Основы теории и организации

Предисловие

Править должен знающий.

Сократ

Организация государственного управления с точки зрения его эффективности  ключевой вопрос для развития любой страны. Дело в том, что государственное управление императивно оказывает организующе-регулирующее воздействие на общественные процессы и отношения. Будучи направленным на упорядочение совместного существования людей, оно всегда связано с ними, с их нуждами и запросами, устремлениями и интересами. В этом смысле государственное управление имеет опосредованное воздействие на сознание, поведение и деятельность людей. Характер этого воздействия, его эффективность, безусловно, определяются самими людьми, прежде всего теми, кто становится государственными служащими. И совершенно ясно, что без изучения ими основополагающих теоретических знаний невозможны ни оптимальная организация государственного управления, ни его эффективное осуществление.

Теория государственного управления, как и управления вообще, относится к общественным наукам. В то же время она является интегральной наукой, в которой используются достижения самых разных отраслей научного знания.

Изучение проблем государственного управления находит свое отражение прежде всего в таких отраслях обществознания, как политология, социология, правоведение, экономика, история. Так, в политологии внимание обращается преимущественно на участие человека в политическом процессе взаимодействия социальных сил, в политических отношениях государственного управления, в социологии  на отношения человека с обществом и его институтами (в том числе государства, власти, управления), в экономической науке  на хозяйственно-экономическое содержание управленческих отношений, а в юридической  на их формальные проявления, закрепленные правом. Процесс развития общества во всей его конкретности, многообразии и непрерывной взаимосвязи прошлого с настоящим, переходы от одних состояний общественных систем к другим как изменяющейся и закономерно развивающейся во времени действительности изучает историческая наука. Помимо гуманитарных наук здесь синтезируются и такие, как теория систем, кибернетика, теория информации, математика и др.

Междисциплинарное обобщение целостных представлений о природе и сущности, формировании и воплощении, масштабности и значимости государственного управления, выработанных отраслевой наукой, открывает значительно больший простор для его объемного видения в достоверном и неоднократно подтвержденном знании.

К настоящему времени вышло в свет немало научной и учебной литературы по проблемам государственного управления, как отечественного, так и зарубежного. Однако несмотря на все многообразие монографий, учебных пособий, курсов лекций и прочих изданий до сих пор так и не была удовлетворена насущная потребность в комплексном учебнике. Именно в учебнике, системно представляющем основы профессиональных знаний по теории и организации государственного управления, необходимые для овладения данной специальностью. В этом плане предлагаемый вниманию повышающим свою квалификацию государственным служащим и тем, кто еще только готовится ими стать  студентам высших учебных заведений, междисциплинарный учебник, впервые написанный не по какой-либо отдельной дисциплине, а по специальности в целом, носит пионерский и во многом инновационный характер.

Настоящий учебник, пожалуй впервые, дает всестороннее и обстоятельное изложение современных представлений о науке, искусстве и практике государственного управления, учитывающих мировой опыт и отечественные традиции в этой области. В нем раскрывается сложная, многомерная, системная сущность и диалектика государственного управления, его общественно-политическая природа и детерминирующие взаимосвязи. Подробно освещаются закономерности и факторы социальной обусловленности, обоснованности и эффективности государственно-управленческих явлений в жизнедеятельности современного российского общества. Большое внимание уделено единству формирования и механизмам реализации государственной власти и государственного управления, выработки и осуществления государственной политики, процессу принятия и воплощения государственных решений. С точки зрения взаимодействия государства и общества характеризуются институциональные основы представительства интересов, информации и коммуникации, бюрократии и бюрократизма, связей с общественностью и культура государственных учреждений, конфликты в государственно-административной сфере, социальные ресурсы модернизации государственного управления.

Понимание необходимости преодоления трудностей перехода России к правовому государству и гражданскому обществу, разделению властей и рыночной экономике поставило перед авторским коллективом задачу изложения учебного материала, показав реальный потенциал созидательных действий, которые должны предпринимать органы государственной власти, государственные служащие, решая сложнейшие проблемы общественного развития в порядке государственного управления. В этой связи учебник отражает поиски новых взглядов и идей осуществления общественных функций государства на основе современной управленческой парадигмы. В нем с позиций комплексного междисциплинарного подхода рассмотрены теоретико-методологические основы изучения, система организации и практического осуществления государственного управления в Российской Федерации. Анализ целенаправленного государственно-управленческого воздействия на социальные процессы и отношения, регулирования различных сфер общественной жизнедеятельности построен на обширном фактическом материале, новейших достижениях научной мысли в области социальных наук, изучающих общество, государство и право, власть, политику, экономику, менеджмент.

