Сергей Беликов

АНО «Бюро прав человека»

НОУ «Российская академия адвокатуры»

Сергей Беликов

НАЦИ –

БОЕВИКИ

Участие молодёжи в деятельности боевых

террористических организаций как

дестабилизирующий фактор Межнациональных

отношений в современной России

Под редакцией В.И.Илюшенко

Academia

Москва

2008

АНО «Бюро прав человека»

НОУ «Российская академия адвокатуры»

Совместный проект «Имею право»

(Совершенствование российского правосудия

и адвокатуры усилиями НПО)

При поддержке Международного гуманитарного

общественного фонда «Знание»

Беликов С.

НАЦИ-боевики. Участие молодёжи в деятельности боевых террористических организаций как дестабилизирующий фактор межнациональных отношений в современной России. / Под ред. В.И.Илюшенко.М.: Московское бюро по правам человека, «Academia», 2008. – 44 с.

ISBN 5-87519-033-Х © Московское бюро

по прав­­ам человека, 2008

© Беликов С., 2008

Издательство «Academia» 129272, г.Москва, Олимпийский просп., д.30

ЛР № 065494 от 31.10.97. Формат 60х90 / 16. Печ.л.3. Печать офсетная.

Тираж – 1000 экз. Заказ № 53. Отпечатано в типографии “Вессо”

В каждом современном обществе имеется определённое число людей, более чем другие склонных к ксенофобии, межрасовой неприязни, подозрительности к тем, кто имеет какие-либо национальные и расовые отличия. По статистике, 2-3% людей являются постоянными носителями агрессии, а около 10-15% составляют люди, подверженные воздействию идеологии и пропаганды экстремизма (1). По данным опроса ВЦИОМ от 31 июля 2005 г., не менее 14% жителей России испытывают неприязнь к представителям других народов на физиологическом уровне: им не нравятся внешность, манера поведения и черты характера «чужих» (2). Таким образом, это явление достаточно устойчиво и не связано прямо с факторами внешнего воздействия, главный из которых – воздействие со стороны средств массовой информации.

Исходя из анализа специальной литературы, посвящённой проблемам молодёжи, можно сделать обоснованный вывод о том, что в СССР уже в 70–80-х годах существовали достаточно крупные, организованные группы криминализированной, агрессивно настроенной молодёжи. При этом каждая из групп характеризовалась особой спецификой: криминальной – дворовые «команды», «моталки» (Казань и Набережные Челны), антиобщественной – люберы (город Люберцы) и радикально-эпатажной – «фашики», поклонники идей, символики и атрибутики времён Третьего рейха (Москва, Ленинград).

Развитие склонных к противоправному поведению молодёжных групп имеет вполне определенную динамику. Особенно это касается сферы межнациональных отношений. Все ранее изученные в СССР проявления молодёжной криминальной и антиобщественной активности (даже долговременного и устойчивого характера) не оказывали заметного влияния на межнациональные отношения. Молодёжная активность в этой сфере не была основным или даже значительным фактором. Однако сегодня ситуация изменилась. По наблюдению известного исследователя агрессивного национализма В.А. Шнирельмана, регулярные социологические опросы, проводимые на территории России, показывают, что если в начале 90-х годов молодёжь (18-24 лет) в меньшей степени, чем представители старших поколений, была подвержена ксенофобии, то начиная с середины 90-х она оказалась весьма восприимчивой к праворадикальным настроениям. А к началу 2000-х годов по уровню ксенофобии молодёжь превзошла практически все остальные возрастные категории, включая пожилых людей, традиционно отличавшихся высоким уровнем ксенофобии (3).

В качестве примера можно привести данные социологических исследований (ВЦИОМ: ЭКСПРЕСС – 15) (4):

Как вы думаете, представляют ли сейчас угрозу безопасности России люди нерусских национальностей, проживающих в России?

Возраст

Доля ответов: «большую угрозу»

и «некоторую угрозу» (в %)

1.

