Русская философия XX века

ГЛАВА 14

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА

Русская философская мысль XX века уходит корнями в век XIX. Именно в последней трети XIX в. формируются все основные интенции, которые зримо и системно разовьются в русской философии XX в. И это закономерно, так как временные вехи имеют, как правило, рамочный характер, чаще всего символич­но свидетельствуя о возможных границах явления. Отсюда и трудности с типоло­гией периодизации философского процесса, с поисками понятийных меток, при помощи которых осуществляется демаркация развития философской мысли. Так, выделяя видимые особенности формирования русской философии XX в., вводили понятие «русская философия конца XIX — начала XX в.», что, в свою очередь, требовало содержательных уточнений. В литературе последних лет широ­ко применяется понятие «русская философия серебряного века». Оно тоже требу­ет пояснений, ибо возникло в процессе исследования русской поэзии, где «золотой век» пушкинской эпохи органично дополняется «серебряным веком» — началом XX века. Такая терминология вряд ли жестко коррелируется с эволюцией рус­ской философской мысли этого периода. Поэтому современные исследователи, подчеркивая символичность и относительность понятия «серебряный век», тра­диционно прибегают к нему прежде всего потому, что через него можно оха- < рактеризовать качественно новые, «ренессансные» явления в русской философии рубежа веков. И такое понимание оправдано, ибо русский философский про­цесс в XX в. имеет свои отличительные особенности.

Необходимо отметить неравномерность, разнокачественность философс­кого процесса на протяжении этого столетия. Рубеж веков, точнее, первые де­сятилетия XX века характеризуются бурными подвижками во всех областях общественной жизни, связанными с событиями трех революций. Духовная жизнь общества в этот период была контрастной, неоднозначной, парадоксальной. В ней все большее значение начинают играть философские искания, лежащие -в основе крупных культурных изменений. Эти духовные искания разнонаправле-ны: поиски «нового религиозного сознания» соседствуют с развитием и пропа­гандой марксистской философии, проповедь философии «пола» — с апелляцией , к общественности, историософские спекуляции — с эсхаталогическими прогноза- -, ми. Противоречивость этих исканий делает весьма затруднительной философскую идентификацию мыслителей описываемой эпохи, так как зачастую в творчестве д тех или иных представителей литературы, искусства, науки, философии самым причудливым образом сочетались, казалось бы, не сочетаемые в чистом виде идей- д ные комплексы. Осложняется этот процесс и революционными потрясениями,

Особенности русской философии XX века 647

которые весьма прихотливо ставили различных деятелей этого периода то по одну, то по разные стороны баррикад. В условиях обостренного мировоззренческого поиска каждый год был равноценен десятилетию плавного эволюционного раз­вития: духовная жизнь развивалась рывками.

Первые десятилетия XX в. характеризуются сложившейся системой фило­софского образования. Кафедры философии являлись органическим элементом высшего образования, их деятельность оказывала заметное влияние на специаль­ное и техническое образование. То, что русское студенчество первых десятиле­тий XX в. было весьма высокоинтеллектуальным, объяснялось в какой-то мере и высокими стандартами философского знания, и органичностью фило­софских поисков и творческой деятельности. В лучших университетах России сложились центры философской культуры, которые направляли мировоззрен­ческие поиски независимо от профессиональной специализации. В этом плане особенно следует выделить Санкт-Петербургский и Московский университеты, питомцы которых трудились на всем необъятном пространстве России. Их дея­тельность превращала кафедры философии в общественно значимые центры, хотя надзор за преподаванием в России традиционно был строгим. Философия выходила за стены государственных университетов — она оказывалась важным звеном учебного процесса в негосударственных высших учебных заведениях (университет Шанявского и др.), ее проблематика стабильно была представле­на во все более распространяющихся циклах публичных лекций, она постоянно присутствовала в легальных и нелегальных формах обучения рабочих. Филосо­фия становится не уделом относительно малочисленного круга образованных людей, но общественно значимым фактором жизни России. Философская про­блематика оказывается обязательным элементом всех русских «толстых» журна­лов. В крупнейших русских издательствах появляются специализированные отделы и серии, растет философская периодика. Некоторые издания, например «Вопро­сы философии и психологии», начинают играть роль координирующего центра, во многом определяющего уровень философских поисков, а также их результа­тивность. Растет влияние таких журналов, как «Новый путь» и «Вопросы жизни». Появляется множество переводов на русский язык произведений классиков миро­вой философии, а также современных философских трудов различной пробле­матики.

