Тема: введение в биохимию

ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА:ВВЕДЕНИЕ В БИОХИМИЮ

ЦЕЛЬ: Сформировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим материалом.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Правила работы в биохимических лабораториях. Техника безопасности.

2. Фотометрические методы исследования (спектрофотометрия, колориметрия), общий принцип. Устройство и эксплуатация фотоэлектроколориметра.

3. Пипетки, предназначение, типы.

4. Применение международной системы единиц (СИ) в биохимической лабораторной практике.

5. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

5.1. Отработка практических навыков использования пипеток.

5.2. Работа на фотоэлектроколориметре. Построение калибровочного графика.

5. Контроль выполнения лабораторной работы.

6. Письменная контрольная работа по теоретическому разделу.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. – С. 80.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Предмет и задачи биологической химии.

2. Этапы истории биохимии, основные разделы и направления.

3. Живые системы, их характеристика.

4. Объекты биохимических исследований

5. Методы биохимии (принципы, область применения):

5.1. центрифугирование

5.2. оптические методы исследования

5.3. хроматография

5.4. электрофорез

6. Медицинская биохимия, теоретические и практические аспекты.

7. Место биохимии среди биологических дисциплин и ее роль в формировании мировоззрения.

8. Вклад ученых-биохимиков в становление и развитие науки.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1998. – С. 15-18.

2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 13-15.

3. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: Высш. шк., 1989. – С. 5-8.

4. Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. – Минск: Асар, 2008. – С. 3-4.

5. Конспект лекций.

ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ – Ι

ЦЕЛЬ: Сформировать знания о физико-химических свойствах белка. Обучить методике выполнения цветных реакций на белки и аминокислоты. Освоить биуретовый метод определения концентрации белка.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Разбор вопросов теоретического раздела.

2. Контрольные вопросы к лабораторной работе:

2.1. Цветные реакции на белки и аминокислоты, химические механизмы. Метод Лоури.

2.2. Принципы методов количественного определения белков в растворе:

а) колориметрические;

б) спектрофотометрический.

2.3. Клинико-диагностическое значение определения общего белка в сыворотке крови.

3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

3.1. Цветные реакции на белки и аминокислоты.

3.1.1. Биуретовая реакция.

3.1.2. Нингидриновая реакция.

3.1.3. Ксантопротеиновая реакция.

3.1.4. Реакция Фоля.

3.2. Определение общего белка в сыворотке крови биуретовым методом.

4. Контроль выполнения лабораторной работы.

5. Письменная контрольная работа по теоретическому разделу.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алейникова Т.Л., Рубцова Г.В. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. – М.: Высш. шк., 1988. – С. 11-13, 18-20, 22-23. Работы 5, 7, 10, 11.

2. Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. - С. 7 – 14. Работа: нингидриновая реакция (с. 10-11), 179.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. История изучения белков.

2. Белки – важнейшие компоненты живых организмов. Содержание белков в тканях.

3. Аминокислотный состав белков; строение пептидов.

4. Форма и размеры белков, молекулярная масса, методы ее определения.

5. Физико-химические свойства белков, осаждение их из растворов.

6. Методы получения чистых белков и пептидов.

6.1. Методы выделения и очистки белков.

6.1.1. Гомогенизация и фракционирование биологического материала.

6.1.2. Фракционирование белков и пептидов: электрофоретические и хроматографические методы, их виды и принципы.

6.2. Искусственный синтез пептидов.

7. Цветные реакции на белки и аминокислоты, их практическое применение.

8. Количественное определение белков в растворах и тканях.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1998. – С. 19-20, 22-37, 44-49.

2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 16-17, 19-32, 37-42.

3. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: Высш. шк., 1989. – С. 9-17, 36-42, 48-52.

4. Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. – Минск: Асар, 2008. – С. 7-14, 16-28, 31-32.

5. Конспект лекций.

ЗАНЯТИЕ № 3

ТЕМА:СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ – ΙΙ

ЦЕЛЬ: Изучить основные физико-химические свойства белков, уметь проводить реакции осаждения белка и объяснять их механизмы. Сформировать знания о структурной организации белков.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Разбор вопросов теоретического раздела.

2. Контрольные вопросы к лабораторной работе:

2.1. Факторы устойчивости белков в растворе.

2.2. Обратимое осаждение белков, факторы, механизмы.

2.3. Необратимое осаждение белков, (денатурация), факторы, механизмы.

2.4. Практическое использование обратимого и необратимого осаждения белков.

2.5. Представление о клинико-диагностическом значении протеинограммы сыворотки крови.

3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

3.1. Разделение альбуминов и глобулинов яичного белка методом высаливания (пункты 2 и 3)

3.2. Осаждение белков HNO3 (демонстрация)

3.3. Разделение белков методом электрофореза (демонстрация электрофореграмм и их анализ).

4. Контроль выполнения лабораторной работы.

5. Письменная контрольная работа по теоретическому разделу.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алейникова Т.Л., Рубцова Г.В. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. – М.: Высш. шк., 1988. – С. 24-25, 37. Работа 14 (пункты 2 и 3).

2. Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. - С. 26, 28-29, работа 73. С. 186-192.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Первичная структура белка, методы ее установления, роль пептидных связей.

2. Зависимость биологических свойств и видовой специфичности белков от первичной структуры.