18 – 24 года

58,7

2.

25 – 39 лет

52,3

3.

40 – 54 года

53,6

4.

55 лет и старше

58,5

Как видно из данных таблицы, былая зависимость роста уровня этнофобии по мере увеличения возраста опрашиваемых наблюдается сегодня, только если начать отсчёт с группы в возрасте 25-39 лет, то есть с тех, кому (в своём большинстве) в начале 1990-х годов было не менее 24 лет. Зато нынешняя молодёжь демонстрирует даже больший уровень этнофобии, чем представители самой пожилой из представленных в таблице групп. Это нельзя объяснить только большей возбудимостью молодёжи, поскольку такая, вполне естественная особенность возрастной психологии проявлялась и раньше. Однако в начале 1990-х годов она обусловливала наибольший уровень этнической толерантности, а ныне – наибольшие этнические фобии и страхи (5).

В 2004 г., по данным аналитического Центра Юрия Левады, 66,5% респондентов в возрасте до 19 лет с раздражением, неприязнью, недоверием и страхом относились к цыганам, 64,1% – к чеченцам, 48,9 – к азербайджанцам, 19,5% – к евреям (6).

Рост этнофобии молодёжи сопровождается существенным ростом неприязни по национальному признаку и увеличением возможности участия в этноконфликтах на стороне своей национальной группы.

Наличие неприязни

по национальному признаку (учащиеся школ):

1998 г. – от 20 до 36%, 2001–2002 гг. – от 8 до 47%, 2004–2005 гг. – от 25 до 53%.

Возможное участие в этнокофликте

на стороне своей национальной группы (учащиеся школ):

1998 г. – от 60 до 83%, 2001–2002 гг. – от 73 до 89%, 2004–2005 гг. – от 66 до 91% (7).

Можно обоснованно предположить, что значительную часть таким образом настроенной молодёжи уже не удовлетворяет безобидное участие в неформальных контркультурных течениях или в политически нейтральных общественных объединениях. Нынешняя социальная и политическая ситуация, сложившаяся в России, резко идеологизировала и политизировала общую массу российской молодёжи. Из аморфной аполитичной массы поклонников контркультуры и различных неформальных субкультур выделилось несколько молодёжных групп с самостоятельной и вполне оформленной политической идеологией – анархисты, левые радикалы, экологи.

Одно только современное движение ультраправых скинхедов, существующее в России лишь около 10 лет, уже оказывает огромное негативное влияние именно в сфере межнациональных отношений. По данным исследователей, в 2007 г. на территории Российской Федерации действовала 141 молодёжная группировка экстремистской направленности общей численностью не менее полумиллиона человек (8).

Однако развитие различных социальных и неформальных групп, как и развитие самого современного общества, не стоит на месте. Некоторые изменения прослеживаются и в ультраправом, национально-радикальном спектре молодёжных групп. И даже такие радикальные, криминализированные молодёжные объединения, как движение скинхедов, ультраправые футбольные болельщики, праворадикальные неформалы, молодые национал-патриоты, и прочие группы радикалов могут служить основой для формирования относительно новых, весьма специфичных объединений с ещё не изученными свойствами.

В настоящее время в силу ряда социально-экономических и политических факторов в обществе уже появилось весьма значительное количество лиц, склонных к объединению (в том числе долговременному и устойчивому) на основе ультраправой и праворадикальной идеологии и её практического применения для достижения определённых целей. Эти объединения в большинстве своём состоят именно из молодёжи, так как возрастная группа людей, не достигших возраста 30 лет (то есть молодёжная группа), отличается повышенной склонностью к радикальным идеям и действиям (9).

При этом для всех видов и групп праворадикальной молодёжи характерно наличие определённого личностного психологического типа (психотипа), в соответствии с которым и определяется его роль и степень участия в ультраправом спектре. Эти психотипы могут быть весьма различны, как различен возрастной, социальный и идеологический тип самих правых радикалов. Естественно, что поведение такого человека может иметь признаки нескольких личностных типов, однако именно один из них будет являться доминирующим, и именно он будет отвечать за его место в структуре праворадикального движения – лидер, активист, боевик или лицо, присутствующее в группе по иным мотивам.

