Программа дисциплины Философия для направления 080700. 62 Бизнес-информатика Утверждена



Программа дисциплины

Философия

для направления 080700.62 Бизнес-информатика

Утверждена

Учебно-методическим Советом ПФ ГУ-ВШЭ

Председатель __________________________

«_______» ______________________20___ г.

Одобрена на заседании кафедры ____________________________________

Зав.кафедрой ___________________________________ «_______» ___________________20___ г.

Пермь 2010 год

  1. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС (для дисциплин Федерального компонента). Федеральный компонент

ГСЭ.Ф.01 Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

Научные, философские и религиозные картины мира.

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика.Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

II. Пояснительная записка

  1. Автор программы: К.филос.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ПФ ГУ-ВШЭ Василенко Ю.В.

  2. Требования к студентам: Обобщающий характер философии предполагает наличие у менеджеров-бакалавров разнообразных гуманитарных и естественнонаучных знаний в пределах школьной программы, обязательное изучение в школе предмета «Человек и общество». Необходимыми исходными навыками являются умение логически мыслить, анализировать текст, рассуждать, четко и связно выражая свои мысли.

  1. Аннотация: Дисциплина предназначена для студентов второго курса направления 080700.62 Бизнес-информатика. Курс философии является базовым для всего цикла гуманитарных наук. Изучение философии находится в тесной связи с изучением дисциплин «Культурология», «Социология», «Политология», «Психология», «История экономики» и «История экономических учений», «Правоведение», а также факультатива «Протестантская трудовая традиция». Прохождение курса философии позволяет студентам познакомиться с философскими понятиями, которые одновременно являются основными для данных дисциплин (культура, цивилизация, общество, человек, сознание, государство, право, мораль, ценности и т.д.) Многие проблемы, поставленные философией в обобщенном плане, получают более конкретное рассмотрение в пределах других наук. Изучение курса открывает для студентов философский контекст формирования и развития экономической теории, показывает ее место в системе гуманитарного знания. Изучение основных особенностей теоретического знания, критериев его научности и истинности, закономерностей развития науки, методов научного познания дает студентам-бакалаврам возможность совершенствования собственного теоретического мышления. В то же время, в ходе изучения философии у будущих бакалавров менеджмента происходит формирование более высокого уровня абстрактного мышления, развиваются обобщающие и аналитические навыки, совершенствуется способность аргументировать и делать выводы. Философия ориентирует студентов на неоднозначность и многовариантность решения проблем, понимание гуманитарных целей экономической деятельности, формирует у них необходимую для менеджера-бакалавра широту взглядов. Все это позволяет строить преподавание курса философии с учетом прямых связей с другими гуманитарными дисциплинами.

Наиболее сложной частью курса является историко-философская. Поэтому целесообразно рассмотреть основные философские проблемы через призму истории философии в лекциях, а затем вернуться к этому материалу, но уже в логическом аспекте, на семинарских занятиях.

Самостоятельная работа студентов предполагает освоение теоретического материала, изложенного в лекциях и учебниках, подготовку к семинарам, в том числе, и тематические сообщения, написание эссе, подготовку к экзамену. При этом вопросам семинара предпослан список основных понятий, определения которых студенты должны знать в рамках каждой темы. Это дает возможность дополнительно проводить мини-контрольные на каждом занятии. Тематика эссе предполагает развитие у студентов навыков работы с философскими текстами, а характер задания – сравнительно-аналитических навыков. Заключительное эссе реализует профессиональную направленность курса. Оно подводит промежуточный итог изучения дисциплины, позволяет студентам рассмотреть связи философии и экономики и предполагает самостоятельную формулировку темы студентами. Для подготовки к экзаменам студенты получают список вопросов для самоконтроля.

  1. Учебная задача курса:

Формирование у студентов системы основных философских представлений, знакомство их с философскими концепциями прошлого и настоящего, понимания связи философии с экономической теорией.

В результате изучения дисциплины «Философия» студент должен:

  • Знать

- историю возникновения и этапы развития философии, основные направления философии, особенности исторически сменяющихся философских картин мира, содержание и особенности зарубежной философской мысли, специфику философского знания России;

- какова роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с этим социальные и этические проблемы, закономерности развития науки, научных революций, смены типов научной рациональности, знать структуру, формы и методы научного познания,их эволюцию, критерии различения научного и вненаучного знания, основные теории истины;

- современные теории происхождения и сущности сознания, структуру сознания, соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального, веры и знания, знать какова роль сознания и самосознания в формировании личности, в поведении и общении, в практической и профессиональной деятельности;

  • сущность философского понимания общества как системы, специфику социальных закономерностей, систему социальных отношений, диалектику взаимодействия основных сфер общества, основные философские концепции государства и права, особенности политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных ценностей;

  • основные концепции общественного развития, модели исторического времени, роли и места человека в развитии общества, философское понимание феномена культуры и цивилизации, специфику существования культуры в традиционных и современных обществах;

- философские и религиозно-этические концепции сущности, назначения и смысла жизни человека; условия формирования личности, ее свободы и ответственности.

