Учебное пособие для вузов

— знакомство с уровнем теоретической и методической под­готовки учителя;

— оценку работы учителя по подготовке к проведению уро­ков и внеклассных мероприятий (тематическое и поурочное планирование, использование дополнительной литературы, правильный отбор и дозировка материала и т. д.);

— посещение серии уроков по одной или нескольким темам;

— посещение внеклассных мероприятий, изучение опыта внеурочной работы, работы с родителями, общественностью;

— изучение деятельности учителя по совершенствованию своего педагогического мастерства (самообразование, участие в коллективных формах методической работы, помощь колле­гам и т. д.);

235

— анализ и оценку качества знаний, умений и навыков уча­щихся, уровня их воспитанности.

В процессе изучения, обобщения, распространения и внедре­ния передового педагогического опыта можно выделить не­сколько этапов.

1. Выявление опыта и его оценка. Передовой опыт выявля­ется в процессе длительного наблюдения за работой учителя, во время посещения уроков, внеклассных мероприятий. Он оценивается по критериям, перечисленным выше.

2. Изучение опыта. Приступая к изучению опыта, необхо­димо четко сформулировать цель и задачи, на основании их составить программу, определить методику изучения. Основ­ной метод изучения опыта — непосредственное наблюдение за работой учителя. Целенаправленность, планомерность и систематичность его проведения, правильная фиксация результа­тов — вот главные условия его эффективного использования.

Для объективности оценки опыта следует наблюдать уроки разных типов, видеть различные внеклассные мероприятия. Поэтому наблюдение может быть рассредоточенным во време­ни; важно при этом, чтобы оно оставалось систематическим.

Применение только одного метода наблюдения для изуче­ния передового опыта занимает много времени и не позволяет выявить всех эффективных путей его развития, поэтому ис­пользование в сочетании с наблюденим других методов даст положительный результат.

Большое значение имеет изучение и анализ документации из опыта учителя (тематических и поурочных планов, конспек­тов открытых уроков, докладов и тезисов выступлений на за­седаниях педсовета, методического объединения, педагогичес­ких чтениях, научно-практических конференциях, методичес­ких разработок учителя, образцов дидактического раздаточно­го материала к урокам, тетрадей, анализа работ учащихся, . классных журналов).

Изучающему опыт необходимо использовать беседы с самим учителем, руководителями школы, в ходе которых выясняют­ся многие детали рождения и развития опыта, источники, при­ведшие к высоким положительным результатам в работе.

Для проверки и подтверждения результатов опыта проводятся проверочные письменные и лабораторно-практические работы.

Во время изучения опыта можно попросить учителя самому описать свой опыт, что поможет определить содержание его инноваций, так как не всегда можно увидеть со стороны.

236

Наконец, в ходе этой работы следует изучить педагогичес­кую литературу по проблеме опыта, чтобы знать, как данная проблема рассматривается современной наукой, как она реша­ется в практике работы других учителей.

3. Анализ и обобщение опыта. Главная задача анализа и обоб­щения передового педагогического опыта состоит в том, чтобы выявить в нем самое существенное, определяющее все стороны изучаемого явления, раскрыть методы и приемы, при помощи которых достигнут положительный эффект в работе учителя. К.Д.Ушинский справедливо писал: «...факт сам по себе ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль, из него выте­кающая и им подкрепляемая. Передается мысль, вытекающая из опыта, но не самый опыт»1.

Анализ и обобщение предполагает группировку изученных факторов, разделение их на типичные и случайные, установ­ление причинно-следственных связей, ранжирование, форму­лировку выводов. Во время анализа мало показать и оценить каждый элемент в отдельности, важно установить взаимосвя­зи между ними, показать, как в совокупности они обеспечива­ют эффективное решение педагогических задач. В результате анализа фактов и явлений рождаются выводы общего поряд­ка. что и составляет сущность обобщения.

Проанализированный и обобщенный опыт целесообразно оформить в виде справки о работе педагога, очерка, статьи.

Наиболее типичными ошибками, встречающимися при опи­сании опыта, являются следующие.

Описание носит характер отчета, в котором констатируют­ся многие факты, но не устанавливаются взаимосвязи между ними, не вскрываются причины их возникновения.

Часто подробно, но односторонне описывается методика: либо показывается деятельность учителя (воспитателя), либо ученика (воспитанника), но забывается, что процесс обучения и воспитания зависит и от деятельности педагога, и от актив­ной позиции детей.

Иногда подробно описываются методы и приемы без обосно­вания их целесообразности и указания эффективности.

