Этнологические и антропологические исследования в академической науке

Прикладные исследования. Инновационная деятельность

Прикладные исследовательские работы Института этнологии и антропологии РАН, связанные с обеспечением практических потребностей российского общества, осуществляются по следующим основным направлениям: исследования по заказу государственных министерств и ведомств, научное консультирование госструктур, социологические и экспертные исследования, разработка проектов нормативных правовых документов федерального уровня, этнологическая экспертиза.

Важнейшим свидетельством актуальности и востребованности знаний и методов этнологической науки для выработки базовых основ управления обществом и государством стала работа ИЭА РАН по реализации целевой программы«Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005–2007 гг.)». Исследование было нацелено на научно-аналитическое осмысление современных этносоциальных процессов в столице, поиск эффективных механизмов снижения социально-психологической напряженности в обществе, мер противодействия экстремизму, выработку механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования ситуации в мегаполисе.

Создана исследовательская база для развития современного законодательства в области этнических отношений в Российской Федерации и, в частности, в Москве, разработаны и апробированы практические методы налаживания межкультурного диалога с ориентацией на сферу образования и на целевую группу – подростков, проведена серия тренинг-семинаров для педагогов и психологов московских школ «Межкультурный диалог в школе». По решению Правительства Москвы на базе Центра межнационального образования «Этносфера» с участием ведущих ученых, специалистов московских и федеральных структур работал Курс повышения квалификации государственных служащих социальной сферы, работников правоохранительных органов и средств массовой информации административных округов г. Москвы.

В публикациях по итогам проекта освещены этнокультурные процессы в московском мегаполисе, рассмотрены сложности взаимной адаптации москвичей-старожилов и мигрантов, особенности взаимодействия юных москвичей разных национальностей.75 На улучшение межэтнических отношений в российской столице и в России в целом, направлена серия публикаций, посвященных актуальной и острой проблеме, связанной с деятельностью российских СМИ.76 Книги имеют теоретический и практический смысл и могут быть использованы для оптимизации социально-этнических процессов в московском мегаполисе.

По целевой программе Правительства Москвы «Столица многонациональной России» проведена работа по выявлению проблемных ситуаций в межкультурном взаимодействии в столице и разработаны механизмы повышения эффективности межконфессионального и межэтнического диалога в молодежной среде.77 В рамках федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» в 2004–2005 гг. осуществлена научно-методическая разработка и апробация активных методов подготовки школьников к эффективному межэтническому и межконфессиональному диалогу. Разработаны программы занятий по этнологии народов России для школьников, программы и методы тренинга межкультурного взаимодействия для школьников старших классов и студентов колледжей, а также инструкции для учителей и воспитателей с практическими советами и научно-методическими объяснениями. Подготовлен и опубликован комплект научно-методической литературы по образовательному курсу и тренингу.78 Книги содержат анализ социально-психологических проблем развития этнической идентичности, этнических стереотипов и предубеждений у детей и подростков, а также теории и методы снижения стереотипов и предубеждений, практические программы улучшения межэтнических отношений в сфере образования.

Большое внимание было уделено разработке методологических концепций и практических рекомендаций для популяризации этнологической науки. Проблемы поликультурного образования, межкультурной коммуникации с позиций этнолога рассмотрены, например, в книге «Мир традиций и межкультурное общение. В помощь школьному учителю».79В ней опубликованы избранные лекции по этнологии, которые могут быть использованы при подготовке уроков народоведения, а также в школьных курсах по мировой художественной культуре и истории.

Одной из новейших разработок института являются результаты проекта «Этническая политика России в сфере образования: разработка методов анализа нормативно-правовых документов для оптимизации системы принятия решений». Исследование показало, что за последние годы начался переход от децентрализации к формированию единого в России образовательного пространства, и это сопряжено с существенными коллизиями общественных взаимоотношений, в том числе – и в системе взаимоотношений регионов с федеральным центром. Дело в том, что с начала 1990-х гг. в российском законодательстве действовала норма о компонентной организации образования: федеральный компонент, национально-региональный компонент, школьный компонент. Наличие национально-регионального компонента, который был отдан в распоряжение регионам, и составляло до недавних пор суть государственной национальной (этнической) политики в сфере образования. С декабря 2007 г. покомпонентое разделение образования было упразднено, что вызвало острые дебаты, которые до сих пор не завершены. Суть претензий республик – свертывание федеральным центром национальной политики, опасность запрета преподавания нерусских языков и национальных культур. Сотрудниками института предложены методы автоматизированного анализа региональных нормативных правовых документов в сфере этнической политики.

