой и восьмой периодические доклады государств-участников, подлежащие представлению в 2006 году

Добавление

ХОРВАТИЯ***

[15 ноября 2007 года]

СОДЕРЖАНИЕ

Пункты Стр.

Введение 1 – 3 4

I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 4 – 7 5

II. СТАТЬЯ 2. ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВА
ПО ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ РАСОВОЙ
ДИСКРИМИНАЦИИ 8 – 70 7

А. Законодательные и административные меры . 8 – 44 7

В. Международные документы и обязательства,
содержащие аналогичные положения, касающиеся
борьбы с дискриминацией, равенства перед законом
и осуществления общей политики 45 – 49 19

С. Правительственные учреждения и институциональные
механизмы, деятельность которых направлена на
поощрение прав человека и ликвидацию всех форм
дискриминации 50 – 70 20

III. СТАТЬЯ 3. ОСУЖДЕНИЕ СЕГРЕГАЦИИ И
ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ 71 – 85 27

IV. СТАТЬЯ 4. ОСУЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ РАСИСТСКОЙ
ПРОПАГАНДЫ И РАСИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 86 – 90 32

V. СТАТЬЯ 5. ГРАЖДАНСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ,
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ
ПРАВА 91 – 148 34

А. Право на равенство перед судами и всеми другими
органами, отправляющими правосудие 91 – 95 34

В. Право на личную неприкосновенность и защиту со
стороны государства от насилия или телесных
повреждений, причиняемых как государственными
должностными лицами, так и какими-либо отдельными
группами или учреждениями 96 – 106 35

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Пункты Стр.

С. Политические права, в частности право участвовать
в выборах – голосовать и быть избранным – на основе
всеобщего и равного избирательного права, право
принимать участие в управлении страной, равно как и
в ведении государственных дел на любом уровне, а
также право равного доступа к государственной службе 107 – 120 39

D. Другие гражданские права 121 – 148 43

Е. Экономические, социальные и культурные права 149 – 230 54

VI. СТАТЬЯ 6. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА . 231 – 233 77

VII. СТАТЬЯ 7. МЕРЫ БОРЬБЫ С ПРЕДРАССУДКАМИ 234 – 258 78

Введение

1. В соответствии со статьей 9(1) Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации Республика Хорватия взяла на себя обязательство представлять доклад о законодательных, судебных, административных и других мерах, которые она приняла в соответствии с положениями Конвенции, раз в два года, а также в любое другое время, когда об этом попросит Комитет по ликвидации расовой дискриминации. В соответствии с этими обязательствами в 1993 году Республика Хорватия представила свой первоначальный доклад, а в 1996 году - свои второй и третий периодические доклады, тогда как четвертый и пятый периодические доклады за период 1996-2000 годов были представлены в 2000 году. Теперь после них представляются шестой, седьмой и восьмой периодические доклады об осуществлении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации за период 2001-2006 годов.

2. По четвертому и пятому периодическим докладам Хорватии (CERD/C/373/Add.1) Комитет принял свои заключительные замечания (CERD/C/60/CO/4), в которых он отметил позитивные аспекты и вопросы, вызывавшие обеспокоенность, и сформулировал рекомендации для правительства Хорватии относительно мер, которые необходимо принять в интересах защиты и поощрения прав человека и ликвидации всех форм расовой дискриминации. Основываясь на этом документе, мы указываем на вопросы, вызывающие обеспокоенность, которые касаются: регулирования в законодательном порядке прав национальных меньшинств и обеспечения их представленности в парламенте Хорватии; сохраняющейся сегрегации рома; отсутствия законодательных мер, запрещающих подстрекательство к расовой дискриминации и насилию; трудностей возвращения беженцев и перемещенных лиц из-за правовых и административных барьеров и враждебного отношения некоторых государственных и местных органов; недостаточного внимания, уделяемого проблемам возвращения имущества, восстановления прав аренды и собственности; различных критериев в отношении предоставления гражданства этническим хорватам по сравнению с другими национальностями, проживающими в Республике Хорватии; жалоб на дискриминационное применение права на равное обращение в судах и огромной задолженности по судопроизводству; недостаточной осведомленности общественности о Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и необходимости поощрения терпимости и борьбы с предрассудками в отношении конкретных меньшинств. Рекомендация касается учреждения образовательных программ и норм по правам человека в школах, обучения судей и судебных должностных лиц.

