Методические указания к домашнему заданию по курсу базы данных систем управления для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ

ПО КУРСУ »БАЗЫ ДАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»

для студентов дневной и заочной форм обучения

специальностей:

АТП


Составитель: доцент кафедры

к.п.н. А.Г.Симонова

Протокол № 7 от 16.07.2001

Зав. кафедрой

ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ CASE-ТЕХНОЛОГИЙ.

ВВЕДЕНИЕ.

Создание больших баз дан­ных, содержащих сотни и тысячи таблиц и сложные связи между ними, возможно только при использовании CASE-средств. Вручную очень трудно разработать и пред­ставить графически структуру системы, проверить ее на полноту и непротиворе­чивость, отслеживать версии и выполнять модификации. В данном методическом пособии мы рассмотрим создание концептуальной и физической моделей, а затем их использование для создания и модификации структуры базы данных с помощью современных CASE-средств.

За последнее десятилетие в области технических средств программирования сфор­мировалось новое направление — CASE-технология (Computer-Aided Software/ System Engineering). CASE-технология представляет собой совокупность методо­логий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем и под­держивается комплексом взаимосвязанных средств автоматизации.

При использовании методологий структурного анализа появился ряд ограничений (сложность понимания, большая трудоемкость и стоимость использования, неудоб­ство внесения изменений в проектные спецификации и т. д.). CASE-технологии с самого начала развивались именно с целью преодоления этих ограничений путем автоматизации процессов анализа и интеграции поддерживающих средств.

Современные CASE-средства охватывают обширную область поддержки многочис­ленных технологий проектирования информационных систем: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покры­вающих весь жизненный цикл программного обеспечения.

Наиболее трудоемкими этапами разработки информационной системы являются этапы анализа и проектирования, в процессе которых CASE-средства обеспечива­ют качество принимаемых технических решений и подготовку проектной доку­ментации. При этом большую роль играют методы визуального представления информации. Это предполагает построение структурных или иных диаграмм в реальном масштабе времени, использование многообразной цветовой палитры, сквозную проверку синтаксических правил. Графические средства моделирования предметной области позволяют разработчикам в наглядном виде изучать суще­ствующую информационную систему, перестраивать ее в соответствии с постав­ленными целями и имеющимися ограничениями.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Целью данного домашнего задания является ознакомление студентов с существующими на данный момент CASE-технологиями моделирования данных на примере популярной системы— Power Designer фирмы Sybase..

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  1. Ведение складского учета.

  1. номер склада, наименование изделий, дата поступления, количество;

  2. наименование изделия (справочник наименований);

  3. наименование изделия, шифр материала, количество материала в изделии;

  4. шифр материала (артикул), название материала.

Форма документов:

  1. затраты материала. . . . . . на изделия, поступившие в период с . . . . . по. . . . .: склад, количество.

  2. Изделие, номер склада, количество.

Итого по изделию:. . . . . ..

Название используемых материалов и дата начала и конца периода вводятся с клавиатуры.

  1. Определение объемов заработка и выпуска продукции.

Структура файлов базы данных:

  1. табельный номер, дата, шифр детали, выработка (единиц);

  2. табельный номер, фамилия И.О.;

  3. шифр детали, наименование, расценка за 1 шт.

Форма документов:

  1. ведомость начисления зарплаты за . . . . месяц;

  2. Сведения о выпуске деталей за период с. . . . . . по . . . .: наименование детали, количество.

  1. Выпуск продукции и расход сырья

Структура файлов базы данных:

    1. номер машины (станка), дата, артикул, выработка ткани (м), название ткани;

    2. артикул, название ткани;

    3. название красителя, цена за 1 кг, производитель.

Формы документов:

  1. выработка ткани за период с . . . .по. . . . .: Название красителя, расход, стоимость.

При вводе данных использовать справочники.

  1. Кадровый учет на предприятии

Структура файлов базы данных:

    1. табельный номер, фамилия И.О, стаж, специальность (шифр);

    2. Фамилия И.О, год и место рождения, адрес образование;

    3. Фамилия И.О, сотрудников (список сотрудников).

Формы документов:

1) сведения о сотрудниках по специальности. . . . : Фамилия И.О, стаж, возраст, образование;

2) распределение сотрудников по стажу: Стаж, количество.

5. Ведение банковских счетов на основе чеков

Структура файлов базы данных:

1 ) Фамилии И.О, клиентов, номер счета, текущая сумма на счете.

Формы документов:

  1. Открытие нового счета – уведомление: фамилия И.О., счет. . . .(номер), текущая сумма.

  2. Проверка обеспеченности чека.

  3. Текущее состояние счетов.

Требования к программе:

Номер счета формируется автоматически, фамилии клиентов и их начальные взносы вводятся с клавиатуры.

Операции с существующим счетом требуют ввода: номера счета и суммы прихода или расхода.

