Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003

1038

Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе:

варианты решения

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИНСТИТУТ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Модернизация образовательного процесса
в начальной, основной и старшей школе:
варианты решения

Рекомендации по организации компетентностно-
ориентированного образовательного процесса

Москва 2003

Эксперты-разработчики:
Каспржак А.Г. (руководитель проекта, общая редакция),

Раздел Введение:
Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф., Митрофанов К.Г., Поливанова Е.Н.,

Раздел Начальная школа:
Юдина Е.Г. (общая редакция раздела), Улановская И.М., Цукерман Г.А.

Раздел Основная школа: 1
Поливанова Е.Н. (общая редакция раздела), Исайчева А.В.

Раздел Старшая школа:
Иванова Л.Ф., (общая редакция раздела), Каспржак А.Г.

Техническое обеспечение проекта:
Поваляева Н.Е.

Авторы материалов, подготовленные школами, указаны в примечаниях.

Авторский коллектив выражает благодарность за предоставленные материалы, продуктивное обсуждение документа, замечания и предложения:

О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману,
А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку,
Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.А. Ленской, О.Б. Логиновой, Н.Ф. Мухе,
Н.В. Мухе, А.А. Пинскому, Т.В. Пискуновой, В.А. Прудниковой,
Н.Ф. Радионовой, Е.Л. Рачевскому, А.А. Рывкину, В.В. Спасской,
А.А. Терехову, А.П. Тряпицыной, И.Д. Фрумину, Б.Д. Эльконину,
С.М. Юсфину.

Оглавление

Введение 5

1. К читателю 5

2. В новом контексте 7

3. Компетенция - компетентность и компетентностный подход 13

4. Решение проблем – ключевая компетентность. 19

5. Традиционное обучение и компетентно ориентированное обучение - попытка сопоставления 21

6. Проблема оценивания и компетентностный подход или «научение успехом» 29

7. Навигация, или Над этим мы предлагаем Вам задуматься 33

8. Структура и содержание сборника «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения» 34

9. Три ступени школы – общий взгляд на проблему 36

10. Специфика внедрения компетентностного подхода в школьном образовании 40

Раздел «Начальная школа» 47

1. Эксперимент в начальной школе: совместность и оценивание 47

2. Целостные модели организации образовательного процесса 88

2.1. Модель образовательного процесса в «Школе самоопределения», Москва 88

2.1.1. Изменение условий образовательного процесса в начальной школе, направленное на развитие индивидуальности и универсальных умений младшего школьника 88

2.1.2. Потребности ребенка – основа коллективной жизни и образования 102

2.1.3. Особенности разворачивания целостной жизнедеятельности и формы совместности в ней 134

2.1.4. Приобретение опыта проектной работы в начальной школе как ресурс для выстраивания совместной деятельности 195

2.1.5. Графические и критериальные формы оценивания в работе с учащимися младших классов 217

2.2. Модель образовательного процесса в гимназии «Универс», Красноярск 251

2.2.1. Формирование учебной самостоятельности первоклассников, или Как научить младших школьников работать с черновиком 251

2.2.2. Формирование партнерских отношений в начальной ступени гимназии “Универс” 311

2.2.3. Методики и технологии оценивания в начальной школе (опыт разработки и внедрения гимназии «Универс») 328

2.2.4. Ролевая игра «Редакция» 358

2.2.5. НИИЧаВо 370

2.2.6. Специфика и использование интегрированных курсов в младшей школе 380

2.2.7. Наши погружения 384

3. Изменение системы оценивания» 387

3.1. Система оценивания в начальной ступени школы 387

3.1.1. Рейтинговая контрольная работа 389

3.1.2. Формы работ и виды заданий, не требующие внешней оценки 402

3.2. Безотметочные формы оценивания в школе «Эврика-развитие», Томск 408

3.2.1. Вводный этап к оцениванию 408

3.2.2. Обустройство тренировочного пространства. Черновики, «материалы-помощники», тренировочные задания. 412

3.2.3. Фиксация индивидуальной динамики достижений ребенка (на материале чтения) 416

3.2.4. Развернутая устная и письменная оценка учителя. «Итоговые письма» учителя 419

3.2.5. «Подиум», места для презентации детских работ 422

3.2.6. Вывешивание детских работ, как одна из форм оценивания 424

3.2.7. Формы работы с домашним заданием 426

3.3. Новые формы оценивания учебных достижений школьников 429

4. Организация разных форм совместности в образовательном процессе 454

4.1. Групповая работа в рамках индивидуальной образовательной программы 454

4.2. Модели совместной организации учебного процесса на переходе от дошкольного периода к школьному в школе «Эврика-развитие», Томск 480

