Доклад на совещании у губернатора области по итогам работы комитета потребительского рынка, развития предпринимательства и туризма за 2004 год

Доклад на совещании у губернатора области по итогам работы комитета потребительского рынка, развития предпринимательства и туризма за 2004 год

1. Цели, задачи и приоритеты деятельности в 2004 году

Целями и задачами деятельности комитета являются формирование единой государственной политики и создание условий для развития предпринимательства, потребительского рынка и туризма.

Для их решения были определены приоритетные направления, утвержденные в феврале 2004 года, а именно совершенствование системы мер государственной поддержки малого предпринимательства и развитие туризма как отрасли региональной экономики. На коллегии губернатора в апреле 2004 года приоритеты были скорректированы, а также утвержден механизм их реализации. Пропаганда и стимулирование предпринимательства, как показатель включены в критерии оценки деятельности администраций муниципалитетов.

2. Реализация приоритетов 2004 года

Реализация приоритетов в 2004 году велась по нескольким направлениям.

Для анализа текущего состояния основных сфер деятельности комитета использовалась информация Пермского комитета государственной статистики и Управления федеральной налоговой службы Российской Федерации по Пермской области и Коми-Пермяцкому АО.

Малое предпринимательство

В рамках совершенствования системы мер государственной поддержки малого предпринимательства можно говорить о следующих конкретных результатах.

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий за последний год выросли в два раза. При этом тенденции развития малого предпринимательства на территории Пермской области по некоторым показателям опережают общероссийские.

Справочно: на 1 октября 2004 года в Пермской области число субъектов малого предпринимательства составило 139,2 тыс., в том числе 18,1 тыс. малых предприятий и 121, 1 тыс. индивидуальных предпринимателей. В 2003 году насчитывалось 129,2 тыс. субъектов малого предпринимательства, из которых 8,8 тыс. малых предприятий и 120,4 тыс. индивидуальных предпринимателей. Доля малых предприятий в количестве крупных, средних и малых предприятий составила 77,3%, что на 4,5% выше уровня прошлого года.

Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях за 9 месяцев 2004 года увеличилась более чем в 2 раза и составила 139,2 тыс. человек.

Отраслевая структура малого предпринимательства свидетельствует о том, что непроизводственная сфера остается более комфортной для развития бизнеса: 38,4% всех малых предприятий относятся к торговле и общественному питанию. В строительстве – 18,2%, в промышленности - 16,0% от общего количества малых предприятий области. По сравнению с 2000 годом структура бизнеса в разрезе отраслей почти не изменилась, при этом большинство малых предприятий являются многопрофильными, что существенно повышает их устойчивость.

За 9 месяцев прошлого года малыми предприятиями выпущено товаров и услуг в фактических ценах 34118,3 млн. руб., что составило 241,4% к уровню аналогичного периода 2003 года. В общем объеме выпуска товаров и услуг доля малых предприятий составляет 12,6%, против 6,5% - за 9 месяцев 2003 года. Предпринимательское сообщество все активнее занимается рекламой и продвижением собственной продукции на межрегиональном рынке. По данным Выставочного центра «Пермская ярмарка», примерно 45 % от всех участников выставок составляют представители малого и среднего бизнеса.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий составили 11,1 % от суммы всех инвестиций в экономику области. Размер инвестиций в основной капитал на малых предприятиях сохранился примерно на том же уровне и составил по итогам 9 месяцев 2004 года 2 848,3 млн. рублей. Максимальные инвестиции в собственный капитал, приходящиеся на одно предприятие, отмечаются в сфере промышленности, наименьший показатель относится к сферам сельского хозяйства и ЖКХ.

В консолидированный бюджет Пермской области за 9 месяцев 2004 год поступило от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы:

по единому налогу на вмененный доход – 304, 8 млн. рублей;

по упрощенной системе налогообложения - 390, 7 млн. рублей.

