Модернизация управления субмуниципальной образовательной системой как фактор обеспечения современного качества образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Компоненты исследования и оценки качества образования

Критерии

Показатели

Методы изучения

Качество результатов образования

  • результаты итоговой аттестации;

  • результаты выступления на областных олимпиадах и интеллектуальных состязаниях;

  • соотношение уровня интеллектуального развития и результатов обучения

  • изучение и анализ данных единого государственного экзамена и областных олимпиад и конкурсов;

  • психологическая диагностика уровня интеллектуального развития;

  • сопоставительный анализ результатов

Качество условий,

в которых развернут образовательный процесс

  • уровень и направленность образовательных программ;

  • документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;

  • документально-содержательное обеспечение образовательной и воспитательной деятельности

  • изучение экспертных листов государственной аккредитации образовательных учреждений

Ассортимент предлагаемых услуг

  • разнообразие образовательных программ;

  • разнообразие направлений профильного образования;

  • соответствие направлений профильного образования образовательным запросам учащихся

  • изучение учебных планов образовательных учреждений;

  • социологический опрос выпускников основной школы

Качество предоставления услуг

  • профессиональная квалификация педагогического персонала;

  • использование педагогами современных образовательных технологий

  • анализ результатов аттестации педагогов по отчетам образовательных учреждений;

  • анкетирование учителей 9-11 классов

В целях определения ассортимента образовательных услуг было проведено социологическое исследование познавательных потребностей выпускников основной школы, данные психолого-педагогической диагностики, проанализированы учебные планы и отчеты 100% общеобразовательных учреждений района. Результаты показали, что ассортимент услуг общего образования, выраженный в спектре профилей, предлагаемых старшеклассникам, составляет 53% от потребности. При исследовании качества образовательных услуг по показателям, представленным в таблице 1, были изучены 100% экспертных листов государственной аккредитации образовательных учреждений района. Результаты свидетельствовали о наличии оценок, соответствующих «критическому» уровню по каждому показателю (12%, 4%, 25% соответственно) и недостаточном количестве оценок, соответствующих «оптимальному» уровню.

При исследовании качества педагогической деятельности наряду с традиционным показателем профессиональной квалификации по результатам аттестации педагогов мы выделили уровень владения ими современными образовательными технологиями (проектной, модульной, игровыми, портфолио, компьютерной), которые в соответствии с государственными стратегическими документами являются необходимым компонентом обеспечения современного качества образования. Результаты изучения отчетов образовательных учреждений показали, что высшую квалификационную категорию имеют 34%, 18%, 26% педагогов общего, дошкольного и дополнительного образования соответственно. Анкетирование учителей, работающих в 9-11 классах (всего было изучено 150 анкет, 74% от общего числа педагогов III ступени), в целях определения уровня владения современными образовательными технологиями показало, что обобщенный показатель владения ими на достаточном уровне составляет 25%, вообще не владеют – 48%.

В результате был сделан вывод о том, что состояние компонентов субмуниципальной образовательной системы не в полной мере отвечает современным требованиям, представленным в государственных нормативных и стратегических документах, а также требованиям потребителей образовательных услуг – учащихся старших классов.

При изучении результатов образования в соответствии с целями национального проекта «Образование» наряду с традиционными данными успеваемости нас интересовали успехи школьников, относящихся к категории талантливых и способных. Поэтому мы расширили спектр показателей, включив в него показатели уровня и динамики интеллектуального развития учащихся 9-х– 11-х классов. Проведенная психологическая диагностика по методике УИТ СПЧ («Универсальные тесты интеллектуального развития, Санк-Петербург – Челябинск») показала распределение усредненных суммарных и индивидуальных значений уровня интеллектуального развития учащихся, в соответствии с которыми были выделены школьники, имеющие высокий и выше среднего уровень интеллектуального развития. Их количество по району составило 196 человек, 5% от участвовавших в диагностике. Результаты образования по показателям усвоения требований государственных образовательных стандартов выпускниками средней школы характеризуются следующими данными: а) относительное количество выпускников средней школы, освоивших государственные образовательные стандарты, по показателям государственной итоговой аттестации составило 98 % одиннадцатиклассников; б) количество получивших документ особого образца: – 53 (6,5%); в) количество одиннадцатиклассников, получивших 95-100 баллов - 1 (0,1%). Реализация интеллектуального потенциала талантливых и способных учащихся была изучена нами через сопоставление данных об уровне интеллектуального развитии и результатов областных олимпиад и интеллектуальных конкурсов. Суммарное количество победителей и призеров областных олимпиад и интеллектуальных конкурсов составило 75 учащихся 9, 10, 11 классов, что составило 25 % от общего числа рассматриваемой категории детей и свидетельствовало о недостаточной эффективности образовательного процесса.

