Модернизация управления субмуниципальной образовательной системой как фактор обеспечения современного качества образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Определена совокупность теоретико-методологических оснований модернизации субмуниципального управления образованием, включающая всеобщие законы и принципы управления; системный, синергетический, процессный и ситуационный подходы.

  • В соответствии с научными достижениями и выделенными теоретико-методологическими основаниями выявлены, обновлены и интегрированы в целостную систему субмуниципального управления следующие компоненты: содержательно-целевая, функционально-организационная, технологическая и информационно-коммуникативная подсистемы; определен их состав и функции в обеспечении достижения современного качества образования.

  • Разработана технология модернизации субмуниципальной системы управ-ления образованием, представленная упорядоченной в логической последователь-ности совокупностью процедур и операций, направленных на проектирование каждой подсистемы с последующей интеграцией их в целостную систему.

    Теоретическая значимость исследования заключается в:

    1. развитии научных представлений о модернизации субмуниципального управления образованием, расширении теоретико-методологического пространства исследуемой проблемы, заключающегося в использовании законов и принципов социального управления, системного, синергетического, процессного и ситуационного подходов;

    2. расширении терминологического поля проблемы исследования через уточнение понятий «система управления субмуниципальным образованием»; «модернизация субмуниципального управления образованием», «современное качество образования»;

    3. теоретическом обосновании технологии модернизации субмуниципальной образовательной системы.

    Практическая значимость исследования заключается в разработке технологии модернизации субмуниципального управления образованием; создании комплекса проектов модернизации субмуниципальной образовательной системы по основным направлениям модернизации российского образования и национального проекта «Образование»; в создании учебного пособия «Методологические и технологические аспекты модернизации субмуниципальной системы управления образованием» и монографии «Управление модернизацией образовательного процесса на основе современных педагогических технологий».

    Результаты проведенного исследования нашли отражение в публикациях автора, посвященных различным аспектам управления субмуниципальной образовательной системой, а также управления образовательным учреждением.

    Обоснованностьи достоверность полученных результатов исследования обеспечивались применением в ходе исследования теоретических и эмпирических методов научного познания; опорой на современные исследования проблем развития образовательной системы и качества образования; анализом научных и практических публикаций по проблеме управления социальными системами; комплексной методикой исследований эффективности модернизированной системы; сравнительным анализом полученных данных, объективность которых обеспечивалась независимостью процедуры проведения и оценки отдельных направлений исследования; воспроизводимостью результатов исследований; репрезентативностью полученных данных, их качественным и количественным анализом.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Модернизация субмуниципального управления образованием включает:

    • комплексное всестороннее обновление компонентов управления в соответствии с требованиями современной науки на основе системного, синергетического, процессного, ситуационного подходов;

    • интеграцию компонентов в целостную систему с целью обеспечения современного качества образования.

    1. Модернизированная система субмуниципального управления образованием как фактор обеспечения достижения современного качества образования представлена совокупностью четырех подсистем: содержательно-целевой – определяющей цели, задачи и направления деятельности по обеспечению современного качества образования; функционально-структурной объединяющей базовые функции, функции управления развитием (проектами) и функционированием образования, матричную организационную структуру управления; технологической – представляющей технологии принятия управленческих решений; информационно-коммуникативной, интегрирующей информационное обеспечение, коммуникации и документооборот на основе локальной информационной сети.

    2. Технология модернизации субмуниципальной системы управления представляет собой упорядоченную в логической последовательности совокупность процедур и операций, направленных на формирование каждой подсистемы с последующей интеграцией их в целостную систему.

    Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

    • в процессе управления образовательными системами Советского, Ленинского и Калининского районов г.Челябинска;

    • в выступлениях на международных научно-практических конференциях: «Коменский Я.А. и современное образование: проблемы, поиски, решения» (Челябинск, 1997г.), «Модернизация образования в условиях глобализации (Тюмень, 2005г.), V международная научно-практическая конференция «Управление качеством образования: проблемы непрерывного развития (Екатеринбург, 2006г.), «Актуальные проблемы методологии, философии науки и образования (Уфа, 2007г.), «Актуальные проблемы формирования культуры и самореализации подрастающего поколения XXI века» (Челябинск, 2005г.); на всероссийской научно-практической конференции работников образования «Педагогические системы развития творчества (Екатеринбург, 2005г.), научно-практических конференциях работников образования Советского района г.Челя-бинска; выступлениях на коллегии Министерства образования и науки Челябин-ской области (2008г.); в публикациях по теме исследования в научных журналах, материалах научно-практических конференций, сборниках научных трудов.

    Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, который включает в себя 236 источников, в том числе 10 изданий на иностранном языке.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

    Во введении обосновываются актуальность проблемы и темы диссертаци-онного исследования, степень их разработанности, определяются цель, объект, предмет, задачи, методы исследования, формулируется гипотеза исследования, констатируется научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

    В первой главе исследования «Модернизация управления субмуниципальной образовательной системой как научно-педагогическая проблема»рассматривается генезис проблемы,осуществляется анализ ее состояния в теории и практике педагогики, определяются теоретические подходы к управлению образовательными системами.

