Рабочая программа дисциплины (модуля) Экологическая этика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

________________________________________________________________

Географический факультет

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Экологическая этика

Направление подготовки

022000 – Экология и природопользование

Профиль подготовки

022010 – Экология

Степень выпускника

БАКАЛАВР

Форма обучения

очная

Ижевск 2011

1. Цель освоения дисциплины

Основной целью курса является формирование у студентов представления об этических нормах, моральном поведении в отношении природной среды, экологических систем, популяций живых организмов.

Задачи дисциплины:

  • формирование представлений о совокупности норм поведения человека в природе, об этико-эстетическом подходе в отношениях человека и природы;

  • знакомство с трудами отечественных и зарубежных ученых о необходимости, мотивах и способах охраны природы, этическом поведении человека в природе;

  • приобретение и отработка навыков профессиональной природоохранной деятельности, основанной на приемах этико-эстетического подхода.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА.

Область профессиональной деятельности бакалавра включает:

  • проектные, изыскательские, научно-исследовательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые, экономические, юридические, обучающие, экспертные отделы, департаменты, бюро, центры, фирмы, компании, институты, занимающиеся охраной окружающей среды;

  • федеральные и региональные органы охраны природы и управления природопользованием (Министерство природных ресурсов РФ, другие природоохранные ведомства и учреждения);

  • учреждения Министерства регионального развития РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства экономического развития РФ, Федерального агентства по строительству и ЖКХ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства культуры РФ, Федерального агентства по образованию, Министерства сельского хозяйства РФ и подведомственных им федеральных служб и агентств;

  • Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство по туризму, Федеральную службу безопасности РФ;

  • органы власти и управления субъектов РФ, муниципальных образований;

  • академические и ведомственные научно-исследовательские организации;

  • образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также общеобразовательные учреждения;

  • природоохранные подразделения производственных предприятий и организаций;

  • средства массовой информации;

  • общественные организации и фонды;

  • представительства зарубежных фирм.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование являются:

  • природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях;

  • государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности;

  • образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях.

Бакалавр по направлению 022000 Экология и природопользование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская;

  • проектно-производственная;

  • контрольно-ревизионная;

  • административная;

  • педагогическая.

Бакалавры по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование подготовлены к участию в работе в полевых экологических экспедициях, в научных экологических лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских и производственных экологических работ.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Бакалавр по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование наукидолжен решать следующие профессиональныезадачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • В научно-исследовательской деятельности: Участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде, в академических учреждениях и вузах под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников, в том числе:

  • проведение лабораторных исследований,

  • осуществление сбора и первичной обработки материала,

  • участие в полевых натурных исследованиях.

  • В проектно-производственной деятельности: сбор и обработка первичной документации для оценки воздействий на окружающую среду, участие в проектировании типовых мероприятий по охране природы, проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня, разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды.

  • В контрольно-ревизионной деятельности: подготовка документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа, участие в контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите.

  • В административной деятельности: участие в работе административных органов управления, обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

ОК-1 – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-3 – понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-4 – использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ОК-5 – обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям;

ОК-6 – иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;

ОК-7 – обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений;

ОК-8 – обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности;

ОК-9 – быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации;

ОК-10 – иметь базовые представления об основах правоведения;

ОК-11 – иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре;

ОК-12 – понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в т.ч. защиты государственной тайны;

ОК-13 – владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • общенаучными:

ПК-1 – обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию;

ПК-2 – обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации;

ПК-3 – иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования;

  • общепрофессиональными:

ПК-4 – иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды;

ПК-5 – знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении;

ПК-6 – знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования;

ПК-7 – знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнение окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности;

  • компетенциями в области «Экология»:

ПК-8 – знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов;

ПК-9 – владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике;

  • компетенции в области «Природопользование»:

ПК-10 – знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии;

ПК-11 – владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА:

  • Курс входит в число дисциплин по выбору вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин ООП бакалавриата.

  • Курс адресован студентам 4-го курса, обучающимся по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование», профилю 022010 «Общая экология».

  • Курс способствует ознакомлению студентов с основами экологической этики, ее истории, принципах и направлениях, формированию моральных ценностей в отношении к природному окружению человека.

  • Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Биология», «Общая экология», «Система живой природы», «Учение о биосфере».

  • Для успешного освоения курса у студентов должны быть сформированы общекультурные, общенаучные и общепрофессиональные компетенции ОК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, компетенции в области «Экология» ПК-8 на пороговом уровне.

  • Программа курса построена блочно-модульно.

  • Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

  1. Учебный план базовой подготовки по специальности 100401 Туризм Рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей > 3 Программы учебной и производственной практик

    Документ
    Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 100401 Туризм утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 2 апреля 2010г.
  2. Учебный план базовой подготовки по специальности 101101 Гостиничный сервис Рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей > 3 Программы учебной и производственной практик

    Документ
    5. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОПОП СПО по направлению подготовки 101101 Гостиничный сервис 7
  3. Аннотация рабочей программы дисциплины Аксиология

    Документ
    Целью изучения дисциплины является формирование приоритета общечеловеческих ценностей, ценностных ориентиров для становления и воспитания высоконравственной, духовной личности, стремящейся к стабильному миру, защите прав человека,
  4. Программа дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Иностранный язык» (2)

    Программа
    К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Иностранный язык», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения иностранного языка в средней общеобразовательной школе.
  5. Рабочая программа дисциплины культурология по специальностям: 011000 -химия; 013400-Природопользование (1)

    Рабочая программа
    4.Владеть современными представлениями о проблемах взаимодействия культуры и природы, культуры и общества, уметь анализировать культурные и глобальные проблемы современности;
  6. Рабочая программа дисциплины культурология по специальностям: 011000 -химия; 013400-Природопользование (2)

    Рабочая программа
    5.Иметь представление о тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе, о проблеме соотношения культуры и личности. Понимать процессы инкультурации и социализации.
  7. Программа дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Иностранный язык» (1)

    Программа
    Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы бакалавриата.
  8. Программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Отечественная история»

    Программа
    К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «История», относятся знания, умения и виды деятельности, сформулированные в процессе изучения школьных исторических дисциплин.
  9. Рабочая программа дисциплины (модуля) Экология Удмуртской Республики

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с природными особенностями и экологическими проблемами Удмуртской Республики (УР), с путями решения возникающих в процессе эксплуатации природных ресурсов неблагоприятных экологических ситуаций.

Другие похожие документы..