3. Вторичная структура белка, ее виды, методы установления, роль водородных связей.

4. Супервторичная структура белков.

5. Третичная структура белка, методы ее установления, виды стабилизирующих связей.

6. Зависимость биологических свойств белков от третичной структуры. Денатурация белка, факторы, ее вызывающие, практическое использование.

7. Четвертичная структура белка, ее биологическое значение.

8. Фолдинг белков. Представление о шаперонах.

9. Представление о кооперативных взаимодействиях и мультимолекулярных структурах. Доменные белки.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1998. – С. 47-48, 49-71.

2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 40-41, 42-60.

3. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: Высш. шк., 1989. – С. 18-29, 30-36.

4. Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. – Минск: Асар, 2008. – С. 28-31, 32-39, 407-408.

5. Конспект лекций.

ЗАНЯТИЕ № 4

ТЕМА:СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ – ΙΙΙ

ЦЕЛЬ: Сформировать знания о биологических функциях белков. Освоить методику кислотного и ферментативного гидролиза белка.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Разбор вопросов теоретического раздела.

2. Контрольные вопросы к лабораторной работе:

2.1. Гидролиз белков и его типы, схема.

2.2. Ферментативый гидролиз (с помощью трипсина, химотрипсина).

2.3. Контроль кислотного гидролиза (биуретовая реакция) и гидролиза белка трипсином.

2.4. Химическое расщепление полипептида по специфическим участкам.

2.5. Практическое использование гидролиза и белковых гидролизатов:

2.5.1. Биоидентификация по составу белков (метод пептидных карт).

2.5.2. Среды для культивирования, пищевые добавки, препараты для парентерального питания.

3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

3.1. Кислотный и ферментативный гидролиз белков.

3.1.1. Кислотный гидролиз.

3.1.2. Гидролиз белков трипсином.

3.1.3. Контроль за полнотой гидролиза (биуретовая реакция).

4. Контроль выполнения лабораторной работы.

5. Письменная контрольная работа по теоретическому разделу.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. С. 15-17, 18-19. Работа 2.

2. Алейникова Т.Л., Рубцова Г.В. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. – М.: Высш. шк., 1988.- С. 52-53. Работа 26.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Биологически активные пептиды, классификация, представители. Глутатион.

2. Динамическое состояние нативного белка. Понятие комплементарности. Лиганды и функционирование белков.

3. Многообразие белков и их функции. Количественное определение белков по функциональным свойствам и биологической активности. Белковые препараты (гормоны, ферменты и т.д.).

4. Различие белкового состава органов и тканей. Изменение белкового состава в онтогенезе, при болезнях.

5. Классификация белков по форме молекул, по химическому строению, по выполняемым функциям.

6. Простые белки, представители, характеристика, биологические функции.

7. Сложные белки, представители, характеристика, биологические функции.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1998. – С. 20-22, 71-95.

2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 17-18, 60-76.

3. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: Высш. шк., 1989. – С. 29-30, 31-32, 42-45, 52-53.

4. Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия. – Минск: Асар, 2008. – С. 39-44.

5. Конспект лекций.

ЗАНЯТИЕ № 5
  1. Тема: Введение (3)

    Документ
    Цель обучения: ознакомить со структурой проведения практического занятия, показать значимость данной темы в системе медицинских знаний, ознакомиться с этапами становления врачевания в первобытном обществе.
  2. Тема: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание

    Документ
    10303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030
  3. Программа дисциплины Экологическая биохимия Новосибирск

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «экологическая биохимия» составлена в соответствии с требованиями (вузовский компонент – ОПД.Ф.00) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 0110Х «Химия»,
  4. «Биохимия химия жизни»

    Программа
    В последнее время возрастает интерес к прикладному значению химии, поскольку сегодня гораздо чаще, чем раньше, в повседневной жизни используются разнообразные химические соединения: бытовая химия, пищевые добавки, красители и ткани,
  5. Рабочая программа факультатива “ введение в биохимию зерна ” для специальности 260201 «Технология хранения и переработки зерна»; направление: 260200 «Производство продуктов питания из растительного сырья»

    Рабочая программа
    Факультатив “Введение в биохимию зерна” предназначен для изучения вводных биологических понятий, строения и химического состава зерна и семян злаковых культур, а также биохимических основ улучшения качества зерна.
  6. Элективный курс по химии 10-11 класс для профильного обучения. «Введение в биохимию пищевых продуктов»

    Элективный курс
    Изучение курса дает возможность углубить и систематизировать знания по предмету химия, оценить взаимосвязь процессов и явлений биоорганической химии, дать обучающимся возможность практически оценить значимость сбалансированного питания
  7. Примерная программа наименование дисциплины биохимия рекомендуется для направления подготовки специальности 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – сформировать знания об основных закономерностях протекания метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации человека на молекулярном, клеточном и органном уровне целостного организма и умение применять полученные
  8. Программа дисциплины опд. Ф. 03 Биохимия

    Программа дисциплины
    Цель дисциплины: ознакомление студентов с основами биохимии, особенностями биохимических процессов при тренировках, с целью повышения работоспособности и улучшения спортивных результатов, благодаря полученным знаниям о химической структуре
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности и в период

Другие похожие документы..