Автореферат разослан 12 сентября 2011 г

На правах рукописи

ГЕРМАНОВ Геннадий Николаевич

МЕТОДОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

В СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

13.00.04 – теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки,

оздоровительной и адаптивной физической культуры

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Волгоград – 2011

Диссертационная работа выполнена на кафедре физического воспитания и спорта ГОУВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет».

Официальные оппоненты:доктор педагогических наук, профессор

ВРУБЛЕВСКИЙ Евгений Павлович;

доктор педагогических наук, профессор

ГУБА Владимир Петрович;

доктор педагогических наук, профессор

ЯКИМОВИЧ Виктор Степанович.

Ведущая организация – ФГОУВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)».

Защита диссертации состоится 12 октября 2011 г. в 1000 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при ФГОУВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» по адресу: 400005, г. Волго­град, проспект им. В.И. Ленина, 78.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры».

Автореферат разослан 12 сентября 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного

совета, профессор

МОСКВИЧЕВ Ю.Н.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы и темы исследования. В ряду проблем теории спорта одно из центральных мест занимают вопросы структуры спортивной тренировки. Существующие представления о структуре тренировки не могут рассматриваться как неизменные, они постоянно трансформируются, дополняются новыми научными знаниями и теоретическими положениями, расширяющими наше понимание основ построения тренировочного процесса юных и квалифицированных спортсменов (Л.П.Матвеев, 1964<>12010, В.Н. Платонов, 1977<>2010; Ю.В.Верхошанский, 1973<>2005; А.П.Бондарчук, 1987<>2005; А.Н.Воробьев, 1989; С.М.Гордон, 1989<>2008; В.Б.Иссурин, 1987<>2010; Ю.Ф.Курамшин, 2002<>2005; T.Bomba, 1993<>1999 и др.).

В современных концепциях построения спортивной тренировки исходные основы спортивно-педагогического процесса представлены образованиями, выражающими как структурную упорядоченность тренировочного процесса, так и функциональные характеристики двигательной деятельности, что находит свое отражение в различных педагогических терминах и понятиях. Так, у Л.П. Матвеева (2008) мы находим «микросеансы тренировочных упражнений»2как малую форму занятий, у Ю.В. Верхошанского (1988) – «тренировочный сеанс». А.П. Бондарчук (2005) указывает на первичность упражнений в функциональной организации двигательной деятельности, выделяя, как и В.Н. Платонов (2005), «модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексы». В.Б. Иссурин (2010) главным элементом содержания тренировки утверждает «ключевое упражнение (или ключевое задание)», отождествляя эти понятия. А.Н. Воробьев (1989) в качестве функциональной единицы выделяет «элементарную нагрузку», а на более высоком уровне организации – «комплекс нагрузок». С.С. Гордон (2008) такой структурно-функциональный комплекс называет «параметрической тренировкой, программой». А.А. Шамардин (2009) в качестве основных структурных единиц предлагает использовать «фрагменты», т.е. отдельные тренировочные занятия, «модули», «блоки» занятий. В.К. Бальсевич (2009) в качестве первичной организационной формы тренировочного процесса выделяет «пуловые занятия», состоящие из «минимизированных комплексов однонаправленных, структурно организованных тренировочных воздействий», где планирование тренировочных нагрузок идет «от состояния спортсмена», осуществляется «в связи с данными перманентного развития подготовленности спортсмена». Такие разнообразные и противоречивые теоретические взгляды не способствуют формированию единой методологии в организации двигательной деятельности и построении спортивно-педагогического процесса. Возникает противоречие между старым усвоенным знанием и новыми знаниями оперативно-текущего управления двигательной деятельностью занимающихся, полученными в ходе решения задач построения спортивной тренировки, где исходной структурно-функциональной единицей спортивно-педагогического процесса рассматривается «двигательное задание»3.