Итого по льготным схемам налогообложения за 9 месяцев 2004 года в консолидированный бюджет Пермской области поступило 694 млн. рублей, что составило 3 % от всех налоговых отчислений. За весь 2003 год в бюджет области от льготных схем налогообложения поступило всего 401,6 млн. рублей, что составляло 1,8 % от всей доходной части бюджета.

Положительной динамике развития предпринимательского сектора способствовало выполнение мероприятий Областной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в 2003-2004 гг. В 2004 году Программой был предусмотрен общий объем финансирования 89,9млн. руб. Фактический объем финансового обеспечения Программы по итогам 2004 года составил 103,8 млн. руб., т.е. 116% к запланированному. По большинству количественных показателей Программа реализована более чем на 100%.

В связи с этим важно сохранение приоритетности дальнейшего стимулирования развития малого предпринимательства как составляющей структурной политики на региональном уровне.

По итогам работы в 2004 году был проведен анализ действующей системы мер по развитию малого и среднего бизнеса в регионе, на основе которого определены четыре основных направления деятельности в 2005 году.

В 2005 году предусмотрено выделение из федерального бюджета на поддержку малого бизнеса 1,5 млрд. руб. Привлечение этих средств в область - одна из основных задач.

Туризм и индустрия гостеприимства

В ноябре 2004 г комитету переданы полномочия по развитию туризма и туристской индустрии. По результатам проведенного мониторинга в 2004 году в Пермской области зарегистрировано 214 туристических фирм разных форм собственности. 53% турфирм – это юридические лица, остальные индивидуальные предприниматели. С начала 2004 г. услугами турфирм воспользовались более 300 тыс. жителей Пермской области. Объем туристско-экскурсионных услуг составил 634,0 млн. руб., объем санаторно-курортных и оздоровительных услуг – 300,0 млн. руб.

Что конкретно сделано. Распоряжением губернатора сформирован проектный офис, курирующий туризм и инфраструктуру гостеприимства. Разработан проект Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Пермской области на 2005–2010 годы. Разработан план мероприятий по развитию внутреннего и въездного туризма на 2005 год. Туризм представлен как отрасль способная стать важной составляющей развития экономики области.

Проект Концепции был принят Законодательным Собранием области в первом чтении. Сегодня 20 января т.г. в Законодательном Собрании состоялся «круглый стол» с участием представителей администрации области и туристического бизнеса по обсуждению этого нормативного акта.

На первом этапе реализации Концепции г. Кунгур и Кунгурский район приняты в качестве экспериментальной площадки. Составлен график совещаний с главами муниципальных образований по развитию инфраструктуры туризма. 18 января проведено совещание с ассоциацией «Юг», 21 намечено провести подобную встречу с ассоциацией «Запад».

С 25 по 28 января 2004 года в Москве состоится презентация Пермской области в восьми зарубежных посольствах и представительствах, подготовлен доклад «Туристские возможности Пермской области», с которым выступит заместитель губернатора области Н.Ю. Белых.

В течение 2005 года будет продолжена работа по реализации инвестиционных проектов по строительству гостиничных комплексов в г. Перми. Переговоры с компаниями "Русский отель" г.Москва, «Primarc» г.Гамбург и ряд других, которые находятся на стадии выбора земельных участков.

Начата работа по формированию индустрии гостеприимства, включающей в себя гостиницы, общественное питание, услуги сервиса. Предстоит решать вопросы приоритетного выделения земельных участков. Большие надежды мы возлагаем на вовлечение малого бизнеса в создание инфраструктуры туризма. Здесь намечены первые шаги по взаимодействию с дорожным комитетом, департаментами образования и культуры, главами местного самоуправления.

Потребительский рынок

Создание условий для развития потребительского рынка является одним из направлений работы комитета и основным условием повышения качества жизни населения как стратегической составляющей социально-экономического развития региона. Об этом свидетельствуют показатели: доля занятых в сфере потребительского рынка по области составляет 14% - второе место после промышленной отрасли.