За каждый выписанный чек с клиента удерживается сбор в размере . . . . . Со счетов, на которых вклад меньше или равен 10000 руб, чековый сбор не взымается.

За попытку изъять сумму, превышающую вклад. печатается определенное уведомление и взимается штраф.

6. Начисление заработной платы

Структура файлов базы данных:

  1. номер цеха, табельный номер, фамилия И.О. должность;

  2. табельный номер, текущий заработок, дата начисления зарплаты;

  3. справочный файл: минимальная и максимальные границы заработка, процент налога.

Формы документов:

  1. расчетный ведомость: Дата начисления. . . . ..Цех номер. . . . .. ., табельный номер (в порядке возрастания). Фамилия И.О., сумма налога, сумма к выдаче.

7. «Движение» товара на базе, магазине, секции магазина.

Структура файлов базы данных:

  1. Наименование товара, шифр товара, предлагаемое количество единиц, цена единицы, поставщик.

  2. Наименование товара, шифр товара, требуемое количество единиц товара, покупатель ,

Формы документов:

1) Текущее состояние базы данных сделок в порядке возрастания (убывания) суммы сделок: шифр товара, наименование, количество единиц, цена единицы товара, сумма сделки, поставщик, покупатель.

2) Упорядоченный список поставщиков по мере «убывания доверия» (по числу совершенных сделок).

8. Ведение списка междугородних телефонных разговоров.

  1. Номер телефона, абонент, адрес.

  2. Номер телефона, дата разговора, город, время (минут).

  3. Тарифы.

Формы документов:

Индивидуальные счета стандартной (принятой на почте) формы каждому из абонентов, производивших разговоры в произвольно заданный день.

9. Проверка билетов на самолеты.

Структура файлов базы данных:

  1. номер рейса, пункт назначения, время вылета, время прилета.

  2. Номер рейса, общее количество мест, количество проданных мест.

Формы документов:

  1. Справка о наличии свободных мест: номер рейса, пункт назначения, время вылета, время прилета, количество свободных мест.

  2. Подтверждение учета вновь проданных мест.

10. Продажа билетов на морском вокзале.

Структура файлов базы данных-

  1. Пароход, его характеристики.

  2. Список рейсов: номер рейса, пункт назначения, время отплытия, время. прибытия, количество мест, количество свободных мест.

  3. Тарифы

Формы документов:

  1. Справка о наличии свободных мест по всем рейсам в произвольно заданный пункт назначения: номер рейса, пункт назначения, время отплытия, время прибытия, количество свободных мест.

  2. Подтверждение учета вновь проданных мест.

11. Продажа билетов на поезда

Структура файлов базы данных:

  1. номер поезда, конечная станция, время отправления.

  2. Номер поезда, дата, номер вагона, тип вагона, \общее количество мест, количество проданных мест.

Формы документов:

  1. справка о свободных местах на произвольно заданный день во всех поездах: номер поезда, конечная станция, дата, время отправления, количество свободных мест по категориям вагонов (мягким, купейным, плацкартным, общим).

  2. Подтверждение учета вновь проданных билетов.

12. Определение потребностей в сырье, материалах, изделиях.

Структура файлов базы данных:

  1. Шифр изделия, шифр материала, потребность в материале на одно изделие.

  2. Номер цеха, шифр изделия, план выпуска в день.

Формы документов:

1) Потребность в материалах на месяц для произвольно заданного цеха.

13. Определение потребностей в сырье, материалах, изделиях.

Структура файлов базы данных- та же , что и в варианте 21.

Формы документов:

1) Потребность в материалах на месяц (квартал, полугодие) и в целом на предприятие в заданном сырье, материале, изделиях .для произвольно зад

13. Ведение картотеки книг, документов, материалов и т.п.

Структура файлов базы данных:

  1. Шифр издания, автор, наименование.

  2. Шифр издания, издательство, год издания, тематика.

Формы документов:

1) Книги по тематике: шифр, автор, наименование, издательство, год издания.

14. Организация и управление соревнованиями команд, участников по видам спорта.

Структура файлов базы данных:

  1. Справочный файл условных номеров команд, названий команд, участвующих в состязаниях: условный номер, название команды, характеристики команды.

  2. Файл результатов состязаний: дата игры, номер команды, результат (счет), количество очков в очередной игре (встрече), общее число очков.

Формы документов:

Таблица состязаний: команда, место, количество игр, выигрышей, проигрышей, ничьих, результаты, очки.

15. Продажа автомобилей

Структура файлов базы данных:

  1. Справочный файл марок и моделей, автомобилей, их характеристик, стоимости.

  2. Список и данные менеджеров фирмы

  3. Данные о продажах автомобилей каждым менеджером по датам и моделям.

Формы документов:

  1. Список продаж каждым менеджером на заданное число,

  2. Количество проданных автомобилей каждой модели на заданное число.

  3. Наличие непроданных автомобилей каждой марки.