Различия в структуре личностного психотипа основаны на разнице в мотивации того или иного участника ультраправого объединения, в соответствии с которой определяется его роль в структуре данного объединения.

Фанатик. Для этого типа молодёжи характерен крайний фанатизм, основанный на искренней вере в идею «национальной исключительности», «расового превосходства» и. т. п. Часто людей такого типа характеризует наличие ряда черт личности, определяющих их особое положение в молодёжной группе (в том числе и ультраправой), – героизм, личное мужество, склонность к самопожертвованию.

Обычно фанатики очень хорошо разбираются в истории и идеологии своего политического объединения, знают основные идеи и принципы ультраправой идеологии. Зачастую их вера в «национальное превосходство», «белую расовую идею» и тому подобные теории обоснована долгими размышлениями, изучением многочисленных литературных источников. При проведении опросов экстремистски настроенных скинхедов и футбольных фанатов исследователями было выявлено, что определённая (относительно небольшая) часть этой группы – примерно 15-20% – имеет значительный интерес к «самиздату», исповедующему националистические идеи и воззрения, основанные на западных первоисточниках. При этом был также отмечен интерес к исторической литературе, главным образом посвящённой личностям великих завоевателей (Гитлер, Франко, Муссолини, Наполеон, Александр Македонский, Чингисхан и пр.) (10).

Для молодёжи с психотипом фанатика сама «идея» – свята. Ради попыток её воплощения в жизнь многие из них готовы практически на всё. За свою «идею» они садятся в тюрьму, подвергаются избиениям, ломают руки и ноги. Осуществляя свои действия, они практически не воспринимают своих идеологических противников в качестве обычных, нормальных людей. Впрочем, и своя собственная жизнь имеет для них весьма незначительную ценность и очень часто заранее приносится в жертву «идее». В некоторых случаях можно говорить не об интеллектуальных принципах, а о безоговорочной вере, весьма сходной с религиозной. Иногда в действиях фанатика прослеживаются и явные психические отклонения.

Идеологические установки ультраправых фанатиков могут иметь письменное подтверждение. Например, в программном для ультраправых бритоголовых (и весьма распространенном в Интернете) документе – «Азбуке Славянских Бритоголовых» – сказано: «Раса – наша религия. И всё, что мешает развитию Великой Белой Европейской Расы, должно быть безжалостно устранено. Вступая на путь борьбы за священные права Белого Человека, мы рискуем и прекрасно знаем, что ZOG, враги и всякие не белые м..зи, могут устранить любого из нас. Но нас много, и всех нас им никогда! не уничтожить. Во имя нашего дела, во имя Белой Идеи, мы не щадим себя и за это получаем священное право не щадить наших врагов» (11).

Именно фанатики составляют политическое и идеологическое ядро скин-движения и актив различных ультраправых политических объединений, в том числе и основной актив наиболее новой и опасной разновидности ультраправых объединений – боевых террористических организаций.

Агрессор. Этот тип молодёжи характеризует крайняя злоба и агрессия. Он ненавидит и хочет разрушать. Причиной этого могут быть как личные особенности характера, так и влияние биологических (возраст, психическое состояние) или социальных особенностей (место проживания, социальный статус, семейное положение). Он ненавидит всех, кто в чём-то не похож на него. В первую очередь это «чёрные», «жёлтые» и вообще все лица с «небелым» цветом кожи. Агрессия распространяется практически на все «отклонения» от среднего стандарта нормального «белого человека» – на наркоманов, бомжей, извращенцев, капиталистов, политиков и много кого ещё.