Авторы учебника  ученые и преподаватели ведущих вузов страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного университета управления, Российской академии государственной службы при Президенте РФ), ответственные работники высших органов государственной власти (Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ), профессионально специализирующиеся по данной проблематике.

При подготовке настоящего учебника его авторами востребованы новейшие монографии, учебная и специальная литература, многие разработки отечественных и зарубежных исследователей и практиков государственного управления. Нормативный материал и правовые источники использованы по состоянию на 1 июля 2000 г.

По мере изложения учебного материала серьезное значение придается категориальному анализу базовых дефиниций, позволяющих предметно осмысливать государственно-управленческую проблематику. Понятийный аппарат учебника составили порядка 700 понятий, определений и терминов, которые вынесены в подзаголовки каждого параграфа соответствующей главы. Их указатель приводится в приложениях. Там же даны методические рекомендации по написанию дипломных работ.

Сопоставляя полярные точки зрения, альтернативные идеи и предложения, различные мнения, подходы и методы исследования, авторы стремились выработать общую концептуальную позицию. Насколько им это удалось  судить заинтересованному читателю. Объективным же арбитром содержащихся здесь выводов станет время, социальная практика. Оригинальные идеи и авторские разработки, обобщенные в учебнике, призваны стимулировать творческое отношение нынешних и будущих государственных, служащих к повышению своей общепрофессиональной подготовки, к совершенствованию своей государственно-управленческой деятельности. Настоящий учебник, в котором систематизированы научные знания в области теории и организации государственного управления, дает ключ к постижению профессиональных знаний и овладению специальностью государственного управления.

Учебник отвечает перспективным требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности «Государственное и муниципальное управление», соответствует учебным планам вузовского обучения, а также программам учебных дисциплин по направлениям «Юриспруденция», «Политология», «Государственное регулирование экономикой», «Социология управления», «Управление персоналом государственной службы». В приложения включены учебно-методические материалы, рассчитанные прежде всего на студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Учебник предназначен также для слушателей, проходящих обучение по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки государственных служащих, их самообразования. Он будет полезен аспирантам и докторантам, преподавателям и научным работникам, действующим специалистам органов государственной власти. Возможно, данная работа привлечет внимание и зарубежных исследователей российского государства и специфики управления им.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 1. Государственное управление как социальное явление

Нет богатств без основы, ресурсов

без богатств и управления,

если нечем управлять.

Все связано, все соотносится,

все взаимозависимо: люди и вещи

крутообразно вступают в разные

сочетания и ничто ни длячего

не является безразличным.

Ш.-Э. Пасселье

§ 1. Общее понятие и диалектика управления

Искусство научного управления — это

эволюция, а не изобретение.

Ф. Тейлор

Управление  субъект управления  объект управления  виды управления  самоуправление  признаки управления  взаимодействие  отношения управления  система  системность  социальная система  субъективный фактор  адаптивность  структурность  самоорганизация  предмет управленческого труда  качество управления  культура управления  принципы управления  законы управления

Стремление понять любое современное социальное явление, тем более такое масштабное, сложное и социально значимое, как государственное управление, обязывает обратиться к его природе и сущности, в частности, к истокам и эволюции и управления, и государства. Такова теоретико-методологическая логика научного познания. Сущность и явление, хаос и порядок, объективное и субъективное, устойчивость и подвижность, часть и целое, дисциплина и инициатива, организация и самоорганизация, авторитет власти и власть авторитета и другие парные категории выступают как грани познания предмета, как движение мысли от явления к сущности, в частности в анализе и понимании систем управления различной масштабности и процессов управления ими.

Сложность государственного управления как социального явления объективно диктует необходимость междисциплинарного подхода к его восприятию и описанию с помощью ряда научных и учебных дисциплин. Проиллюстрируем эту необходимость категориальным рядом ключевых научных понятий, «причастных» к категории и практике управления вообще, государственного управления в частности. В этом ряду: система — культура  ценности  личность  государство  политика  управление  власть  право  труд  развитие. Логическая связь этих общенаучных категорий очевидна. Управление возникает из потребностей социальной общности, обеспечивает ее функционирование и развитие до системного состояния. Каждая система управления любого масштаба  это всегда социо-культурное поле: накопленный человечеством опыт, знания, система ценностей, норм и правил поведения, традиций и т.д. Другой вопрос, как этот опыт воспроизводится в процессе управления в конкретных системах и является ли он практически объектом управленческого внимания и труда? Каждая личность, включенная в микро- и макросистемы, является носителем социо-культурного потенциала и по-своему проявляет его во взаимодействии. Очевидны и сложны взаимоотношения личности и государства. Органично взаимозависимы категории: управление, политика, власть, право. Управленческий труд  не самоцель. Его важнейшая социальная миссия  обеспечивать не только нормальное функционирование микро- и макросистем, но и прогрессирующее их развитие. В условиях конкурентного взаимодействия и противостояния отдельных фирм и государств качество управленческого труда приобретает поистине историческое, политическое и стратегическое значение.