В целом анализ и оценка результатов образования подтвердили необходимость совершенствования образовательного процесса и приведении их в соответствие современным требованиям.

В ходе формирующего эксперимента была реализована модернизированная субмуниципальная система управления образованием; проводилась корректировка элементов системы. В частности, создано семь проектов реализации национального проекта «Образование» в субмуниципальной образовательной системе с учетом ее потребностей и специфики: «Развитие дошкольного образования», «Поддержка талантливых, способных и инициативных детей», «Развитие воспитания и дополнительного образования», «Развитие профильного обучения», «Информатизация субмуниципальной образовательной системы», «Управление качеством педагогического персонала», «Развитие специального (коррекционного) образования». Цели и задачи проектов представляют собой декомпозированные цели и задачи модернизации образования муниципальной образовательной системы и определяют наполнение содержательно-целевого компонента.

В составе функционально-структурного компонента помимо базовых функций выделены функции управления функционированием и управление развитием. Организационная структура управления преобразована в матричную, приведено в соответствие с «числом Миллера» количество объектов управления специалистов РУО (уменьшено до 7±2) за счет делегирования части функций специалистам служб обеспечения (информационно-аналитического и методического обеспечения, психолого-медико-педагогическому центру), оптими-зированы количественно и качественно связи между специалистами управления по делам образования г.Челябинска и районного управления образования.

Разработаны и реализованы технологии управления развитием и функционированием образовательной системы. Технология управления функционированием – процессами стабилизации, отражает идеи и методологию всеобщего управления качеством (Total Quality Management). В соответствии с данной методологией: а) составлен реестр процессов, развернутых в образовательной системе и являющихся объектом управления (управление подготовкой к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, управление аттестацией педагогов, управление процессами жизнеобеспечения; управление подготовкой образовательных учреждений к новому учебному году; управление подготовкой и проведением районных олимпиад, управление защитой прав детей на образование и т.д.); б) созданы положения о деятельности в рамках выделенных процессов; в) разработаны алгоритмы деятельности с учетом цикла Э. Деминга (планируй – действуй – проверяй – улучшай); г) разработанные алгоритмы утверждены приказом по РУО и являются составляющими документированной процедуры – документа, в котором установлены правила и процедуры управления конкретным видом деятельности, оформления его результатов. Технология управления развитием представлена в пакете разработанных проектов, где определены последовательность, методы и средства деятельности в соответствии с целями проекта.

Реализована и откорректирована подсистема информационно-коммуникативного обеспечения: система мониторинга реализации пакета проектов, включающая критерии и показатели условий и результатов образовательной деятельности, методы получения, обработки и хранения информации, уровни ее потребления, каналы коммуникаций в образовательной системе, а также локальную информационную систему, обеспечивающую оперативный доступ, коммуникации и документооборот внутри субмуниципальной образовательной системы и за ее пределами.

Изучение модернизированной системы управления было осуществлено группой экспертов методом Делфи. Полученные результаты свидетельствует о позитивных изменениях и достижении оптимального уровня в реализации функций управления, в организационной структуре управления, в используемых технологиях управления проектами и процессами функционирования, информационно-коммуникативном обеспечении по сравнению с начальным этапом эксперимента. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что произошли позитивные качественные изменения во всех компонентах субмуниципальной системы управления, то есть о ее модернизации.