На основе результатов исследования подготовлены материалы для парламентских слушаний «Федеральный государственный Образовательный стандарт – стратегический ресурс устойчивого развития многонационального общества: законодательная инициатива субъектов Российской Федерации» Комитета Государственной Думы по делам национальностей Российской Федерации. На этих парламентских слушаниях была сделана попытка найти консенсус между федеральными чиновниками и представителями российских республик по вопросу об упразднении покомпонентной структуры образования.

Институт этнологии и антропологии РАН в 2009 г. подготовил специальный доклад для Совета Европы «Статус и поддержка языкового разнообразия в Российской Федерации» в связи с перспективами ратификации Россией Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств. Совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации,  Представительством Европейской Комиссии в России в рамках Совместной программы «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и  гражданского общества» был разработан ряд рекомендаций по вопросам имплементации Хартии.

Россия подписала Европейскую Хартию региональных языков или языков меньшинств, но пока что не ратифицировала ее. В последние несколько лет проблема ратификации обсуждается в высших эшелонах федеральной власти, а также за рубежом. Представители Совета Европы ратуют за ратификацию. В России взвешивают возможные «за» и «против», которые могут последовать после применения требований Хартии, в частности, анализируются последствия для внутриполитической ситуации в некоторых республиках, а также то, как может повлиять ратификация на международный имидж страны, если часть требований Хартии будет затруднительно исполнять.

В представленном докладе говорится о большом языковом и культурном разнообразии населения Российской Федерации, которое несопоставимо по своим масштабам с любой другой европейской страной. Требования Хартии должны учитывать такие особенности. В то же время направленность российского законодательства совпадает с идеями и духом Хартии, и многие вопросы, которые ставит этот документ, давно и успешно решаются в России. По отдельным концептуальным и конкретным направлениям российские правовые нормы и политика опередили требования Хартии. Имплементация положений Хартии может осуществляться не только в результате ее ратификации, но и за счет совершенствования действующих в Российской Федерации правовых норм и системы принятия решений в языковой политике и иных сферах социального и культурного развития.

Проведен анализ принципов и методов подготовки и проведения Всероссийской переписи населения. Осуществлялась оценка хода и результатов проведения переписи в вопросах фиксации социальной идентичности населения: гражданство, языковая и этническая принадлежность, оседлость; анализ влияния политических и общественных дебатов по вопросам социальной идентичности на общественное сознание. Опубликованы три коллективные монографии – единственные в России и за рубежом фундаментальные источники по проблемам Всероссийской переписи 2002 г. В книге «На пути к переписи»80 нашла отражение предпереписная ситуация, общественные дебаты, позиции различных групп. В работе «Этнография переписи»81 освещены итоги первой в отечественной этнологии попытки изучения переписи как социально-культурного явления методами антропологического анализа, т. е. с использованием включенного наблюдения. На большом фактическом материале, включающем данные Всероссийской переписи населения, материалы предыдущих переписей, текущего статистического учета, полевых исследований, в третьей книге «Этнокультурный облик России»82 был впервые представлен детальный анализ современной этнодемографической ситуации 40 регионов Российской Федерации. Изучены проблемы точности первой постсоветской переписи, ее технические достижения и недочеты, дана картина общественной и политической реакции на перепись, показаны этнодемографические и миграционные перспективы России. Исследование является важным источником не только для ученых в области гуманитарных исследований, но также для политиков и специалистов сферы государственного управления. Основные положения исследования использованы Федеральной службой государственной статистики (Росстат) для разработки программы Всероссийской переписи населения 2010 года.

В рамках прикладных исследований в 2008 – 2009 гг. разработана концепция федерального закона «Об основах государственной национальной политики в Российской Федерации» по заказу Совета Федерации. Большое значение для прогнозирования межэтнических отношений и профилактики конфликтов, корректировки национальной и этнорегиональной политики имеет издание серии «Исследования по прикладной и неотложной этнологии». Публикуемые в ней материалы находят применение в деятельности политологов и политиков, социологов и экономистов, обществоведов и журналистов, органов законодательной и исполнительной власти.