Социальная философия, принятая нами в качестве теоретико-методологической основы анализа государственного управления, выполняет две важные функции: мировоззренческую и методологическую. Первая формирует совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас социального мира и месте человека в нем, вторая дает систему наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию социальной действительности. В центре внимания той и другой, со времен знаменитого античного афоризма,  Человек как мера всех вещей. Великие мыслители последующего времени рассматривали в своих концепциях человека как чувствующий, мыслящий и творящий субъект. Невнимание руководителей разных уровней управления к этому субъекту  труженику, гражданину, потребителю правомерно рассматривать как явный признак кризиса управленческого труда из-за его непрофессиональности.

Управление имеет место во всех системах материального мира: в технических, биологических и социальных. Схожесть процессов управления в этих системах выявила и показала кибернетика  наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и переработки информации, которая разрабатывает общие принципы создания систем управления. Проблемы управления изучаются также целым рядом прикладных наук, таких как: философия управления, социология управления, организационное поведение, психология управления, история управления, экономика управления, право и управление, этика и культура управления и др.

Все многообразие подходов к определению понятия «управление» обусловлено многогранностью и сложностью этого уникального явления, которое очень трудно на современном этапе развития науки управления выразить единичным определением. Поэтому разные авторы видят это явление по-разному и формулируют определения социального управления по-своему, расставляя акценты на тех или иных его аспектах  это настраивание людей на труд; это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу; балансирование в пространстве антиномий; сложное субъектно-объектное отношение; деятельность по созданию лучшего варианта будущего; властная форма закрепления социальных отношений людей; достижение целей с помощью знания, полученного из анализа, и др. Наиболее распространенное определение управления  целенаправленное воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в качественно новое состояние.

  1. Организация и планирование производства Программирование на языке высокого уровня +курсовая Основы теории управления

    Курсовая работа
    стандартизация и сертификация Безопасность жизнедеятельности Организация и планирование производства
  2. Пояснительная записка Курс «Основы журналистики» ставит целью ввести учащихся в основы теории и практики современной журналистики, дать представление о специфике журналисткой профессии.

    Пояснительная записка
    Курс « Основы журналистики» ставит целью ввести учащихся в основы теории и практики современной журналистики, дать представление о специфике журналисткой профессии.
  3. Основи теорії міжнародних відносин

    Документ
    Загальний обсяг вивчення курсу «Основи теорії міжнародних відносин» становить 60 години, з яких 8 годин – лекційних, 16 годин – практичних, 36 годин самостійної роботи.
  4. “ Основы теории права”

    Реферат
    Изучение данной темы необходимо начать с уяснения основных, наиболее важных теорий права. Это позволит получить определенные представления о тех трактовках понятия права, которые встречаются в мировой и отечественной юриспруденции
  5. Основы теории журналистики план лекционных занятий

    Документ
    10 февраля. Задачи и терминологический аппарат курса. Предмет и место курса в программе профессионального образования. Понятия «журналистика», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации», «пресса», «публицистика», «массмедиа» и др.
  6. Основы теории управления региональным природопользованием

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 22 сентября 2009 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 005.019.01 при Институте водных и экологических проблем ДВО РАН по адресу: 68 , г.
  7. Основы теории культуры исторический характер представлений о культуре

    Документ
    В обыденном понимании «культура» чаще всего выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, культу­ру речи, культуру поведения, физическую культуру, образо­вание, религию, науку и т.
  8. «Основы методики и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями»

    Реферат
    Важнейшей задачей школьного физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей, в полной мере овладевших навыками и умением, определенными учебной программой по физической культуре.
  9. Организация и планирование производства 145 программирование на языке высокого уровня 153 основы теории управления 161

    Документ
    Программа составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 230100.

Другие похожие документы..