Появляются новые формы объединения философской общественности, связанные в основном с религиозно-идеалистической проблематикой — лите­ратурно-философские салоны, клубы, общества. В них бурно обсуждаются ак­туальные философские, религиозные и политические вопросы. Формируется специализированная издательская сеть, которая систематически публикует фило­софские произведения. Например, издательство «Путь» в 1910—1918 гг. опублико­вало почти все крупные произведения представителей русской религиозно-философской мысли. Разумеется, следует иметь в виду и то, что материалистичес­кая (преимущественно марксистская) философия остается постоянным компо­нентом социал-демократической периодики; партийные издательства публикуют большое количество чисто философской литературы. На страницах партийной прессы («Просвещение», «Наша мысль», «Искра», «Правда» и др.) постоянно обсуждаются философские проблемы, особенно когда они приобретают обще­партийное значение, как, например, полемика В.И.Ленина и А.А. Богданова.

648_____________________________Русская философия XX века

Русская философия первых десятилетий XX в. органично развивалась в рам­ках единого европейского философского поля. И дело здесь не только в том, что к этому времени она достигла зрелых форм философствования, не только в том, что выдающиеся русские философы были европейски образованными мыслителями; не только в том, что в начале XX в. Россия часто становится своеобразным полигоном для новейших европейских идей. Причина активного вхождения России в проблемное поле европейской философии в том, что выдаю­щиеся русские мыслители, развиваясь в рамках единого европейского фило­софского процесса, начинают обосновывать идеи и концепции, которые через непродолжительное время приобретут европейский и мировой резонанс. Самый яркий пример — формирование и эволюция экзистенциальной философии. Идеи Л.Шестова и Н.Бердяева явились своеобразными пролегоменами к европейско­му экзистенциальному философствованию. Они как бы продолжали, развивали перспективные европейские теории, переосмысливая их сквозь призму новаций русского философствования, их творчество органически вливалось в предмет­ное поле европейской философии экзистенциализма, одновременно продол­жая и углубляя специфические русские интенции. С другой стороны, сами особенности исторической ситуации, складывавшейся в России, превращали русских мыслителей в первопроходцев осмысления проблем, ставших предме­том европейского философского анализа многие десятилетия спустя. Здесь прежде всего следует назвать социальные, революционные проблемы, проблемы перс­пектив общемирового развития. Достаточно сослаться на две имеющие истори­ческое значение книги — «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых разносторонне проанализированы перспективы развития XX в. в контексте рево­люционной эпохи. Даже сложившиеся на Западе целые направления гумани­тарного знания типа «русистики», «советологии» и т.д. основой имеют концепции русских мыслителей, по тем или иным причинам оказавшихся за границей.

Следует отметить непосредственное влияние русских мыслителей на фило­софскую и общественную мысль тех стран, в которых они оказались в результате эмиграции. Сегодня уже много написано о русских колониях в Германии, Бол­гарии, Чехии, Франции и других странах В этих странах создавались универси­теты, издательства и т.д., которые позволяли не только продолжить прерванную на родине философскую работу, но и сохранить и преумножить традиции рус­ской философской рефлексии. Русские мыслители органически вливались в пред­метное философское поле тех стран, в которых они проживали. Достаточно вспомнить выдающегося американского социолога и философа П.Сорокина, профессора Сорбонны Л.Шестова, профессора Литовского университета Л.Кар­савина и многих других. Эти русские интеллектуалы не только органично вхо­дили в круг европейского философствования, но и занимали там достойное место, демонстрируя уровень и возможности русской философской традиции.

