Творческий отчёт формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка реализуется на базе Морткинской средней школы

Ханты - Мансийский автономный округ – Югра

Кондинский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Морткинская средняя общеобразовательная школа

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Реализуется на базе Морткинской средней школы

Ф.И.О. учителя

Семёнова И.И.,

учитель инстранного языка,

первая кв. категория

п.Мортка,

2007г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Модуль1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативной

компетенции учащихся

1.1. Сущность коммуникативной компетенции учащихся

1.2. Составляющие коммуникативной компетенции как результата обучения иностранным языкам

1.3. Уровни коммуникативной компетенции

1.4. Ассиметрия в уровне развития речевых умений (говорении, аудировании, письме ,чтении)

Модуль 2.Организация внедрения коммуникативности в учебный процесс

 2.1.Принципы коммуникативности

2.2.Характеристики образовательного процесса,направленного на формирование коммуникативной компетенции

Заключение

Приложение № 1 Модель образовательного процесса, направленного на формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

Приложение № 2 Методические приемы, обеспечивающие речевое взаимодействие учащихся на иностранном языке.

Приложение № 3 Ролевые игры на уроках иностранного языка в виде тренинга

Приложение № 4 Диагностика уровня сформированности речевых умений учащихся

Приложение № 5 Диагностика качества образования учащихся

Приложение № 6 Диагностика уровня мотивации учащихся

Актуальность.

Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся является наиболее важной в связи с тем, что в мире происходит значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, когда факторы коммуникабельности и толерантности приобретают актуальный характер. Переход к информационному обществу, возникновение и рост глобальных проблем для разрешения которых требуется современное мышление не могут не затрагивать возрастающую роль иностранного языка в школьном образовании. После выдвижения в качестве цели обучения – развития умения общаться на иностранном языке – все отчетливее и резче стало ощущаться несоответствие между традиционно используемыми методами обучения и новой целью. Это противоречие и обусловило выбор мною данной темы.

Давайте вспомним, как обучают разным профессиям. Хирург оперирует сначала в лаборатории, шофер и летчик сидят на тренажерах, будущий учитель практикуется в школе под наблюдением методиста.

Все учатся в разных условиях, но обязательно в тех, в которых и придется работать. Иначе говоря, условия обучения должны быть адекватны условиям будущей деятельности.

Если мы хотим научить человека общаться на иностранном языке, то нам необходимо организовать обучение, чтобы по основным своим чертам оно было подобно процессу общения. В этом и состоит коммуникативность, которая является основным направлением современного обучения иностранным языкам. Реализация данного направления позволяет формировать коммуникативную компетенцию у учащихся.

Актуальность данной проблемы и обусловила определение цели исследования

Цель исследования: выявитьусловия формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка посредством коммуникативности.

Чтобы достичь данной цели, мне необходимо было решить следующие задачи:

Задачи исследования:

  • осмыслить сущность понятий «коммуникативная компетенция» и «коммуникативность»;

  • изучить теоретический опыт формирования коммуникативной компетенции;

- выделить условия формирования коммуникативной компетенции;

  • описать свой практический опыт внедрения коммуникативности;

  • определить влияние условий формирования коммуникативной компетенции на качество знаний учащихся.

Модуль 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативной компетенции учащихся.

    1. Сущность коммуникативной компетенции .

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности.

Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью (Кухаренко В.А.).

Обратившись к словарю русского языка мы получили следующие определения коммуникации. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентами.

Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса, мы видим в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Р. Ломова, В.Н. Мясищева, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Авторы подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.

Целью обучения иностранному языку в средней школе является достижение минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, которая предполагает способность ученика реализовать свои знания, умения и навыки для непосредственного и опосредованного общения на изучаемом языке. Она представляет собой взаимодействие основополагающих систем знаний и умений, необходимых для осуществления общения и может быть представлена следующей схемой:

Коммуникативная компетенция


Компетенция в аудировании

Компетенция в говорении

Компетенция в чтении

Компетенция в письме


Социокультурная компетенция

Учебная компетенция


Лексическая компетенция


Грамматическая компетенция


Т.о. коммуникативная компетенция проявляется в речевой деятельности, основными видами которой является аудирование, говорение, чтение, письмо.

Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетенции личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения. Исследователи определили коммуникативную компетентность как систему

внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.

Коммуникативный подход основан на том, что при успешном овладении иноязычной речью, учащиеся должны овладеть не только языковыми формами, но у них должно быть сформировано представление о том, как их использовать в реальной коммуникации.

Показателями сформированной коммуникативной компетенции является использование речевых и невербальных средств (мимики и жестов). Также четко прослеживается направленность на парное или групповое взаимодействие учащихся. Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому.

Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетенции является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.

Способности к общению включают в себя:

  1. желание вступать в контакт с окружающими;

  2. умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать

конфликтные ситуации;

  1. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими

В процессе коммуникации перед учащимися возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Общаясь со сверстниками, ребенок учится управлять действиями партнера,контролирует их, показывает собственный образец поведения, сравнивает других ребят с собой

1.2. Обоснование путей формирования коммуникативной компетенции учащихся (на уроках иностранного языка)

В истории обучения иностранным языкам фактически были проверены два основных пути:

а) изучение языка на основе правила при пользовании сокращенной коммуникацией;

б) освоение языковых явлений главным образом на основе коммуникации.

Первый способ хорошо представлен в известной грамматико-переводной системе обучения иностранным языкам. Согласно этой методике, обучение строилось на изучении грамматических (и отчасти других языковых) правил и лексики с последующим переходом к порождению (конструированию) и декодированию (чтению и пониманию устной речи) речи. Многолетний опыт показал, что этот путь малоэффективен. Пользуясь правилами и словарным составом языка, обучающиеся должны были воссоздавать (порождать) новый для них язык. Путь усвоения лежал через громадное количество ошибок, замедляющих темп усвоения языка и понижающих интерес к его изучению.

Второй путь изучения языка (через коммуникацию) оказался более эффективным, хотя такое обучение также содержало много недостатков. Недооценка осознания механизмов языка, сформулированных в виде правил, снижала качество владения иноязычной речью, увеличивала сроки изучения иностранного языка.

В итоге, как в зарубежной, так и в отечественной литературе наметилось сближение этих двух путей обучения языку.

Разработкой коммуникативного направления в той или иной мере занимались многие научные коллективы и методисты. К ним в нашей стране, прежде всего, следует отнести Институт русского языка им. А.С. Пушкина (А.А. Леонтьев, В.Г. Костомаров,О.Д. Митрофанова и др.), методистов и психологов Э.П. Шубина, И.Л.Бим, Г.В. Рогову, В.Л. Скалкина, и др.; среди зарубежных коллег – это Пифо – в ФРГ, Р. Олрайт, Г.Уидсон, У. Литлвуд – в Англии, С. Савиньон – в США и многие другие.

По мере того, как продолжались научные исследования и практические поиски учителей, становилось ясно, что речь идет не просто об устойчивой тенденции, а о методе обучения.

Использование коммуникативной методики – объективная необходимость, продиктованная закономерностями любого обучения как такового. Как известно, все, чему обучается человек, он приобретает для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности. Известно также, что использование знаний, навыков, умений основано на переносе, а перенос зависит, прежде всего, от того насколько адекватны условия обучения тем условиям, в которых эти знания, навыки, умения предполагается использовать.

Следовательно, готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданных в классе.

Это и определяет сущность коммуникативного общения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения.

Соблюдение указанных характеристик позволяет назвать образовательный процесс коммуникативным:

1) Коммуникативность предполагает не «обучение иностранному языку», а «иноязычное образование», которое имеет четыре аспекта:

  • познавательный (знания о языке и культуре страны),

  • развивающий (способности),

  • воспитательный (нравственность) и

  • учебный (владение умением общаться).

2) Процесс коммуникативного иноязычного образования (урок) строится как модель реального общения, но организуется так, чтобы ученик имел возможность сам познавать и развиваться, овладевать иноязычной культурой, а не подвергался бы обучению.

3) Коммуникативность означает наличие у ученика личностного смысла его участия в образовательном процессе, в овладении иноязычной культурой.

