Учебное пособие для вузов

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

М.И. Рожков, Л.В. Байбородова

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

ББК 74.200.5я73 Р63

Рецензенты;

доктор педагогических наук, профессор Б.З. Вульфов;

кандидат педагогических наук Е.Е. Чепурных

Р63

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.

ISBN 5-691-00361-5,

В пособии раскрываются основы организации воспитательного процесса и технология воспитания учащихся в современной школе. В книге нашли отражение как теоретические вопросы, так и формы и методы воспитательной работы с учащимися.

Особое внимание уделяется методике работы педагога, классного руководителя, являющихся ключевыми фигурами в воспитательном процессе. Книга знакомит их с конкретными способами влияния на ученический коллектив, раскрывает пути развития школьного само­управления, взаимодействия с детскими организациями и объедине­ниями. В пособии также даются рекомендации по проведению анали­за воспитательной работы, ее планированию, изучению результатов и эффективности. Значительное место в книге отведено методике про­ведения различных игр, творческих мероприятий, дискуссий и т. п.

Пособие адресовано студентам педагогических вузов, а также учи­телям, классным руководителям, методистам.

ББК 74.200.5я73

© Рожков М.И., Байбородова Л.В., 1999 © «Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС», 1999 © Серийное оформление.

ISBN 5-691-00361-5 Художник Токарев Ю,В., 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРОВ .................................................................……………………………………..........…. 3

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ..……………..... 5

§ 1. РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ..…………………………………………. 5

Основные подходы к развитию ребенка ....................................……………………………………. 5

Что такое социализация? .......................................................………………………………………... 7

Критерии социализации .......................................................……………………………………….... 9

Факторы и механизмы социализации .......................……………………………………................ 10

Воспитание как педагогический компонент социализации .......………………………………..... 11

§ 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА..........………........ 15

Сущность воспитательного процесса ..........................……………………………………..............15

Воспитательная работа ................................................………………………………………............17

Структура воспитательного процесса ................................……………………………………....... 18

§ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ..................……............20

Цель и задачи воспитания .....................................…………………………………………..............20

Формирование готовности школьников к социальным отношениям......……………………....... 22

Развитие сущностных сфер человека .............................………………………………....……........25

§ 4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...………....... 29

Закономерности процесса воспитания школьников.............…………………………………........ 29

Принципы воспитания .........................................……………………………………………........... 31

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ...............................…………………...... 37

§ 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...........…….. 37

Сущность, основные характеристики взаимодействия.................. 37

Типы взаимодействия.............................................................. 41

Пути развития взаимодействия педагогов и учащихся ....................47

Особенности взаимодействия школьников разного возраста .................................................53

§ 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ........................ 58

Педагоги, родители, учащиеся: проблемы сотрудничества ........... 58

Формы взаимодействия педагогов и родителей............................ 60

Организация совместной деятельности родителей и детей............. 65

§ 3. СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ................................... 72

Сущность процесса самовоспитания ....................................... 72

Стимулирование самовоспитания

как педагогическая задача ........................................... 73

Диагностика готовности детей к самовоспитанию ....................... 76

Обучение способам самопознания ................................... 77

§ 4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ............................................81

Вариативность классного руководства ......................................81

Функции классного руководителя .................................... .... 84

Классный руководитель и педагогический коллектив .................87

§ 5. УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ .......................................................... 89

Понятие «коллектив» ............................................................89

Реализация воспитательных функций коллектива ......................92

Развитие детского самоуправления ...........................................96

Функции ученического самоуправления ....................................98

Органы самоуправления и содержание их деятельности ............. 101

Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления.................................................................... 102

§ 6. ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ........................................................... 105

Детские объединения как институт воспитания ........................ 105

Типы детских объединений .................................................... 107

Вариативно-программный подход к определению содержания деятельности детских организаций.......................................... 107

ГЛАВА 3.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ................................................... 111

§ 1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ............................................. 111

Что такое метод воспитания? .................................................. 111

Классификация методов ................................................. 112

Выбор методов воспитания .................................................. 121

Приемы воспитания .............................................................. 123

§ 2. ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ......................................... 125

Понятие «форма воспитательной работы» .............................. 125

Классификация форм воспитательной работы........................... 127

Проблема выбора форм .......................................................... 131

Формы коллективной творческой деятельности ........................ 133

§ 3. ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ......................................................... 141

Особенности изучения результатов

и эффективности воспитания .................................................. 141

Изучение воспитанности школьников...................................... 143

Диагностика коллектива, отношений между

участниками педагогического процесса.............................. 148

Изучение эффективности педагогических средств .................... 151

Требования к изучению результатов и эффективности воспитательного процесса............................ 155

§ 4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ....................................... 164

Сущность и требования к организации

аналитической деятельности .................................................. 164

Виды и уровни анализа воспитательной работы........................ 167

Стадии и мыслительные операции

аналитической деятельности .............................................. . 169

Методика анализа формы воспитательной работы .................. 170

Методика анализа воспитательной работы за учебный год .......... 175

§ 5. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ............. 184

Сущность, значение цели и целеполагания ...... 184

Особенности процесса целеполагания ...........................,......... 186

Система целей и задач............................................................ 189

Методика целеполагания ...................................................... 193