Когда говорят о русской философии XX в., как правило, ее главную каче­ственную черту видят в религиозно-идеалистическом характере философство­вания. Безусловно, это было одно из магистральных направлений русского философского развития, однако этим не исчерпывается русское философское своеобразие первых десятилетий XX в. Русский духовный ренессанс начала века был органически связан и с марксизмом. Можно просто сослаться на значение марксизма в исторических судьбах России XX в, независимо от того, принима-

Философия русского марксизма____________________________649

ются или отвергаются его идеи. Однако показательнее тот факт, что большин­ство мыслителей, составивших славу религиозно-идеалистического направления, в свое время прошли через увлечение марксизмом. И хотя лучшие представители русского «религиозного ренессанса» проделали путь «от марксизма к идеализ­му», трудно недооценить влияние марксистских идей на их творчество.

Не следует забывать и о том, что русское философствование XX в. включает в себя и отдельные материалистические концепции, складывавшиеся вне маркси­стских влияний. Среди них прежде всего следует назвать антропологический мате­риализм В.И.Вернадского — одного из крупнейших ученых и философов XX в.

Философские учения подобного типа возникают в России спорадически;

они, как правило не пользуются широким общественным признанием, однако важны, ибо убедительно свидетельствуют о продуктивности русского философ­ствования в его органической связи с европейским философским процессом.

И все же наиболее продуктивные философские результаты были достигну­ты русской религиозно-идеалистической мыслью. Это, однако, не перечеркивает достоинств, противоречий и тупиков марксистской философии, а лишь кон­трастно оттеняет ее историческое значение. Следует различать марксистскую фи­лософию первых десятилетий XX в. и советскую философию, которая, с одной стороны, является ее органическим продолжением и развитием, с другой — имеет собственную специфику, требующую отдельного специального анализа.

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО МАРКСИЗМА

Марксизм становится популярным в России в последней трети XIX в. и в дальнейшем его влияние расширяется с каждым последующим десятилетием. В XX в. он оказывается одним из влиятельных направлений русского обще­ственного развития. Марксизм, как справедливо утверждал С.Н.Булгаков, «ожи­вил упавшую было в русском обществе веру в близость национального возрождения». Он воспринимался в России прежде всего как социально-экономическое учение, позволяющее обозначить пути преобразования России в демократическое обще­ство. Для самых разных людей (от университетских профессоров и до рабочих) марксизм превращался в путеводную звезду будущего развития. И как это всегда было в России, иностранные идейные влияния и концепции не просто воспри­нимались и пропагандировались, а творчески перерабатывались в соответствии с национальными традициями. Марксизм на русской почве оказался самобыт­ным направлением общественной мысли, органически впитав в переработан­ном виде традиции революционных демократов, бакунизма и т.д. Наиболее яркие представители русского марксизма зачастую развивали те или иные интенции, заложенные в марксистской теории. Марксизм как всякая исторически значимая концепция изначально был плюралистическим: единым по основаниям, но твор­ческим по интерпретациям этих оснований и выводам. Это позволяло ему разви­ваться, обобщая и переосмысливая те общественные и культурные изменения, которые происходили в мире на протяжении многих десятилетий. Поэтому в кон­це концов оказалась несостоятельной ведущая в советской историографии тен­денция определять в соответствии с политической конъюнктурой «истинный» «аутентичный», «единственно правильный» марксизм и представлять все дру­гие его модификации как «ревизионизм», «антимарксизм» и т.д.

650 Русская философия XX века

Русский марксизм оказался одним из магистральных путей развития марк­сизма на инонациональной почве, продемонстрировав получение исторически зна­чимых результатов в новых исторических и общественных обстоятельствах. Можно по-разному оценивать русский марксизм («марксизм-ленинизм»), особенно в свете современной ситуации, однако его значение несомненно: вне его теории и прак­тики непредставима история XX века.