Научно-теоретические представления о сущности двигательных заданий, как исходном структурно-функциональном элементе двигательной деятельности, актуализировались в связи с рассмотрением вопросов модельно-целевого и блокового построения тренировочного процесса юных и квалифицированных спортсменов (Д.А.Аросьев, 1968; В.П.Попов, 1982; В.Г.Алабин, 1986, 1996; В.В.Гожин, 1998; В.П.Черкашин, 2001; А.С.Белов, 1972; Б.А.Подливаев, 1975; С.Г.Бабуджян, 1978; С.А.Гукасян, 1982; Б.В.Шмонин, 1986; Ю.В.Никонов, 1988; А.Н.Пархоменко, 1988; Ю.А.Смертин, 1991; В.Э.Цандыков, 1993; И.Б.Иванова, 1994; О.Е.Ушакова, 1998; Г.В.Бугаев, 1998; М.В.Леньшина, 1999; Н.Н.Безноско, 2002; Ю.А.Купцов, 2002; В.Ф.Пилипко, 2003; Е.В.Калашникова, 2003; Е.В.Готовцев, 2004; В.В.Павлов, 2006; С.М.Журід, 2007; Е.Г.Цуканова, 2010; В.К.Апанасенко, 2011; Б.Ф.Вашляев, 2011; Е.В.Слесаренко, 2011; В.А.Еганов, 2011 и др.). Ряд исследователей утверждают двигательные задания как малую форму организации учебно-педагогического процесса в физической культуре различных возрастных групп, придают им значение конструирующей основы целостного процесса, включают в структурные составляющие более крупных единиц учебной деятельности (В.В.Соловцов, 1987; C.C.Огородников, 1988; И.И.Степанченко, 1989; С.И. Шаблыко, 1991; С.І.Марченко, 2003; Л.В.Мосійчук, 2004; А.А.Помазан, 2004, 2005; М.Е.Злобина, 2009; И.В.Машошина, 2010). Вместе с тем, понимание сущности данной исходной единицы спортивно-педагогического процесса многими методистами и практиками физической культуры ограничивается на уровне трактовки домашнее задание. Другие же представляют форму организации физической активности занимающихся на уроках физкультуры в средней и высшей школе в виде заданий по станциям в системе круговой тренировки. Исследований методологического уровня по научной проблеме эффективной организации двигательной деятельности в ее микроформах не проводилось.

Основные направления в исследовании научной проблемы эффективной организации двигательной деятельности в системе оперативно-текущего управления подготовкой спортсменов и школьников и выявления исходных структурных элементов спортивно-педагогического процесса определяются следующими противоречиями.

На научно-теоретическом уровне:разными подходами в понимании «двигательного задания», когда оно трактуется как «практическая задача», отождествляется с понятиями «упражнение», «нагрузка», «метод». Задание нельзя приравнять или свести к упражнению, тренировочной нагрузке, оно в процессуальном плане возвышается над ними, вбирает их в себя и интегрирует как структурные элементы, устанавливает, что их организация определяется целевой задачей достижения результирующих показателей.

В науке о спорте не анализируются теоретические аспекты категории «двигательное задание», не разрабатываются конструктивные и проектные основы рассматриваемого образования, не исследуются концептуальные подходы использования данного понятия в технологиях подготовки спортсменов и школьников, что останавливает процесс дальнейшего совершенствования теории и методики спортивной тренировки и процесса физического воспитания. Отсутствие понятийного аппарата не позволяет специалистам проводить прикладные исследования, ибо исходное понимание микроструктуры существенно различается в работах разных авторов. Научное осмысление микроформ двигательной деятельности требует утверждения единых методологических взглядов в понимании исходных структурно-функцио-нальных основ этой деятельности, формирования основополагающих подходов к организации спортивно-педагогического процесса, разработки проектно-технологических систем построения его микроструктуры.

На научно-методическом уровне: просматривается противоречие в связи с запросами развивающейся передовой физкультурно-спортивной практики, где широко используются двигательные задания как микроформа подготовки, и явно неудовлетворительными методологическими знаниями по данной проблеме, отсутствием апробированных в экспериментальных исследованиях модернизированных конструкций к построению учебно-педагогического и спортивно-соревновательного процессов на базе новых взглядов, новых практических подходов, новых экспериментальных технологий, не отвергающих урок как основную форму организации двигательной деятельности в физическом воспитании и спорте, но рассматривающих новый этап дифференцированного восприятия его составляющих компонентов, с его внутренней логикой, организацией, преемственностью и последовательностью. Сегодня в развивающихся знаниях о спортивно-соревновательной и физкультурной деятельности микроформы этой деятельности требуют серьезного научного изучения и формирования соответствующей теории, поскольку те структурные звенья педагогического процесса, которые мы привыкли воспринимать как его первооснову, а именно урок, занятие, тренировку, перестают удовлетворять практиков физической культуры и спорта. Таким образом, изучаемая в данном исследовании научная проблема является актуальной и своевременной, а научные изыскания в этом направлении становятся исследованиями первостепенной важности, значимости и первоочередного уровня решения.

