Учебное пособие для вузов

§ 7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Педагогический совет

Педагогический совет — высший действующий орган само­управления в учительском коллективе. Главное его назначе­ние — решение вопросов деятельности педагогического коллек­тива, проблемы организации воспитательного процесса в шко­ле. Нужно различать две стороны в деятельности педсоветов:

а) производственно-деловую: утверждение годового плана работы школы, рассмотрение итогов работы школы по четвер­тям, утверждение плана подготовки и проведения экзаменов, выпуск и перевод учащихся в следующие классы, итоги учеб­ного года и план летней работы с учащимися;

б) научно-педагогическую: обсуждение документов, анализ проблем воспитания и путей их решения в школе, результатов работы педколлектива по решению конкретных воспитатель­ных задач, результатов научных исследований и передового опыта в целях их внедрения. Развитие научно-методической деятельности педсовета свидетельствует о высоком уровне про­фессиональной квалификации педагогического коллектива. Можно выделить четыре этапа в подготовке и проведении пед­советов:

— планирование педсоветов на год;

— предварительная подготовка конкретного педсовета;

— непосредственное проведение педсовета;

— работа по выполнению решений педсоветов. Обычно планируется пять педсоветов в год, хот? по усмот­рению педагогического коллектива может проводиться и боль-

222

ше. Среди них, как правило, проводятся 2—3 тематических педсовета. Приведем примерную тематику:

1. Формирование конкурентоспособности учащихся.

2. Организация работы с одаренными детьми.

3. Подготовка учащихся к сознательному выбору профессии.

4. Внеурочная познавательная деятельность как средство развития индивидуальности ученика и учителя.

5. Демократизация жизнедеятельности школьного коллек­тива.

6. Формирование индивидуального стиля деятельности пе­дагога.

7. Клубная деятельность как средство развития творческой активности учащихся.

8. Проблемы классного руководства в школе.

9. Взаимодействие семьи и школы: проблемы, пути их ре­шения.

10. Взаимодействие учащихся в школе как фактор их соци­ального становления.

Первый педсовет проходит до начала учебного года, в авгус­те, и посвящен обсуждению планов работы школы, в том числе и по воспитательной работе.

В мае на педсовете анализируется решение воспитательных задач, осуществляется постановка проблем на новый учебный год, определяются главные идеи, приоритетные направления деятельности педагогического коллектива. Последний педсо­вет проводится в три этапа: допуск к экзаменам, по итогам эк­заменов за 9-й класс, по итогам выпускных экзаменов за 11-й класс.

Тематика педсоветов определяется коллективно и утверж­дается в августе. Один из тематических педсоветов, как прави­ло, посвящен вопросам воспитательной работы. При определе­нии тематики педсоветов учитываются идеи концепции разви­тия воспитательной системы школы, главные проблемы, над которыми целенаправленно работает школа.

При планировании педсоветов, определении их тематики необходимо предусмотреть логическую связь обсуждаемых проблем и принимаемых решений, заранее определить ответ­ственных за подготовку педсоветов, учесть работу методобъединений, творческих групп, подготовленность педагогов и ин­тересы отдельных учителей.

Успех педсовета, действенность принимаемых на нем реше­ний во многом зависят от его подготовки, которая предусмат­ривает создание творческой обстановки вколлективе, форми-

223

рование у педагогов заинтересованного отношения к обсужде­нию вопроса. Подготовительная работа — это серия, комплекс взаимосвязанных действий и мероприятий, обеспечивающих участие каждого педагога в процессе поиска, осмысления, ана­лиза. Только тогда, когда учителя включены в процесс подго­товки, они будут психологически и практически готовы занять активную и сознательную позицию на педсовете.

Подготовка тематического педсовета может включать ряд мероприятий:

1) Проведение семинара с педагогами, если обсуждаемая проблема является для них новой, не в полной мере изучен­ной или есть конкретные вопросы, на которые педагоги хоте­ли бы получить ответы, дополнительную информацию специ­алиста. На семинаре возможен обмен положительным опытом, что настраивает на заинтересованное обсуждение и решение проблемы.

2) Анализ решения обсуждаемой проблемы, предполагаю­щий: анкетирование педагогов, учащихся, родителей; прове­дение и анализ открытых мероприятий в аспекте обсуждаемой проблемы; выявление положительного опыта, эффективных воспитательных средств, используемых педагогами школы для решения проблемы; определение вопросов для коллективного обсуждения.

3) Изучение опыта работы других школ по решению данной проблемы.