  • Уметь

  • сопоставлять различные варианты постановки и решения философских проблем в их исторической эволюции,

  • обнаруживать связи между общемировоззренческими представлениями и решениями более конкретных научных и практических проблем, видеть внутреннюю связь философских и экономических концепций.

  • Иметь представление
  • о специфике и структуре философского знания, о научных, философских и религиозных картинах мира;

  • о сущности бытия, соотношении материального и идеального, основных формах и закономерностях развития бытия;

- о сущности сознания и познания, роли практики и языка в познании;

  • о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, особенностях функционирования знания в современном обществе;

  • о сущности, назначении и смысле жизни человека;

  • о перспективах человечества, об основных глобальных проблемах и способах их решения, о взаимодействии цивилизаций и сценариях будущего.

  • Обладать навыками
  • философского мышления, дискурсивного и аналитического мышления, разных форм определения понятий;

  • ведения теоретической дискуссии;

  • работы с основными источниками гуманитарного знания, самостоятельной работы с философской литературой;

  • прикладного использования критериев научности и истинности теорий.

  1. Формы контроля:

  • текущий контроль по дисциплине – написание эссе и реферата.

  • итоговый контроль - зачет.

  • итоговая оценка складывается на основе положения «О рейтинге» ПФ ГУ-ВШЭ.

III. Содержание программы.

Раздел 1. Роль философии в жизни человека и общества. Философская, религиозная и научная картина мира. Основные этапы исторического развития философии.

Тема 1. Философия как мировоззренческая система, ее смысл и предназначение.

Мировоззрение, его структура, черты, общественно-исторический характер. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Их особенности, сходство, различия. Философская картина мира.

Место философии в культуре. Функции философии. Философия как наука. Предмет философии. Структура философского знания. Роль философии в процессе формирования профессиональной культуры. Основные направления и школы в философии.

Тема 2. Становление философии. Античная философия, ее особенности и проблематика.

Предпосылки зарождения и условия становления философии. Исторические типы философии. Философия Древнего Востока. Античная философия, ее космоцентристский характер. Основные школы и проблематика ранней классики: философские учения ионийцев, пифагорейцев, элеатов, Гераклита, атомистов.

Становление гносеологической, антропологической и социальной проблематики в философии софистов и Сократа. Философия Платона и Аристотеля.

Философия периода эллинизма; эпикурейство, стоицизм, кинизм. Исторические судьбы эпикурейства и стоицизма. Неоплатонизм и христианство.

Тема 3. Формирование христианской философии и основные направления философии эпохи Возрождения и Нового времени.

Основные черты средневековой философии. Философский смысл христианства. Главные проблемы патристики. Тертуллиан, Августин. Соотношение веры и знания. Основные проблемы схоластики. Гносеология Фомы Аквинского. Антропологические и социальные взгляды средневековой философии.

Культурно-исторические предпосылки формирования философии эпохи Возрождения. Возрожденческий гуманизм, антропоцентризм, диалектика. Натурфилософия Николая Кузанского и Дж. Бруно. Формирование новой методологии. Г.Галилей. Социально-политические теории эпохи Возрождения. Н.Маккиавелли.

Общая характеристика Нового времени в Европе. Проблема достоверного знания и метода познания во взглядах рационалистов (Декарт, Спиноза) и эмпириков (Бэкон, Локк). Картезианский принцип «cogito» и его историческая судьба. Проблема субстанции. Субъективный идеализм Беркли, агностицизм Д. Юма.

Социальная философия Нового времени: основная проблематика. Гражданское общество и государство. Гоббс, Локк, Руссо, Вольтер, Монтескье, Дж.Вико.

Тема 4. Немецкая классическая философия.

Кант - родоначальник немецкой классической философии. «Коперниканский переворот» в философии Канта. Принцип активности человеческого познания, учение о непознаваемости «вещи в себе». Диалектика чистого разума и ее необходимость. Человек и его свобода в философии Канта. Абсолютный нравственный закон.

Философия Фихте и Шеллинга.

Философия Гегеля как завершение классической рационалистической традиции в философии. Смысл и направленность исторического процесса. Диалектика как способ самораскрытия и самопознания абсолютного. Соотношение свободы и необходимости.

Антропологизм Фейербаха.

Тема 5. Западная философия ХIХ-ХХ в.в.

Характерные черты культуры ХIХ-ХХ веков. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Характерные черты философии XX в. Сциентизм и антисциентизм. Рационализм и иррационализм. Антропологизм и проблема смысла

Защита и обновление классических философских концепций: неотомизм, неокантианство, неогегельянство. Развитие гуманитарного знания.

