Экзаменационные вопросы Основные этапы развития рекламной деятельности

Кафедра «Управления рекламным бизнесом»

Курс «Основы рекламы».

Экзаменационные вопросы

1. Основные этапы развития рекламной деятельности.

По Романенко:

- 3 тыс. до н.э. - V в. Н. э (древние времена, античные времена и постантичный период)

возникновение потребности в рекламе, формирование системы продавец-покупатель. Реклама рассматривается как элемент процесса продажи.

Протореклама - информирование, самовыражение, самоидентификация, демонстрация, символизм, синкретизм всех этих целей.

-Средневековье

Реклама как информация. Появление социальных институтов (глашатаи). Возникновение потребности в массовом распространении информации.

Период формирования цеховой организации промышленности.

Центр развития рекламы - город.

-Новое время

появление печати. Увеличивается масштаб распространения рекламы. Процесс усложняется, появляются СМИ.

-18-19 века, информационные агентства, специализирующиеся на сборе рекламы и её размещении.

-20 век, реклама в системе маркетинга, как необходимый элемент маркетинга.

По Грицуку:

От выбора шкалы периодизации зависят конкретные ориентиры в истории рекламы:

  1. Временная шкала

  2. Формационная шкала

  3. Технологическая шкала

1.Временная

-Доистория (4-3 млн. лет назад - 40-30 тыс. лет назад – 3-4 тыс. лет до нашей эры)

-Древние цивилизации (3-4 тыс. лет до н.э. – 3-5 век н.э.)

-Средневековье (3-5 век-конец 14-начало 15 века)

-Возрождение (15-16 века)

-Новое время (17-19 века)

-Новейшее время (20 век – настоящее время)

2. Формационная шкала

Выделяют общественно-экономические формации по типу общественных отношений:

-первобытно-общинное общество

-рабовладельческое

-феодализм

-капитализм

-будущее общество

3. Технологическая

Периоды выделяются исходя из господствующих технологий производства:

-собирательство

-аграрное общество

-индустриальное общество

-постиндустриальное общество (информационное общество, общество услуг)

2. Реклама как социальный институт. Функции рекламы как социального института в обществе.

Реклама рассматривается с разных сторон. Актуальность социологического рассмотрения рекламы обусловлена тем, что в большинстве источников она рассматривается сквозь призму экономического (коммерческого) подхода. Однако, реклама способствует не только становлению и развитию рыночной экономики, но и является социальным механизмом, который формирует новый тип отношений в обществе. Влияние рекламы на социальную действительность неоднозначно. Она стимулирует развитие товарных рынков и сферы услуг, повышает политическую активность, но одновременно способна манипулировать общественным мнением и поведением людей.

Функции рекламы:

  1. Экономическая

Информирование о товаре или услуге, их популяризация, повышение спроса и товарооборота, вместе с тем и производства.

  1. Социальная

Унифицирует потребности и вкусы населения, определяет потребительские приоритеты. Стимулирует труд и усиливает мотивацию труда.

  1. Идеологическая

Внедрение в массовое сознание новых ценностей

  1. Воспитательная

  2. Оказывает влияние на наши взгляды, наше отношение к себе и окружающему миру. Показывает готовые формы поведения в той или иной ситуации.

3. Предпосылки возникновения рекламы в обществе.

Большинство исследователей появление рекламы связывают с возникновением товарного рынка, т.е. «особой сферы, в которой происходит обмен товаров, столкновение и согласование интересов производителей и потребителей товаров». Это произошло 6 – 7 тыс. лет назад. Товарный рынок представляет собой систему экономических связей как между производителями и потребителями данного товара, так и внутри групп производителей и потребителей. Основной формой связей первого типа является купля-продажа, второго – конкуренция. Для товарного рынка и каждого этапа развития его конъюнктуры характерно свое сочетание факторов, определяющих его особенности и тенденции развития, что в свою очередь обуславливает использование в конкретных исторических условиях тех или иных форм рекламы при реализации потребности продать (обменять) товар с выгодой. Удовлетворение этой взаимной потребности получить товар с выгодой происходит в процессе продажи (обмена). Процесс продажи – это продвижение товара к потребителю. Он происходит под воздействием различных внешних и внутренних стимулов. Внешние стимулы включают сам товар, его стоимость, методы стимулирования покупки. Внутренние – это удовлетворение потребностей как продавца, так и покупателя. Уже при ранних формах натурального обмена существовали способы изучения партнера по обмену и, соответственно, воздействия на него. Об этом свидетельствуют случаи «сторговаться» с партнером на основе представления о равноценности предметов, предлагаемых к обмену. У Геродота есть описание того, как происходила меновая торговля финикийцев с племенами Африканского побережья. Финикийские купцы раскладывали товары и удалялись на суда. Туземцы выбирали товары и оставляли свои. Купцы осматривали предметы и если они нравились - забирали их; если не нравились - не трогали, выжидая более выгодного варианта обмена. Успешный обмен достигался таким подбором даров, который устраивал обе стороны. Эту обоюдную «демонстрацию даров» можно рассматривать как древнейший пример «маркетинга» - изучения потребностей партнера и его представлений о стоимости товара. Примеры прямого обмена товаров по принципу «из рук в руки» существовали на древних рынках фараоновского Египта, в Вавилонии и Древнем Китае.

