Учебное пособие для вузов

• создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

• освоение человеком комплекса социальных ролей.

Необходимо отметить также определенный дуализм в поня­тии «воспитание». В классической педагогике воспитание оп­ределялось в широком и узком смысле слова (ранее говорили «тесном»), В первом случае воспитание предполагало влияние на человека всех формирующих его факторов и в этом смысле отождествлялось с социализацией.

Общая социальная функция воспитания состоит в том, что­бы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание — вечная категория, так как оно существует с мо­мента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, его содержание и сущность меняются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями, общественными отношениями, борьбой идеологий.

В узком смысле под воспитанием понимали целенаправлен­ную деятельность педагогов, которые призваны формировать

12

у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное ка­чество (например, воспитание творческой активности). В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает це­ленаправленные действия по созданию условий для развития человека, т.е. включение ребенка в различные виды соци­альных отношений в учебе, общении, игре, практической дея­тельности.

Отличие педагогического аспекта исследования социализа­ции в том, что он изучает закономерности и методику педаго­гического влияния на ребенка с целью повышения эффектив­ности социальных отношений.

Процесс воспитания не охватывает всевозможные влияния на личность и, следовательно, может лишь способствовать со­циализации ребенка. Социализация ребенка — это стратеги­ческая цель деятельности любого педагога, поскольку знания, приобретаемые на уроках, можно рассматривать как базу для социального становления человека. В этом плане мы можем говорить о том, что в основе определения содержания образо­вания, наряду с отражением уровня науки, необходима востребованность данных знаний в будущем. Если ученик не станет специалистом в области истории, то после сдачи выпускного экзамена он вскоре забудет многие заученные исторические даты, однако социальное звучание исторических явлений, их оценка, данная самим учеником, будут во многом влиять на его социальное поведение, отношение к окружающим социальным явлениям. Вряд ли запомнят ученики, выбравшие для себя специальности, не связанные с изучением математики, данные в школе математические формулы, однако базовые знания, свя­занные с анализом бытовых проблем, им будут необходимы всю жизнь. Сказанное не означает, что содержание образования должно быть примитивизировано до уровня актуальных быто­вых потребностей. Оно должно формировать у учащихся моти­вы познавательной деятельности, логику мышления, гумани­стическое мировоззрение, которые составляют основу социаль­ной зрелости человека.

На социализацию ребенка существенное влияние оказыва­ет и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогичес­ких средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реа­лизовать себя, с другой — интериоризировать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структу­ре социального и педагогического взаимодействия.

13

Воспитание рассматривает свой объект одновременно в ка­честве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на учащихся предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как регулирование основных отношений в обществе. Оно должно способствовать самореализации чело­века, достижению идеалов, культивируемых в обществе. Если развитие направлено на качества, которые присущи индиви­ду, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и они присваиваются индивидом в процессе воспитания.

Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида социальный вектор. В своем единстве развитие и вос­питание составляют сущность онтогенеза личности. Воспита­ние предполагает не только формирование личности, но и со­здание условий для развития индивидуальности.

Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности моло­дых людей в реальные социальные отношения, т.е. возникно­вение у них личностного состояния по отношению к деятель­ности, несущее в себе объективный и субъективный компонен­ты. Объективным компонентом является собственно деятель­ность личности, субъективным — отношение личности к дан­ной деятельности. При этом проявляется такая особенность со­циальных отношений детей: с одной стороны, они адекватны социальным отношениям взрослых, с другой — носят опере­жающий характер. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отно­шениях.

Вторым условием является самореализация детей в процес­се социального взаимодействия. Это условие предполагает пре­доставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание пели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осоз­нанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и яс­ных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Таким образом, развитие, социализация и воспитание воз­действуют на индивида с одной и той же целью — полной реа­лизации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме это­го, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своем единстве раз-

14

витие, социализация и воспитание составляют сущность фор­мирования личности.

Вопросы для самопроверки

1. Как происходит развитие человека? Какие факторы влияют на

этот процесс?

2. Что такое социализация? Каковы критерии социализации че­ловека? От чего зависит успешность процесса социализации?

3. Как формируется социальный опыт у человека?

4. Кто такие жертвы социализации?

5. Что такое воспитание человека?

6. Как соотносятся между собой понятия «развитие», «социализа­ция» и «воспитание»?

§ 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Сущность воспитательного процесса

Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный про­цесс — ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. В то же время организация воспитательного про­цесса не ограничивается его рамками и предполагает учет вли­яния всех факторов социальной среды.

Движущей силой воспитательного процесса является разре­шение противоречия между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным форми­рованием его личности. Это противоречие становится источни­ком развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в пределах развития возможностей учеников и со­ответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. И, на­оборот, подобное противоречие не будет содействовать опти­мальному развитию системы, если ребенок не готов к восприя­тию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело проекти­ровать близкие, средние и далекие перспективы развития, пре­вращая их в конкретные воспитательные задачи.

