Рабочая программа дисциплины «макроэкономическое планирование и прогнозирование» Рекомендуется для направления подготовки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»

Рекомендуется для направления подготовки

080100 – «Экономика»

Квалификация выпускника – бакалавр

Санкт-Петербург

2011

1. Цели и задачи дисциплины:

1.1. изложение теоретико-методологических основ прогнозирования и планирования макроэкономических процессов, как особых функций макроэкономического управления национальной экономикой;

1.2. рассмотрение процедуры и содержания прогнозирования и индикативного планирования развития комплексов, отраслей и сфер национальной экономики;

1.3. приобретение теоретических знаний и практических навыков решения конкретных задач на макроэкономическом уровне управления национальной экономикой в рыночных условиях с учетом мирового опыта.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

2.1. Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу, входит в его вариативную часть.

2.2. Для успешного освоения учебного курса «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»студенту необходимо обладать следующими компетенциями, формируемыми предшествующим изучением следующих курсов: «Экономическая теория», «Статистика», «Эконометрика», «Теория и методы экономического прогнозирования», “Государственное регулирование экономики”:

2.3. Дисциплина «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» является предшествующей для государственного экзамена на степень бакалавра экономики.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях для выявления тенденций изменения объемных, темповых и структурных показателей (ПК-8);

- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать и обосновывать на перспективу параметры экономического и социального развития национальной экономики на макроуровне (ПК-2).

В результате изучения курса “Макроэкономическое планирование и прогнозирование” выпускник должен:

Знать:

- теоретические основы и закономерности функционирования национальной экономики на макроуровне;

- основные особенности современной российской экономики;

- виды макроэкономических стратегий развития национальной экономики.

Уметь:

- сопоставлять потенциальные возможности развития национального хозяйства и фактическое состояние всех его комплексов и сфер;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- анализировать, обобщать и систематизировать информацию о взаимосвязях между явлениями и процессами экономического характера на макроуровне;

- обосновывать на перспективу варианты развития комплексов, сфер и отраслей национальной экономики с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

- анализировать программы социально-экономического развития национальной экономики на перспективный период с учетом эффективности стратегий субъектов экономики на макро-, мезо- и микроуровнях.

Владеть:

- основными методами разработки прогнозов и целевых программ развития, эффективного использования ресурсного потенциала на макроуровне;

- методами расчета и комплексного анализа основных показателей развития макроэкономики на основе статистической информации.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

7

Аудиторные занятия (всего)

72

72

в том числе:

-

-

Лекции

40

40

Практические занятия

24

24

Семинары

8

8

Самостоятельная работа (всего)

72

72

в том числе:

-

-

Расчетно-аналитическая работа

22

22

Написание реферата

18

18

Контрольная работа № 1

18

18

Эссе

14

14

Аттестация - Диф.зачет

Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

144

4

4

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Часть 1 Теоретико-методологические основы планирования и прогнозирования

Тема 1. Планирование и прогнозирование как стадия управления (2 часа)

Понятие «управление». Управление как процедура выработки и реализации управленческого решения: стадии; этапы формирования управленческого решения.

Тема 2. Типы макроэкономического планирования (4 часа)

Планирование: функция управления; процедура разработки плана.

Классификация планирования по временному признаку (долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное). Характеристики, определяющие временной интервал планирования.

Классификация планирования по модели управления национальной экономикой (директивное, индикативное). Характеристики, определяющие сущность каждого из типов планирования. Формы индикативного планирования (конъюнктурная, структурная, стратегическая): принципиальные особенности каждой формы.

Классификация планирования по сложности и предсказуемости планируемого процесса (ординарное и стратегическое): принципиальные особенности и характеристики каждого из этих типов.

Тема 3. Принципы планирования (2 часа)

Принцип: составной элемент системы методологии исследования; основное правило поведения системы.

Принцип комплексности: теоретическая база; особенности выбора факторов, учитываемых при разработке плана.

Принцип пропорциональности и сбалансированности: особенности ранжирования понятий; теоретическая база. Классификация пропорций по степени детерминированности (жестко детерминированные; относительно свободно устанавливаемые): особенности установления; условия поддержания. Подходы, реализующие принцип пропорциональности и сбалансированности (определение приоритетов; создание резервов).

Принцип повышения эффективности общественного производства: теоретическая база; понятия «эффективность», «повышение эффективности»; особенности определения результата и затрат, вызывающий этот результат. Понятие «эколого-социально-экономическая эффективность»: объективный характер; особенности оценки и расчета.

