Этнологические и антропологические исследования в академической науке

происхождение и этнокультурный облик народов мира

Продолжено изучение вопросов, связанных с происхождением и этнокультурным обликом народов мира. Значительная часть исследований по европеистике была посвящена современным тенденциям в динамике этнокультурного облика Европы под воздействием интеграционных процессов, глобализации и миграции населения. Результатом полевых изысканий социально-антропологического характера в различных регионах Европы, многочисленных интервью, анализа юридических актов и статистических данных стал трехтомный труд «Европейская интеграция и культурное многообразие».41 Большое внимание в нем уделено анализу трансформации этнокультурных традиций в новой Европе (семейные ценности, формы социального поведения, конфликты и общественные движения с этнической окраской и др.). Исследователи сосредоточили внимание на проблеме открытости повседневной культуры к иному, выделив такой аспект этого явления, как европейский образ жизни в диалоге различных культурных традиций. По мнению авторов, особенности социально-культурных процессов в «большой Европе» требуют уточнения комплекса наиболее существенных взаимозависимостей и взаимосвязей между социальной, культурной политикой европейских государств и другими ключевыми внутренними и внешними сферами функционирования региона. Результаты проведенных изысканий способствуют более объективному и убедительному подходу к поставленной проблеме в целом, позволяют продемонстрировать общие на современном этапе тенденции в развитии регионализма и идентичностей в Европе.

На европейских материалах получены оригинальные выводы о роли гражданского общества в интеграции этнически смешанной среды. Подробно описаны и изучены исторически обусловленные «центробежные» и «центростремительные» тенденции в изменении этнической культуры, а также сформировавшиеся в связи с ними культурные модели поведения, отраженные в общественных институтах (социальные группы, их среда, институты коммуникации), в знаковой сфере (идеология, символика, культурные коды, ментальность, картина мира), повседневной поведенческой практике (обычаи, ритуалы, обряды, церемонии, этикет, нормы поведения, стереотипы поведения, в том числе межэтнические).42

На примере народов Америки исследован широкий круг вопросов, связанных с властью как социо-культурным феноменом – ключевыми в социальной антропологии проблемами исторической типологии потестарных и государственных структур, вопросами происхождения и исторической динамики ранних форм социальной стратификации, эволюции властно-управленческих функций и иерархических структур в государствах разного типа.43 По материалам совместных полевых выездов исследователей СССР и Кубы в разные районы острова в 1980 –1987 гг. комплексно представлена традиционная культура сельского населения этой страны.44

Определенное внимание было уделено процессам преобразований в социальных нормах и культуре у народов Центральной Азии, прослежены этапы и факторы этих преобразований, механизмы и пути модернизации. Рассмотрение центрально-азиатского опыта модернизации позволило, в частности, исследовать теоретическую проблему неравномерности развития различных обществ, ответить на вопрос, какие особенности имеет процесс модернизации в мусульманских странах, а также изучить отличительные характеристики советской и постсоветской модернизации. Получены новые данные по проблемам этногенеза и этнической истории, материальной и духовной культуры, современных этнических и этнополитических процессов у народов Средней Азии и Казахстана.45

физическая (биологическая) антропология и эволюция человека

Накоплена значительная информация в области физической антропологии, касающаяся, главным образом, древнего и близкого к современности населения.46 Важным направлением исследований остается решение вопросов антропогенеза. Дискутируются вопросы, касающиеся времени дивергенции гоминоидного ствола, экологических и поведенческих причин перехода предковых форм к ортоградности, обсуждаются гипотезы локомоторных особенностей последнего общего предка гоминид и африканских понгид.47

На более высоком уровне знаний, благодаря использованию новых методик, таких как антропоэстетика, антропогенетика и демография, антропоэкология, исследовались адаптационные, миграционные и метисационные механизмы в процессе формирования современного населения Евразии. Так, впервые в отечественной физической антропологии была поставлена проблема изучения эстетического предпочтения вариантов внешности на фоне и во взаимодействии с антропологическим разнообразием и биометрического моделирования этого процесса, в научный оборот введена новая информация об опыте эстетического взаимодействия человека с окружающим антропологическим разнообразием и механизмах его восприятия.48 Расширены наши представления о влиянии биологических и средовых компонент на процессы воспроизводства в популяциях человека, предложена гипотеза объяснения наблюдающегося в России в последние годы снижения младенческой смертности как одного из возможных проявлений действия репродуктивной компенсации на популяционном уровне в ответ на критическую демографическую ситуацию.49 На примере народов северо-восточной Азии, живущих в экстремальных экологических условиях, освещены процессы и механизмы приспособления к условиям обитания на уровне генетических и морфофизиологических особенностей организма, с учетом климатических, ландшафтных и геохимических характеристик среды.50

