Русская философия XX века

•—••.ояег"~~гг.——г"~ •• --я

Й^-ь^Х^^^^^^^^

""SS^r^SKS^Sc^^

SSs^r^SKS^ScT^^^^^

=^0^?^^^^^^^

^ьи подходов в ^новоположника^ ?^' ^° ^oc0^ ма6^ ^^Работан. "истического вз^я00лении- ^боты п. ^^-^^ков идр)^0"3^ не была в0 многом cпnзTдaна "^орию» ^ ^^анова «к впт" "^му требует

"Ризации „-„.'"".^"ДНОЙ сторож '"""^таист заяи1„„-„ ...

'имс^^^^^^^^^^^

подходов^ ^НОВОПОЛОЖНИКа^ ?^' ^° ^oc0^ ма6^ ^Работай. "истического вз^я00лении- ^боты п. ^^ков идр)^0"3^ не была

STS~o^^^^^^^^^

^s?5^s=°^S^^S^ '1ТО ^o-sy^^^^^^

^тйй?г^й^^^^^^^^^ ^=.ts?^^^^^

ития мипо ^очки ^ения ели^,/0^^ и^мысливать сти У^У10^ науч Z^3^0^^^^^ Ha^

'КОМотип^,.. _ •'"^''t-TBORaui^r, ..

. Исходный nv"'^^6 ^его баку^Г460^ ^итывапп,,,"^0^ соб-

•-. —г „•—-; .:.„,•„"—--«":." ••"•- г»

кяЯ-кь»;,й;7„-.~;д^^^^^ •-•-даг^^я^к.^"^^^^^

•^^sas^s^

f

652______________________ Русская философия XX века

софию. Последняя составляет закономерный этап развития мировой филосо­фии, характеризующийся прежде всего диалектическим методом. «Новый мате­риализм», т.е. марксизм, обогащается «всеми приобретениями идеализма», самое важное среди которых — «диалектический метод», т.е. «рассмотрение явлений в их развитии, в их возникновении и уничтожении». Поэтому с точки зрения русского философа марксистская философская система состоит из диалектики как метода и универсальной теории развития («душа» системы), философии природы и философии истории. Плеханов много страниц посвятил последова­тельному анализу сущности, структуры и закономерностей диалектики, сфор мулировав их в сжатом виде так:

«I) Все конечное таково, что оно само себя снимает, переходит в свок противоположность... ;

2) Постепенные количественные изменения данного содержания превра щаются в конце концов в качественные различия. Моменты этого превраще ния — это моменты скачка, прерыв постепенности».

Философия природы Плеханова исходит из объективного существованю материальной субстанции, находящейся в постоянном процессе развития. Мате рия, природа, отражается в сознании человека (прежде всего через ощущения реализуя процесс познания как объектно-субъектный процесс. Мир поэтом для русского мыслителя принципиально познаваем, хотя изредка Плеханов скло' нялся и к кантовской идее «вещи в себе». Исследуя процесс познания как пос тижение объективной реальности, он зачастую принимает аргументацию теорю иероглифов, по которой «наши представления о формах и отношениях вещей не более как иероглифы», скорее помечающие объективный мир, чем содержа^ тельно воспроизводящие его. И все же Плеханов настаивает на том, что иерогли фы точно обозначают формы и отношения объективного мира, так как «матери альное» и «идеальное» имеют «тот же самый смысл». Русские марксисты (осо бенно В.И.Ленин) настоятельно стремились подчеркнуть «иероглифическую ошибку Плеханова, тогда как она фактически характеризовала особенности его гносеологической позиции, в которой проблемы субъективной диалектик! и активной роли познающего субъекта остались на втором плане, фактичесн не нашли глубокой адекватной разработки. В конечном итоге русский марксис был уверен в том, что «иероглифы» не только дают адекватную информаци об объективном мире, но и в том, что ее «достаточно, чтобы мы смогли изучи! действия на нас вещей в себе и, в свою очередь, воздействовать на них».

Философия истории Плеханова (хотя он пользовался и понятием «исто рический материализм») базируется на разработанной Марксом теории «мате риалистического понимания истории», в которой настойчиво подчеркиваете монистическое начало. Монистическое начало, по мнению Плеханова, должн корректировать структуру определяющей роли экономических отношений за сч< выделения «оснований», субстратов этих отношений, сводящихся прежде все1 к географической среде. Географическая среда детерминирует характер произ водительных сил, которые в свою очередь создают предпосылки для скачкооб разного развития «надстройки». Отношения между базисом и надстройке в сжатом виде описываются Плехановым следующим образом:

«I) состояние производительных сил;

2) обусловленные им экономические отношения;

Философия русского марксизма 653

3) социально-политический строй, выросший на данной экономической «основе»;

4) определяемая частью непосредственно экономикой, а частью всем вырос­шим на ней социально-политическим строем психика общественного человека;

5) различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики». Можно по-разному интерпретировать выводы Плеханова, однако нельзя не констатировать их творческий характер, стремление найти свои аспекты реше­ния ключевых вопросов марксистской теории. Заслугой русского мыслителя является и творческая разработка роли личности, народа, партий в историчес­ком развитии, проблемы отношения России к Востоку и Европе. В совокупно­сти это позволяет говорить о наличии «плехановской школы» в марксизме'.