Другая группа исследователей связывает появление рекламы с социокультурным фактором – с формами коммуникации. Они считают, что около 4 тыс. лет до н.э. у человека возникла необходимость различения своего племени и другого с помощью каких-то особых знаков (рисунки на теле, украшения, головные уборы), затем появились внутриродовые коммуникации, ставшие истоком престижной проторекламы и личностной самоидентификации.

4. Развитие рекламных средств. Виды рекламных средств.

Рекламные средства бывают двух видов:

-средства распространения рекламы

Виды:

1) прямая реклама - без посредников:

а) каталог;

б) брошюра;

в) буклет;

2) Реклама в прессе:

а) печатная реклама;

б) телевизионная реклама;

3) наружная реклама

4) Реклама на транспорте

5) Реклама на местах продаж

6) Сувениры

-средства создания рекламы

-демонстрационные – основанные на демонстрации объекта рекламирования

-изобразительно-словесные – основанные на описании и изображении объекта рекламы

-демонстративно-изобразительные – основанные сочетающие демонстрацию и изображение объекта

Демонстрационные: выкладка товаров, демонстрация товаров в действии, дегустация.

Изобразительно-словесные: печатная, фотореклама, живописно-графическая, световая, телевизионная, устная, радиореклама.

Демонстрационно-изобразительные: витрины, муляжи, макеты.

Процесс развития:

Демонстрационные РС.

Являются наиболее древними, возникшими уже при самых ранних формах торговли, когда внимание к товарам привлекалось с помощью их демонстрации, показа ("показать товар лицом"). В изобразительно-словесных средствах рекламы прием наглядной демонстративности приобретает символический характер, когда демонстрируют не сам предмет, а его знак или символ.

Изобразительно-словесные РС

По мере отстранения от предмета рекламирования рекламным средством становится не сам предмер рекламы, а информация о нем. В этом случае прием наглядной демонстративности приобретает символический характер, когда демонстрируют не сам предмет, а его знак или символ. Таким образом, предмет рекламы выступает сначала как независимо существующий и подчиняющий себе РД, а затем – как образ предмета (вербальный, письменный, печатный, изобразительный):

ПРЕДМЕТ РЕКЛАМЫ à РД à ОБРАЗ ПРЕДМЕТА

В результате такой трансформации предмет рекламы становится информацией о предмете рекламы и в ней реклама обретает свою наиболее распространенную форму существования - в виде информации. Став информацией, реклама обретает способность с помощью различных средств и рекламоносителей перемещаться во времени и пространстве. С древних времен в качестве средств информации о товаре или его производителе использовались устная речь, письменный текст, символы и знаки (в виде печатей и клейм), изображения (в виде графических, живописных и пластических элементов).

С развитием знаковых систем в виде устной и письменной речи возникают два способа коммуникации, оказавшие огромное влияние на генезис рекламных средств. Первый - это устная речь – речевая коммуникация. Её возникновение называют первой информационной революцией. В древности массовая информация распространялась, прежде всего посредством слова. Переход от устной коммуникации к письменной – вторая информационная революция. С возникновением письменной коммуникации стала применяться письменная реклама в виде текстов, надписей, вывесок и т.д.

Возникновение и развитие технических РС.

Изобретение печатного станка в XV в. открыло этап развития технических средств рекламирования: письменный знак (слово) стал тиражироваться, т.е. многократно копироваться.

Создав разнообразные виды печатной рекламы, печатные технологии продолжают совершенствоваться, постоянно расширяя информативно-выразительные средства рекламы. Изобретение фотографии и связанные с ней различные печатные фото технологии произвели очередную революцию в рекламировании.

В XX в. на основе появления радио, телевидения, компьютерных технологий образуются качественно новые типы массовых коммуникаций.

5. Формы рекламы в государствах Древнего мира и в эпоху средневековья.

Формируется протореклама – это сгусток наглядной информации, адресованной любому участнику общения (визуальная реклама, выполнение жизненно-важных функций).

Преобладает натуральное хозяйство, одновременно с проторекламой существует косвенная реклама. Цель ей – продать что-либо.

К проторекламе можно отнести татуировки, ритуальную одежду вождей, символы, плащи, короны).

Цель –самовыражение.

Функции:

-самоидентификация

-символическая (демонстративная)

Тотем – священное животное, которому поклоняются

Фетиш – поклонение вещи

-религиозная

-социальная

-эстетическая

Происходит совмещение функций, это называется синкретизмом. Вся протореклама создается интуитивно, гармонично вливаясь в жизнь. В отличие от профессиональной рекламы протореклама ничего не продает.

Формы проторекламы.

Знаки собственности:

-клеймо – выжигание знака на теле

-штампы – на изделиях

-печать

Авторские сигнатуры – подпись автора под изделием.