4.2.1. Игровая модель 483

4.2.2. Устное рассказывание 485

4.2.3. Свободное сочинительство прозы 487

4.2.4. Модель обучения через драматизацию и театрализацию текста в первом классе 490

4.2.5. Модель работы с детскими вопросами 491

4.3. Построение открытого совместного действия в начальной школе (Школа совместной деятельности, г. Томск) 493

4.4. Организация коллективной работы в процессе учебной деятельности в средней общеобразовательной школе № 466 Санкт-Петербурга 522

4.5. Формирование индивидуальных учебных действий или «учебная самостоятельность» в лицее №3, Красноярск 534

4.6. Взаимодействие учителей начальной и основной школы 540

4.7. Совместная деятельность учителей начальной школы по модернизации содержания и структуры образования 544

5. Отдельные технологии, формы, документы 552

Раздел «Основная школа», «Старшая школа» 567

1. Модель основной школы 567

2. Модель старшей школы 586

3. Красноярская университетская гимназия «Универс» (№1) 599

3.1. Поляризация образовательного пространства подростковой школы 599

Проблема контроля за результативностью инноваций – важнейшая. 618

3.2. Опыт работы старшей школы Красноярской университетской гимназии «Универс» (№1) 634

3.2.1. Индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа 635

3.2.2. Основа учебного пространства в старшей школе - профильные лаборатории 643

3.2.3. Творческие (дипломные) работы старшеклассников 649

3.2.4. Базовые учебные предметы 652

3.2.5. Элективные курсы 656

3.3. Приложения: формы, документы, рекомендации 663

4. Общеобразовательная средняя школа № 1133, г. Москва 695

4.1. Модель целостной школы развивающего образования 695

4.2. Приложения: формы, документы, рекомендации 702

5. ГОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» 711

5.1. Модель образовательного учреждения 711

5.1.1. Подростковая школа 713

5.1.2. Старшая школа 733

5.2. Приложения: формы, документы, рекомендации 747

6. Практические рекомендации по организации образовательного процесса в основной школе 755

6.1. Общие принципы организации образовательного процесса 757

6.1.1 Организация образовательного процесса в основной школе: проектная деятельность подростков 757

6.1.2 Положение о творческих работах в основной школе 771

6.1.3 Индивидуальный проект учащегося в практике школы (ступень основной школы) 775

6.1.4 Организация проектной деятельности учащихся в подростковой школе через внедрение проектных модулей в учебные программы 786

6.2. Подготовка к выбору профиля старшей школы. 802

6.2.1. Организация предпрофильной подготовки на ступени основной школы 802

6.2.2. Положение о комплектовании 8-х предпрофильных классов 814

6.2.3. Положение об организации проектной деятельности учащихся восьмых классов 820

6.2.4. Собеседование с учениками 9-ых классов как процедура психолого-педагогического сопровождения при построении индивидуальной образовательной траектории школьника 824

6.3. Специфика системы оценивания в компетентностно-ориентированном образовательном процессе 835

6.3.1. Из коллекции техник и методик 835

6.3.2 Компетентностно-ориентированная система промежуточной аттестации (на материале курса "Познание", 5-8 классы) 843

6.3.3 Технология подготовки и создания портфолио «Мои достижения» 861

6.3.4 Неделя предъявления интеллектуальной собственности 867

6.4. Методические рекомендации по организации работы с родителями в подростковой школе 872

6.4.1. Анализ проблем современной подростковой школы в организации работы с родителями 873

6.4.2. Какие задачи можно предложить сегодня школам в рамках организации работы с родителями 877

6.4.3. Возможные направления работы с родителями в подростковой школе. 881

6.4.4. Какие риски возможны в организации работы с родителями в подростковой школе 887

6.4.5. Некоторые практические рекомендации в организации работы с родителями в подростковой школе (приложения) 888

6.5. Сценарные разработки тематических праздников 897

6.5.1. Положение о проведении гимназических интеллектуально- творческих Игр (ИТИ) 897

6.5.2 Тематический учебный праздник “День Океана” 913

7. Практические рекомендации по организации образовательного процесса в старшей школе 928

7.1. Школа «Эврика-развитие», г. Томск: Цели профильной школы 929

7.2. Школа № 91, г. Санкт-Петербург 963

7.2.1. Технология формирования учебных профилей 963

7.2.2. Проектная деятельность в старшей профильной школе 982

7.2.3. Система оценивания в старшей профильной школе 994

7.2.4. Организационно-управленческие изменения, направленные в сторону развития компетентностей 1006

7.3. МОУ лицей п. Васильково Гурьевского района Калининградской области 1010

Рекомендации по составлению индивидуального учебного плана 1010

7.4. НПО «Школа самоопределения», г. Москва 1013

Проект «Я и моё будущее в современном мире» в старшей школе 1013

7.5. Школа № 15, г. Лесосибирск 1022

Накопительная система оценивания достижений учащихся 1022

7.6. Муниципальная полная средняя общеобразовательная школа № 49, г. Томск: образцы документов 1024