16.Ведение договоров на выпускаемую предприятием продукцию

Структура файлов базы данных:

  1. список договоров, данные заказчика (юридическое или физическое лицо, адрес, наименование организации (фамилия, И.О., банковские реквизиты и т.д.), дата поставки, дата заключения договора, заказанная продукция..

  2. Номенклатура предлагаемой продукции: наименование, единица измерения, цены, шифр.

Формы документов:

  1. список полностью оплаченных договоров: наименование и количество поставляемой продукции.

  2. Список договоров с предоплатой: сумма оплаты, сумма долга, сроки поставки.

  3. Список просроченных договоров (оплата не поступила к сроку поставки).

17. Обслуживание клиентов по системе заказов.

Структура файлов базы данных

  1. Список клиентов: юридическое или физическое лицо, адрес, наименование организации (фамилия, И.О., банковские реквизиты и т.д.),

  2. Состав предлагаемых услуг , их прейскурант или номенклатура.

  3. Заказ: дата поставки, дата заключения заказа, заказанная продукция, дата на которую заказ был выполнен.

Формы документов:

  1. список заказов в порядке возрастания даты выполнения: даты . . . . . . .заказа. . . . .исполнения, атрибуты клиента, предмет заказа.

  2. Список заказов просроченных на заданное число.

  3. Список выполненных на данное число заказов.

18. Ведение библиотечного учета.

Структура файлов базы данных

  1. список имеющейся литературы: наименование, автор, дата издания, издательство.

  2. Список читателей: фамилия, И.О., адрес, возраст, пол, место работы или учебы..

  3. Список взятой каждым читателем литературы с датами выдачи и возврата.

Формы документов:

  1. Список читателей задержавших возврат литературы к заданному сроку: список невозвращенных данным читателем книг,

  2. Список отсутствующей в библиотеке литературы с указанием читателя и предполагаемого срока возврата.

19. Успеваемость студентов вуза

Структура файлов базы данных

1) Список студентов по группам: фамилия, И., О., пол, возраст, курс

2) Список предметов: наименование предмета, ведущий преподаватель.

3) список преподавателей: фамилия, И., О.

Формы документов:

  1. Список студентов данной группы : фамилия, И., О.предмет, отметка, преподаватель,

Сгруппировать по курсам.

20. Автобусный парк.

Структура файлов базы данных

  1. Список водителей: фамилия, И., О.пол, возраст, адрес, телефон

  2. Список автобусов: марка, номер.

  3. Список маршрутов: наименование, временные характеристики, длительность.

Формы документов:

1) На каком маршруте, какой водитель в какой день недели задействован.

3.ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  1. Методические указания к домашнему заданию по курсу базы данных систем управления для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей (2)

    Методические указания
    Создание больших баз дан­ных, содержащих сотни и тысячи таблиц и сложные связи между ними, возможно только при использовании CASE-средств. Вручную очень трудно разработать и пред­ставить графически структуру системы, проверить ее на
  2. Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование»

    Учебно-методический комплекс
    История современной отечественной музыки: Уч.-метод. комплекс для студентов факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 (051100) «Дирижирование»; 071301 (053 ) "Народное художественное творчество" направлению
  3. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной форм обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    Н.К. Пашук. Бухгалтерский учет: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Финансы и кредит» (дневной и заочной форм обучения).
  4. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 030501(65) «Юриспруденция» томск-2011

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов Уфа 2007

    Учебно-методический комплекс
    Токарева Г.Ф. Социология и психология управления. Учебно-методический комплекс для студентов всех факультетов и форм обучения. – Уфа: Изд. БИСТ АТиСО, 2007.
  6. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов (а также курс подготовки бакалавра по направлению 080100 -«Экономика» идр.)

    Учебно-методический комплекс
    Токарева Г.Ф. Менеджмент. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов (а также курс подготовки бакалавра по направлению 080100 –«Экономика» и др.
  7. Учебно-методический комплекс по курсу «Римское право» включает тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для зачета, перечень рекомендуемой литературы, задания для контрольной работы для студентов заочной формы обучения.

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Римское право» включает тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для зачета, перечень рекомендуемой литературы, задания для контрольной работы для студентов заочной формы обучения.
  8. Учебное пособие по курсу «Налоговый учет» выполнено в соответствии с госу

    Учебное пособие
    Аннотированный каталог выпуска литературы содержит сведения о выпущенных в издательстве ВГУЭС за период с 2003–2005 гг. учебных пособий, методической, научной литературы, монографий и сборников.
  9. Конспект лекций содержит теоретически обобщенный материал по ос

    План-конспект
    Аннотированный каталог выпуска литературы содержит сведения о выпущенных в издательстве ВГУЭС за период с 2002–2003 гг. учебных пособий, методической, научной литературы, монографий и сборников, которые вы можете приобрести в магазине «Книжный мир».

Другие похожие документы..