Основополагающей идеей исследования выступает положение о том, что задание является исходным элементом организации двигательной деятельности в ее микроструктуре, в связи с чем, можно утверждать, что качество и эффективность спортивно-педагогического процесса во многом зависят от выбора и построения оптимальных заданий, учитывающих характеристики двигательной деятельности, уровень подготовленности юных спортсменов и школьников, индивидуальную текущую адаптированность к тренирующим воздействиям. В нашем исследовании сформулированы научные положения в организации и управлении оперативно-текущей двигательной деятельностью на базе принципиальных установок конструирования двигательных заданий, среди них: учет закономерностей соревновательной деятельности, единство педагогической и биологической составляющих в организации заданий, адекватность параметров спортивных действий желаемым тренировочным эффектам, что достигается в модельных экспериментах поиска оптимальных условий, позволяющих предписывать, нормировать характер тренировочной деятельности, способствующих успешному прогнозированию результативных достижений в связи с заданными условиями действий. Эти принципиальные установки отражены в конструировании двигательных заданий на примере бега на короткие и средние дистанции у юных спортсменов. Если разрабатываемые подходы конструирования двигательных заданий и организации микроформ двигательной деятельности окажутся эффективными при проверке в ряде видов спорта, резонно ожидать, что научно-теоретическое значение проведенной работы перерастает рамки частных теоретических знаний и принимает методологический характер.

Объект исследования – организация двигательной деятельности в микроструктуре спортивно-педагогического процесса.

Предмет исследования – задание(я) как структурно-функциональная единица двигательной деятельности.

Цель исследования – разработать и научно обосновать методологию конструирования двигательных заданий в системе оперативно-текущего управления двигательной деятельностью в спортивно-педагогическом процессе с учетом знания основополагающих характеристик этой деятельности.

Гипотеза исследования. Методология конструирования и построения двигательных заданий в спортивно-педагогическом процесса юных спортсменов и физическом воспитании школьников будет педагогически целесообразной и продуктивной, если ее базовую основу составит система подходов к организации двигательной деятельности, где будут отражены:

  • подходы к пониманию двигательного задания как исходной структурно-функциональной единицы двигательной деятельности, как исполнительной формы двигательного действия, направленного на решение двигательной задачи с целевой устремленностью к должной результативности при заданных условиях и требованиях его выполнения;

  • педагогические характеристики двигательной деятельности, предусматривающие учет закономерностей соревновательной деятельности, знание ведущих двигательных способностей в структуре подготовленности юных спортсменов и школьников, различие индивидуальных особенностей участников деятельности;

  • физиологические и медико-биологические характеристики двигательной деятельности, представленные показателями функциональной активности систем организма, дающими точное представление об адаптационных процессах в ответ на заданное действие;

  • подходы к конструированию двигательных заданий на базе методов планирования модельных экспериментов при поиске оптимальных условий, устанавливающие количественные параметры нагрузок в заданиях;

  • подходы к управлению оперативно-текущей двигательной деятельностью, в основу которых положены проектно-технологические системы использования двигательных заданий, решающие задачи повышения физической и спортивно-соревновательной подготовленности юных спортсменов, укрепления здоровья школьников, их обучения и развития.

На основе базовых представлений о практической методологии, сформулированных в работах А.М. Новикова, Д.А. Новикова (1994<>2007), определяющих методологию как учение об организации деятельности, характеризующих ее структуру, где предусматривается фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план ее реализации, технологическая фаза, результатом которой является реализация системы, рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы, а также в соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

    1. Выявить сущностные характеристики понятия «двигательное задание», сформулировать его определение.

    2. Обосновать методологические подходы к организации двигательной деятельности в системе оперативно-текущего управления подготовкой спортсменов и школьников и разработать принципиальные установки конструирования двигательных заданий.

  1. Автореферат разослан: «27» октября 2011 г

    Автореферат диссертации
    Защита состоится ­«30» ноября 2011 года, в __ часов, на заседании Диссертационного совета Д 212.302.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный
  2. Автореферат разослан апреля 2011 г

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 23 мая 2011 г. в на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г.
  3. Автореферат разослан февраля 2011 г (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «30» марта 2011 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета К 002.185.01 в Учреждении Российской академии наук Институте экономических проблем им.
  4. Автореферат диссертации на соискание учёной степени (381)

    Автореферат диссертации
    Опера как вид театрального искусства объединяет музыку, поэзию, актёрское искусство, пластику. «Внутри оперы царит разумное равновесие между различными элементами, входящими в состав театрального представления»1.
  5. Автореферат разослан (9)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Российском государственном геологоразведочном университете им.
  6. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (339)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в отделе физико-химической биологии и биотехнологии древесных растений Учреждении Российской академии наук Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, г.
  7. Книга Руфи как символическая повесть (2)

    Книга
    Защита состоится 12 декабря 2011 г. в 14.00 часов на заседании совета Д 212.198.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская плошадь, д.
  8. В. Т. Стрейко общая характеристика работы

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «12» октября 2011 г. в 12.00 на заседании Диссертационного совета Д 602.001.03 в Академии труда и социальных отношений по адресу: 119454, Москва, ул.
  9. Автореферат разослан (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится на заседании Объединённого Специализированного Совета Д. 067.02.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора (кандидата) философских наук при Национальном Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

Другие похожие документы..