3. По сравнению с предыдущим отчетным периодом и замечаниями и рекомендациями высказанными Комитетом за отчетный период 2001-2006 годов и в процессе приведения своего национального законодательства в соответствие с международными нормами и acquis communautaires Европейского союза Хорватия добилась огромного прогресса в деле защиты и поощрения прав человека, особенно в отношении следующего: принятие Конституционного закона о правах национальных меньшинств существенно укрепило права национальных меньшинств и их представленность в парламенте Хорватии; были приняты специальные положения, улучшившие условия жизни и порядок обеспечения равенства представителей национального меньшинства рома по сравнению с другими гражданами Республики; высказывания, разжигающие ненависть, теперь преследуются в уголовном порядке; вопрос о репатриации беженцев был наконец урегулирован с подписанием Сараевской декларации правительствами Хорватии, Боснии и Герцеговины и Сербии и Черногории; были определены четкие сроки возвращения беженцев и решения их жилищных проблем, и Хорватия выделила для этого бюджетные средства; правительство Хорватии приняло стратегию судебной реформы для погашения большой задолженности по судопроизводству; были достигнуты успехи в просветительской деятельности и преодолении предрассудков посредством образования в области прав человека и гендерного равенства, а также изучения проблем Холокоста, антисемитизма и всех других форм дискриминации.

I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

4. Запрещение дискриминации закреплено в Конституции. Конституция Республики Хорватии (опубликованная в официальном вестнике Хорватии "Народне новине", № 56/90, 135/97, 8/98 - объединенный текст, 113/00, 124/00 - объединенный текст, 28/01, 41/01 - объединенный текст, 55/01 - исправление) запрещает дискриминацию по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, веры, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного статуса, рождения, образования, социального положения или другим признакам. Свободы и права могут быть ограничены только законом с целью защиты свобод и прав других лиц, правопорядка, общественной морали и здоровья. Всякое ограничение свобод или прав должно соответствовать характеру или необходимости такого ограничения в каждом отдельном случае. Законы должны соответствовать Конституции, а другие постановления должны соответствовать Конституции и законам. Положения, регулирующие право на жизнь, запрещение пыток, жестоких и унижающих достоинство видов обращения и наказания, юридическое определение наказуемых деяний и мер наказания, а также свобода мысли, совести и религиозных убеждений не могут быть ограничены даже в случае наличия ясной и непосредственной угрозы для государства.

5. В статье 39 Конституции предусматривается, что всякое подстрекательство к войне или насилию, к национальной, расовой или религиозной розни или к какой-либо иной форме нетерпимости запрещено и подлежит наказанию.

6. По данным переписи населения 2001 года, население Хорватии составляет 4 437 460 человек, и прослеживается демографическая тенденция к старению населения, что обусловлено увеличением продолжительности жизни, постепенным сокращением или стагнацией коэффициента смертности и параллельным сокращением коэффициентов рождаемости и фертильности1. Эти перемены являются следствием общего воздействия демографических изменений и изменения жизненного уровня, а также улучшения качества здравоохранения и роста продолжительности жизни. Помимо этих процессов, на численности населения Хорватии также сказались ее Отечественная война и повышенная смертность среди более молодых групп населения, а также изменения, обусловленные миграцией.

7. До обретения независимости в 1991 году Хорватия на протяжении своей истории являлась частью различных государств с их особыми демографическими тенденциями и движением населения, поэтому сегодня территория Хорватии является домом для представителей других национальностей, с которыми Хорватия или ее отдельные части входили в состав общих государств, таких, как Габсбургская монархия и две прежних Югославии. Согласно результатам переписи населения в Хорватии, граждане заявили о принадлежности к 23 различным национальностям, а в ходе переписи 2001 года они заявили о своей принадлежности к 22 национальностям. Представители отдельных национальных меньшинств поселились на территории Хорватии как экономические мигранты (чехи, словенцы, македонцы и боснийцы) или после мировых войн (русские, болгары), тогда как часть коренных национальных меньшинств покинула эту территорию (итальянцы и немцы после Второй мировой войны и сербы во время и после войны 1991 1995 годов). Рома составляют особую категорию населения, поскольку лишь в последнее время они начали вести оседлый образ жизни и отказываться от традиционного кочевого образа жизни. Согласно статистическим данным, самая крупная концентрация рома отмечена в городской черте Загреба. Если сравнить результаты переписи населения

1991 года с переписью 2001 года и оценками численности и состава населения на 2002, 2003, 2004 и 2005 годы, то можно отметить сокращение численности населения всех национальных меньшинств, за исключением албанцев, рома и словаков2.

