Методические указания к домашнему заданию по курсу базы данных систем управления для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей

Сообщения пользователю

Макрокоманда

Назначение

Сигнал

Выдает звуковой сигнал

Сообщение

Выводит предупреждающее или информационное сообщение, может подавать звуковой сигнал. Чтобы закрыть окно диалога и продолжить работу, вы можете нажать кнопку ОК.

УстановитьСообщения

Включает или отключает вывод системных сообщений. Когда аргумент Включить сообщения установлен в значение Да, клавиша Enter назначается в качестве клавиши ответной реакции на все системные предупреждающие или информационные сообщения во время выполнения макроса. Макрокоманда не отключает вывод на экран сообщений об ошибках. Обычно эта макрокоманда используется вместе с командой ВыводНаЭкран, которая отключает обновление экрана до завершения выполнения макроса.

Переименование, копирование, удаление, сохранение, импорт и экспорт объектов

Макрокоманда

Назначение

КопироватьОбъект

Копирует объект текущей БД в другую БД Access или в ту же самую под новым именем

УдалитьОбъект

Удаляет любой объект Access

Сохранить

Сохраняет любую таблицу, запрос, форму, отчет, макрос или модуль

ВывестиВФормате

Выводит заданный объект в формате Excel, Word, Notepad, а также запускает соответствующее приложение для редактирования файла

Переименовать

Присваивает новое имя заданному объекту в текущей БД

ОтправитьОбъект

Выводит таблицу, запрос или форму в режиме таблицы, данные полей отчета или листинг модуля в файл Excel, Word, Notepad и внедряет данные в сообщение электронной почты. На вашем компьютере должно быть установлено программное обеспечение, отвечающее стандарту MAPI

ПреобразоватьБазуДанных

Используется при экспорте или импорте данных между текущей и другой БД Access, dBASE, Paradox, FoxPro, SQL.

ПреобразоватьЭлектроннуюТаблицу

Используется при экспорте или импорте данных между текущей БД и файлами электронных таблиц Excel, Lotus 1-2-3

ПреобразоватьТекст

Используется при экспорте или импорте данных между текущей БД и текстовым файлом

Запуск других приложений для MS-DOS иMicrosoftWindows

Макрокоманда

Назначение

ЗапускПриложения

Запускает приложениеMS-DOS или Microsoft Windows

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МАКРОСОВ

Вы изучили, как выполняются типичные задачи с помощью команд меню и кнопок на панелях инструментов. При работе со своей БД вы могли заметить, что определенные задачи выполняются чаще или регулярнее. Вы можете автоматизировать их, используя макросы для выполнения повторяющихся операций, а затем связывая макросы с такими свойствами событий форм и элементов управления, как свойство формы Текущая запись, свойство командной кнопки Нажатие кнопки или свойство поля Двойное нажатие кнопки. При создании макросов для автоматизации повторяющихся задач вам часто придется ссылаться на форму, отчет или элемент управления формы, чтобы установить свойства или значения.

Ссылки на формы и отчеты

Вы можете ссылаться на форму или отчет по имени, но прежде нужно сообщить Access в какое семейство входит данный объект. Открытые формы находятся в семействе Forms, открытые отчеты – в семействе Reports. Поэтому ссылка на форму или отчет включает в себя имя семейства, за которым следует восклицательный знак, а затем - имя объекта. Если имя объекта не содержит пробелов или специальных символов, то можно просто ввести это имя. Если же пробелы или специальные символы есть, то имя необходимо заключить в квадратные скобки.

Ссылки на свойства форм и отчетов

Для задания ссылки на свойство формы или отчета укажите идентификатор формы или отчета, затем введите точку и после точки добавьте имя свойства. Большинство свойств формы или отчета можно увидеть в режиме конструктора, открыв окно свойств. В Access многие свойства формы можно изменять в режиме формы, а свойства отчета Печать и Форматирование – во время вывода на экран или печати отчета.