Наконец, типичными ошибками являются отсутствие логи­ки изложения, бессистемность, отсутствие выделения главно­го, что и составляет сущность опыта как передового.

К материалам описания опыта, как правило, прилагаются конспекты уроков, внеклассных мероприятий, тексты докла-

1Ушинскый К. Д. Педагогические сочинения; В 6 т. — М., 1990.

237

дов, выступлений учителя, образцы раздаточного материала, вырезки статей об учителе из газет, журналов и т.д.

4. Распространение опыта. Оно проводится в различных фор­мах.

Устная пропаганда осуществляется путем организации вы­ступлений перед педагогическим коллективом с рассказом об опыте. Это может сделать методист городского (районного) уп­равления образования, руководитель школы, сам учитель, опыт которого обобщен. Выступления организуются на педсо­ветах, заседаниях методических объединений, научно-практи­ческих конференциях, педагогических чтениях.

Печатная пропаганда. Опыт учителя может быть описан в стенной газете, методическом бюллетене, статьях городской или районной газет, научных работах; возможно издание в школе рукописных сборников из опыта работы учителя. На­глядная пропаганда включает в себя организацию стационар­ных и передвижных выставок из опыта работы учителя. На стендах «Из опыта работы учителя», «Знакомьтесь: передовой опыт!» можно поместить фотографию учителя, коротко сказать о его достижениях, вскрыть суть идеи опыта, который изучен и обобщен, призвать учителей использовать его в практике сво­ей работы, описать этапы использования. К стенду прилагают­ся материалы обобщенного опыта (справка-описание опыта. конспекты уроков, внеклассных мероприятий, планы и т.д.). Такую выставку целесообразно организовать в школьном ме­тодическом кабинете. Для пропаганды опыта вне школы часто готовятся «книжки-раскладушки», удобные для использова­ния на районных (городских, областных) педагогических чте­ниях, конференциях и т. д.

Практический показ. Это очень действенная форма распро­странения передового опыта. Показать опыт можно во время открытого урока (внеклассного мероприятия). Его эффектив­ность как средства пропаганды опыта будет выше, если целевая установка четко сформулирована (показ идеи обобщенного опыта, ее пропаганда) и будет заранее доведена до сведения учи­телей. Именно эти идеи и должны потом стать предметом кол­лективного обсуждения педагогов.

Научить учителей методам работы, эффективному исполь­зованию средств обучения и воспитания поможет специальный практикум, который проводит передовой учитель.

Гораздо шире задачи школы передового опыта. Она создается на базе работы учителя-мастера и может быть внутришкольной и межшкольной. В план работы школы передового опыта включа-

238

ются рассказ учителя о своем опыте, его показ (открытые уроки. мероприятия), изучение методических материалов из опыта ра­боты учителя, практикумы, выполнение заданий слушателями, разработка рекомендаций по внедрению опыта и т. д.

В последние годы широкое распространение получила прак­тика организации и проведения в школах творческих отчетов учителей. Их можно использовать как одну из эффективных форм распространения передового опыта. Творческий отчет можно приурочить к юбилею педагогической деятельности и организовать как праздник учителя, его чествование. С твор­ческим отчетом могут выступить методические объединения, школы, коллективы которых достигли высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

5. Использование передового опыта в работе педагога. До­стижения учителей, имеющих высокие результаты труда, должны быть достоянием всех, поэтому организация процесса использования опыта — одна их важнейших задач руководи­теля школы.

Использование опыта следует рассматривать как осуществ­ление мер по включению передовых методов и приемов в прак­тику работы учителей.

Начинать следует с научной подготовки учителей для того, чтобы работать по-новому. Они должны быть хорошо знакомы с сущностью опыта, с теорией вопроса, убеждены в целесооб­разности включения этого опыта в свою работу. На педсовете, специальных семинарах обсуждаются вопросы использования педагогического опыта.

Затем создается проблемная группа учителей, которые на­чинают экспериментировать, пробовать использовать в работе отдельные элементы изученного опыта. В ходе этого выраба­тываются, а затем корректируются методические рекоменда­ции по использованию опыта для всех учителей. Можно выпу­стить специальный методический бюллетень с описанием эта­пов использования.

Использование передового опыта анализируется и обобща­ется, доводится до сведения всего педагогического коллекти­ва. Проводятся открытые уроки, внеклассные мероприятия. В ходе работы оказывается взаимопомощь друг другу при пла­нировании уроков и внеклассных мероприятий. Выработке практических навыков и умений может способствовать работа школы передового опыта, наставничество. На заключительном этапе можно провести научно-практическую конференцию или педагогические чтения по использованию опыта.