II. СТАТЬЯ 2: ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

А. Законодательные и административные меры

8. По сравнению с предыдущим отчетным периодом в порядке вынесения наказаний за дискриминацию с использованием уголовного законодательства произошел ряд значительных изменений (Уголовный кодекс - "Народне новине", № 110/97, 27/98, 50/00, 129/00, 51/01, 111/03, 190/03, 105/04, 84/05 и 71/06). В этом смысле в статью 174 Уголовного кодекса поправки вносились несколько раз (в 2003, 2004, 2005 и 2006 годах). Правовая характеристика этого преступления была значительно расширена. Дискриминационные основания были расширены за счет включения следующих признаков: религия, язык, политические или иные убеждения, имущественное положение, рождение, образование, социальный статус, сексуальная ориентация и другие признаки. Эта статья была также приведена в соответствие со статьей 6 Дополнительного протокола к Конвенции о преступлениях в сфере компьютерной информации, который касается инкриминирования расистских актов и совершенного ксенофоба при помощи информационных систем3.

"Статья 174 Уголовного кодекса

"1) Всякое лицо, нарушающее основные права и свободы человека, признаваемые международным сообществом, на основании различий по признаку расы, религии, языка, политических или иных убеждений, имущественного положения, рождения, образования, социального статуса или иных характеристик, пола, цвета кожи, гражданства или этнического происхождения, наказывается тюремным заключением на срок от шести месяцев до пяти лет; 2)  тюремный приговор, о котором говорится в пункте (1) настоящей статьи, выносится всякому, кто

преследует какую-либо организацию или отдельное лицо в силу ее или его одобрения принципа равенства людей; 3)  всякое лицо, которое публично высказывает или распространяет идеи преимущества или неполноценности какой-либо расы, этнического или религиозного сообщества, пола или народа либо идеи превосходства или неполноценности на основе цвета кожи или сексуальной ориентации или иных характеристик с целью подстрекательства к расовой, религиозной, национальной или этнической ненависти или ненависти, основанной на цвете кожи или сексуальной ориентации или иных характеристиках, с целью унижения, наказываются тюремным заключением на срок от трех месяцев до трех лет; 4)  всякое лицо, действующее с намерением, о котором говорится в пункте (3)  настоящей статьи, распространяющее или иным образом доводящее до сведения общественности с помощью компьютерных систем материалы, отрицающие, существенно принижающие, поддерживающие или оправдывающие преступление геноцида или преступления против человечества, наказывается тюремным заключением на срок от шести месяцев до трех лет".

9. В поправках, внесенных в Уголовный кодекс ("Народне новине", № 71/06), преступление на почве ненависти определяется следующим образом: "Преступлением на почве ненависти является любое преступление, предусматриваемое Уголовным кодексом, совершенное на почве ненависти к другому лицу, основанной на расе, цвете кожи, поле, сексуальной ориентации, языке, религии, политических или иных убеждениях, национальном или социальном происхождении, имущественном положении, сословном, образовательном, социальном положении, возрасте, состоянии здоровья или иных характеристиках, свойственных этому лицу"4.

10. Государственная прокуратура Республики Хорватии приняла специальную инструкцию, в соответствии с которой таким преступлениям уделяется повышенное внимание, и в настоящее время по таким преступлениям ведется специальная документация.

11. В области защиты прав и свобод человека и гражданских прав и свобод важно выделить действующую статью 106 Уголовного кодекса - "Нарушение гражданского равенства":

"1) Всякое лицо, которое на основании различий по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения, образования, общественного положения или других особенностей или в связи с принадлежностью к этническому или национальному меньшинству в Республике Хорватии отменяет или ограничивает свободы или права человека и гражданина, гарантируемые Конституцией, законом или иными нормативными актами, или оказывает предпочтение или предоставляет привилегии гражданам на основе таких различий или принадлежности, наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет. 2)  Наказание, о котором говорится в пункте (1) настоящей статьи, применяется ко всем, кто отменяет или ограничивает права какого-либо представителя определенной национальности, этнической или национальной общины свободно выражать свою национальную самобытность или отстаивать свое право на культурную автономию. 3)  Всякое лицо, которое в нарушение законодательства об использовании языка и письменности отменяет или ограничивает право граждан пользоваться собственным языком и письменностью, наказывается денежным штрафом или тюремным заключением на срок до 1 года"5.