4) Организация работы временных проблемных групп, ко­торые могут выполнять разные задачи: изучить опыт и пред­ставить его; изучить мнение коллег, учащихся, родителей и подготовить информацию на педсовет; разработать систему мер по решению проблемы и доложить на педсовете о своей програм­ме и т.д.

5) Подбор и подготовка руководителей групп, которые будут работать в ходе педсовета при обсуждении проблемных вопросов и выработке решения.

6) Составление схем. таблиц, оформление наглядных средств, необходимых для представления результатов анализа проблемы, обработки информации в ходе подготовки и прове­дения педсовета.

7) Привлечение к подготовке и проведению педсовета роди­телей и учащихся, если обсуждаемая проблема затрагивает их интересы: их мнения зачастую бывают полезными, а идеи и предложения могут носить конструктивный характер. Опыт показывает, что в ряде случаев участие родителей и школьни-

224

ков стимулирует активность педагогов, повышает их заинте­ресованность и ответственность при обсуждении вопросов.

Продумывая ход педагогического совета, следует иметь в виду, что основу его составляет обсуждение и принятие реше­ния по обсуждаемому вопросу, поэтому важно предоставить возможность высказать свое мнение всем желающим.

Коллектив преподавателей состоит из очень разных людей: одни реагируют на критику спокойно, другие обижаются, а порой даже взрываются; одни способны кратко и четко выра­жать мысли, другие — поддаваться эмоциональному настрою и больше говорить о своих переживаниях, чем по существу. Все­му коллективу следует договориться о культуре проведения всех совещаний, в том числе и педсоветов. Эти правила просты: четкий регламент (начинать вовремя, проводить педсовет не более трех часов, на доклады и выступления отводить только положенное время), не допускать эмоциональных взрывов (об­суждения проводить в спокойной деловой обстановке), все вы­ступления должны содержать анализ затронутого явления и конкретные предложения.

Многое зависит от обстановки, умения руководителя дири­жировать процессом обсуждения, его такта, настроения, точ­ности замечаний, умной реакции на те или иные выступления или реплики. Важно, чтобы ведущий обладал должным авто­ритетом, находчивостью, хорошо знал содержание обсуждае­мого вопроса, состав учителей, владел собой.

Можно предложить общий вариант структуры педсовета, проверенный на практике.

Первая часть педсовета обеспечивает положительный на­строй, заинтересованность участников в обсуждении проблемы. Главное — актуализировать проблему для педколлектива. Эта часть включает следующие моменты:

а) вступительное слово ведущего о сущности проблемы;

б) информацию о состоянии проблемы с конкретными фак­тами, цифровыми данными, подтверждающими актуальность ее для школьного коллектива;

в) выступления педагогов (возможно — учащихся, родите­лей), которые показывают положительный опыт в решении проблемы, вскрывают трудности и недостатки.

Вторая часть предусматривает коллективную работу по груп­пам. Задачи этого этапа педсовета — приобщить всех участни­ков к обсуждению проблемы, сформировать общественное мне­ние о ее важности и определить основные пути решения. Для коллективного обсуждения предлагается 3—4 вопроса. По каж-

225

дому вопросу могут готовить и высказывать мнение все груп­пы. Иногда целесообразно распределение вопросов между груп­пами, например, если ограничено время, а обсуждаемые вопро­сы требуют серьезной проработки.

Заключительная часть — это подготовка и обсуждение ре­шения педсовета. Важно, чтобы решение было принято созна­тельно и каждое его положение понято педагогами, поэтому ос­новные идеи должны быть выработаны коллективно. В даль­нейшем возможны их литературная доработка и оформление. Создание проекта решения также может осуществляться по микрогруппам на этапе подготовки педсовета, а затем состав­ляется общий вариант, который выносится на коллективное об­суждение и утверждение педсоветом. Возможна разработка ре­шения по группам и на педсовете. В этом случае целесообразно определить разделы решения. Каждый раздел прорабатывает­ся микрогруппой, а затем выносится на обсуждение и утверж­дается педсоветом.

Важно, чтобы решение педсовета было конкретным. В нем должна быть определена программа действий по решению проб­лемы, зафиксированы ответственные за выполнение каждого положения и сроки его выполнения.

Решение педсовета фиксируется в протоколе и отдельно вы­вешивается в учительской для ориентации. В решении имеет­ся приписка о контроле за его выполнением. Результаты конт­роля должны обсуждаться в рабочем порядке, о них доклады­вается на следующем педсовете.

В чем сущность выполнения решений педсоветов? Прежде всего руководители школ должны добиться, чтобы все учите­ля школы действительно усвоили основные проблемы, которые поднимались на педсовете. Администрация школы планирует внедрение рекомендаций педсовета в практику работы всех учителей, оказывая им необходимую конкретную помощь.