§ 6. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...................... 197

Назначение, функции плана. Требования к планированию................................................... 197

Виды и структура планов ....................................................... 200

Организация планирования воспитательной

работы в школе ................................................................. 205

Этапы планирования работы в классном коллективе.................. 215

Взаимосвязь анализа, целеполагания, планировавия................. 218

§ 7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ................................ 222

Педагогический совет .......................................................,. 222

Методическая работа........................................................... 227

Изучение, обобщение, распространение и использование

передового педагогического опыта воспитательной работы ........ 233

Контроль за внеучебной воспитательной работой....................... 240

Заключение.......................................................................... 248

Литература .......................................................................... 249

ОТ АВТОРОВ

Каждый, кто прочитает название этой книги, по-разному от­несется к обозначенной в ней проблеме. У одних слова «воспи­тание» и «воспитательный процесс» вызовут раздражение, так как напомнят о формальных мероприятиях, проводимых в тра­диционной школе. Другие испытают радость от того, что смо­гут познакомиться с новым подходом к организации процесса воспитания человека в современной школе. Мы, авторы посо­бия, обращаемся, и к тем и к другим.

Несомненно, что задачи, стоящие перед школой сегодня, не­сколько иные, чем десять лет назад. Да и те, кто решает эти задачи, стали другими. В то же время школа, как всегда, вы­полняет главную общественную функцию — воспитание чело­века. И эта функция одна из самых сложных. На протяжении веков общество было недовольно воспитанием молодежи. Вре­мена менялись, а задача воспитания подрастающего поколения всегда оставалась актуальной, и решение ее всегда было про­тиворечивым.

Современная педагогика переживает этап нового осмысле­ния многих постулатов, долгие годы служивших основой про­цесса воспитания человека. Отказ от моноидеологии, тотали­таризма, утверждение гуманистических принципов образова­ния не позволяют решать проблему формирования граждани­на обновленной России старыми средствами.

К сожалению, на определенном этапе реформирования шко­лы, в начале девяностых годов, в педагогической науке и прак­тике ослабло внимание к проблемам организации воспитатель­ного процесса в школе. Это было обусловлено многими объек­тивными и субъективными причинами. С одной стороны, чаще всего воспитание ассоциировалось с традиционными подхода­ми, предполагающими манипулирование поведением учащих­ся; с другой — с новыми задачами (прежде всего задачей фор­мирования индивидуальности), которые невозможно решить традиционными средствами.

Однако в последнее время поиск новых средств воспитания детей становится все более актуальной задачей. Для школы как социального института проблема организации воспитательно­го процесса становится наиболее значимой. Авторы отчетливо понимают, что сегодня этот процесс происходит в новой шко­ле, педагогические ценности которой ориентированы, прежде всего, на интересы ученика, заботу о его настоящем и будущем.

3

Цели школы в равной степени отражают как требования лич­ности, так и интересы общества.

Разрабатывая теорию и методику организации воспитатель­ного процесса, мы не только предлагаем свою концепцию, но и анализируем возможность использования в воспитании уча­щихся тех средств, которые традиционно применялись в оте­чественной школе.

Первая глава книги раскрывает концептуальный взгляд ав­торов на проблему воспитания учащихся: рассматривается со­отношение понятий социализации, воспитания и развития;

затем на основе системного подхода определяются сущность и структура воспитательного процесса,

Вторая глава выявляет роль субъектов воспитания в реше­нии задач формирования личности учащихся, определяет ос­новные подходы к решению проблемы взаимодействия участ­ников воспитательного процесса; рассматривает возможности стимулирования самовоспитания учащихся; раскрывает роль классного руководителя, ученического коллектива и детских организаций в решении воспитательных задач.

Третья глава посвящена технологии организации воспита­тельного процесса. В ней анализируются методы и приемы вос­питания. предлагаются конкретные технологии анализа эф­фективности процесса воспитания, его целеполагания и пла­нирования.

В работе использован отечественный опыт воспитательной работы с учащимися, анализируется история вопроса и совре­менное состояние проблемы. В ряде параграфов книги исполь­зованы материалы других исследователей с согласия их авто­ров. В параграфе «Определение содержания воспитания» ис­пользован материал О.С. Гребенюка, в параграфе «Стимулиро­вание самовоспитания школьников» — материал П.Н. Осипова, в параграфе «Методическое обеспечение воспитательного процесса» — материал С.Л. Паладьева.

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

§1. РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ

Основные подходы к развитию ребенка

Развитие — изменение, представляющее собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутрен­ним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

В.В. Зеньковский писал: «Дитя становится личностью — оно медленно раскрывается само для себя, — медленно развивает­ся и вбирает в себя все из сферы самосознания. Приходит час, когда дитя научается отделять себя от других и становится лич­ностью не только для других, но и для себя»1.

Физическое и психическое развитие человека отвечает об­щим закономерностям. Поскольку явления физического и пси­хического развития школьника, как и все явления природы, имеют свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, им свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемы­ми организму, индивидуальности или личности, и тем, чем рас­полагает человек и как он может ответить на эти требования).

Рост организма (количественные изменения) связан с изме­нением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  5. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  6. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  7. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..