Ведутся работы по проблемам антропологической реконструкции (за период 2004–2008 гг. выполнены 22 скульптурных и 94 графических реконструкций). Некоторые из них получили освещение на страницах печати. О том, как выглядели наши предки на различных этапах своего развития, дает представление, например, книга-альбом Г.В. Лебединской «Облик далеких предков»,51 в которой содержатся иллюстрации 249 скульптурных и графических реконструкций, выполненных по методу, разработанно­му М.М. Герасимовым и его школой. Актуальные проблемы физической антропологии находят отражение в ежегоднике «Вестник антропологии» (под редакцией С.В. Васильева), а также публикациях материалов конференций.52

Разрабатывается новое теоретическое направление эволюционной антропологии – этология человека, – связанное с поиском универсалий человеческого поведения и анализом эволюционных основ и механизмов агрессии и примирения, родственного и реципрокного альтруизма, полового поведения и выбора полового партнера, пространственного поведения человека. В работах последних лет показана существенная роль эволюционных составляющих в социальном поведении современного человека и его невербальной коммуникации.53 По международному проекту «Нищие в Восточной Европе» с этологических позиций детально рассмотрены стратегии, используемые нищими в разных странах, дан подробный анализ взаимоотношений между нищими и подающими, освещена история отношения к нищим и нищенству со стороны местных органов управления и государства.54

ДРУГИЕ МеждисЦИПЛИНАРНЫЕ направления

Проводились кросскультурные исследования социально-психологических процессов в современном обществе, психологической адаптации представителей традиционных культур к модернизации образа жизни.55 Осуществлено оригинальное теоретико-эмпирическое исследование влияния культуры (ценностей, временной ориентации, уровня религиозности) и социального капитала (доверия и гражданской идентичности) на социально-экономическое развитие общества. Предложен новый культурно-специфический подход к группировке ценностей, с помощью которого представлено влияние культуры на социально-экономические установки россиян.56

Этносоциологи института сосредоточили усилия на анализе современных этносоциальных процессов в их многовариантности, взаимодействии и конкретном проявлении в разных сферах жизни. Последние публикации демонстрируют новое понимание социальной структуры современных народов, процессов модернизации и реэтнизации культуры, служат осмыслению национальных отношений как результирующего индикатора социально-этнического развития постсоветского общества.57 Введены в научный оборот материалы масштабных этносоциологических исследований, посвященных анализу этнорегиональных аспектов адаптации населения России и стран СНГ к реалиям современной жизни. Получены новые данные о формировании этнической и конфессиональной, гендерной и семейной, региональной и гражданской идентичностей, выявлены факторы их функционирования и определена их роль в современных адаптационных процессах.58 Опубликованные работы отличает стремление авторов акцентировать внимание на «болевых» точках современного этнорегионального развития и попытки показать основные векторы решения наиболее острых проблем. Они позволяют найти ориентиры стратегического развития РФ, состоящие прежде всего в недопущении огромного разрыва в уровнях экономического развития регионов и в сокращении масштабов социальной поляризации.

Продолжалась работа по изучению особенностей конструирования гендерной идентичности, гендерных стереотипов и их проявления в разных этнических и конфессиональных средах, а также по истории повседневности и быта различных социальных групп, антропологии возрастных различий с учетом влияния гендерного и этнического факторов. Такого рода исследования способствовали не только решению специальных научных задач, но и созданию новых методов работы с эмпирическим материалом, полезных для любого специалиста-гуманитария. Особое внимание в последние годы уделялось выявлению гендерных изменений в российском обществе и зарубежных странах. Одним из важнейших результатов работы в этом направлении стал вывод о том, что современная гендерная революция, не уничтожая обусловленных половым диморфизмом природных половых различий, означает резкое ослабление гендерной поляризации. Этот процесс является глобальным и прослеживается на трех уровнях: общественного разделения труда, нормативного канона маскулинности и фемининности и индивидуальных психологических черт и самосознания.59

Велась разработка различных аспектов темы «Этническая экология»как междисциплинарной области исследований, которая подразумевает комплексное изучение процессов взаимодействия народов (этносов) или отдельных их частей с природной и социально-культурной средой обитания методами этнографической, демографической, антропологической, географической, медико-биологической наук.60

религиоведение

Новаторские подходы к изучению роли религии в социокультурном контексте демонстрируют религиоведческие исследования, проводимые сквозь призму религиозных движений и культов, с использованием гендерных и экологических знаний, попытками включения конкретных результатов в исторически сложившийся контекст социологии и антропологии религии.