Таким образом необходима актуализация субъектного опыта учащихся с целью становления его как индивидуальности, как субъекта родной культуры и как участника будущего диалога культур.

4) Коммуникативность – это мотивированность любого действия учащегося, совершение его из внутреннего побуждения, а не внешнего стимулирования (боязнь отметки и т.п.).

5) Коммуникативность – это речемыслительная активность, т.е. постоянная включенность в процесс решения задач реального (а не учебного!) общения.

6) Коммуникативность – это постоянная новизна и эвристичность, когда исключается произвольное заучивание и воспроизведение заученного,когда обеспечивается постоянная вариативность всех упражнений, материалов и условий.

7) Коммуникативность – это проблемная организация (Например, «Всегда ли правы взрослые?», «Сколько денег надо человеку?», «Самое лучшее место на земле?» и т.п.).

Каждая из указанных характеристик – не благое пожелание, а обязательное условие

В соответствии с коммуникативной направленностью обучения строится учебный процесс. Наиболее эффективными технологиями , способствующими формированию коммуникативной компетенции учащихся являются технологии сотрудничества , проектный метод, и методика интенсивного обучения , без которых невозможно создать необходимую образовательную среду.

Большое внимание уделяется созданию коммуникативной атмосферы. Роль преподавателя качественно меняется. Он становится стратегом, реализующим концепцию учебников и дополняющим их коммуникативными материалами. Большое значение имеет поведение

преподавателя, который организует иноязычное общение, дает время на размышление, не требуя моментального ответа, осуществляет гибкую коррекцию ошибок и т.д. Для успешной реализации идей коммуникативного метода необходима соответствующая материальная база и техническое оснащение.

В соответствии с коммуникативным методом обучение варьируется в зависимости от уровня обучаемых. Прежде всего, учебный процесс ориентируется на содержание, которое помогает ориентироваться в мире чужой культуры, развивает собственный мир видения разных культур. Обучаемые выступают как активные партнеры по общению, их побуждают к осознанному и самостоятельному использованию языковых и речевых средств. Занятия имеют

социальный характер, фронтальная работа заменяется на партнерскую, индивидуальную и групповую.

Работа по коммуникативному методу, активное использование учебников и пособий с коммуникативной направленностью в учебном процессе дает положительные результаты при обучении иностранному языку.

Целью обучения иностранному языку в рамках базового курса является овладение учащимися основами иноязычного общения, в процессе которого происходит воспитание, развитие и образование личности школьника. Овладение основами иноязычного общения предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, т.е. способности к готовности осуществлять иноязычное общение в определенных Госстандартом пределах

  1. Задачи, реализуемые в образовательной программе образовательного учреждения: Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения Пичужинская средняя общеобразовательная школа Дубовского муниципального района Волгоградской области, работающего по ОС «Школа
  2. Пояснительная записка введение Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения общеобразовательная средняя школа №3 с углублённым изучением английского языка

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения общеобразовательная средняя школа №3 с углублённым изучением английского языка разработана педколлективом школы (Леушкиной М.
  3. Основная образовательная программа моу бутурлиновская сош №1 Начальная школа на 2011-2015 гг. 1 (1)

    Основная образовательная программа
    Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе « Наша новая школа» сформулировал основные требования к современной школе и отметил, что она должна соответствовать целям опережающего инновационного
  4. Основная образовательная программа моу бутурлиновская сош №1 Начальная школа на 2011-2015 гг. 1 (2)

    Основная образовательная программа
    Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе « Наша новая школа» сформулировал основные требования к современной школе и отметил, что она должна соответствовать целям опережающего инновационного
  5. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы (1)

    Основная образовательная программа
    Цель программы: Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
  6. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (9)

    Основная образовательная программа
    4.1. Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и образовательной системе «Школа России» 60
  7. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (11)

    Основная образовательная программа
    4.1. Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и образовательной системе «Школа 2100» 64
  8. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011/2012 2015/2016 учебный год (3)

    Основная образовательная программа
    Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями
  9. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (8)

    Программа
    В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий

Другие похожие документы..