Тема 4. Типы прогнозирования. (2 часа)

Принцип взаимосвязи и взаимообусловленности - теоретическая основа прогнозирования. Исследовательский тип прогнозирования и интуитивный тип прогнозирования: классификационные признаки; условия, особенности и границы использования.

Подходы исследовательского типа прогнозирования (нормативно-целевой, инерционно-генетический): сходство и различия в использовании.

Классификация прогнозных исследований по временному признаку (долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный), особенности и основания их группировки; по степени сложности и возможности охвата объекта каким-либо одним видом прогнозного исследования (частные прогнозы, комплексные прогнозы), условность такой группировки.

Тема 5 . Функциональные прогнозы (2 часа)

Рассмотрение в качестве объекта прогнозного исследования отдельного ресурса или отдельной сферы воспроизводства как общности группировочного признака, объединяющего различные виды функциональных прогнозов. Относительная ущербность такого признака и условия, уменьшающие негативные последствия такого рассмотрения.

Демографический прогноз. Особенности расчета прогнозируемых характеристик населения как потребителя благ и услуг: численности и половозрастной структуры; размещения и миграции; разграничения по признаку проживания на сельское и городское.

Экологический прогноз. Состояние и проблемы взаимоотношения общества и окружающей среды, т.ч. и природной среды, - объект прогнозных исследовании. Взаимосвязь и взаимообусловленность уровня развития производительных сил и давления на окружающую среду. Прогнозируемые характеристики величины наносимого ущерба и возможных мероприятий по снижению до минимума этого ущерба.

Прогноз природных ресурсов. Особенности учета воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов. Специфика обоснования прогнозируемых характеристик: наличия и размещения ресурсов; оценок технической и технологической возможностей вовлечения их в хозяйственный оборот; определения очередности и сроков такого вовлечения.

Прогноз развития науки и техники. Особенности разграничения исследований в цепочке "идея - производство" на фундаментальные, прикладные и опытно-производственные. Источники покрытия затрат на проведение этих исследований. Особенности определения основных прогнозируемых характеристик: сроков проведения; объема необходимых затрат и источников их финансирования.

  1. Рабочая программа дисциплины управление инновационным развитием предприятия рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    1. Цели и задачи дисциплины: Основной целью изучения дисциплины «Управление инновационным развитием предприятия» является освоение студентами навыков и компетенций, требуемых для участия в процессе управления инновационным развитием
  2. Рабочей программы дисциплины «Иностранный язык (английский, немецкий, французский)» Рекомендуется для направления подготовки

    Документ
    Целью дисциплины является формирование навыков практического применения различных форм устной коммуникации на иностранном языке, овладение фонетической системой иностранного языка и развитие понимания речи на иностранном языке.
  3. Рабочая программа дисциплины «теория и методы экономического прогнозирования» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    1.1. изложение общетеоретических основ предвидения, методологических методических вопросов прогнозирования развития экономических процессов на разных уровнях управления национальной экономикой;
  4. Рабочая программа дисциплины «планирование инвестиционной деятельности» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Данная дисциплина позволяет: осуществлять разработку инвестиционных проектов и программ; выявлять источники финансирования; осуществлять финансовое обоснование; учитывать риски и обосновывать финансовую устойчивость проекта; обеспечивать
  5. Примерная программа наименование дисциплины Прогнозирование и планирование в апк рекомендуется для направления подготовки 080200 «Менеджмент»

    Примерная программа
    Цель дисциплины – дать студенту систему научно обоснованных представлений о методологии разработки экономических гипотез, прогнозов, программ и стратегических планов развития АПК с учетом направлений социально-экономического развития
  6. Рабочая программа дисциплины (модуля) (6)

    Рабочая программа
    Целью изучения дисциплины является формирование у студентов современных представлений о средствах воздействия на физические и функциональные состояния человека для создания мотивации и стимуляции его к безопасному труду; привитие навыков
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800 Строительство (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) обеспечивает нормативно-методическую базу освоения обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800 Строительство (5)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) обеспечивает нормативно-методическую базу освоения обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
  9. Рабочая программа планирование в условиях рынка рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Цель учебной дисциплины «Планирование в условиях рынка» заключается в том, чтобы сформировать у студентов базовые теоретические знания и основные практические навыки в области планирования, как процесса подготовки управленческих решений на макро-, мезо-

Другие похожие документы..