Учебное пособие для вузов

228

Во главе методобъединения стоит его председатель, избира­емый членами объединения сроком на I год и утверждаемый педсоветом школы и приказом ее директора. Председателем должен быть опытный педагог: чаще всего им становится один из классных руководителей, иногда — заместитель директора по воспитательной работе. В обязанности руководителя мето­дического объдинения входят: составление плана работы на год (совместно с членами объединения и зам. директора), проведе­ние заседаний, взаимодействие с другими методическими объ­единениями, организация выставок, подведение итогов рабо­ты, ведение документации.

Деятельность методического объединения классных руко­водителей разнообразна, но все ее содержание подчинено ре­шению проблем совершенствования воспитательной работы с детьми. На заседаниях объединения рассматриваются вопро­сы повышения теоретического и методического уровней орга­низации воспитательной работы, изучаются современные кон­цепции, передовой педагогический опыт, нормативные доку­менты. На основе проведения диагностического исследования обсуждается состояние воспитательной работы в школе в це­лом. в отдельных классах, параллелях, уровень воспитаннос­ти детей. Классные руководители знакомятся с методиками анализа, целеполагания, планирования деятельности классно­го коллектива. Происходит обмен опытом, разработка методических рекомендаций по отдельным направлениям деятельно­сти классных руководителей.

Очевидно, что деятельность методического объединения не сводится только к проведению его заседаний. В течение года организуются открытые внеклассные мероприятия, дела; чле­ны объединения встречаются со своими коллегами из других школ, вместе со всеми педагогами школы участвуют в дискус­сиях по проблемам воспитания. Чем больше приближено со­держание работы методобъединения к конкретным условиям данной школы, чем более разнообразными будут формы орга­низации его деятельности, тем большей эффективности следу­ет ожидать.

Групповая методическая работа — это, конечно же, не толь­ко деятельность методических объединений классных руково­дителей. Сюда можно отнести работу проблемных групп, шко­лы передового опыта, школы начинающего педагога, методи­ческие оперативки, групповые консультации и др.

Проблемные группы — это объединения педагогов, создаю­щиеся на определенное время для решения какой-то пробле-

229

мы и распадающиеся по мере ее разрешения. Обычно выделя­ют три вида проблемных групп:

— группы педагогов, интересующиеся каким-нибудь вопро­сом, желающие изучить его, а результаты изучения включить в практику своей работы (например, овладение какой-то нова­торской методикой);

— группы педагогов, испытывающие затруднения в какой-нибудь области своей деятельности, желающие преодолеть их, чтобы достичь лучших результатов;

— группы педагогов, занимающиеся подготовкой какого-ни­будь совещания (заседаний педсовета, методического объеди­нения, педчтений др.).

Школы передового опыта создаются на базе работы учите­ля, классного руководителя, имеющего высокие результаты в своей работе. Занимающиеся в такой школе педагоги слушают лекции ее руководителя о том, как удалось достичь высоких результатов, посещают занятия, проводимые с детьми, участву­ют в практикумах и т.д.

В школе начинающего педагога классные руководители уча­ствуют в занятиях (лекциях, семинарах, практикумах и т.д.), позволяющих им быстрее приобрести опыт в работе с детьми, устанавливать контакты с ними и т. д.

Среди индивидуальных форм методической работы первое место, безусловно, принадлежит самообразованию учителя. «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он пе­рестает учиться, в нем умирает учитель», — писал К.Д. Ушинский.

Самообразование будет эффективным при создании ряда педагогических условий:

— хорошей информированности педагога об имеющихся до­стижениях в психолого-педагогической науке и педагогичес­кой практике;

— постоянном анализе педагогом своей деятельности; для этого он должен владеть методикой самоанализа, формулиров­кой проблемы;

— планировании работы по самообразованию; это, безуслов­но, связано с умением педагога ставить цели, определять стра­тегию и тактику их реализации;

— участии учителя в разработке общешкольной методичес­кой темы; при этом педагог взаимодействует со своими колле­гами. что, очевидно, может обогащать его профессиональный потенциал, стимулировать творческий поиск;

230

— наличии соответствующей учебно-материальной базы для самообразования: библиотеки, методического кабинета.