В ряде школ составляются специальные графики выполне­ния решений педсоветов по особо сложным и важным вопро­сам. Администрация школы, помогая, а где нужно и требуя, добивается претворения в жизнь научно обоснованных реко­мендаций педсоветов.

Методика подготовки и проведения зависит от темы, целей педсовета, опыта педагогов, традиций. Целесообразно в ряде случаев тематический педсовет проводить как коллективное творческое дело учителей, тогда в его подготовке и проведении будут принимать активное участие все педагоги.

226

Следует исходить из того, что педсовет может быть одним из эффективных средств сплочения педагогического коллекти­ва, развития отношений между учителями, стимулирования творчества педагогов. Педсовет — это школа педагогического мастерства для учителей.

Методическая работа1

Среди разнообразных направлений и форм повышения ква­лификации педагогов (курсовой подготовки, получения второ­го высшего образования, участия в исследовательской деятель­ности и др.) особое место занимает методическая работа в шко­ле. призванная оказать помощь учителю и создать условия для развития его творческого потенциала, его педагогической ин­дивидуальности. Очевидно, что организация методической ра­боты непосредственно в школе имеет ряд преимуществ по срав­нению с другими формами повышения квалификации: мето­дическая работа носит постоянный, повседневный характер; ее содержание и характер связаны с ходом и результатами реаль­ного учебно-воспитательного процесса; это более управляемый процесс.

Ответственность за организацию методической службы в школе возлагается на заместителя директора по учебно-воспи­тательной работе; непосредственным организатором деятель­ности по повышению профессионального уровня педагогов в области воспитания является заместитель директора по воспи­тательной работе. Основные направления методической служ­бы в школе, содержание ее деятельности, структуру определя­ет педагогический совет — главный коллегиальный орган уп­равления образовательным учреждением.

Организация методической работы педагогов по вопросам воспитания, естественно, является элементом целостной сис­темы методической службы в школе, взаимодействует со все­ми ее компонентами и может рассматриваться лишь во взаи­мосвязи с ними. Формы организации методической работы раз­нообразны; обычно их объединяют в 3 группы: фронтальные,

групповые и индивидуальные.

Среди фронтальных форм. в которых участвуют все педаго­ги школы, наиболее типичными являются психолого-педаго­гические семинары, проводимые обычно руководителями об­разовательных учреждений, школьными психологами, а иног­да — учеными или методистами. Чаще всего тематика таких

1Раздел подготовлен С. Л. Паладьевым.

227

семинаров связана с разработкой единой методической темы школы и рассчитана на 1—3 года. Кроме лекций, читаемых спе­циалистами, на семинарах организуются дискуссии, обсужда­ются новинки психолого-педагогической литературы, органи­зуются встречи с опытными педагогами, проводятся практи­кумы.

Другими формами фронтальной методической работы, орга­низуемыми в школах, являются педагогические чтения и на­учно-практические конференции. Темы их чаще всего опреде­ляются заранее. Подготовка к ним проходит в течение всего учебного года, и педчтения и конференции становятся своеоб­разной формой подведения итогов работы школы за определен­ный период, пропаганды передового педагогического опыта. Педчтения нередко приурочиваются к юбилеям великих педа­гогов и посвящаются изучению их наследия; на научно-прак­тических конференциях обязательно проходит обмен опытом работы учителей и воспитателей.

В последние годы в школах стали использоваться такие фор­мы фронтальной методической работы, как методические не­дели, методические сборы (иногда выездные — на базе других образовательных учреждений, загородных лагерей), творчес­кие отчеты. Все эти формы призваны не только повысить ква­лификацию педагогов, но и стимулировать их активность в работе по самообразованию.

Основной групповой формой методической работы являют­ся методические объединения, участие в деятельности которых для всех педагогов является обязательным. Методические объ­единения создаются, если в школе работают три и более педа­гогов данного профиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня. классных руководителей, руководителей клубных объедине­ний. Заметим, что вопросы воспитательной работы в 3 —4 клас­сах рассматриваются на заседаниях методических объединений учителей начальных классов; проблемы повышения воспита­тельной эффективности уроков — на заседаниях предметных методических объединений.

Все классные руководители (воспитатели) 5— 11 классов яв­ляются членами методобъединения классных руководителей (воспитателей). Если в школе достаточно большое количество классов — комплектов, могут быть созданы 2 методобъедине­ния классных руководителей: среднего и старшего звеньев. За­седания методобъединений проводятся 4 раза в год, иногда — более часто, но не чаще. чем 1 раз в месяц.

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  5. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  6. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  7. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..