Ссылки на элементы управления форм и отчетов и на их свойства

При задании ссылки на элемент управления формы или отчета сначала укажите идентификатор формы или отчета, затем поставьте восклицательный знак и далее добавьте имя элемента управления, заключенное в квадратные скобки. При создании ссылки на свойство элемента управления запишите ссылку на него, и после точки укажите имя свойства. Список большинства свойств элементов управления вы можете увидеть при просмотре формы или отчета в режиме конструктора, выделив нужный элемент управления и открыв окно свойств. Большую часть свойств элементов управления можно изменять в режиме конструктора форм или отчетов.

Ссылки на подчиненные формы и отчеты

Форма, внедренная в другую форму или отчет, содержится в элементе управления Подчиненная форма. Отчет, внедренный внутрь другого отчета, содержится в элементе управления Подчиненный отчет. Ссылаться на подчиненную форму или отчет можно точно так же, как и на любой другой элемент управления. Элемент управления Подчиненная форма имеет специальное свойство Form, которое позволяет ссылаться на форму, внедренную в этот элемент управления. Аналогично, Элемент управления Подчиненный отчет имеет свойство Report, позволяющее ссылаться на отчет, внедренный в этот элемент управления.

Открытие связанной формы

Использование подчиненной формы непрактично в следующих случаях:

  • Для просмотра связанных данных требуется внедрение двух или больше подчиненных форм;

  • Основная форма слишком мала для отображения всей подчиненной формы;

  • Связанная информация вам требуется только время от времени;

В таких случаях для просмотра связанных данных лучше использовать отдельную форму, которую можно открыть с помощью одного из свойств событий. Для предоставления пользователю доступа к связанным данным можно использовать командную кнопку или свойство события Двойное нажатие кнопки элемента управления в основной форме. Этот способ позволяет избежать загромождения экрана, облегчает работу с основной формой, ускоряет переход от одной записи к другой в основной форме.

Синхронизация связанных форм

При открытии дополнительной формы из основной на основе совпадения двух связанных полей в этих формах, данные в дополнительной форме не изменяются при перемещении по записям в основной форме. Необходимо создать макрос для синхронизации вывода данных в двух связанных формах. В окне БД перейдите на вкладку Макросы и нажмите кнопку Создать. Создайте макрос, выбирая макрокоманды в столбце Макрокоманды и вводя соответствующие комментарии в столбце Примечания. Этот макрос имеет пару условий выполнения макрокоманд. Первое условие можно выразить словами: Если основная форма не загружена, выполнить первую макрокоманду – Остановить макрос. Таким образом, если основная форма не открыта, то выполняется макрокоманда Остановить макрос и работа макроса прекращается. Вы можете использовать макрокоманду Применить фильтр для отбора записей в основной форме, но она работает только в том случае, если в текущий момент форма имеет фокус. Макрокоманда Выделить объект позволяет решить эту задачу, но зачем использовать две макрокоманды, если достаточно одной? Оказывается, что вы можете снова выполнить макрокоманду Открыть форму с тем же самым условием отбора, чтобы вывести в форме нужную строку. Если форма уже открыта, макрокоманда Открыть форму устанавливает в ней фокус и применяет заданное условие отбора. Однако ссылаться на «пустое» значение не очень хорошо. При переходе на последнюю запись в основной форме или выборе команды Правка->Перейти->Новая запись вы окажетесь на новой записи, в которой связанное поле не имеет значения. Поэтому имеет смысл организовать проверку значения Null, чтобы скрыть дополнительную форму при нахождении на пустой строке в основной форме. Для проверки этого условия во второй строке макроса используется встроенная функция IsNull. Если значение связанного поля равно Null, макрос скрывает дополнительную форму, устанавливая ее свойство Вывод на экран в значение Ложь. Обратите внимание, что хотя форма не видна на экране, она все равно остается открытой. После создания синхронизирующего макроса необходимо связать его со свойством Текущая запись основной формы. Перейдите на вкладку Формы окна БД и откройте основную форму в режиме конструктора. В конструкторе форм нажмите кнопку Свойства на панели инструментов, затем щелкните в ячейке свойства Текущая запись и в раскрывающемся списке выберите созданный макрос. Сохраните форму и откройте ее в режиме формы, проверьте работу созданного макроса, переходя на другие записи в основной форме. При переходе на пустую запись, дополнительная форма должна исчезнуть с экрана.

