Учебное пособие для вузов

1Зеньковский В. Л. Психология детства. —М.: Академия, 1996. —С. 286.

5

развития к другим, более высоким, при этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других.

В педагогике и психологии постоянно сталкивались два под­хода к пониманию сущности развития личности: биологичес­кий и социологический. Биологический подход обуславливает этот процесс сугубо природными факторами и прежде всего теми, которые присущи человеку от рождения. Социологичес­кий подход предполагает, что основополагающее влияние на человека оказывают социальные факторы. Целесообразно рас­сматривать личность как целостную систему, в которой нахо­дит отражение как биологическое, так и социальное. Растущий организм стремится к реализации собственного «Я» в грани­цах, обусловленных задатками.

Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Он предполагает разрешение:

• противоречия между потребностями детей и возможнос­тями их удовлетворения;

• противоречия между возможностями ребенка и требова­ниями общества;

• противоречия между целями, которые ставит перед собой

ребенок, и условиями их достижения. Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.

Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей:

• «уровень актуального развития» — отражает особеннос­ти психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;

• «зона ближайшего развития» — отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях со­трудничества со взрослыми1.

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребен­ка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завт­ра он должен делать сам.

Задача педагога — способствовать развитию организма ре­бенка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуаль­ное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребенка, и непременным ус­ловием успешности этого процесса является вначале уверен­ность воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчи-

'См.: Выготский Л.С. Вопросы психологии детской игры //Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С. 38.

6

вость и упорство. Конфуций сказал: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то со­здам гору».

Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот про­цесс оказывает влияние окружающая среда и прежде всего си­стема социальных отношений, в которую с самого раннего дет­ства включается ребенок.

Что такое социализация?

Социализация как понятие сегодня широко употребляется в философских, психологических и педагогических работах. Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации). Социализация рас­сматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества

личности.

Несомненно, что содержание процесса социализации опре­деляется заинтересованностью общества в том, чтобы его чле­ны успешно овладевали общественными ролями, могли уча­ствовать в производительной деятельности. создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т. д. Это харак­теризует человека как объект социализации. Однако полноцен­ная социализация возможна, когда человек является не толь­ко объектом, но и субъектом этого процесса. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности в един­стве с саморазвитием, самореализацией , то есть не только адап­тируется в обществе, но и активно участвует в процессе социа­лизации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятель­ства.

Обратим внимание на то, что процесс социализации суще­ственным образом зависит от общепринятых норм в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в соци­альную деятельность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции, обеспечивает сохранение и разви­тие социума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизнен­ные обстоятельства и окружающих людей. В процессе усвое­ния опыта происходит формирование социальных чувств: сим­патий и антипатий.

От того, как индивид становится элементом социальной орга­низации, как включается в общество, зависит, с одной сторо-

7

ны, формирование способности влиять на личность, с другой — формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.

Общество, являясь сложной системой, дифференцируется на ряд ролей, предполагает участие каждого воспитанника в деятельности и общении зависимых подструктур (в сфере по­литических и экономических отношений, социальных групп, общественных институтов и т.п.). Это определяет разнообра­зие социальных ролей и социальных позиций человека.

Говоря о социализации человека, мы имеем в виду прежде всего формирование готовности индивида к реализации сово­купности социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное самоопределение — выбор детьми сво­ей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Социализация формирует личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семей­ных, производственных, политических и т. д. П.Н.Наторп пи­сал: «Человек становится человеком благодаря человеческой общности..., не вырастает в одиночестве, не вырастает и про­сто один рядом с другим, в приблизительно одинаковых усло­виях. но каждый — под многосторонними влияниями друг дру­га. непрестанно реагируя на эти влияния»1.

Долгие годы школа готовила учеников к кажущемуся соци­альному благополучию, которое было запрограммировано сис­темой социальных отношений. Идеальным считалось, что вы­пускники школы пойдут туда, куда их позовет общество. Од­нако это явно противоречило реальным оценкам того будуще­го, которое по-разному видели выпускники школы. Характер­ным в этом отношении является выступление на выпускном вечере Юлечки Студенцовой, героини повести Владимира Тен­дрякова «Ночь после выпуска», «Люблю ли я школу? — Голос звенящий, взволнованный. — Да, люблю! Очень!.. Как волчо­нок свою нору... И вот нужно вылезть из своей норы. И оказы­вается — сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. По какой мне идти? Давно задавала себе вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все — прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю... Школа меня заставляла знать все, все, кроме одного — что мне нравится, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нра­вилось. А раз не нравится, то и дается труднее, значит, этому

'Наторп П. Социальная педагогика. — Спб., 1911. — С. 76k,

8

не нравившемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и ... и не сме­ла сильно любить... Теперь вот оглянулась, и оказалось — ни­чего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы и школы. И тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны... Не думайте, что я

счастливая. Мне страшно. Очень!»'.