12. В 2003 году правительство Хорватии внесло антидискриминационные положения в трудовое законодательство Хорватии, приняв Закон о труде ("Народне новине", № 38/95, 54/95, 65/95, 102/98, 17/01, 82/01, 114/03, 142/03, 30/04, 137/04 - объединенный текст, 68/05 - решение Конституционного суда U-I-2766/03). Самые последние поправки ("Народне новине", № 114/03 и 142/03) регулируют вопрос о запрещении дискриминации в отношении лиц, ищущих работу, и трудящихся совершенно по-новому в том плане, что помимо ранее оговоренных оснований определяется форма защиты достоинства трудящихся, поскольку конкретно говорится о том, что преследование и сексуальные домогательства являются формами дискриминации. Кроме того, имеются положения, определяющие то, что считается прямой и косвенной дискриминацией, а что дискриминацией не считается. Другим новшеством является положение, обязывающее работодателей платить одинаковую заработную плату мужчинам и женщинам за равный труд и труд одинаковой ценности. Запрещается дискриминация в том, что касается условий приема на работу, включая критерии и условия отбора кандидатов для выполнения конкретных задач во всех областях и на всех уровнях профессиональной иерархии; повышения в должности; доступа ко всем видам и степеням профессиональной подготовки, получения дополнительной квалификации и переквалификации, условий найма и работы и всех прав в области работы по найму и соответствующих прав, включая равную оплату; прекращения работы по найму; прав членов и участия в деятельности ассоциаций трудящихся или работодателей или каких-либо других профессиональных организаций, включая привилегии, связанные с таким членством.

13. Гендерное равенство определяется как одна из самых высоких конституционных ценностей. Парламент Хорватии принял Национальную стратегию поощрения гендерного равенства на 2001-2005 годы ("Народне новине", № 112/01). Третья подряд национальная стратегия на 2006-2010 годы была принята в 2006 году ("Народне новине", № 114/06). Национальная стратегия является основным стратегическим документом, принятым с целью ликвидации дискриминации в отношении женщин и установления подлинного гендерного равенства посредством осуществления стратегии равных возможностей в период 2006-2010 годов. Она содержит цели и меры по улучшению порядка соблюдения прав человека женщин и предотвращению их нарушений, по созданию равных возможностей на рынке труда, введению на всех уровнях образования с учетом гендерных аспектов, введению равноправия в процессе принятия решений на всех уровнях, ликвидации всех форм насилия в отношении женщин, улучшению охраны здоровья женщин, а также по институциональным механизмам и методам обеспечения гендерного равенства на национальном и местном уровнях.

  1. Доклады, представленные государствами-участниками (2)

    Доклад
    1. В настоящем документе правительство Ирландии представляет последнюю информацию о своей позиции в отношении рекомендаций, содержащихся в заключительных замечаниях Комитета по ликвидации расовой дискриминации Организации Объединенных
  2. Доклады, представленные государствами-участниками в (1)

    Доклад
    1. Настоящий доклад представляется в соответствии со статьей 9 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, согласно которой государства-участники должны представлять Генеральному секретарю Организации Объединенных
  3. Доклады, представленные государствами-участниками (1)

    Доклад
    1. В феврале 2007 года в Туркменистане впервые на широкой альтернативной основе с участием международных наблюдателей прошли выборы Президента Туркменистана, в ходе которых главой государства был избран Гурбангулы Бердымухамедов.
  4. Доклады, представленные государствами-участниками (4)

    Доклад
    1. Настоящий доклад является вторым докладом, который представляется Китайской Народной Республикой в соответствии со статьей 9 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (далее - Конвенция) и касается осуществления
  5. Доклады, представленные государствами-участниками (5)

    Доклад
  6. Доклады, представленные государствами-участниками в (2)

    Доклад
    1. В настоящем документе правительство Грузии излагает информацию относительно осуществления рекомендаций, содержащихся в заключительных замечаниях Комитета по ликвидации расовой дискриминации (CERD/C/GEO/CO/3), которые были приняты
  7. Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции (3)

    Доклад
    3. Краткое изложение рекомендации комиссии, занимающейся внесением предложений относительно всеобъемлющего законодательства в области борьбы с дискриминацией
  8. Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 конвенции

    Доклад
    1. Гватемальское государство представляет уважаемым членам Комитета по ликвидации расовой дискриминации внеочередной доклад, запрошенный в связи с заключительными замечаниями, изложенными по итогам рассмотрения сводного периодического
  9. Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 конвенции (1)

    Доклад
    1. Настоящий доклад представляется в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и составлен в соответствии с Общими руководящими принципами, касающимися формы и содержания

Другие похожие документы..