В ходе обобщающего эксперимента были проведены повторные измерения состояния компонентов образовательной системы по показателям, определенным в качестве зависимых переменных; осуществлена интерпретация полученных результатов и проверка гипотезы, в соответствии с которой модернизированная система управления явилась фактором положительных изменений в компонентах образовательной системы.

Повторные измерения состояния компонентов образовательной системы и сопоставительный анализ полученных данных показывают положительную динамику по всем выделенным показателям, характеризующим современное качество образования в соответствии со стержневыми задачами его модернизации. Графическая интерпретация изменений в условиях и результатах образования по выделенным критериям и показателям качества (таблица 1), а также механизм управления выделенными направлениями деятельности представлены на рис. 2-6.

Принимая во внимание, что основным показателем эффективности модернизированной системы управления в соответствии с разработанными на основе современных требований критериями является наличие позитивных изменений в объектах управленческих воздействий и результатах образования, мы делаем вывод о том, что модернизированная система эффективна, так как обеспечила поступательное развитие компонентов образовательной системы по всем выделенным критериям и показателям, то есть в соответствии со значением понятия «фактор», явилась движущей силой, обеспечившей современное качество образования. Таким образом, основные положения гипотезы подтвердились.

В заключении диссертации представлены выводы, сформулированные на основе теоретического анализа и экспериментальной работы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Направления деятельности

Механизм управления

1 .количество медалистов

2. количество набравших 95-100 баллов

3,4. количество победителей областных олимпиад и интеллектуальных конкурсов

Проект «Поддержка талантливых, способных и инициативных детей»

Рис. 2. Результаты итоговой аттестации в динамике (2006,2009гг.)

Проект «Поддержка талантливых, способных и инициативных детей»

Рис. 3. Динамика реализации интеллектуального потенциала старшеклассников (2006,2009гг.)

  1. уровень и направленность образовательных программ

  2. документы, регламентирующие организацию образовательного процесса

  3. документально-содержательное обеспечение образовательной деятельности

Пакет документированных процедур:

обеспечение подготовки ОУ к государственной аккредитации

Рис. 4. Качество условий, в которых развернут образовательный процесс в динамике (2006,2009гг.)

  1. доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию

  2. доля педагогов, владеющих современными образовательными технологиями

  3. доля педагогов, владеющих информационно-коммуникативными технологиями

Рис.5. Качество предоставления услуг в динамике (2006,2009гг.)

Проекты «Управление качес­твом педагогического персонала»

«Информатизация субмуниципальной образовательной системы»

  1. количество образовательных программ

  2. количество направлений профильного образования

Рис.6. Ассортимент образовательных услуг в динамике (2006, 2009гг.)

Проекты «Развитие профильного образования»

«Развитие специ­аль­ного (коррекцион-ного) образова­ния»

Основные выводы исследования

  1. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена комплексом государственных стратегических документов, определяющих цели и задачи модернизации образования, в том числе управления как составляющей целостной образовательной системы, а также необходимостью решения проблемы качества образования в субмуниципальной образовательной системе.

  2. Модернизация субмуниципальной системы управления рассматривается как комплексное, всестороннее обновление и интеграция в целостную систему всех компонентов управления в соответствии с требованиями современной науки на основе системного, синергетического, процессного и ситуационного подходов.

  3. Субмуниципальная система управления образованием – это взаимосвязанное единство четырех подсистем: содержательно-целевой, представляющей направления, цели и задачи деятельности по обеспечению достижения современного качества образования; функционально-структурной, объединяющей базовые функции управления (планирование, организацию, мотивацию и контроль) и специальные – управление развитием (проектами) и управление функционированием образовательной системы, а также организационную структуру управления матричного типа; технологической, содержащей технологии принятия управленческого решения; информационно-коммуникативной, интегрирующей информационное обеспечение, коммуникации и документооборот на основе развития локальной информационной системы.