По состоянию на 01.01.2005 г. сеть предприятий потребительского рынка насчитывает более 19 тысяч объектов, в том числе 15 тысяч объектов розничной торговли, более 2 тысяч - общественного питания, около 2 тысяч - бытового обслуживания, а также 179 предприятий пищеперерабатывающей промышленности.

Оборот розничной торговли по области за 11 месяцев 2004 года составил 90 300 млн. рублей – на 7,4 % больше, аналогичного показателя за 2003 год.

Оборот в сфере общественного питания за 11 месяцев 2004 года составил 5 100 млн. рублей, что на 5,9% больше, чем в 2003 году.

Начисленная заработная плата одного работника в сфере потребительского рынка составила 6181,8 рубля в месяц и возросла по сравнению с 2003 годом на 25,2 %.

В целях создания благоприятных условий по развитию потребительского рынка, как наиболее рентабельного бизнеса, организована система подготовки и повышения квалификации кадрового потенциала. В ходе деловых программ на ВЦ «Пермская Ярмарка» инициированы переговоры предпринимателей с бизнесменами из других регионов России, Беларуссии, Казахстана и Украины.

Впервые крупные торговые сети были поставлены в один ряд с промышленными предприятиями: с ними заключены соглашения о сотрудничестве. Сама подготовка к их заключению не была формальной, а стала поэтапным переходом к легализации заработной платы сотрудников. Подобную подготовительную работу комитет проводит в сфере общественного питания и бытового обслуживания. Наши усилия направлены на формирование и становление саморегулируемых организаций.

Для повышения конкурентоспособности, расширения рынков сбыта и целенаправленного привлечения инвестиций в течение 2004 года организована деятельность по реализации региональных проектов. Продвижение проектов по строительству гипермаркета в г. Перми ООО "Метро Кэш энд Керри", строительству сети магазинов компанией "Икея" и открытию сети предприятий быстрого питания компаний "Ростикс", "Макдоналдс" - на стадии выбора земельных участков.

Регулирование рынка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

В 2004 году на территории Пермской области осуществляли деятельность по производству, хранению и поставкам этилового спирта и алкогольной продукции 7 предприятий. На 1 января 2005 года 52 предприятия имеют лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, 2 предприятия - лицензию на закупку, хранение и поставку спиртосодержащей пищевой продукции (ООО «Восход», ООО «ГРАСС»). Зарегистрировано 20 акцизных складов, осуществляющих маркировку алкогольной продукции специальными региональными марками после проведения контроля качества и безопасности алкогольной продукции.

За 2004 год местными предприятиями-производителями алкогольной продукции произведено 2 194 тыс. дал алкогольной продукции, что на 13,2 % меньше, чем в 2003 году (2003 г. - 2 527 тыс. дал, 2002 г. - 2 385 тыс. дал).

За 2004 год в областной консолидированный бюджет области поступило акцизов на алкогольную продукцию и пиво 1 383 602 тыс. рублей, что на 75,6% больше, чем в 2003 году. В 2003 году акцизов поступило 787707 тыс. рублей, что в свою очередь превышает поступления 2002 года на 37,3 %. (В том числе за водку и ликероводочные изделия: в 2004 г. - 1 060 482 тыс. рублей, в 2003 г. - 578 192 тыс. рублей).

На территории области действует 4296 лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции, которая осуществляется через 7978 объектов розничной торговли и общественного питания.

Сумма сбора за выдачу лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции за 2004 год составила 2 400 000 рублей. В 2004 году комитетом потребительского рынка, развития предпринимательства и туризма подготовлен Закон Пермской области от 01.10.2004г. № 1615-326 «Об установлении сбора за выдачу лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции» (вступил в силу 11.11.2004г.). Ожидаемый экономический эффект от принятия закона - увеличение поступления лицензионных сборов в консолидированный бюджет области в 3,8 раза.

По данным Облкомстата, с 1995 до 2002 года сохранялась тенденция роста потребления алкогольной продукции и пива с 3,8 до 10,0 л абсолютного алкоголя на душу населения. В 2003 году потребление осталось на прежнем уровне. В 2004 году потребление легального алкоголя за 11 месяцев составило 9,6 л на душу населения.