аудиовизуальная антропология

Ведется популяризация и трансляция научных знаний средствами визуальных технологий, в том числе на центральных телеканалах России. Сотрудниками института созданы новые фильмы по этнологии, антропологии и археологии, а также по традиционной культуре современных российских окраин: «Летопись моржового клыка» (2004), «Охотники студеных берегов» (2004), «Люди Берингова пролива» (2005), «Костяной берег Севера» (2006), «Сокровища чуванцев» (2006), «Странники тумана» (2006), «Наследники таймырских шаманов» (2006), «Лики времени» (2007), «Герасимов. Уроки мастерства» (2007), «Страна рукотворных камней» (2007), «Добро пожаловать в Энурмино!» (2007), «Наедине с волками» (2008), «Тайны древних гробниц» (2008).

Серьезным прорывом стало создание электронного фотоархива института с обеспечением внешнего доступа к богатым собраниям фотографий, накопленных более чем за столетие экспедиционной этнографической деятельности отечественных ученых. Сейчас готовится серия интернет-публикаций этих материалов. Наиболее уникальные из них – это фотографии русских экспедиций на Памир в конце ХIX в., материалы арктических экспедиций, уникальные зарисовки и цветные акварели профессиональных художников, сделанных в 1950-е гг. в экспедициях по районам проживания русского населения.

В целом отечественная этнология за последние годы продемонстрировала выдающиеся достижения. Впечатляет новое разнообразие тематики, приверженность классическим этнографическим методам добывания нового знания и очень высокая продуктивность большинства научных работников за достаточно скромные материальные вознаграждения. Огромную роль все эти годы играли дополнительные возможности, которые наиболее активные ученые получали через систему грантов двух отечественных фондов поддержки научных исследований – Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. Их поддержка инициативных проектов, экспедиционных работ, издательских проектов, научных конференций и поездок для участия в них во много раз превосходила все другие внешние источники финансирования нашей гуманитарной науки.

В нашей статье мы описали главным образом труды Института этнологии и антропологии РАН и работы, выполненные совместно с учеными других научных и вузовских центров. Однако этнология и антропология успешно развивается в других научных учреждениях, а также в вузовских коллективах, особенно на немногочисленных кафедрах этнологии, социально-культурной и физической антропологии. В сфере социально-культурной антропологии или на стыке дисциплин начали успешно работать историки, лингвисты, социологи, психологи, политологи и культурологи. Настоящими общероссийскими смотрами состояния нашей науки в масштабах всей страны стали регулярные конгрессы этнологов и антропологов России, которые проходят один раз в два года, и уже состоялось восемь таких конгрессов. Опубликованные материалы последних конгрессов дают более чем впечатляющую картину отечественной этнологии со всеми ее достижениями и проблемами.83 Сугубо внутрицеховые сюжеты мы бы хотели оставить для другой публикации.

  1. Этнологические и антропологические исследования в академической науке (2)

    Документ
    Институт осуществлял научные исследования по следующим основным направлениям: теория и история этнологической и антропологической науки; этнология русского народа, других народов России и сопредельных стран; происхождение и этнокультурный
  2. Социально-антропологических исследований (1)

    Лекция
    Учебно-методическое пособие содержит методические указания, подробное описание лекций и две вводные лекции по курсу «Миф. Идентичность. Знание. Введение в теорию социально-антропологических исследований».
  3. Социально-антропологических исследований (2)

    Лекция
    Данный курс предназначен для преподавателей и научных сотрудников, специализирующихся в области социальных и гуманитарных наук. Основная задача курса заключается в поиске ответа на вопрос как возможно антропологическое событие – «вхождение»
  4. Науки, религии, и философии (2)

    Реферат
    Приступая к переводу Тайной Доктрины, мы поставили себе задачу придерживаться со всею точностью оригинального текста и тем оберечь характер изложения.
  5. Науки, религии, и философии (3)

    Реферат
    Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание Высших Принципов считается самым ужасным кощунством.
  6. Науки, религии, и философии (5)

    Реферат
    Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание Высших Принципов считается самым ужасным кощунством.
  7. Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о п

    Исследование
    Дифференцирование и приспособление рас — Естественный подбор в борьбе за существование — Формы и законы изменений — Общие законы наследственности — Происхождение и унаследование отличительных половых признаков
  8. Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов

    Исследование
    Воспроизведение (Zeugung) и унаследование — Генеалогическая непрерывность зародышевой плазмы — Наследственное предопределение (Vorherbestimmung) — Физиологическая связь унаследования и отбора
  9. Концепция науки о культуре text htm glava07

    Документ
    Алфред Р. Радклиф-Браун. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами. Перевод В.

Другие похожие документы..