К индивидуальным формам методической работы относят и работу администрации школы с конкретным педагогом: кон­сультирование его; оказание помощи в планировании воспита­тельной работы с классом; посещение мероприятий, дел и их последующий анализ; совместное посещение вместе с учителем (воспитателем) уроков, классных часов, классных собраний у опытных педагогов; приглашение на уроки, внеклассные ме­роприятия, дела, которые проводит сам руководитель школы.

Одна из индивидуальных форм методической работы — орга­низация наставничества опытных классных руководителей над начинающими. Совместное планирование работы, посещение внеучебных дел друг у друга, их последующий анализ не только помогают становиться профессионалом молодому педагогу, но и могут обогащать опыт классного руководителя, имеющего большой стаж работы, стимулировать его к тому, чтобы по-но­вому взглянуть на свою деятельность и оценить ее результаты.

Систематизации методической работы в школе способству­ет организация деятельности педагогического коллектива по разработке единой методической темы. В.А. Сухомлинский называл эту работу одним из важнейших путей сплочения учи­тельского коллектива. Заметим также, что работа над единой методической темой стимулирует педагогов к творчеству, к исследовательской деятельности, способствует созданию усло­вий для формирования передового педагогического опыта.

В организации работы над единой темой можно выделить три уровня. На первом, формально-ознакомительном, педагогичес­кий коллектив лишь знакомится с теорией вопроса, изучает проблему и опыт ее решения на практике. На втором, действен­но-практическом, уровне изученные положения начинают ис­пользоваться в практической деятельности педагогов. На треть­ем, конкретно-поисковом, учитель, классный руководитель не просто использует чьи-то рекомендации, а сам выступает в роли исследователя, автора идей и опыта.

Эффективной работа над темой будет при соблюдении ряда условий.

Прежде всего — это правильный выбор самой темы. Она должна быть актуальной и важной для данной школы. Темы могут быть сугубо школьными, требующими изучения и вне­дрения в данном педагогическом коллективе, связанными со специфическими условиями работы школы (школа-новострой-

231

ка) или с возникшими проблемами, которые срочно надо ре­шить (рост правонарушений среди учащихся).

Второй вид тем — централизованные. Тема предлагается уп­равлением образования области, конкретизируется в рамках города, района, школы, наконец, в планах работы методичес­ких объединений и самообразования учителя. Результаты обоб­щаются в обратном порядке — от методобъединения до масш­табов области.

Вторым условием эффективности работы над темой являет­ся ее четкое планирование. Целесообразнее эту работу плани­ровать перспективно (на 3—5 лет), выделяя ключевую пробле­му на каждый год , более конкретную. Ежегодно в ходе работы можно проводить педагогический совет в начале учебного года, на котором учителя знакомятся с сущностью проблемы, и на­учно-практическую конференцию в конце учебного года, в ходе которой подводятся итоги изучения и внедрения изученных по­ложений, выявляются зерна передового опыта.

Для того чтобы работа носила исследовательский характер, учителей необходимо знакомить с методами исследовательской работы. Это можно сделать на специальных семинарах-прак­тикумах.

Развитию передового опыта в ходе работы над темой способ­ствует также правильная организация коллективного исследо­вания, установление взаимосвязей в работе учителей, ищущих оптимальные пути организации обучения и воспитания.

В работе над единой методической темой можно выделить несколько этапов:

— диагностирование учебно-воспитательного процесса в школе и его результатов с целью выявления типичных проб­лем, решение которых наиболее актуально для образователь­ного учреждения в настоящее время;

— выбор темы;

,. — составление списка литературы по теме; поиск адресов, где эта проблема успешно решается;

— первичное ознакомление с литературой; изучение опыта и решения проблемы; перспективное и годовое планирование работы над темой; координация этого плана с планом работы школы;

— углубленное изучение литературы и опыта через самооб­разовательную работу педагогов, напсихолого-педагогяческих семинарах, в проблемных группах и т.д.;

232

— использование изученных положений в практике работы учителей, классных руководителей; включение педагогов в

исследовательскую деятельность;

— подведение итогов; выработка рекомендаций; оформле­ние практических материалов по результатам работы над еди­ной темой в виде рукописных сборников, печатных работ, стен­дов и т. д.

Координирующим центром методической работы в школе является методический совет. Он обязательно создается в опор­ной школе и, как правило, в крупных школах, где формы ме­тодической работы разнообразны и функционирует несколько методических объединений. В состав методсовета входят заме­стители директора, руководители методических объединений, лучшие учителя и классные руководители. Возглавляет совет один из заместителей директора, обычно тот, который куриру­ет методическую работу в школе. Методсовет, как правило, проводит заседания 4 раза в год (один раз в четверть).

