Модернизация управления субмуниципальной образовательной системой как фактор обеспечения современного качества образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Рис.1. Субмуниципальная система управления образованием

Данная цель декомпозирована на подцели по выделенным направлениям деятельности. Достижение целей, решение общих и частных задач управления образовательной системой осуществляется путем реализации совокупности функций, отражающих необходимое для этого содержание деятельности.

Функции управления субмуниципальной образовательной системой, а также организационная структура управления составляют организационно-функциональную подсистему. В соответствии с разведением полномочий в муниципальной образовательной системе определен и конкретизирован объект управления: процессы, обеспечивающие функционирование и развитие субмуниципального образования. Специфика и сложность объекта управления определила необходимость осуществления двух противоречивых функций:1) управление функционированием и 2) управление развитием на основе реализации базовых функций планирования, организации, мотивации, контроля. Первая функция направлена на поддержание ресурсов и условий образования (содержательных, кадровых, учебно-методических, информационных, организационных и т.д.). Основой для осуществления указанной управленческой функции являются закон РФ «Об образовании», государственные образовательные стандарты, нормы, правила и т.д. Общая задача управления в этом случае заключается в устранении возмущающих воздействий, отклонений от установленных норм или в предупреждении возможных отклонений. Вторая функция – управление развитием – направлена на изменение и наращивание ресурсов и условий в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями государства, общества и личности. Основанием реализации указанной функции являются государственные стратегические документы.

Организационная структура управления разработана в соответствиис целями и функциями управления и относится к типу матричных, особенностью которых является углубленное разделение управленческого труда – руководители по вертикали (начальник управления, его заместитель и руководители структурных подразделений) осуществляют преимущественно решение вопросов функционирования; по горизонтали обеспечивается управление реализацией проектов. Исследование феномена управления с позиций системного подхода предполагает идентификацию и изучение типов связей между компонентами. В научной литературе описаны многообразные типы связей, классифицированные по различным основаниям, из которых мы в соответствии со спецификой предмета исследования выделяем связи по направлению действия – прямые и обратные, по типу процесса, определяемого связью – функционирование, развитие, управление, по предмету связи – информационные, по расположению в пространстве – вертикальные (субординационные), горизонтальные (координационные).

Технологический компонент представляет третью подсистему управления. Если организационная структура управления отвечает на вопрос «как устроена система в статике», то ответ на вопрос «какова эта системав действий, как она работает» связан с технологией управления. Под технологией управления мы рассматриваем специально организованные методы, средства и выстроенные в логической последовательности управленческие действия, направленные на разработку управленческого решения, которое является инструментом приведения условий и ресурсов образовательной системы, поставленной цели обеспечения современного качества образования. Так как функции управления подразделяются на управление процессами функционирования и развития, имеют различные цели и основания, мы выделяем соответствующие технологии. Основными компонентами технологии управления процессамифункционирования выбраны методы всеобщего управления качеством, отличительная особенность которых заключается во включении в управление качеством образования всех категорий педагогов, средствами являются закон РФ «Об образовании», подзаконные акты и нормативные требования к условиям образования; процедуры управления представлены в пакете документированных процедур (утвержденных приказом алгоритмов деятельности). Основными компонентами технологии управления развитием являются пакет проектов реализации национального проекта «Образование» в субмуниципальной образовательной системе, научные методы управления, а также средства управления планы и сетевые графики; порядок управленческих действий определен в планах реализации проектов.

Информационно-коммуникативная подсистема, спроектированная на основе соответствующих методологических подходов,включает информационное обеспечение управления, коммуникации и документооборот, объединенные в локальную информационную сеть. Информационное обеспечение представляет собой деятельность по получению, обработке, хранению и использованию информации о состоянии образовательной системы и результатов образования для принятия управленческого решения, а также атрибуты данной деятельности: показатели и критерии, характеризующие различные аспекты образования и сформированные на их основе базы данных; методы получения и обработки информации, технические средства, программное обеспечение и оргтехника. В нашей работе под коммуникацией понимается процесс обмена информацией между субъектами общения: между органом управления образованием и его внешним окружением, между различными уровнями управления, между различными подразделениями органа управления и специалистами; информационные потоки и каналы обмена информацией, а также средства и способы ее распространения. Документооборот – это движение документов – носителей официальной информации по установленным каналам связи.

В основу обобщенной технологии модернизации системы положены морфологический, структурный и функциональный аспекты системного подхода, а также информационный, коммуникативный, технологический, процессный и ситуационный подходы при проектировании или обновлении отдельных компонентов системы. Нами выделены основные этапы модернизации системы в целом и логическая последовательность действий при проектировании каждого компонента. Разработанная технология отражает практический аспект исследования и дает ответ на вопрос «Как модернизировать субмуниципальную систему управления, способную обеспечить современное качество образования?».

Разработанные теоретические положения и технология модернизации субмуниципальной системы управления позволили нам перейти к реализации модернизированной системы и проверке ее эффективности, то есть подтвержде-нию того, что она является фактором современного качества образования.

Во второй главе «Экспериментальная работа по реализации модернизированной субмуниципальной системы образования» определяются цели, задачи и этапы педагогического эксперимента, описывается реализация модернизированной системы субмуниципального управления образованием, определяются критерии ее качества и эффективности, анализируются полученные результаты и проводится их обработка. Экспериментальная работа осуществлялась на первом, втором и третьем этапах исследования и была представлена констатирующим, формирующим и обобщающим экспериментом.

