Основы теории и организации

Методы статистики, социологии и психологии позволяют получать достаточно широкую информацию, чтобы обеспечивать объективные условия и качество жизни людей, характеристики их реального и прогнозируемого поведения, что, естественно, крайне необходимо для субъектов власти всех уровней управления. Структура социальных индикаторов представлена многими показателями. Например, социо-культурные установки и взгляды включают такие показатели, как:

 основные мировоззренческие ценности людей;

— отношение к формирующейся социальной системе;

 отношение к частной собственности (в том числе на землю);

 отношение к плановой и рыночной экономике;

 представление о социальной справедливости;

 взгляды на социально-экономическую дифференциацию, на богатство

и бедность;

 представление о социальных функциях, критериях и необходимых

размерах помощи «слабым» группам (престарелым, инвалидам,

безработным, одиноким матерям, многодетным семьям и др.);

 религиозность: распространение, глубина, динамика;

 особенности нравственного сознания;

 национальное самосознание и национальная нетерпимость;

 удовлетворенность разными аспектами жизни, уверенность в

завтрашнем дне;

 наиболее беспокоящие проблемы (общества, города, семьи);

 оценка своего материального благосостояния, доходов и потребления;

 оценка достигнутого за время реформ, их результатов для себя и для

общества;

— готовность к дальнейшему перенесению трудностей, связанных с

продолжением реформ;

 степень усталости, социального напряжения, готовность к

политическому протесту;

 готовность (стремление) к эмиграции из страны.

Показатели восприятия и оценки условий жизнедеятельности людьми в связи с их политическими взглядами, оценками экономической ситуации, прогнозами социальных перемен, ценностными и иными установками, поведением весьма многогранны. Такой широкий набор параметров качества жизни людей, их отношения к условиям своей жизнедеятельности дает основания и для характеристики качества управления.

Анализ процесса и качества управления необходимо осуществлять применительно к конкретной социальной системе. Руководители и аппарат управления  лишь часть этой системы. Качество управления материализуется, в итоге, совокупной деятельностью субъектов и объектов управления и в совокупном продукте. Чем полнее данная система реализует свою социальную миссию, т.е. удовлетворяет потребности среды и своих сотрудников, тем больше оснований расценивать культуру управления как высокую и эффективную. Уместно напомнить мудрые слова Гете: «Цифры не управляют миром, но они показывают, как управляется мир». Динамизм развития отдельных стран и застойность других  это следствие и свидетельство качества управления. Совокупность базовых факторов, предопределяющих как качество управления, так и негативное влияние на него, представлены в табл. 1.

Матрица управленческого труда Таблица 1

Субъект управленческого труда

Цели управления

Предмет управленческого труда

Средства управленческого

труда

Представитель разновидности умственного труда

Обладатель властных

правомочий

Генератор идей и целевых установок

Социо-культурный потенциал субъекта

управления

Мировоззрение

Профессионализм

Психологический потенциал

Организаторские способности

Обладание лидерскими

качествами

Степень соответствия

психограммы требованиям профессиональной деятельности

Самосознание субъекта управления

(Я - концепция)

Коррекция ролевого

поведения

Симптомы

противопоказаний к

руководящей деятельности:

«размытые личные

ценности» субъекта

управления и др.

Следование закону необходимого разнообразия и

быстродействия

Стратегические, тактические, оперативные

Человек как мера всех вещей

Промежуточные и конечные

Личные, коллективные,

групповые, общественные

Системные, сегментные (по

сферам жизнедеятельности)

Организующий потенциал целей

Предвидение условий и

необходимого на

пути к цели

Целевая ориентированность сотрудников системы

Целевые программы, управление по

целям, по

результатам

Субъективизм в

управлении, в

целеполагании: «смутные личные цели» руководителя

Следование закону возвышения потребностей и

целей

Информация

Сознание, психика сотрудников

Поведение

Отношения, взаимодействие в системе

управления и с

внешней средой

Условия жизнедеятель-ности сотрудников системы управления

Предметы и

Продукты (результаты, ценности), создаваемые трудом управленцев

Качество управленческого труда и качество жизни людей

Следование закону соответствия

Власть

Нормативные акты

Человек в

организации (цель и

средство)

Организация

Аппарат управления

Целевое (информационное, правовое, социальное и т.д.)

сопряжение уровней управления

Ненасильственные средства влияния

Слово, речь

Средства массовой

информации

Информационно-аналитическая и

организационная техника

Традиции, нравственные нормы

Специальные

Следование закону соответствия

Продолжение табл. 1.