Рассмотренный способ синхронизации двух форм, содержащих связанные данные, работает почти с любым набором форм и может использоваться в различных ситуациях.

Создание специальной панели инструментов для форм

После завершения создания приложения некоторые из средств разработки Access могут оказаться ненужными. Может быть, вы захотите иметь на панели инструментов формы несколько дополнительных кнопок, обеспечивающих прямой доступ к таким командам, как Сохранить запись и Найти следующую. В этом случае можно создать специальную панель инструментов, которая будет появляться на экране при работе с любой из форм приложения.

Чтобы создать и открыть новую нестандартную (специальную) панель инструментов, щелкните в окне БД, выберите команду Вид->Панели инструментов и нажмите кнопку Создать в окне диалога Панелиинструментов. Access предоставит вам возможность присвоить панели инструментов содержательное имя. После появления новой панели вы можете нажать кнопку Настройка в окне диалога Панелиинструментов, чтобы добавить в нее кнопки и расположить их по своему усмотрению, вы также можете изменить внешний вид кнопок.

Создание специальной строки меню для форм

После создания специальной панели инструментов формы полезно и логично заменить стандартную строку меню для форм на специальную. После этого вы можете установить значения свойства Строка меню ваших форм таким образом, чтобы они указывали на макрос этой строки меню.

Чтобы определить специальную строку меню, сначала создайте макрос строки меню, определяющий меню, которые будут появляться в этой строке. Для каждого меню вы должны включить в макрос макрокоманду ДобавитьМеню, и в качестве значения аргумента Название меню указать название этого меню. При этом аргумент Имя макроса должен указывать на макрос, определяющий команды меню. Символ & (амперсанд) определяет так называемую назначенную клавишу для этого меню, с его помощью вы можете определить для каждой команды клавишу быстрого доступа. Вы можете вставить линию между разделами меню, введя в столбец Имя макроса знак «минус» (-). Макрос, определяющий команду меню, может содержать либо другую макрокоманду ДобавитьМеню, добавляющую подчиненное меню, либо последовательность макрокоманд, которые будут выполняться при выборе команды. В большинстве случаев вы будете использовать макрокоманду КомандаМеню, чтобы сделать команду встроенного меню доступной из специальной строки меню. Но можно выполнять и любые другие макрокоманды, включая те, что запускают другой макрос или функцию VBA. Определение полного набора макросов – довольно трудоемкий процесс, особенно в том случае, если вы хотите создать различные специальные строки меню для разных форм. К счастью, при создании макросов меню в Access вы можете воспользоваться помощью построителя меню. Переключитесь в окно БД и выберите команду Сервис->Надстройки->Построительменю. Access запустит построитель меню и выведет на экран его окно диалога. Здесь перечислены все макросы в текущей БД. Выделите имя макроса, определяющего строку меню, нажмите кнопку Изменить и просмотрите определение строки меню. При необходимости внесите в него изменения. В этом же окне можно удалить макрос, выделив его имя и нажав кнопку Удалить. При удалении макроса строки меню построитель меню удалит также макросы, определяющие меню, входящие в эту строку. Чтобы начать определение нового набора макросов для строки меню, нажмите кнопку Создать. Построитель меню выведет на экран окно диалога для выбора шаблона. Поскольку мы хотим лишь немного изменить строку меню для всех форм в текущем приложении, хорошей основой может стать строка меню Форма. Выберите шаблон Форма и нажмите ОК. Построитель меню выведет этот шаблон в окне диалога Построитель меню-[Новая строка меню]. В списке, расположенном в нижней части окна диалога, вы можете выбрать любой элемент определения строки меню и просмотреть его подробное описание. Если этот элемент выполняет макрокоманду, то в верхней части окна вы увидите имя макрокоманды и ее аргументы. Построитель меню поддерживает следующие макрокоманды: ДобавитьМеню, КомандаМеню, ЗапускМакроса и ЗапускПрограммы. Если вам нужно определить команду меню, выполняющую более сложное действие, вы можете с помощью построителя меню создать скелет макроса, а затем отредактировать его. Для перемещения выделенного элемента в списке можно пользоваться кнопками со стрелками. Нажатие кнопки Далее перемещает выделение на следующий элемент в списке.