Констатирующий эксперимент проходил в естественных условиях процесса управления субмуниципальной образовательной системой и был направлен на решение следующих задач: 1) исследование действующей субмуниципальной системы управления; исследование исходного состояния объектов управления субмуниципальной образовательной системы, выделенных на основе разведения компетенции между муниципальным, субмуниципальным органами управления и образовательным учреждением; изучение результатов образования; 2) определение адекватных полученным результатам цели, задач и плана проведения эксперимента.

Исследование исходного состояния субмуниципальной системы управления образованием и выявление существующих проблем осуществлялось через экспертное оценивание состояния системы управления с применением методов структурного, функционального, информационного и системного анализов. Репрезентативность исследования обеспечена участием в эксперименте руководителей образовательных учреждений и их заместителей (103 человека, представлены 100% образовательных учреждений), специалистов районного управления образованием и служб обеспечения (17 человек).

Достижение цели проводимой экспериментальной работы потребовало разработки критериев и показателей оценки действующей системы управления, соответствующих выбранным методам, в основу которых были положены качественные и количественные характеристики системы управления, а именно: соответствие целей и задач субмуниципального органа управления целям модернизации образования и потребностям субмуниципальной образовательной системы; вид организационной структуры, количество объектов управления, иерархические и координационные связи в структуре управления; уровень реализации базовых управленческих функций; дифференциация технологий управления функционированием и развитием; качество информационного обеспечения и коммуникаций. Отсутствие стандартизированных требований к системам управления образованием и их компонентам определило необходимость применения метода экспертной оценки.

Данные констатирующего эксперимента показали, что цели и задачи районного управления образованием не в полной мере соответствуют целям модернизации образования, конкретизированным в национальном проекте «Образование», и не учитывают актуальной потребности образовательной системы. Организационная структура управления является линейно-функциональной, то есть недостаточно гибкой и адаптивной к меняющимся внешним условиям, и, следовательно, не обеспечивает деятельности по модернизации образовательной системы. В структуре преобладают вертикальные (субординационные) связи, в то время как недостаток горизонтальных (координационных) связей нарушал целостное восприятие состояния объекта управления и затруднял принятие согласованных решений по его изменению в желательном направлении.

Исследование уровня владения специалистами органа управления базовыми функциями (планирования, организации, мотивации, контроля), было осуществлено с применением метода экспертных оценок на основе показателей, разработанных в соответствии со спецификой каждой функции. Результаты, подсчитанные с применением методикиВ.И. Зверевой, показали, что в целом уровень владения ими специалистами управления близок к критическому (К= 54%). Самые низкие показатели (К=37%) отмечены во владении функцией анализа, что не обеспечивало оснований для принятия управленческих решений, направленных на устранение выявленных проблем или дальнейшее развития объекта управления.

Исследование информационного обеспечения и коммуникаций, осуществленное методом опроса руководителей образовательных учреждений и специалистов районного управления по критериям, отражающим удовлетворенность его качеством, показало, что степень выраженности некоторых качественных характеристик информации (своевременность, действенность, объективность) оценивалась достаточно низко; информационные потоки не были в достаточной степени дифференцированы по уровням управления, и, следовательно, «загружали» лишней информацией, затрудняя коммуникации, что приводило к неэффективному использованию времени и усилий. В результате подсчета уровень информационного обеспечения управления образовательными учреждениями (К) составлял 42%, что соответствовало критическому уровню.

В целом исследование показало, что управление субмуниципальной образовательной системой по большинству выделенных показателей не обеспечивает реализации целей модернизации образовательной системы.

В основе изучения исходного состояния объекта управления – компонентов образовательной системы положено понятие «современное качество образования», представленное в государственных документах и рассматриваемое нами как характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов современным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Поскольку корневое понятие «образование» распространяется и на «образование» как результат (образованность), и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу, в том числе к педагогическим условиям, в которых процесс протекает. Критерии и показатели исследования определены на основе подходов к оценке качества, отвечающих стержневым задачам модернизации российского образования, предложенным С.В. Давыдовым и А.М. Новиковым: 1) по образовательным услугам, то есть по процессу, качество которого характеризуется: а) ассортиментом образовательных услуг; б) качеством условий, в которых развернут образовательный процесс; в) качеством предоставления услуг; 2) по характеристикам конечного продукта, то есть по результату образования. Компоненты исследования и оценки качества образования в субмуниципальной образовательной системе представлены в таблице 1.

Таблица 1

  1. Бюллетень новых поступлений (20)

    Бюллетень
    Африка - третья часть света : описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть / Л. Африканский ; пер. с итал., коммент. и статья В. В. Матвеева ; [отв.
  2. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (1)

    Реферат
    Аменд, А.Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [Текст]: избранные статьи: в 2 т. / А.Ф. Аменд; под общ. ред. А.А. Саламатова, А.
  3. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (3)

    Реферат
    Сборник предназначен для учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов, аспирантов и соискателей, ученых и всех интересующихся проблемами образования.
  4. Программа развития 2007-2011 гг. Управление по делам образования г. Челябинска Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Программа
    Разработка и внедрение оптимальной стратегии развития, способствующей созданию условий для получения качественного основного и дополнительного образования,
  5. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №46

    Программа
    В сборнике представлены материалы Программы развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 46 на 2007-2011годы.
  6. Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №109 г. Челябинска по итогам 2008-2009 учебного года

    Публичный отчет
    Согласно комплектованию МОУ СОШ № 109 на 2008-2009 учебный год на 5 сентября 2008 года было сформировано 30 классов, из них с(к)к – 4 (44 обучающихся).

Другие похожие документы..