Человек этого психотипа переполнен яростной, едва сдерживаемой агрессией. Если бы он не был ультраправым радикалом, то был бы просто хулиганом и бил обычных прохожих на улицах, затевал скандалы и драки. Идеология расизма и неонацизма ему подходит, тем более что изучать её долго не надо: бей и калечь всех «этих». Правда, ультраправая идеология немного ограничивает объекты для реализации личной агрессии, но взамен она даёт чудесное чувство безнаказанности и «оправданности» его действий и снимает даже подсознательно ощущаемую «неправильность» его поступков.

Наиболее часто индивиды с подобным психотипом встречаются среди участников скин-движения. Однако, повзрослев, молодёжь с психотипом агрессора становится основной «боевой силой» ультраправых объединений.

Игрок. Его участие в неонацистских и расистских объединениях – это игра. Он играет в крутого и рискового парня, героя «белой борьбы». И именно эта игра ему нравится больше, чем какая-либо другая. Причины этого могут быть различны – самоутверждение, жажда особого вида риска, искренний интерес к деятельности правых радикалов. Игрок заполняет свой досуг «интересным делом», в котором присутствует азарт и радикализм.

Однако подобная игра длится только до той поры, пока это ему не надоедает. Кроме того, индивид с психотипом игрока обычно покидает своих соратников по «борьбе», когда правила участия данной игры становятся слишком жёсткими (грозят тюремным заключением, угрожают карьере, учёбе) или сама игра становится слишком опасной – грозит реальной физической гибелью или длительным расстройством здоровья. Индивиды подобного типа встречаются как среди бритоголовых, так и среди членов различных ультраправых объединений.

Попутчик. Молодой человек этого психотипа обычно воспринимает только имидж участника ультраправых объединений. В его представлении быть неонацистом, расистом, скином – это «круто»: престижно и современно. Иногда единственной серьёзной причиной его участия в деятельности ультраправых радикалов является влияние друзей и близких. Например, бритоголовым становится младший брат из подражания имиджу старшего и желания походить на него. Очень часто ультраправая идеология ему не нужна и не интересна. Движение интересует его только пока оно модно, пока моден вид ультраправых, пока грозна репутация. При этом данный индивид не готов жертвовать какими-либо личными благами ради политической идеологии, разделяемой его товарищами.

Индивидов подобного психотипа особенно много среди бритоголовых, где наиболее ярко выражены субкультура и внешняя эпатажная «крутизна» ультраправого объединения, а также в среде правых неформалов. Ветераны скин-движения отзываются о таких «фальшивых скинхедах» с явным презрением: «К сожалению, основная масса бритоголовых – это шпана, отдающая дань моде, т.к. движение становится все более популярным. Они не организованны, не умеют думать и вообще судят о движении только по внешней атрибутике: бомбер, лысая голова, подтяжки, пиво, доктор Мартенc(модные у скинов ботинки. – С.Б.) (12). Категория «модников» составляет преобладающую часть скин-движения, особенно в период его наибольшей субкультурной популярности.

Подражатель. Изначально он подражает ультраправым, их одежде, манерам. Его цель чисто прагматическая – суметь войти в доверие и стать своим в группе ультраправых радикалов. Он желает походить на серьёзных и «авторитетных» сверстников и суметь получить от этого какую-то выгоду для себя. Обычно цели крайне просты и конкретны – получить защиту от обидчиков, уважение у сверстников, эпатировать общество или родных и знакомых. Само по себе ультраправое объединение для него практически ничего не значит. В связи с нацеленностью на получение максимально быстрого результата такие люди обычно встречаются среди бритоголовых и правых неформалов.

Естественно, что степень участия в деятельности расистских и неонацистских объединениях у данных представителей ультраправой молодёжи весьма различна. Молодые люди с психотипом Фанатика и Агрессора составляют наиболее устойчивую часть ультраправого спектра, а точнее, его радикально-экстремистской части. Они задерживаются в этих группах надолго и остаются убежденными ультраправыми радикалами даже в наиболее трудные моменты, когда отстаивание своих взглядов, а особенно их практическое применение, может стоить им очень дорого. Они считают себя ультраправыми в течение долгих лет, даже сменив причёску, стиль одежды и манеру поведения, получив высшее образование и создав семью. Именно из этой среды происходит основная часть так называемых «старых скинхедов» и активистов праворадикальных объединений.