Одним из древних центров рекламы является Вавилон.

Устная реклама

«Крики улиц»

В античности профессиональными носителями рекламных текстов были городские глашатаи. Должность глашатая имела несколько направлений:

-дипломатические поручения и участник разнообразных посольств

-городские глашатаи – сообщение населению важнейшую информацию: деловую, коммерческую, политическую.

-рыночные глашатаи – обслуживал рынки, артистические труппы

-объявления (просто сообщение о чем-то)

-призывной крик (больше экспрессии и суггестии, призыв)

-торговцы

-зазывалы

Наглядная реклама

Лавка сапожника – кол + сапог – демонстрация товара

Вывески

Писали либо что продают, иногда прозвище продавца, рисовались на стенах или досках

Письменная реклама

Древнейшие письменный тексты известны из раскопок в Шумере (Вавилония) 3700 год н.э.

Второй центр рекламы Древняя Греция.

Рост городов, происходит урбанизация.

Формируются 3 центра в городе:

-административное руководство

-храм

-рынок

Глашатаи

-о государственных делах, новых законах, официальных торжествах, самый высокий ранг

-об аукционах, средний ранг

-глашатаи –зазывалы, о продаже рабов, скота, низший ранг

Профессия передается по наследству.

Развивается письменная реклама.

Граффити – процарапывание на стенах своих мнений, призывов, соображений. Среди стихийный надписей личного характера (проторекламы) постепенно выделяются профессионально ориентированные (указывается товар, расценки, адрес).

Древний Рим

Юлий Цезарь прикажет установить album, обладающий еще боле высокой степенью профессионализации. Это участки на городских стенах, которые были выбелены белой краской или известкой, чтобы на них писали. Первоначально здесь помещались государственные указы, новости, позже частные объявления.

Римская протогазета. Это 2 издания, продолжавшие традиции альбум. «acta di urni» - сообщения о важных государственных решениях, о победах легионерв; «acta di urni populi romani» -ежедневные ведомости римского народа.

Реклама зрелищ

Афиша о гладиаторских боях.

Политическая реклама и антиреклама на стенах.

Конфессиональная реклама (шествия).

Всю эпоху Средневековья можно разделить на 3 периода:

-раннее Средневековье 5-10 века

-развитое Средневековье 11-14

-Возрождение – 15-16

Период раннего Средневековья практически не донес до нас рекламных текстов.

Причины:

-строй экономической жизни, основанный на натуральном хозяйстве, не предполагал активного развития этого типа деятельности

Циркуляция товаров происходила в рамках локальных общин и базировалась в основном на межличностном отношении.

С нач 10 века в Европе происходит рост городов, экономический подъем. Город становится центром.

Архитектура выполняет функции коммуникации – античный храм Парфенон – модель мира. (памятник победы греческой демократии над восточным деспотизмом).

-религиозные процессии (по праздникам, в честь местных святых)

Конфессиональная реклама не выходит на лидирующие позиции, преобладала социальная реклама.

В 12 веке происходит активное развитие ремесла и торговли. В связи с этим образуются цеха ремесленников и купцов. СМИ в эпоху требуются различным социальным слоям, в связи с этим возрождается институт глашатаев, они объединяются в цеховые организации.

Существуют различные категории глашатаев:

-королевские и рыцарские – герольды;

-городские (о ценах и распоряжениях государственных властей)

-рыночные

Должность по-прежнему передается по наследству.

Герольды – 2 скрещенные трубы на зеленом поле.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031600 реклама и связи с общественностью

    Основная образовательная программа
    В настоящем документе используются термины и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании",
  2. Экзаменационные вопросы по курсу «маркетинг»

    Экзаменационные вопросы
    В учебном плане на самостоятельную работу студентов с базовым учебником по темам, предусмотренным программой подготовки по дисциплине «Маркетинг» отводится 18 часов.
  3. Основная образовательная программа: 230400. 62 «Информационные системы и технологии»

    Основная образовательная программа
    Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными при изучении учебных предметов «История» и «Обществознание» основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
  4. Экзаменационные вопросы по «Искусству и литературе»

    Экзаменационные вопросы
    Гнев Ахиллеса - завязка повествования. Оскорблённый Агамемноном, отобравшим у него наложницу Брисеиду, воин устраняется и не принимает участия в сражениях с троянцами.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (64)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Управление малым бизнесом») является системой учебно-методических документов,
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (11)

    Основная образовательная программа
    Методические указания Введение в технологию обучения СГА (Дополнительный курс) Студенческие учебно-научные и творческие работы Основные правила оформления 51
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (7)

    Основная образовательная программа
    Методическое пособие знакомит студентов с технологией обучения в Современной гуманитарной академии (СГА), дает представление об основных приемах и средствах, положенных в основу технологий в условиях дистанционного обучения.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 62 б Менеджмент

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 62 б - Менеджмент и профилю подготовки Маркетинг.
  9. Основная профессиональная образовательная программа (9)

    Образовательная программа
    Основная профессиональная образовательная программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО

Другие похожие документы..