Контроль за соблюдением законности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществлялся в тесном взаимодействии с УФНС по Пермской области и КПАО, управлением Госторгинспекции по Пермской области, УМБППР и ИАЗ при ГУВД Пермской области.

С целью упрощения процедур лицензирования внесены изменения в Положение о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и проведения контроля качества. Для защиты прав предпринимателей при проведении проверок принят Указ губернатора области «О порядке взаимодействия контролирующих органов при проведении государственного контроля (надзора)» и организована работа по его исполнению.

В 2004 году лицензирующими органами было приостановлено действие 168 лицензий (в 2003 году – 76, в 2002 году - 57), аннулировано по решению суда 3 лицензии (в 2003 году - 2).

В целях предупреждения поступления в розничную сеть некачественной и фальсифицированной (суррогатной) алкогольной продукции в течение года на территории области комитетом проводились мероприятия по контролю качества, согласно которым вся алкогольная продукция проходила ряд специальных защитных мер, включающих в себя идентификацию продукции, органолептические и физико-химические исследования на соответствие ГОСТу.

Если в 2003 году доля забракованной продукции составляла 3%, то в 2004 году она уменьшилась до 1%. Несоответствие ГОСТу среди продукции пермских производителей не обнаружено.

Во многих регионах стоит проблема падения спроса на легальную алкогольную продукцию за счёт её вытеснения с рынка спиртосодержащей продукцией, используемой в качестве алкогольных суррогатов. Основной причиной этого процесса является ее доступность: низкая цена, отсутствие лицензирования оптовой и розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, отсутствие нормативной базы, регулирующей правила продажи данной категории товара.

В целях решения данной проблемы совместно с УМНС по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу были подготовлены предложения по совершенствованию федерального законодательства путём внесения изменений в Федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Налоговый кодекс. Направлено обращение к депутатам Федерального Собрания Государственной Думы РФ от Пермской области за подписью и.о. губернатора Пермской области.

Под председательством заместителя губернатора области А.Л. Каменева создана постоянно действующая рабочая группа по борьбе с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции

Были организованы проверки предприятий розничной торговли и общественного питания совместно с федеральными надзорными органами.

Проводилась работа по квотированию этилового спирта из непищевого сырья. Общий размер выделенной квоты в 2004 году составил 161 027 дал (2003 г. - 150 000 дал).

Комитетом обрабатывались и анализировались ежеквартальные декларации предприятий-потребителей этилового спирта, по результатам которого наложены штрафы на 2 предприятия в размере 36 000 руб.

В ноябре 2004 г комитету переданы полномочия по квотированию этилового спирта, произведенного из пищевого сырья. Объем квоты на закупку этилового спирта из пищевого сырья для производства алкогольной продукции составил 1 100 тыс.дал.

В целях оказания помощи по получению уведомлений о закупке этилового спирта осуществлялось оформление и доставка уведомлений из Минэкономразвития России (с июня 2004г. из Федерального агентства по сельскому хозяйству) и их выдача 81 организации в 2004 году. Подобная работа проводится только в трех регионах Российской Федерации – Пермской, Свердловской и Челябинской областях.

Башкирия, Татарстан, Удмуртия, Тюменская область, Свердловская область за последние 5 лет снизили объемы производства. Все эти регионы получают квоты на закупку этилового спирта для изготовления алкогольной продукции в меньших объемах, по сравнению с 2000 годом, в то время как в Пермской области отмечается положительная динамика. В то же время кратно увеличилось производство алкоголя в Северной Осетии-Алании, Санкт-Петербурге, Москве, Ленинградской, Московской областях.

Лицензионная деятельность

В сфере оборота лома ставилась задача максимальной легализации этого вида бизнеса при системном контроле за соблюдением лицензионных требований.

На 01 января 2005 года действуют 100 лицензий на заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов. Лицензионные сборы составили 70960 рублей.