Методы управ-

ленческого

труда

Рабочие операции в процессе управления

Результаты управленческого труда (продукты труда)

Критерии оценки качества управленческого труда

Административ-

ные

Правовые

Организацион-ные

Экономические

Социально-

психологичес-кие

Педагогические

Прямого и

косвенного

воздействия

Следование

закону соответствия

Прием информации

Анализ, распределение и

воспроизводство информации

Выработка управленческой информации

Планирование

Процедуры принятия

Решений

Выбор альтернатив

Организация исполнения решений

Осознание цены

ошибок управленческих решений

Диагностика признаков кризиса

управленческого и исполнительского труда

Мотивация

Мониторинг состояния системы

управления и

внешней среды

Контроль за выполнением решений

Обратная связь,

прием и анализ

информации

Коррекция решений

и действий

Следование закону необходимого разнообразия и

быстродействия

Результаты совокупного труда всех сотрудников организации

Результаты собственно управленческого труда:

 концепция, принципы управления

 качество

управленческих решений

 целевая

(информационная, правовая, социально-

психологическая и т.д.)

сопряженнось уровней

управления

 информированность

персонала

 сознательность,

инициативность сотрудников организации

 организованность

коллектива, способность к самоуправлению

 удовлетворенность

сотрудников условиями,

возможностями удовлетворения основных потребностей

 удовлетворение

запросов партнеров и

потребителей

 эффективность системы

 повышение

упорядоченности (организованности системы)

Воспроизводство социокультурного генотипа

Устойчивость, выживаемость системы управления

(адаптивность)

Степень соответствия полученных результатов целям

управления

Знание и реализация законов управления

Факторы развития системы (экстенсивные 

интенсивные)

Динамичность системы Продуктивность системы

Эффективность системы

Гармоничность отношений в системе и системы с внешней

средой

Качество жизни

людей конкретной

системы управления

Возможности для

развития и

самореализации личности

Удовлетворенность

людей условиями

жизнедеятельности в

конкретной системе

управления

Примечание. Диалектика управления проявляется в том, что кризис управленческого труда потенциально заключен в составляющих этих блоков, и наоборот, повышение эффективности  в этих же блоках, в совершенствовании их содержания.

Качество управления предполагает два уровня его анализа и оценки — объективный и субъективный. Субъективно-чувственный образ качества управления, складывающийся в массовом обыденном сознании тружеников, потребителей и налогоплательщиков, людей пожилых и среднего возраста, живущих в крупных городах и малых поселениях, получает ту или иную оценку в народном фольклоре, на собраниях и митингах, в самодельных плакатах и рисунках. В таких формах оценки качества управления трудно найти объективные критерии, так как здесь преобладают эмоции, настроение. Но нельзя их игнорировать, поскольку в этом проявляются симптомы неблагополучия в системе управления. Требуется более объективный инструментарий анализа и оценки, для чего нужна более совершенная методология. Для этого разрабатываются социальные индикаторы, позволяющие количественно замерять социо-культурные установки, взгляды и оценки людей на жизненные реалии в сравнении с принятыми в мире нормами и стандартами.

  1. Организация и планирование производства Программирование на языке высокого уровня +курсовая Основы теории управления

    Курсовая работа
    стандартизация и сертификация Безопасность жизнедеятельности Организация и планирование производства
  2. Пояснительная записка Курс «Основы журналистики» ставит целью ввести учащихся в основы теории и практики современной журналистики, дать представление о специфике журналисткой профессии.

    Пояснительная записка
    Курс « Основы журналистики» ставит целью ввести учащихся в основы теории и практики современной журналистики, дать представление о специфике журналисткой профессии.
  3. Основи теорії міжнародних відносин

    Документ
    Загальний обсяг вивчення курсу «Основи теорії міжнародних відносин» становить 60 години, з яких 8 годин – лекційних, 16 годин – практичних, 36 годин самостійної роботи.
  4. “ Основы теории права”

    Реферат
    Изучение данной темы необходимо начать с уяснения основных, наиболее важных теорий права. Это позволит получить определенные представления о тех трактовках понятия права, которые встречаются в мировой и отечественной юриспруденции
  5. Основы теории журналистики план лекционных занятий

    Документ
    10 февраля. Задачи и терминологический аппарат курса. Предмет и место курса в программе профессионального образования. Понятия «журналистика», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации», «пресса», «публицистика», «массмедиа» и др.
  6. Основы теории управления региональным природопользованием

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 22 сентября 2009 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 005.019.01 при Институте водных и экологических проблем ДВО РАН по адресу: 68 , г.
  7. Основы теории культуры исторический характер представлений о культуре

    Документ
    В обыденном понимании «культура» чаще всего выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, культу­ру речи, культуру поведения, физическую культуру, образо­вание, религию, науку и т.
  8. «Основы методики и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями»

    Реферат
    Важнейшей задачей школьного физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей, в полной мере овладевших навыками и умением, определенными учебной программой по физической культуре.
  9. Организация и планирование производства 145 программирование на языке высокого уровня 153 основы теории управления 161

    Документ
    Программа составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 230100.

Другие похожие документы..