Учебное пособие для вузов

39

и эффективность определяется прежде всего развитием лично­сти педагогов и школьников, степенью достижения результа­тов в соответствии с теми задачами, которые ставились. Непо­средственным и специфичным показателем эффективности яв­ляется развитие основных характеристик взаимодействия уча­стников педагогического процесса:

— по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений;

стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный ин­терес друг к другу;

— по взаимопониманию — понимание общей цели взаимо­действия, общности и единства задач, стоящих перед педаго­гами и школьниками; принятие трудностей и забот друг дру­га; понимание мотивов поведения в различных ситуациях;

адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на со­вместную деятельность;

— по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результата­ми; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;

стремление к официальному и неофициальному общению; твор­ческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

— по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности;

инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаим­ного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, под­держка друг друга;

— по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организа­ции работы; действенность обоснованных и корректных по фор­ме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и дей­ствий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие дру­гого в качестве примера для подражания.

В общем плане о развитии взаимодействия участников вос­питательного процесса можно судить по обогащению содержа­ния их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Определение показателей эффективности взаимодействия позволяет проанализировать состояние этой проблемы в школь-

40

ном коллективе и в конкретной ситуации, чтобы целенаправ­ленно управлять развитием взаимодействия участников педа­гогического процесса.

Типы взаимодействия

Основные характеристики взаимодействия по-разному про­являются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осу­ществляется взаимодействие участников педагогического про­цесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодей­ствия. Существуют различные основания для классификации.

Взаимодействия выделяют прежде всего по субъекту и

объект-субъекту:

— личность — личность (ученик — ученик, педагог — уче­ник, педагог — педагог, педагог — родитель и т.д.);

— коллектив — коллектив (коллектив младших — коллек­тив старших, класс — класс, ученический коллектив — педа­гогический коллектив и т.д.).

Каждый из этих типов имеет свои особенности в зависимос­ти от возраста: одновозрастное и разновозрастное взаимодей­ствие, взаимодействие в коллективе младших и старших

школьников и т. д.

Отмечают прямое и косвенное взаимодействие. Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга, косвенное же направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микросреду. Например, педагог, организуя коллективную познавательную деятельность, взаимодействует непосредственно с консультан­тами, от деятельности которых зависит участие в работе дру­гих школьников. Консультируя своих помощников, учитель направляет их внимание и действия на каждого ученика, дает советы, как включить своих товарищей в работу. Через кон­сультантов педагог корректирует деятельность других детей, с которыми взаимодействие осуществляется косвенно.

Основанием для классификации типов взаимодействия мо­жет также быть:

— содержание деятельности (взаимодействие в учебной, тру­довой, эстетической и другой деятельности);

— наличие цели или ее отсутствие — во взаимодействии мо­жет ставиться специальная цель, тогда оно называется целе­направленным; либо цель может отсутствовать, и тогда гово­рят о стихийном взаимодействии;

— степень управляемости — управляемое, полууправляе­мое, неуправляемое; управляемое — целенаправленное взаи-

41

модействие, сопровождающееся систематической информаци­ей о его результатах, позволяющее вносить необходимые кор­рективы в последующее взаимодействие; полууправляемое — это также целенаправленное взаимодействие, но обратная связь используется от случая к случаю; неуправляемое — это стихий­ное взаимодействие1;

— тип взаимосвязи — «на равных» или «руководство»; для взаимодействия * на равных» характерны субъект-субъектные отношения, активность с обеих взаимодействующих сторон;

при «руководстве» — активность с одной стороны.

В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Раз­личные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса. Мы взяли за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сто­рон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания этих при­знаков дают определенные типы взаимодействия: сотрудниче­ство, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферент­ность, конфронтация (см.таблицу 1).

Данная типология применима к характеристике взаимодей­ствия участников воспитательного процесса на всех уровнях:

учитель — ученик, ученик — ученик, педагог — педагог и т.д.

Наиболее эффективным для развития коллектива и личнос­ти является сотруднический тип взаимодействия, который ха­рактеризуется объективным знанием, опорой на лучшие сто­роны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гу­манными, доброжелательными и доверительными, демокра­тичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, со­вместно осознанными и принятыми действиями, положитель­но взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

Сотрудничество участников воспитательного процесса — это совместное определение целей деятельности, совместное пла­нирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и

1Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. — М.; Педа­гогика, 1986. — С. 7—8.