Проведены плановые проверки всех 160 производственных объектов лицензиатов сферы оборота лома черных и цветных металлов. По итогам проверок было приостановлено действие 20 лицензий.

Для легализации доходов проведена работа по обеспечению предприятий потребительского рынка новыми моделями контрольно-кассовой техники. 40 ЦТО Пермского региона заключили договоры с генеральными поставщиками по оснащению ККТ средствами криптографической защиты (ЭКЛЗ) фискальных данных. В январе текущего года генеральными поставщиками возобновлена поставка в регион новых моделей ККТ с ЭКЛЗ. По состоянию на 20.01.2005 из 68145 ед. зарегистрированных ККТ оснащены ЭКЛЗ 2146 единиц (на 01.10.2004 года ЭКЛЗ было оснащено всего 53 ед. ККТ).

В связи с передачей комитету функций регулирования отношений в сфере игорного бизнеса и организации региональных лотерей проведен анализ: на территории области действует 51 лицензия на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, не выдавались разрешения на проведение региональных лотерей.

3. Результаты деятельности в 2004 году

Итоги работы в разрезе показателей результативности деятельности согласно утвержденному Перечню демонстрируют определенную значимость места Пермской области на фоне общероссийских показателей и в сравнении с данными по ПФО.

Губернатором области утверждены приоритетные направления на 2005 год и наша дальнейшая работа будет строиться прежде всего на принципе экономического эффекта в виде роста объемов выпускаемой продукции и налоговых поступлений от предприятий потребительского рынка и малого бизнеса. Это возможно, на наш взгляд, только при положительной тенденции роста предпринимательского сообщества, его диверсификации, развитии инновационных направлений.

  1. На годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2010 год Основание для подготовки заключения

    Содержательный отчет
    Заключение Контрольно-счетной палаты Курской области подготовлено в соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 33 Закона Курской области «О бюджетном процессе в Курской области», планом
  2. Информация об итогах работы комитетов тпп РФ в 2009 году

    Документ
    В 2009 году деятельность Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса была сосредоточена на анализе ситуации в сфере МСП в условиях кризиса и подготовке на этой основе предложений по антикризисным
  3. Итоги законодательной деятельности тульской областной думы 4-го созыва за период с 05. 11. 2004 по 01. 11. 2008

    Закон
    Часть 2. Взаимодействие Тульской областной Думы 4-го созыва с федеральными органами государственной власти, прокуратурой Тульской области, судебными органами, органами юстиции и Общественной палатой Тульской области за период с 05.
  4. Доклад представляет результаты комплексного управленческого анализа системы образования на основе статистической отчетности, специальных мониторинговых исследований, эмпирических данных, объективных тенденций развития системы образования (2)

    Доклад
    Публичный доклад (далее - доклад) - способ обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципальной системы образования, форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах функционирования и
  5. Доклад представляет результаты комплексного управленческого анализа системы образования на основе статистической отчетности, специальных мониторинговых исследований, эмпирических данных, объективных тенденций развития системы образования (4)

    Доклад
    Публичный доклад (далее - доклад) - способ обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципальной системы образования, форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах функционирования и
  6. Доклад главы муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2009 год и планируемых значениях на 3-х летний период (1)

    Доклад
    главы муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2009 год и планируемых значениях на 3-х летний период.
  7. Доклад главы муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2009 год и планируемых значениях на 3-х летний период (2)

    Доклад
    Курманаевский район расположен в западной части Оренбургской области, был образован в декабре 1934 года. Граничит с Бузулукским, Первомайским, Тоцким районами и на западе с Самарской областью.
  8. «О состоянии законодательства Новгородской области»

    Закон
    Формирование Новгородской областной Думы как законодательного (представительного) органа государственной власти началось 15 лет назад, на этапе становления России как федеративного государства.
  9. Доклад саратовской областной Думы (1)

    Доклад
    В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года Президент страны Д.А.Медведев объявил начало нового курса, направленного на преодоление отсталости России через всеобщую модернизацию.

Другие похожие документы..