Марксизм как завершающий этап развития немецкой философии. Условия возникновения и теоретические источники. Разработка принципов материалистической диалектики. Принцип практики.

Исторические формы позитивизма: позитивизм О. Конта, махизм, неопозитивизм, аналитическая философия (Л.Витгенштейн, К.Поппер), постпозитивизм. (Т. Кун. И.Лакатос).

Научная социология (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, М.Вебер).

Неклассическая философия XIX в. “Философия жизни” А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, В.Дильтея и Г.Зиммеля. Философия истории О. Шпенглера.

Учение о бессознательном З.Фрейда. Учение Юнга о коллективном бессознательном и его роль в объяснении социальных феноменов XX века. Понятие архетипа. Основные положения индивидуальной психологии Адлера, учение о комплексе власти. Фрейдомарксизм.

Феноменология Э.Гуссерля, ее влияние на философию ХХ века.

Экзистенциальная философия и ее разновидности: экзистенциализм, персонализм. Прагматизм, философская антропология. Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и "пограничных" ситуаций. Существование человека и его сущность. Бытие человека и бытие мира. Свобода и ответственность (С. Кьеркегор, М.Шелер, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А.Камю, К.Ясперс, Н.Бердяев).

Проблемы понимания и языка в герменевтике и структурализме (Шлейермахер, Х.Г.Гадамер, К.Леви-Стросс).

Изменение философской проблематики в философия постмодернизма (М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Ф.Лиотар).

Философия XX века как попытка концентрации человеческой мудрости для решения глобальных проблем современности.

Тема 6. Философская мысль России.

Культурно-исторические условия формирования русской философии. Особенности и основные представители русской философии. XII-XVIII в.в. Славянофильство и западничество. Религиозная философия XIX - начала XX века. Принцип всеединства Вл.Соловьева. Проблема человеческого творчества и свободы в философии Н.Бердяева. Учение о религиозной любви Флоренского. Булгаков о личном религиозном опыте человека. Антирационализм Л.Шестова.

Появление русского марксизма. Исторический материализм и "теория факторов". Философская мысль в советский период.

  1. Программа дисциплины Культурология для направления 080700. 62 Бизнес-информатика Утверждена (1)

    Программа дисциплины
    свободное владение навыками самостоятельной работы с гуманитарной литературой, навыками анализа философских, психологических, исторических и т.д. текстов.
  2. Программа дисциплины Культурология для направления 080700. 62 Бизнес-информатика Утверждена (2)

    Программа дисциплины
    Аннотация: Изучение курса культурологии находится в тесной связи с освоением материала дисциплин «Философия», «Социология», «Психология», «История экономики» и «История экономических учений», «Правоведение».
  3. Программа дисциплины логика для направления 080700. 62 Бизнес информатика подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Логика как наука о законах и формах познающего мышлении. Мышление и язык. Язык как знаковая система. Семиотика и ее разделы (синтаксис, семантика, прагматика).
  4. Программа дисциплины маркетинг для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра специализация

    Программа дисциплины
    Современная теория и практика в области маркетинга является неотъемлемой частью багажа знаний молодого специалиста выпускника как экономических так и любых других специальностей.
  5. Программа дисциплины Общая социология для направления 080700. 62 Бизнес-информатика Утверждена

    Программа дисциплины
    Требования к студентам: студент, приступающий к изучению данной дисциплины, должен обладать знаниями в области обществознания и других общественных дисциплин в объеме средней школы и опираться на ранее изученные дисциплины «Философия» и «Культурология».
  6. Программа дисциплины “ Операционные среды, системы и оболочки” для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра по специализации «Программная инженерия» Автор программы (1)

    Программа дисциплины
    дисциплина читается студентам программы бакалавриата, обучающихся по специализации «Программная инженерия» направления 080700.62 “Бизнес-информатика” на отделении программной инженерии факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ.
  7. Программа дисциплины “ Операционные среды, системы и оболочки” для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра по специализации «Программная инженерия» Автор программы (2)

    Программа дисциплины
    освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: “Информатика и программирование” и “Дискретная математика”.
  8. Программа дисциплины “ Операционные среды, системы и оболочки” для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Автор программы (1)

    Программа дисциплины
    дисциплина читается студентам программы бакалавриата, обучающихся по направлению 080700.62 “Бизнес-информатика” факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ. Она входит в блок общепрофессиональных дисциплин и читается в первом, втором и третьем
  9. Программа дисциплины “ Операционные среды, системы и оболочки” для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Автор программы (2)

    Программа дисциплины
    дисциплина читается студентам программы бакалавриата, обучающихся по направлению 080700.62 “Бизнес-информатика” факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ. Она входит в блок общепрофессиональных дисциплин и читается в первом, втором и третьем

Другие похожие документы..