Необходимо отметить, что все действия участников воспи­тательного процесса направлены на упорядочение всевозмож­ных влияний на ребенка. В результате воспитания должно про-

15

исходить как изменение уровня воспитанности каждого уче­ника, так и изменение характера отношений между участни­ками воспитательного процесса. В этом плане важно рассмот­реть соотношение понятий «воспитательный процесс» и «вос­питательная система».

По мнению Л.И.Новиковой, большое значение для реализа­ции воспитательной функции учебного заведения имеет разви­тие воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура, включающая в себя цели. Ее деятельность обеспе­чивает их реализацию, создает среду системы и обеспечивает управление ею.

«С одной стороны, она — система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школь­ников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду через ее отношения, которые складываются между детьми. педагогами, родителями, шефами; через психологический кли­мат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения)»1.

Между понятиями «воспитательная система* и «воспита­тельный процесс»четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в об­разовательном учреждении создается и развивается воспита­тельная система, с другой — эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач. Если воспитательный процесс рассматривать с позиции систем­ного подхода, то понятия «развитие воспитательной системы» и «воспитательный процесс» идентичны.

Воспитание состоит из отдельных взаимосвязанных процес­сов: из воспитательных воздействий, принятия их личностью и осуществляемого при этом самовоспитания. Управляемые, раз­вивающиеся взаимодействия субъектов и объектов отражают лишь одну, хотя и существенную сторону воспитательного про­цесса, которую можно условно считать «внешней». Исследова­тели воспитательного процесса между тем отмечают, что в его состав входят не только внешние воспитательные взаимодей­ствия и собственные реакции воспитуемого, но и сами процессы роста, накопления, совершенствования качеств человека.

В воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияние на объекты их внутреннего отражения,

'Саратовский В. А.. Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспита­ние... Воспитание! — М.: Новая школа, 1996. — С. 12.

16

преломления (причем это отражение носит опережающий ха­рактер). возникновение обратного действия, а также самосто­ятельного влияния объекта на себя, которое проявляется в са­мовоспитании. Это взаимодействие осуществляется не стихий­но, а определенным образом управляется и самоуправляется. В воспитательном процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально психическое состояние чело­века. В этом определении подчеркивается именно «внутрен­няя» сторона процесса.

В состав динамической системы «воспитательный процесс» входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.

Воспитательная работа

Педагоги школы или внешкольного образовательного уч­реждения, социальные педагоги осуществляют целенаправлен­ную профессиональную деятельность, способствующую реше­нию воспитательных задач. Эта деятельность не ограничива­ется воздействием на ученика. Она предполагает как учет осо­бенностей окружающей ребенка среды, так и активное воздей­ствие на эту среду. Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем вос­питательной работой.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития лично­сти ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в со­ответствии с поставленными задачами и сам процесс их реали­зации. Эта работа предполагает организацию совместной дея­тельности педагогов и учащихся и предусматривает также ре­гулирование отношений социальных институтов, оказываю­щих существенное влияние на ребенка.

«Любая воспитательная работа, — утверждает Н.М. Таланчук, — должна начинаться с того, что педагог усваивает, осо­знает воспитательные функции, т.е. обязанности, виды деятелдяости, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива»1.

В воспитательной работе следует выделить три группы функций.

1Таланчук Н. М. Воспитательная деятельность мастера производственного обу­чения СПТУ; Вопросы теории. — М.: Педагогика, 1987. — С. 39.

17

Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:

• изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;

• программирование воспитательных воздействий;

• реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;

• анализ эффективности воспитательных воздействий. Вторая группа функций связана с созданием воспитываю­щей среды:

• сплочение коллектива;

• формирование благоприятной эмоциональной атмосфе­ры;

• включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;

• развитие детского самоуправления. Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:

• социальная помощь семье;

• взаимодействие с педагогическим коллективом;

• коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

• нейтрализация негативных воздействий социума;

• взаимодействие с другими образовательными учреждени­ями.

В воспитательной работе основное место занимает деятель­ность педагога, который реализует весь комплекс организатор­ских функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т.п.

Воспитательная работа является важнейшим компонентом воспитательного процесса, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна актуальной педагогической ситуации, зависит успех педагоги­ческой деятельности школы.

Структура воспитательного процесса

Основными компонентами воспитательного процесса явля­ются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей воз­можно, с одной стороны, на основе более полного учета интере­сов ребенка, с другой — с учетом тенденций общественного раз-

18

вития и требований, которые предъявляет общество к образо­вательным учреждениям.

Содержательный компонент включает в себя основные на­правления воспитания учащихся, реализуемые целостно.

Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности, предполагает фор­мирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  5. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  6. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  7. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..