Во многих случаях, вы, наверное, не захотите, чтобы пользователь мог открывать объекты в режиме конструктора или создавать новые объекты. Тогда удалите команду Создать из меню Файл. Вероятно вам не потребуются команды Сохранить форму и Сохранить форму как/Экспорт. Из меню Вид можно удалить команды Конструктор форм, Панели инструментов. Скорее всего вам не понадобятся команды Скрыть, Показать и По размеру формы из меню Окно.

Оптимизация базы данных с помощью анализатора быстродействия

Даже опытные разработчики приложений Access не всегда используют все имеющиеся средства для повышения эффективности работы приложения. Access предоставляет анализатор быстродействия, который помогает выполнить окончательный анализ после построения основных частей приложения. Выберите команду СервисАнализБыстродействие, и Access откроет начальное окно мастера. Это окно позволяет выбрать категорию анализируемых объектов. После выбора категории укажите конкретные объекты, установив флажки рядом с их именами. Если хотите проанализировать все объекты, нажмите кнопку Выбрать все. В случае ошибки можно нажать кнопку Очистить все и начать выбор заново. Чтобы запустить анализатор быстродействия нажмите кнопку ОК. После завершения работы мастер выведет окно с результатами анализа. Это окно содержит список рекомендаций, предложений и идей. Выберите понравившиеся и нажмите кнопку Применить. Примененные рекомендации и предложения мастер помечает «галочкой». Идеи, предлагаемые мастером, нельзя применить прямо из анализатора быстродействия. Использование некоторых из них может быть связано с большим объемом дополнительной работы.

Создание начальной кнопочной формы

Обычно последней создаваемой формой является начальная кнопочная форма, которая предоставляет пользователю прямой доступ к основным задачам приложения. Ваша главная кнопочная форма может быть простой формой с логотипом, заголовком и несколькими командными кнопками, с помощью которых пользователь может открывать основные формы приложения.

Здесь стоит обратить внимание на использование амперсанда (&) в значениях свойства Подпись командных кнопок. С помощью этого символа определяется назначенная клавиша для командной кнопки. Главное - быть внимательным и не использовать одну и ту же назначенную клавишу для разных кнопок.

В основной кнопочной форме следует создать командные кнопки, открывающие другие формы, и включить в нее кнопку для выхода из приложения. В каждой дополнительной кнопочной форме следует предусмотреть одну кнопку для возврата в предыдущую форму в иерархическом дереве кнопочных форм и для перехода в основную кнопочную форму.

Установка параметров запуска БД

На данные момент вы знаете, как построить основные части своего приложения. Но как сделать, чтобы при открытии БД автоматически запускалось приложение? Можно создать макрос с именем Autoexec, и Access будет запускать его при каждом открытии БД. Но более удобный способ заключается в использовании параметров запуска для задания начальной формы приложения. Переключитесь в окно БД и выберите команду СервисПараметры запуска. В окне диалога Параметры запуска нажмите кнопку Дополнительно, и вы увидите окно диалога Параметры запуска. Поле со списком позволяет выбрать форму, которая будет выводиться на экран при открытии БД. В этом же окне можно задать заголовок и значок приложения, а также специальную строку меню и специальное контекстное меню, используемые по умолчанию в текущей БД. Если снять флажок Окно базы данных, то при запуске приложения Access будет скрывать окно базы данных. Точно также можно скрыть строку состояния, сняв флажок Строка состояния. Access имеет набор встроенных меню с сокращенным списком команд, которые, в частности не предоставляют доступ к средствам разработки. Если флажок Полный набор меню Access снят, то по умолчанию будет использоваться набор кратких меню.

С помощью флажка в нижней части окна диалога Параметры запуска можно сделать невозможным просмотр программы после не перехваченных ошибок.