7.7. Школа № 76, г. Ярославль 1029

Проектная деятельность учащихся старшей школы. 1029

Введение

1. К читателю

Наш текст обращен к тем, кто давно убежден, что изменение школы – процесс объективный и видит в этом нормальный и естественный процесс. Он адресован тем руководителям школ, учителям, которые считают, что поиск нового качества образования является содержанием, материалом вокруг которого только и может быть выстроен эффективный образовательный процесс. Одним словом, тем, кто постоянно ведет в своей школе, классе поиск, опытно-экспериментальную работу по обновлению «устройства школьной жизни».

Этот текст является логическим продолжением трех взаимосвязанных, но, вместе с тем, самостоятельных разработок, которые определяли возможные направления модернизации образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе. Соображения авторского коллектива были обнародованы2, приняты определенной частью управленцев различных уровней, педагогов, психологов, что и определило необходимость продолжения работы. Так, в 2002-ом году, началась реализация программы «Модернизация образования: перспективные разработки», которая финансировалась Национальным фондом подготовки кадров. В работе, наряду с экспертами, приняли участие педагогические коллективы сорока общеобразовательных школ, представляющих 11 регионов России. Изучение опыта их работы, сравнение различных моделей реализации одних и тех же идей, экспериментальная проверка предложенных разработчиками механизмов, позволила нам представить на Ваш суд еще один текст. Мы думаем, что изложенные в нем идеи, описание возможных способов их реализации, могут быть использованы для проведения творческих семинаров учителей по проблемам модернизации образовательного процесса, анализа накопленного опыта, определения конкретных задач экспериментальной работы в условиях школы.

2. В новом контексте3

То, что традиционная система образования – как школьного, так и университетского – уже со второй половины XX века испытывает серьезные трудности, давно стало общим местом. Проблема состоит в неэффективности системы общего образования, ощущаемой всеми участниками образовательного процесса. Учителя, говорят, что изменились дети и учить стало труднее,. Многие ученики не проявляют интереса к школьному учению. Родители готовы платить и реально платят большие деньги за дополнительное образование своих детей. Управленцы уже который год пытаются реформировать школу. Неэффективность проявляется в том, что не видно результата, значимого вне самой системы образования. Образование замкнулось само на себя, наплодило немало искусственных форм, не существующих нигде, кроме самой сферы образования, и то, что было изначально средством, превратило в цель. Иными словами, то, чему я учусь в школе, в школе и же востребовано.

  1. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся 98

    Документ
    "Рекомендации по развитию сети общеобразовательных учреждений, создающих возможности выбора профиля обучения для учащихся старших классов, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной
  2. Методические рекомендации по организации обучения специалистов в российских образовательных учреждениях и разработке образовательных программ для реализации в рамках

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по организации обучения специалистов в российских образовательных учреждениях и разработке образовательных программ для реализации в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций
  3. Рекомендации по развитию сети общеобразовательных учреждений, создающих возможности выбора профиля обучения для учащихся старших классов, обеспеченного необходи

    Документ
    "Рекомендации по развитию сети общеобразовательных учреждений, создающих возможности выбора профиля обучения для учащихся старших классов, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной
  4. Образовательная программа начальной школы

    Образовательная программа
    Школа № 36 является одной из старейших школ города, она была открыта в 1936 году как восьмилетняя женская школа. Первым директором школы был Немцев, а затем Казакевич К.
  5. Рекомендации по методическому обеспечению основной образовательной (1)

    Документ
    Рекомендации подготовлены на основании законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере ВПО, методических рекомендаций Координационного совета УМО и НМС высшей школы по проектированию основных образовательных программ,
  6. Рекомендации по методическому обеспечению основной образовательной (2)

    Планы семинарских занятий
    Рекомендации подготовлены на основании законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере ВПО, методических рекомендаций Координационного совета УМО и НМС высшей школы по проектированию основных образовательных программ, реализующих
  7. Рекомендации по методическому обеспечению основной образовательной (3)

    Планы семинарских занятий
    Рекомендации подготовлены на основании законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере ВПО, методических рекомендаций Координационного совета УМО и НМС высшей школы по проектированию основных образовательных программ, реализующих
  8. Методические рекомендации по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «менеджмент»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» [Текст] / Государственный университет управления, Центр качества; [сост.
  9. Методические рекомендации по организации и проведению внешнего контроля (государственной и общественной аккредитации)

    Методические рекомендации
    2. Система показателей качества деятельности учреждений общего и начального профессионального образования, используемых при проведении внешней экспертизы 37

Другие похожие документы..