42

Таблица 1

Типы взаимодействия

Тип взаимодействия

Отношение к интересам друг Друга

Наличие осознавае­мой общей цели совместной деятельности

Субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимо­действии

Сотрудничество Диалог

Взаимноположительное Взаимноположительное

+

С-С С-С

Опека

Взаимноположительное

с-о

Подавление Соглашение

Односторонне положительное Нейтральное

+

с-о

С-С

Конфронтация

Отрицательное

-

С-С

Индифферентность (полная или частичная)

Нейтральное

-

С-С

оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны кон­фликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаи­модействующих сторон, позволяют подняться коллективу, его членам на новый качественный уровень. У школьников фор­мируется отношение к себе и другим людям как творцам об­щей пользы, как единомышленникам и товарищам по общей работе.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалого­вое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций парт­неров, уважительное, положительное отношение взаимодей­ствующих сторон друг к другу, характеризуется преобладани­ем в его структуре когнитивного или эмоционального компо­нентов. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партне­ра», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позво­ляют выработать в результате сходные убеждения, установки, взгляды на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу

43

обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, не­доразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно построенный диалог создает благоприятные условия для со­труднического взаимодействия участников педагогического процесса.

В основе соглашения лежит договоренность взаимодейству­ющих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходи­мость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным и прием­лемым, если, например, между взаимодействующими сторона­ми существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждает партнеров договариваться.

Опека — это забота одной стороны о другой (учителя об уче­никах, старших о младших). Одни действуют по преимуществу только как передатчики, а другие — как активные потребите­ли готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит од­носторонний, опекающе-потребительский характер. Сущность данного типа взаимодействия определяет И.П.Иванов: «У ре­бенка как будто и требуют активной самостоятельной деятель­ности, но тут же гасят ее, стремясь дать ему указание, внести в него уже готовый опыт, постоянно открыто воспитывать. Вос­питанники относятся к воспитателям как к людям, которые должны постоянно о них заботиться, как к передатчикам гото­вого опыта — более или менее требовательным, добрым, спра­ведливым, а к себе как к более или менее заинтересованным, способным, самостоятельным. Односторонне-потребительская позиция воспитанников является основной причиной живуче­сти потребительской психологии. Школьники привыкают прежде всего получать готовый опыт, избирательно относить­ся к нему, а потому и к окружающему миру как к источнику большей или меньшей пользы прежде всего для себя»1.

1 См.; Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. — М.: Просвеще­ние. 1990. — С. 29—30-

44

Подавление — достаточно распространенный тип взаимодей­ствия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде от­крытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.

Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием личностной силы, авторитета одного из участников взаимодей­ствия. Этот тип взаимодействия характерен для разных систем, распространен в различных коллективах. Известны случаи, когда коллектив подавляет личность и отдельная личность, в том числе и ученик, подавляет коллектив. Проявление данно­го типа взаимодействия в детских коллективах обусловлено, как правило, подражанием авторитарному стилю педагогичес­кого руководства. Взаимодействие-подавление приводит к на­пряженности во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, не­приязнь к педагогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Подавление, если оно является преобладающим типом взаимо­действия, очень опасно, так как у одних формируется пассив­ность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность; у других — деспотичность, агрессия по отно­шению к людям, окружающему миру, чувство собственного превосходства. Данный тип часто приводит к конфликтам и конфронтации. Очевидно, что учитель должен отказаться от взаимодействия, построенного на подавлении, однако это не­легко сделать человеку с авторитарным стилем поведения.

Индифферентность — равнодушие, безучастность друг к дру­гу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо зна­ют своих партнеров. Они могут участвовать в совместной дея­тельности, но при этом быть безразличными к успехам партне­ров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия — включение в совместную творческую деятель­ность, когда создаются условия для совместных переживаний, ощутимого вклада каждого в общий результат, возникновения отношений зависимости. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организа­ции деятельности и отношений в процессе работы, противопос­тавлении успехов, достижений взаимодействующих сторон.

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  5. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  6. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  7. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..