    1. Порядок выполнение домашнего задания

Порядок выполнения домашнего задания:

4.1. Содержание домашнего задания:

  • введение;

  • реферат;

  • описание предметной области;

  • анализ предметной области;

  • разработка информационно-логической модели предметной области;

  • разработка датологической модели предметной области

  • разработка интерфейса пользователя;

4.2. Каждый студент самостоятельно выбирает себе предметную область, которую он хорошо себе представляет.

4.3. В качестве предметных областей автоматизации могут выступать такие области:

  • складское хозяйство;

  • расчет заработной платы;

  • продажа и бронирование билетов на различные виды транспорта;

  • отдел кадров предприятия;

  • библиотечное хозяйство и т.д.

4.4. После того, как Вы выбрали предметную область необходимо выполнить все разделы по п. 4.1.:

  • «Описание предметной области»; (3-5 страниц описания той задачи, которую Вы будете автоматизировать в произвольном виде. Пример. Вы выбрали область «Складское хозяйство». Необходимо понятно описать существующую технологию поступления товара на склад, выдачу товара со склада и формы основных финансовых документов);

  • «Разработка информационно-логической модели предметной области»; (3-5 страниц, приводится описание и модель типа «Сущность-связь» для Вашей предметной области);

  • «Разработка физической (датологической) модели предметной области»; (3-5 страниц, приводится описание и структуры таблиц для Вашей предметной области);

  • «Разработка интерфейса пользователя»; В данном разделе приводится описание экранных форм пользователя проектируемой информационной системы;

    1. Пояснительная записка к домашнему заданию должна быть аккуратно оформлена,

и содержать электронный вариант работы.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Описать заданную предметную область, источники входной информации (документы, файлы, рабочие БД и т.п.).

Спроектировать концептуальную модель заданной базы данных и отобразить ее в одну из возможных физических (датологических) моделей реальной СУБД, желательно реляционную.

Разработать пользовательский интерфейс, используя любую среду разработки.

Описать порядок выполнения задания и привести полученную структуру базы данных с пользовательским интерфейсом.

  1. Методические указания к домашнему заданию по курсу базы данных систем управления для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей (2)

    Методические указания
    Создание больших баз дан­ных, содержащих сотни и тысячи таблиц и сложные связи между ними, возможно только при использовании CASE-средств. Вручную очень трудно разработать и пред­ставить графически структуру системы, проверить ее на
  2. Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование»

    Учебно-методический комплекс
    История современной отечественной музыки: Уч.-метод. комплекс для студентов факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 (051100) «Дирижирование»; 071301 (053 ) "Народное художественное творчество" направлению
  3. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной форм обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    Н.К. Пашук. Бухгалтерский учет: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Финансы и кредит» (дневной и заочной форм обучения).
  4. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 030501(65) «Юриспруденция» томск-2011

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов Уфа 2007

    Учебно-методический комплекс
    Токарева Г.Ф. Социология и психология управления. Учебно-методический комплекс для студентов всех факультетов и форм обучения. – Уфа: Изд. БИСТ АТиСО, 2007.
  6. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов (а также курс подготовки бакалавра по направлению 080100 -«Экономика» идр.)

    Учебно-методический комплекс
    Токарева Г.Ф. Менеджмент. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов (а также курс подготовки бакалавра по направлению 080100 –«Экономика» и др.
  7. Учебно-методический комплекс по курсу «Римское право» включает тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для зачета, перечень рекомендуемой литературы, задания для контрольной работы для студентов заочной формы обучения.

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Римское право» включает тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для зачета, перечень рекомендуемой литературы, задания для контрольной работы для студентов заочной формы обучения.
  8. Учебное пособие по курсу «Налоговый учет» выполнено в соответствии с госу

    Учебное пособие
    Аннотированный каталог выпуска литературы содержит сведения о выпущенных в издательстве ВГУЭС за период с 2003–2005 гг. учебных пособий, методической, научной литературы, монографий и сборников.
  9. Конспект лекций содержит теоретически обобщенный материал по ос

    План-конспект
    Аннотированный каталог выпуска литературы содержит сведения о выпущенных в издательстве ВГУЭС за период с 2002–2003 гг. учебных пособий, методической, научной литературы, монографий и сборников, которые вы можете приобрести в магазине «Книжный мир».

Другие похожие документы..