Сотрудниками института проведен анализ религиозной ситуации в отдельных регионах современной России, в том числе Московском, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Изучались православие, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм, т.н. «новые религии», традиционные верования и связанные с ними проблемы человеческого мышления, взаимодействие этнических традиций с различными конфессиями, взаимосвязь национальных и конфессиональных проблем в обществе.61 Исследованы вопросы, связанные с религиозной идентичностью, на разных примерах показано воздействие религии на психологические черты личности и на общий настрой в российском обществе начала ХХI в., предложены критерии выделения религиозных движений, способных дестабилизировать обстановку в обществе. Особый интерес в работах последних был проявлен к роли человека в теоретических изысканиях, касающихся религиозных верований.62

В центре внимания исследователей, изучающих православную религиозность в народной культуре русских, – подвижничество, святость, святыни, религиозная героика, духовничество, старчество, монашество, черничество и др.63 Прорабатываются и теоретические вопросы, связанные с необходимостью создания понятийного аппарата в рамках этого направления. Ареной их обсуждения является, в частности, ежегодная научно-богословская конференция «Наследие Серафима Саровского и судьбы России», которая устраивается Фондом Серафима Саровского и различными научными организациями. Институт этнологии и антропологии РАН принимает организационное и творческое участие в этих мероприятиях, помогает в издании материалов конференций.64

Заметный вклад внесен в изучение новых форм исламской религиозности на Северном Кавказе: идеология новых исламских движений, состав общин, их социальная организация, взаимоотношения с традиционно верующими. В ходе экспедиций на Северный Кавказ собрана значительная база данных, которая позволяет проследить динамику изменений постсоветских форм ислама, показывает новые формы исламского знания (электронные фетвы, видеопроповеди), институтов (исламские вузы) и практик (суфийских зикров и хатмов, исполняемых во внесуфийской среде), выработанные в ходе адаптации мусульман к вызовам современности.65

В поле зрения сотрудников института находятся также проблемы, связанные с исламом в Средней Азии. Полученные результаты говорят о сложном процессе взаимодействия его традиционных форм и новых мусульманских течений, что во многом предопределяет существующую там социальную напряжённость. В частности, показано, каким образом прогрессирующая перенаселенность в регионе обусловливала рост социальной нестабильности, которая происходила на фоне исламизации населения, и какое воздействие на общество оказывали религиозно-клановые и межэтнические противоречия.66Работа в этом направлении представляется весьма актуальной и общественно значимой, поскольку именно ислам сегодня оказывается в гуще происходящих в ряде регионов этнополитических и этноконфессиональных процессов.

межэтнические отношения и конфликты

Значительное место в исследованиях Института этнологии и антропологии РАН принадлежит изучению современных общественно-политических проблем России, связанных с такими феноменами, как этническая идентичность, коллективные формы самоопределения, групповые стратегии социальной мобильности, этническое представительство в системе властных отношений, а также с такими явлениями, как ксенофобия, этнический и религиозный экстремизм, социальные конфликты.

Вкладом в российскую науку стало исследование института, осуществленное совместно с Бергхофским центром (Германия). Предмет изучения – конструктивные и методологические возможности урегулирования конфликтов. Фундаментальное исследование показало, что содействие взаимным адаптационным усилиям конфликтующих сторон, а также и третьих сторон, стремящихся разрешить конфликт, является важнейшей частью стратегии предупреждения социальных, религиозных и этнических конфликтов. В таком содействии чрезвычайно велика роль государственных структур управления, поэтому в тех российских регионах, где проблеме взаимной адаптации уделяется должное внимание, уровень общественной нетерпимости оказывается ниже, и не столь велика опасность проявления гражданских противоречий. Опубликована на русском языке книга«Этнополитический конфликт».67