    Историко-педагогический анализ проблемы управления образованием и его модернизации позволил выявить особенности ее становления, составить адекватное представление о современном состоянии и определить научно-педагогические предпосылки ее дальнейшего развития. В результате теоретических исследований выявлены сущность и особенности управления образованием в условиях стабильного функционирования и модернизации образования: определено соответствие целей, организационной структуры, состава функций управления особенностям политических и социально-экономических условий государства. Изменение стратегических направлений развития образования в начале XXI века, ориентация на современное качество требуют опережающего развития системы управления, ее модернизации и придания ей характеристик, обеспечивающих целенаправленное движение образовательной системы к поставленным целям.

    В соответствии с определенными задачами в результате изучения научных работ в области управления были выделены наиболее существенные характеристики исследуемого феномена и на их основе определены специфические признаки, присущие управлению образованием субмуниципального уровня: наличие действующего сознательного начала – субъекта, роль которого выполняет орган управления образованием; наличие объекта, которым управляют – в нашем исследовании – компоненты субмуниципальной образовательной системы, выделенные в результате разделения полномочий между образовательными учреждениями, субмуниципальным и муниципальным управлениями образования; преднамеренное и рассчитанное на достижение результатов регулирующее воздействие субъекта на объект, которое определяется поставленными целями управления модернизацией образования.

    В результате исследования уточнено понятие «управление субмуниципальной образовательной системой», в соответствии с которым – это деятельность органа управления и его структурных подразделений, направленная на оптимизацию обеспечивающих и управленческих процессов для создания и развития условий и ресурсов (кадровых, научно-методических, учебно-методических, информационных и др.), необходимых для достижения современного качества образования. Являясь деятельностью, управление обладает общими атрибутами деятельности: у него есть основания, цели, средства, результаты и процесс, в котором они взаимодействуют. Для придания управлению необходимых качеств, обеспечивающих модернизацию субмуниципального образования, нами была поставлена задача приведения каждого компонента в соответствие современным достижениям науки и практики и интеграции их в целостную систему на основе определенной методологии. Определяющим в ее решении являлся выбор методологических подходов.

    Рассматривая модернизацию управления как сложный и многоаспектный процесс, мы опирались на сочетание и взаимодополняющее использование системного, синергетического, процессного и ситуационного подходов как основополагающих при реализации цели исследования. Использование методологии системного подхода, представленной в трудах А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга и его интерпретации для области управления образованием, отраженной в работах Ю.А. Конаржевского, А.М. Моисеева, Г.Н. Серикова, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др., позволили определить морфологический состав, структуру, функции субмуниципальной системы управления, а также системообразующий фактор, которым является цель системы - обеспечение современного качества образования.

    Методология синергетического подхода в управлении образованием рас-смотрена в научных исследованиях В.Г. Буданова, Е.Н. Князевой, В.Г. Курдю-мова, П.И. Третьякова. Основная идея подхода, заключающаяся в рассмотрении систем как самоорганизующихся объектов, отражена нами в следующих положениях: объектом управления выступает совокупное многообразие способов и средств, стимулирующих совместную творческую деятельность по созданию условий, способствующих проявлению внутренних источников саморазвития и самоорганизации; субъект управления во взаимодействии с внутренней и внешней средой, в отличие от традиционного понимания его вторичности к объекту деятельности, наделяется качествами первичности (причинности); сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития: всякая сложноорганизованная система имеет, как правило, не единственный путь, а множество собственных, соответствующих ее природе путей развития.

    Методология процессного и ситуационного подхода исследована в трудах Г. Кунца, О. Донелла, А. Файоля, Г. Эмирсона, Г. Форда, С. Янга и др. Рассмотрение феномена «управление» с позиции процессного подхода определяет взаимосвязь и взаимозависимость непрерывных действий – функций управления. Суть ситуационного подхода состоит в том, что при принятии управленческого решения нельзя исходить из каких-либо теоретических предписаний, используя универсальные приемы для решения конкретной проблемы. Ситуационный подход признает, что хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для достижения целей, могут значительно варьироваться.

    В результате проведенного исследования нами было уточнено ключевое понятие «модернизация субмуниципального управления», которое мы рассматриваем как комплексное, всестороннее обновление и интеграцию в целостную систему компонентов управления в соответствии с требованиями современной наукина основе системного и синергетического подходов.