Если говорить о философии русского марксизма рубежа веков, то ее изуче­ние требует, во-первых, постоянного учета органического единства всех «частей» марксизма (по традиционной в советской литературе схеме «трех составляю­щих частей марксизма» — философии, политэкономии, научного коммуниз­ма), хотя сегодня даже с позиций современных марксистских исследований подобная схема требует существенных уточнений; во-вторых, понимания воз­можностей различных интерпретаций основополагающих марксистских идей;

в-третьих, осмысления тенденций «творческого» развития главных философс­ких интенций марксизма под влиянием изменяющейся исторической реально­сти, прежде всего революционного изменения российской действительности;

в-четвертых, учета сложной динамики становления и развития идей русского марксизма в процессе взаимодействия и борьбы с западноевропейским марк­сизмом (Э.Бернштейном, К.Каутским и др.). Во всяком случае, с первых шагов существования русский марксизм (при всем его стремлении к «ордотоксальнос-ти» по отношению к отцам-основателям) убедительно демонстрирует оригиналь­ность подхода к основам марксистской теории, разрабатывает идеи и концепции, далеко уходящие от выводов родоначальников. Именно эта особенность рус­ского марксизма создавала предпосылки для появления различных концепту­альных разработок. Наиболее интересные из них представлены в творчестве Г.В.Плеханова, В.И.Ленина, А.А.Богданова.

Г.В.Плеханов (1856 - 1918) родился в с.Гуди-ловка Тамбовской губернии в семье отставного гусарского офицера. Мать Плеханова, племян­ница В.Г.Белинского, оказала большое влияние на формирование мировоззрения сына. После окончания Воронежской гимназии он пытался учиться в Константиновском юнкерском учили­ще, но вскоре перешел в Горный институт (1874-1876), который не закончил, так как посвятил себя революционной борьбе. Плеханов активно участвовал в народническом движении («Земля и воля» 70-х годов, «хождение в народ», руко­водство «кружками», в том числе и рабочими), затем увлекся «рабочим делом». Он неоднократ­но подвергался арестам, вынужден был эмигри­ровать (1880). В 1883 г. Плеханов организует

Г.В.Плеханов* (1856 - 1918)

первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда», активно участвует в международном марксистском движении, занимает видное место среди социали­стов Западной Европы и Америки. В течение ряда лет он представляет Российскую социал-демократическую рабочую партию в Международном социалистическом

  1. Философия XX века Мареев

    Книга
    Предлагаемое пособие носит далеко не описательный характер. В его основе не просто изложение взглядов философов XX века, а попытка понять истоки той или иной позиции.
  2. Философия XX века

    Документ
    Указанный подход оригинален в обоих смыслах этого слова. Он осуществлен в последовательном виде в нашей учебной литературе впервые и необычен на фоне анало-гичных изданий последних лет.
  3. Русская литература XX века 20-90-х годов

    Литература
    Русская литература XX века 20-90-х годовВ конце 10-х и в 20-е годы XX века литературоведы новейшую русскую литературу иногда отсчитывали с 1881 г. - года смерти Достоевского и убийства Александра II.
  4. История русской литературы XX века (20-90-е годы)

    Документ
    В конце 10-х и в 20-е годы XX века литературоведы новейшую русскую литературу иногда отсчитывали с 1881 г. - года смерти Достоевского и убийства Александра II.
  5. Ф. М. Достоевский русская философия

    Документ
    Прежде чем понять общечеловеческие интересы, надобно усвоить себе хорошо национальные, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать чисто общечеловеческий интерес.
  6. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности (031401) культурология

    Учебно-методический комплекс
    Настоящее пособие – учебно-методический комплекс, рассчитанный на использование при изучении студентами университетов полугодового курса «История русской философии» на гуманитарных факультетах и, прежде всего, по специальности «Культурология»
  7. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности философия

    Учебно-методический комплекс
    Настоящее пособие – учебно-методический комплекс, рассчитанный на использование при изучении студентами университетов годового курса «История русской философии» на философском факультете .
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,

Другие похожие документы..