Первым российским опытом изучения проблемы так называемых новых этнических групп стала книга «Новые этнические группы в России»68, суммирующая результаты коллективного исследования в нескольких десятках российских регионах характерного общественного феномена восприятия этнических меньшинств как некоренной части жителей. Такое восприятие является основой распространения бытовых предубеждений и ксенофобии, а со стороны представителей власти приводит к неадекватным управленческим решениям, порождающим общественные коллизии и даже открытые конфликты. Сделан вывод о том, что не сам по себе факт миграционного притока, но именно искаженно воспринимаемая ситуация многокультурности предстает в общественном сознании как «серьезная проблема». В тех российских регионах, где власти и экспертное сообщество осознанно препятствуют распространению негативных этнических стереотипов, общественная ситуация намного спокойнее, несмотря на миграционный приток населения из других регионов и государств.

Изучалась роль культурных стереотипов в распространении предубеждений и расистских взглядов в массовом сознании. Проводилось сопоставление ситуаций распространения расистских убеждений в других странах в условиях нарастающей глобализации, проанализированы современные формы расизма в современной России.69

В Институте этнологии и антропологии РАН совершенствуется система этнологического мониторинга, включая разработку рейтинга конфликтности регионов. Идея этнологического мониторинга, реализованная в первоначальном варианте десятью годами ранее, в настоящее время обрела более совершенное методологическое и техническое воплощение. Получаемые на основе ежеквартального мониторинга данные об уровне общественно-политической напряженности в регионах Российской Федерации объединяются в сводные таблицы и в совокупности формируют общероссийские тренды. Наблюдение этих трендов показывает, что за последние пять лет общественно-политические отношения, включая и этнический аспект, стали более стабильными и менее подверженными влиянию таких факторов, как социально-экономические проблемы. Динамические ряды рейтинга конфликтности публикуются в ежегодных докладах70, бюллетенях71, методология и методика представлена в специальной монографии72. Система этнологического мониторинга освещает состояние этнических отношений в 12 постсоветских государствах и 40 субъектах Российской Федерации. На основе данных мониторинга написана коллективная монография прикладного характера, ориентированная на ознакомление государственных лиц, принимающих решения, с этнокультурной ситуацией в Российской части Кавказа73.

По заказу и при поддержке Минрегиона России осуществлен проект «Этнокультурный потенциал регионов как фактор формирования российской нации». На материалах комплексных исследований и этнологического мониторинга, на основе анализа этнокультурной ситуации в регионах Российской Федерации представлены результаты новейших исследований гражданской и этнической идентичности. Разработана система рекомендаций по совершенствованию государственной этнической политики Российской Федерации.74

  1. Этнологические и антропологические исследования в академической науке (2)

    Документ
    Институт осуществлял научные исследования по следующим основным направлениям: теория и история этнологической и антропологической науки; этнология русского народа, других народов России и сопредельных стран; происхождение и этнокультурный
  2. Социально-антропологических исследований (1)

    Лекция
    Учебно-методическое пособие содержит методические указания, подробное описание лекций и две вводные лекции по курсу «Миф. Идентичность. Знание. Введение в теорию социально-антропологических исследований».
  3. Социально-антропологических исследований (2)

    Лекция
    Данный курс предназначен для преподавателей и научных сотрудников, специализирующихся в области социальных и гуманитарных наук. Основная задача курса заключается в поиске ответа на вопрос как возможно антропологическое событие – «вхождение»
  4. Науки, религии, и философии (2)

    Реферат
    Приступая к переводу Тайной Доктрины, мы поставили себе задачу придерживаться со всею точностью оригинального текста и тем оберечь характер изложения.
  5. Науки, религии, и философии (3)

    Реферат
    Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание Высших Принципов считается самым ужасным кощунством.
  6. Науки, религии, и философии (5)

    Реферат
    Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание Высших Принципов считается самым ужасным кощунством.
  7. Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о п

    Исследование
    Дифференцирование и приспособление рас — Естественный подбор в борьбе за существование — Формы и законы изменений — Общие законы наследственности — Происхождение и унаследование отличительных половых признаков
  8. Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов

    Исследование
    Воспроизведение (Zeugung) и унаследование — Генеалогическая непрерывность зародышевой плазмы — Наследственное предопределение (Vorherbestimmung) — Физиологическая связь унаследования и отбора
  9. Концепция науки о культуре text htm glava07

    Документ
    Алфред Р. Радклиф-Браун. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами. Перевод В.

Другие похожие документы..