    В процессе исследования нам было важно определить, каким должен быть морфологический состав системы в целом и каждого выделенного компонента, какой вклад будет вносить каждый компонент в управление, какие функции выполнять для того, чтобы обеспечить современное качество образования. Ответ на поставленные вопросы способствовал уточнению понятия «субмуниципальная система управления образованием», которое рассматривается нами как взаимосвяз-анное единство четырех подсистем: содержательно-целевой,функционально-структурной, технологической и информационно-коммуникативной.. Системообразующим фактором модернизированной системы является цель управ-ления субмуниципальным образованием, заключающаяся в обеспечении современ-ного качества образования. В соответствии с логикой исследования мы определили морфологический состав и структуру каждой подсистемы. Схематическое изображение субмуниципальной системы управления представлено на рис. 1.

    Содержательно-целевая подсистема представлена основными направле-ниями деятельности, целями и задачами, которые отражены в пакете проектов реализации основных направлений модернизации субмуниципального образо-вания. Содержательный компонент системы управления является, по сути, опре-деляющим в целостной системе управления, ибо он задает направления дея-тельности всей системе. В соответствии с системным и синергетическим подхо-дами цели имеют двойственную природу: с одной стороны, они являются вто-ричными по отношению к объекту управления, а с другой сами призваны задавать направление его развития. Основанием для определения цели субмуни-ципальной образовательной системы на современном этапе являются генераль-ная цель образования, поставленная в стратегических документах (Концепции модернизации российского образования, национальном проекте «Образование», современной модели российского образования), социальный заказ, а также итоги анализа результатов и ресурсов субмуниципальной образовательной системы.

    Генеральная цель образования: обеспечение современного качества образования на ос­нове сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным по­требностям личности, общества, и государства

    Субмуниципальная система управления образованием

    Содержательно-целевая подсистема

    Цель управления модернизациейсубмуниципальной образовательной систе­мы:создание педагогических условий для достижения современного качества образования

    Направления управленческой деятельности


    Управле- ние качес­твом педа­гогическо-

    го персо-нала

    Поддержка талантливых, способных и инициатив-

    ных детей

    Развитие

    дошкольно- го­ образова-ния

    Развитие

    воспитания и дополнитель-

    ­ного образо- вания

    Развитие профиль-

    ного образо-

    вания

    Развитие специ­аль­ного (кор-рекционно-го) образо-

    ва­ния

    Инфор- матиза-ция образо-

    вания

    Проект 1

    Проект 2

    Проект 3

    Проект 4

    Проект 5

    Проект 6

    Проект 7

    Цели и задачи проектов модернизации субмуниципальной образовательной системы

    Функционально-структурная подсистема

    Базовые функции

    планирование

    организация

    мотивация

    контроль

    Специальные функции

    Управление функционированием

    В основе: закон РФ «Об образовании»,

    государственные образовательные стандарты, требования нормативных документов

    Управление развитием

    В основе:

    государственные стратегические документы

    Матричная организационная структура управления

    Технологическая подсистема

    Технология разработки управленческих решений специально организованные методы, средства и выстроенные в логической последовательности управленческие действия при реализации функций управления функционированием (в основе – документированные процедуры, отражающие деятельность по выполнению стандартов, норм, требований) и развитием (в основе – проекты модернизации субмуниципальной образовательной системы)

    Информационно-коммуникативная подсистема

    Информационное обеспечение

    Коммуникации

    Документооборот

    Локальная информационная сеть

    Управленческие решения: стратегические, тактические, оперативные

    Продукт системы и инструмент приведения условий и ресурсов образовательной системы поставленной цели обеспечения современного качества образования

    Субмуниципальная образовательная система

    Результат управления

    комплекс педагогических условий для достижения современного качества образования: ассортимент образовательных услуг в соответствии с потребностями населения района, профессиональная компетентность педагогов, учебно-методические условия и др.

    Эффект управления: результаты образования

    1. Бюллетень новых поступлений (20)

      Бюллетень
      Африка - третья часть света : описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть / Л. Африканский ; пер. с итал., коммент. и статья В. В. Матвеева ; [отв.
    2. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (1)

      Реферат
      Аменд, А.Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [Текст]: избранные статьи: в 2 т. / А.Ф. Аменд; под общ. ред. А.А. Саламатова, А.
    3. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (3)

      Реферат
      Сборник предназначен для учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов, аспирантов и соискателей, ученых и всех интересующихся проблемами образования.
    4. Программа развития 2007-2011 гг. Управление по делам образования г. Челябинска Муниципальное общеобразовательное учреждение

      Программа
      Разработка и внедрение оптимальной стратегии развития, способствующей созданию условий для получения качественного основного и дополнительного образования,
    5. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №46

      Программа
      В сборнике представлены материалы Программы развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 46 на 2007-2011годы.
    6. Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №109 г. Челябинска по итогам 2008-2009 учебного года

      Публичный отчет
      Согласно комплектованию МОУ СОШ № 109 на 2008-2009 учебный год на 5 сентября 2008 года было сформировано 30 классов, из них с(к)к – 4 (44 обучающихся).

    Другие похожие документы..