В отличие от педагогического совета, методсовет не законо­дательный, а рекомендующий орган. Исходя их этого, опреде­ляется и содержание его деятельности. Методический совет определяет стратегические направления развития методичес­кой службы в школе; планирует и организует работу над еди­ной методической темой; курирует деятельность школ передо­вого опыта и молодого учителя; контролирует работу методи­ческих объединений; организует и проводит педагогические чтения, научно-практические конференции. Методсовет кури­рует также деятельность методического кабинета в школе.

Изучение, обобщение, распространение

и использование передового педагогического

опыта воспитательной работы1

Изучение, обобщение и использование передового педагоги­ческого опыта позволяет успешнее руководить учебно-воспи­тательным процессом, улучшать качество работы всего педа­гогического коллектива, двигать науку вперед в своем разви­тии.

На практике изучением, обобщением и распространением передового педагогического опыта, разработкой вопросов его использования в работе учителей и воспитателей занимаются научные работники, методисты, инспектора школ управлений

1Раздел подготовлен С. Л. Паладьевым.

233

образования, руководители школ, сами педагоги —"носители» передового опыта.

Понятие «передовой педагогический опыт» обычно рассмат­ривают в широком и узком смысле слова.

Под передовым опытом в широком смысле следует понимать высокое профессиональное мастерство учителя, когда значи­тельные положительные результаты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке прин­ципов и методов.

Передовой опыт в узком смысле несет в себе элементы твор­ческого поиска, новизны, оригинальности; это новаторство, Резкой границы между простым педагогическим мастерством и новаторством, конечно, нет, ибо учитель, добившись опреде­ленных высот педагогического мастерства, не останавливаясь на достигнутом, идет дальше, совершенствуя свою работу.

Педагогическая наука разрабатывает критерии, по которым можно определить передовой педагогический опыт. Все их сле­дует рассматривать в системе, что позволит дать комплексную оценку опыта, определить его как передовой1.

Передовой педагогический опыт неотделим от понятия но­визны в деятельности педагога, имеющей очень широкий диа­пазон. Она может быть проявлена на различных уровнях:

1. Новизна на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания и т. д.).

2. Эффективное применение на практике известных науч­ных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса.

3. Рационализация отдельных сторон педагогического труда. Высокая результативность — один из важнейших критери­ев передового педагогического опыта. Результаты обучения и воспитания, достигнутые учителями, опыт которых определя­ется как передовой, должны значительно отличаться от резуль­татов массового опыта педагогов.

Стабильность результатов предполагает достижение высо­ких положительных результатов на протяжении длительного времени.

Репрезентативность позволяет судить о доказательности опыта. Об этом могут говорить достаточная проверка опыта во времени и подтверждение хороших результатов в деятельнос­ти всех педагогов, взявших на вооружение этот опыт.

1См.: Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьвиков. —"М., 1986.—С. 65—68.

234

Актуальность опыта показывает его связь с передовыми на­правлениями в обучении и воспитании подрастающего поко­ления, соответствие современным достижениям психолого-пе­дагогических наук.

Преемственность. Передовой опыт появляется в результате изучения и обобщения всего передового в педагогической прак­тике. До определенного времени он живет в массовом опыте, не выделяясь в самостоятельное явление, поэтому передовой опыт — это следствие прежних поисков совершенствования обу­чения и воспитания.

Передовой педагогический опыт характеризуется перспек­тивностью развития, применения его на практике, возможно­стью дальнейшего развития. В связи с этим важно выяснить, за счет чего достигнуты высокие результаты. Не может быть использован опыт, положительные результаты которого до­стигнуты, в основном, за счет некоторых индивидуальных осо­бенностей педагога, специального подбора состава учащихся. использования методов, противоречащих принципам обучения и воспитания в школе.

Эффективность работы по изучению, обобщению, распрост­ранению и использованию передового педагогического опыта во многом определяется правильностью выбора темы изучения.

При выборе темы прежде всего следует руководствоваться положением о том, насколько этот опыт способствует решению задач, выдвинутых перед школой на данном этапе ее развития. Это определит его социальную значимость и предупредит сле­пое следование моде.

Более сложной и объемной является работа по изучению и обобщению системы работы учителя. Она включает в себя:

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  5. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  6. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  7. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..