  4. Модернизированная субмуниципальная система управления отвечает всем признакам системы: ее внутренние свойства определяются морфологическим, структурным, функциональным и интегративным аспектами, которые в сжатом виде могут быть представлены: составом системы; связями между подсистемами и элементами, относящимися к связям управления, функционирования и развития; основной функцией системы, заключающейся в целенаправленном воздействии на образовательную систему для обеспечения ее модернизации; системообразующим фактором, которым является цель управления – обеспечение достижения современного качества образования.

  5. Технология модернизации представляет собой упорядоченную в логической последовательности совокупность процедур и операций, методов и средств всестороннего и комплексного обновления или проектирования компонентов субмуниципальной системы управления.

  6. Проведенный анализ результатов экспериментальной работы по выделен-ным критериям реализации стержневых задач модернизации показал наличие пози-тивных изменений в педагогических условиях – компонентах образовательной системы: в ассортименте образовательных услуг, соответствующих запросам населения района; в качестве образовательных услуг, выраженных показателями профессиональной квалификации педагогов и уровнем владения ими современными образовательными технологиями; уровне и направленности образовательных программ; организации образовательного процесса; документально-содержательном обеспечении образовательной деятельности.

  7. Изменения в компонентах образовательной системы обусловили рост образованности выпускников школы в соответствии с современными требованиями к качеству образования, выраженный показателями достижений учащихся на итоговой государственной аттестации и интеллектуальных конкурсных состязаниях.

Поскольку полученные результаты явились итогом управленческих воздействий на субмуниципальную образовательную систему, можно утверждать, что модернизированная система управления явилась фактором обеспечения современного качества образования, то естьвыдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Задачи исследования решены, а его результаты имеют научную новизну, теоретическую и практическую значимость. В то же время выполненная работа не решила всех проблем, связанных с модернизацией субмуниципального управления образованием. Вне поля исследования остались вопросы общественно-государственного управления субмуниципальной образовательной системой, вопросы социального партнерства в управлении системой, вопросы управления качеством дополнительного образования и воспитания, что создает предпосылки для продолжения научной работы.

Основные положения диссертации опубликованы в работах:

Монография

  1. Усынин, В.В. Управление модернизацией образовательного процесса на основе современных педагогических технологий: монография [Текст] / В.В. Усынин. – Челябинск: Цицеро, 2008. – 232с.

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК МО и Н РФ

  1. Усынин, В.В. Коммуникации как фактор эффективного управления субмуниципальной образовательной системой /В.В. Усынин // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - № 7. – С. 46-59.

  2. Усынин, В.В. Функции управления и информация в условиях модернизации образования / В.В. Усынин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. - №9. – С.23-31.

Научные статьи и материалы конференций

  1. Усынин, В.В. Методологические основы информатизации управления субмуниципальной образовательной системой / В.В. Усынин // Научная жизнь. – 2009. - № 1. – С. 58-62.

  2. Усынин, В.В. Инновационные образовательные учреждения: как им развиваться? – Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи / Под.ред. А.Я. Найна. – Челябинск: УралГУФК,2004. – С.126-128.

  3. Усынин, В.В. Научно-методические и организационные аспекты управления учебным процессом в инновационных структурах образования / В.В. Усынин // Развитие творческой одаренности детей: сборник тезисов научно-практич. конф. – Челябинск: ЧГУ, 2002. – С.68-70.

  4. Усынин, В.В. Практическое и методическое обеспечение мониторинга управления педагогическим процессом / В.В. Усынин // Дидактическое и методическое обеспечение мониторинга и стандартов образования в условиях инновационного обучения: материалы городской научно-практич. конф. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1995. – С.9-13.

  5. Усынин, В.В. Дифференциация как средство освоения нового содержания образования / В.В. Усынин // Реализация дифференцированного подхода к развитию личности средствами общего и научного образования: сборник тезисов научно-практич. конф. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. – С.51-54.

  6. Усынин, В.В. Научно-методические и организационные аспекты управления учебным процессом в инновационных образовательных учреждениях / В.В. Усынин // Развертывание научно-прикладных исследований в образовательно-воспитательных учреждениях г.Челябинска: материалы городской научно-практич. конф. – Челябинск: ЧГУ, 2003. – С.6-7.