Юлечку и других героев повести можно назвать «жертвами

социализации». Привыкнув приспосабливаться к определен­ному типу отношений, сложившихся в школе, они оказались в очень затруднительном положении при выборе своего, только себе присущего способа социального поведения.

Такими же «жертвами» социализации являются и те, кто в отношениях с людьми не может адаптироваться к нормам от­ношений группы людей, общества в целом.

Критерии социализации

В процессе социализации решаются две группы задач: со­циальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внеш­них и внутренних факторов. С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопро­тивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастаю­щий напор»2.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям среды, а социальная автономизация — ре­ализацию совокупности установок на себя, устойчивость в по­ведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажу­щимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Ос­таваться самим собой». Несомненно, результатом социализа­ции человека также является социальная активность — реа­лизуемая готовность к действиям, которая проявляется в сфе­рах социальных отношений человека. Таким образом, крите­риями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автоном­ность и социальная активность.

1 Тендряков В. Ночь после выпуска // Шесть свечей. — М.: Известия, 1985. — С. 12. 2Гессен С.И. Основы педагогики. — М.: Школа-Пресс, 1995. — С. 448.

9

Факторы и механизмы социализации

Известно, что социализация человека осуществляется ши­роким набором средств, специфических для того или иного об­щества, того или иного возраста социализируемого. К ним мож­но отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним;

способы регулирования отношений в семье, в группах сверст­ников, в специально созданных для этого организациях и т.п.

Особое значение для педагогического понимания сущности социализации имеет изучение факторов и механизмов социа­лизации личности. На социализацию человека влияет ряд фак­торов, требующих от него определенного поведения и актив­ности1.Первая их группа — макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на соци­ализацию всех жителей планеты, а также больших групп лю­дей, живущих в определенных странах. Вторая — мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), в) по при­надлежности к аудитории тех или иных сетей массовой ком­муникации (радио, телевидение, кино и др.). Эти факторы вли­яют на социализацию как прямо, так и опосредованно, через микрофакторы. К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации (учебные, професси­ональные, общественные, частные и пр.), в которых осуществ­ляется социальное воспитание. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализа­ции2 ,то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличност­ный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). Таким образом, социализация человека происхо­дит в процессе его взаимодействия с многочисленными факто­рами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выя-

'Яон И.С. Социология личности. — М., 1967. — С. 23. 2Там же.

10

вить его позитивные и негативные возможности и найти при­емы усиления позитивных и компенсации негативных.

Социализация ребенка зависит от многих воздействий на него. Особое место среди них отводится педагогическим влия­ниям, т. е. тем, которые целенаправленны и предполагают со­здание комплекса условий, обеспечивающих успешность соци­ализации.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс станов­ления личности: деятельность, общение, самопознание.

В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых видов, что предполагает ориентировку в системе свя­зей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значи­мой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Общение как сфера социализации человека неразрывно свя­зано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людь­ми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера социализации — самопознание личности, ко­торое предполагает становление в человеке «образца его «Я»1, возникающего у него не сразу, а складывающегося на протя­жении его жизни под воздействием многочисленных соци­альных влияний. Наиболее распространенная схема самопоз­нания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий

(отношение к себе).

Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопо­знания.

Воспитание как педагогический компонент социализации

Существенное значение для социализации человека имеет воспитание. Воспитание — одна из основных категорий педа­гогики. Определение сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество характеризовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач и гораздо больше заботясь о своей стабильности, чем о развитии потен­циалов человека. Изменения социально-экономических усло-

' Кон И.С. Социологжя личности..— М., 1967. — С. 9.

11

вий, возникшие в результате крушения тоталитаризма в нашей стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и сферы образования, требуют новых подходов к определению цели воспитания, со­держанию и структуре воспитательного процесса в школе. В связи с отрицанием идеологической доминанты все меньше ста­ло проводиться исследований, посвященных воспитанию под­растающего поколения. Многие ученые стали отказываться от специфического для отечественной науки термина и заменять его привычным для многих стран и более широким термином «образование".

Такое положение не случайно. Сегодня в педагогической науке не найти столь по-разному определяемого термина, как «воспитание". В буквальном смысле «воспитание" — это вскармливание, питание ребенка. Однако в нашей стране на бы­товом уровне данный термин широко употребляется, а в рос­сийской педагогике он также является устоявшимся понятием.

Рассматривая различные трактования понятия «воспита­ние», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей:

• целенаправленность воздействий на воспитанника;

• социальную направленность этих воздействий;

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  5. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  6. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  7. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..