Ультраправые с психотипом Игрока, Попутчика или Подражателя остаются в среде радикалов не очень долго, часто не больше чем на несколько месяцев, реже – на несколько лет. Длительность их включения в состав ультраправого объединения напрямую зависит от таких факторов, как противодействие со стороны правоохранительных органов, осуждение со стороны общества и престижность этого участия.

  1. Сергей влахов сидер флорин (1)

    Документ
    Теорию непереводимости опровергла живая перевод­ческая практика, превосходные работы плеяды талант­ливых переводчиков, и доказывать ее несостоятельность значило бы ломиться в открытую дверь.
  2. Сергей влахов сидер флорин (2)

    Документ
    Но вместе с тем — и это не противоречит принципу переводимости (поскольку часть воспринимается лишь в составе целого) — в любом художественном произведе­нии есть такие элементы текста, которые, условно гово­ря, перевести нельзя.
  3. Сергей Иванович Романовский

    Документ
    В 1994 году я, что называется на одном дыхании, написал толстенный труд под названием «Наука под гнетом российской истории». Два доктора исторических и один философских наук, осилившие рукопись, сказали дружно: здесь мало науки и с
  4. «самоцветы» — 1971 Г. — Юрии маликов

    Документ
    Главной песней вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы» стала за­мечательная песня известного советского композитора Марка Фрадкина на прекрасные слова поэта-песенника Михаила Пляцковского «Увезу тебя я в тун­дру».
  5. Спортсмены фтср участники чемпионатов мира и европы участники первенств мира и европы

    Документ
    Австрия 001 Марат Гимаев - Алина Басюк чемпионы мира по десяти танцам в Турине, Италия 001 Евгений Степанов - Мария Гончарук победители первенства мира среди молодежи по латиноамериканским танцам в Кобленце, Германия 001 Александр
  6. Фролов сергей александрович

    Документ
    А. МИХАЛЬЧЕНКО ТАМАРА ИВАНОВНА ЛЕТАЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ МЕЩЕРЯКОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА АЛЫМБЕКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА НИКОЛАЕВ ВАДИМ ЮРЬЕВИЧ КОВАЛЕВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ НЕМЧЕННИКОВ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЕРЕМЕЕВ ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ СОЛОВЬЕВА
  7. Андреев сергей александрович

    Документ
    ТЮЧКАЛОВ Е В САФРОНОВА А А СОБОЛЕВА НИНА ФЕДОРОВНА КУДРЯШОВ А Н АЛЕКСЕЕНКО ВЕРА БОРИСОВНА АРТАМОНОВА СВЕТЛАНА ПЕТРОВНА ШАРОВА Н Н ЗАЙЦЕВ Ю Г БЕРЕЗОВСКИЙ ИВАН ДАНИЛОВИЧ СЕДОВА Г А МУНГАЛОВ ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ ЧУПРЫГИНА В В ГРИЦАНЕНКО
  8. В россии все самое значимое связано с застольем. От крестин младенца до распада СССР. Не самое значимое тем более. Главное не расплескать импульс до утра, н

    Документ
    В России все самое значимое связано с застольем. От крестин младенца до распада СССР. Не самое значимое - тем более. Главное - не расплескать импульс до утра, не утопить яркие порывы в похмельном забытьи, не растворить грандиозные
  9. Московский государственный университет имени м. В. Ломоносова факультет журналистики кафедра социологии журналистики контрольная работа №2 (реферат)

    Контрольная работа
    Свобода журналиста – это особое понятие, которое основывается на социальной позиции журналиста, то есть на его взглядах на то или иное событие, явление.

Другие похожие документы..