  7. Усынин, В.В. Теоретические и практические аспекты комплексного учебно-методического обеспечения процесса подготовки и повышения квалификации педагогических работников в новых типах учебных заведений / В.В. Усынин // Дифференциация в непрерывном профессионально-педагогическом образовании: сборник тезисов междунар. научно-практич. конф. – Челябинск: ЧГУ, 2003. – С.31-33.

  8. Усынин, В.В. О реализации перспективного плана развития субмуниципальной образовательной системы / В.В. Усынин // Управление качеством образования в районной образовательной системе. – Челябинск: ЗАО Челябинская межрайонная типография, 2005. – С.4-21.

  9. Усынин, В.В. Развитие субмуниципальной образовательной системы в условиях модернизации российского образования / В.В. Усынин. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. – 40 с.

  10. Усынин, В.В. Национальный проект «Образование» как фактор интенсивного развития субмуниципальной образовательной системы / В.В.Усынин. – Челябинск: ЗАО Челябинская межрайонная типография, 2007. – 35 с.

  11. Усынин, В.В. Тенденции развития и управления инновационными процессами в образовательной системе района / В.Н. Бурова, В.В. Усынин. – Челябинск: Изд-во ЧПО Книга, 2008. – 130 с.

  12. Усынин, В.В. Развитие районной образовательной системы в условиях формирования новой модели российского образования / В.В. Усынин. – Челябинск: ООО Челябинский Дом печати, 2008. – 62 с.

Учебные и методические пособия

  1. Усынин, В.В. Методологические и технологические аспекты модернизации субмуниципальной системы управления образованием: учебно-методическое пособие / В.В. Усынин. – Челябинск: Цицеро, 2009. – 118с.

  2. Усынин, В.В. Модернизация субмуниципальной образовательной систе-мы в условиях перехода на современную модель российского образования: методи-ческое пособие / В.В. Усынин. – Челябинск: Изд-во ЧПО Книга, 2009. – 94 с.

  3. Усынин, В.В. Развитие дошкольного образования в субмуниципальной образовательной системе: методическое пособие / В.В. Усынин – Челябинск: ООО Челябинский Дом печати, 2009. – 31 с.

  4. Усынин, В.В. Концептуальные основы лицейского образования: учебно-методическое пособие // Под ред. Т.Г. Калугиной / Г.И. Бабенкова, Е.В. Баталова, В.В. Усынин. – Челябинск: Лаборатория организации и содержание лицейского образования, 2000. – 172 с.

  5. Усынин, В.В. Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения в образовательном учреждении: методические рекомендации / О.Н. Гавриченко, В.В. Усынин, В.В. Шарамова. – Челябинск: Цицеро, 2008. – 55 с.

  1. Бюллетень новых поступлений (20)

    Бюллетень
    Африка - третья часть света : описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть / Л. Африканский ; пер. с итал., коммент. и статья В. В. Матвеева ; [отв.
  2. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (1)

    Реферат
    Аменд, А.Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [Текст]: избранные статьи: в 2 т. / А.Ф. Аменд; под общ. ред. А.А. Саламатова, А.
  3. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (3)

    Реферат
    Сборник предназначен для учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов, аспирантов и соискателей, ученых и всех интересующихся проблемами образования.
  4. Программа развития 2007-2011 гг. Управление по делам образования г. Челябинска Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Программа
    Разработка и внедрение оптимальной стратегии развития, способствующей созданию условий для получения качественного основного и дополнительного образования,
  5. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №46

    Программа
    В сборнике представлены материалы Программы развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 46 на 2007-2011годы.
  6. Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №109 г. Челябинска по итогам 2008-2009 учебного года

    Публичный отчет
    Согласно комплектованию МОУ СОШ № 109 на 2008-2009 учебный год на 5 сентября 2008 года было сформировано 30 классов, из них с(к)к – 4 (44 обучающихся).

Другие похожие документы..