239

6. Усовершенствование передового опыта. Передовой педа­гогический опыт характеризуется перспективностью своего развития, а поэтому и после его внедрения он усовершенству­ется и в практике работы учителя, создавшего его, и в работе учителей, взявших опыт на вооружение, использующих его в своей работе.

Контроль за внеучебной воспитательной работой

Важным условием повышения качества воспитательного процесса является правильно организованный внутришкольный контроль, который неразрывно связан с анализом и оцен­кой результатов воспитательной работы, является важным ис­точником информации, необходимой для успешного функцио­нирования системы управления воспитательным процессом.

Основная цель контроля — обеспечить постоянное совершен­ствование воспитательного процесса. Важно, чтобы с такой позиции его рассматривали и те, кто контролирует, и те. кого контролируют. Контроль не должен превращаться в давление, диктат, способ выражения недоверия педагогу или ученику. Он решает следующие задачи:

— определение реального состояния воспитательной дея­тельности коллектива; выявление положительного опыта, про­белов в организации и результатах воспитания;

— разработка системы мероприятий, направленных на за­крепление положительного и устранение недостатков;

— предупреждение негативных явлений, устранение недо­статков в деятельности школьного коллектива.

Систематически и грамотно осуществляемый контроль сти­мулирует труд людей, имеет большое воспитывающее, разви­вающее и организующее значение. Повышению эффективнос­ти контроля способствует соблюдение ряда условий:

— целенаправленность, плановость, систематичность, сво­евременность и оперативность контроля;

— точная, объективная и всесторонняя информация о состо­янии дел, глубина и обоснованность выводов, рекомендаций по контролируемым вопросам;

— охват контролем всех объектов воспитательной деятель­ности;

— соответствие предъявляемых требований к воспитательной работе в школе современному уровню педагогической на­уки;

— использование различных форм и методов контроля; 240

— действенность принимаемых мер по результатам контро­ля и распространение положительного опыта;

— высокая педагогическая культура, подготовленность, компетентность проверяющих;

— рациональное распределение обязанностей по контролю между администрацией, общественными организациями, пе­дагогами, активом учащихся;

— выработка единых требований, согласованность лиц, осу­ществляющих контроль.

Важнейшее условие и путь повышения эффективности пе­дагогического процесса — развитие демократических начал при организации контроля за воспитательной работой. Демо­кратизация контроля предполагает прежде всего опору на по­ложительные стороны и достижения в деятельности педагога, ученика, коллектива. Посещая урок или воспитательное меро­приятие, проверяющий старается отметить интересные наход­ки, оригинальные моменты, делая их достоянием других членов коллектива. Так, например, заместитель директора по воспитательной работе после посещения какого-либо дела, ме­роприятия наглядно информирует коллег об удачных воспита­тельных приемах и средствах, используемых классным руко­водителем. Это всегда побуждает дальнейшее творчество педа­гогов, учащихся, вызывает доверие, доброжелательный на­строй к тем, кто проверяет. На недостатках, упущениях в не­которых ситуациях, может быть, и не стоит заострять внима­ние. Говорить о них следует в тактичной форме, как бы совету­ясь с организатором деятельности. Лучше всего наводящими вопросами подвести педагога, ученика к пониманию собствен­ных недоработок, вместе с организатором, педагогом или уче­ником обсудить пути совершенствования деятельности и пре­одоления просчетов в работе.

В связи с вышеизложенным, руководителю и организатору воспитательной работы целесообразно контроль за деятельно­стью коллег, учащихся представлять как способ пропаганды положительного опыта, интересных педагогических приемов или оказания методической помощи.

В демократизирующейся школе идет процесс усиления ме­тодической функции контроля. Контролирующий прежде все­го заботится о том, чтобы предупредить возможные ошибки в деятельности педагога. С этой целью он заранее просматрива­ет план работы педагога по контролируемому вопросу, совету­ет, помогает в подготовке. Правильно поступают в тех педаго­гических коллективах, где педагоги готовят специальные ме-

241

роприятия по заранее составленному ими самими плану. Цель этих мероприятий — освоить новые приемы, способы, средства организации воспитательного процесса и в то же время в скры­той форме осуществить контроль за деятельностью педагогов.

Важный путь демократизации — привлечение к контролю педагогов, а также учащихся и родителей. Это, с одной сторо­ны, формирует чувство ответственности у самих членов кол­лектива за состояние воспитательной работы, требовательность к ее качеству, а с другой стороны, создаются наиболее благо­приятные условия для изучения и внедрения лучшего опыта.

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  5. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  6. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  7. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..