А.А.Богданов (Малиновский) (1873—1928) родился в г.Сокулка Гродненской губернии в се­мье учителя. После окончания Тульской класси­ческой гимназии (1892) он поступил в Московский университет на естественное отделение физико-математического факультета, которое вынужден был оставить в 1894 г. в связи с участием в студен­ческих волнениях, завершившимся арестом и вы­сылкой из Москвы. В 1899 г. Богданов окончил медицинский факультет Харьковского университе­та. Активный участник народнического и социал-демократического движения в России, он нео­днократно подвергался репрессиям. Будучи актив­ным деятелем большевистской фракции, в которой он занимал самостоятельную позицию, Богданов выступал в качестве оппонента В.И.Ленина, за что и был в конце концов исключен из нее (1909). После Октябрьской революции Богданов был

А.А.Богданов (Малиновский) * (1873-1928)

членом Коммунистической академии, читал лекции в МГУ, являлся одним из орга­низаторов и главных идеологов Пролеткульта. Будучи организатором и дирек­тором первого в мире Института переливания крови, Богданов погиб, произведя на себе неудачный опыт.

[ Богданов был разносторонне талантлив. Он оставил интересное научное j (политэкономия, философия, социология, естественные науки) и художественное (романы «Красная звезда», «Инженер Мэни») наследие. Формирование и развитие мировоззрения Богданова было сложным и противоречивым. Его философские взгля-| ды эволюционировали от стихийного материализма («Основные элементы истори­ческого взгляда на природу», 1899) через увлечение энергетизмом В.Ф.Оствальда | («Познание с исторической точки зрения», 1901) и махизмом («Эмпириомо-|низм. Статьи по философии», кн.1—3, 1904—1906) к разработке собственного (философского учения, в основе которого лежали концепции Маркса о действи­тельности как о социальной практике и о философии как о средстве активного (изменения мира. Полностью принимая основные положения исторического (материализма, Богданов стремился развить их философские основания за счет

Подробнее см.: Каратаев Ф.С. Г.В.Плеханов. Человек и политик. Пермь, 1992.

654 Русская философия XX века

создания т.н. организационной теории, в которой фактически осуществлялось «преодоление философии» в традиционном смысле этого термина. Отсюда и рез­кая критика его идей «школой Плеханова» и «школой Ленина». Богданов отста­ивал свою позицию прежде всего аргументированными ссылками на творческий характер марксистской философии, которую ни в коем случае нельзя «фетиши­зировать» и абсолютизировать, превращать в символ «веры», как, по его мнению, делал Ленин. ,

Марксистская философия (как и всякая наука), с точки зрения Богданова, должна постоянно развиваться в соответствии с новыми научными и философ­скими достижениями. Последние, как ему казалось, связаны с «критической философией» Э.Маха, позволяющей преодолеть диалектический метод, не полу­чивший «полной ясности и законченности» ни у Гегеля, ни у Маркса. «За пос­ледние полвека, — утверждал Богданов, — на сцену выступили две новые философские школы, связанные с именами К.Маркса и Э.Маха... я имею честь принадлежать к первой из этих философских школ, но, работая в ее направлении, стремлюсь, подобно некоторым моим товарищам, гармонически ввести в идейное содержание этой школы все, что есть жизнеспособного в идеях другой школы». Результатом явилось создание философии эмпириомонизма, противопоставлен­ной диалектическому материализму. Эмпириомонизм предполагал анализ дей­ствительности, исходя из физического и психического опыта в генетической связи первого и второго как опыта коллектива и индивидуального; исследование исходных философских понятий (материя и дух, субстанция и т.д.) как «идолов и фетишей» познания, порожденных «трудовыми отношениями людей» в опре­деленную эпоху; интерпретацию истины как «организующей формы коллек­тивного опыта», стремление доказать, что «общественное бытие и общественное сознание, в точном смысле этих слов, тождественны». Развитие эмпириомони-стической системы в конечном итоге приводит русского марксиста к созданию «всеобщей организационной науки» (тектологии), которая не только «снимает» философские поиски в традиционном смысле, но и является рычагом построе­ния будущего социалистического общества. Богданов рассматривает действи­тельность как поле коллективного труда, как сложный процесс взаимодействия человеческой активности и стихийного сопротивления природы. Многообраз­ные сочетания «активностей-сопротивлений» в борьбе человека и природы обра­зуют «комплексы» или «системы», которые постоянно комбинируются, изменяются и развиваются. Регулирует это развитие закон подбора, по которому «выживают» «более приспособленные» к своей среде и, одновременно, более организован­ные системы. Рассматривая мир как совокупность организационных комплексов, Богданов подчеркивает в нем не только организационные, но и дезорганизацион-ные составляющие: организационные комплексы налицо там, где активность сопротивления комплекса в целом больше суммы активностей сопротивлений его элементов, дезорганизационные — там, где активность сопротивления ком­плекса меньше суммы своих частей, нейтральные — там, где этот показатель равен сумме частей. Поэтому организационная система не является универ­сальной, она действенна по отношению к каким-нибудь определенным активно-стям, сопротивлениям. Богдановская тектология (организационная наука) рисует панорамную картину действительности: от развивающейся природы до развива­ющегося человечества, двигающегося к своему светлому будущему — социализ-

Философия русского марксизма 655

му. Причем системность тектологии позволяет строго планировать прогрессив­ный «процесс развития человечества, решая организационные задачи» «спосо­бами, аналогичными математическим». Поэтому Богданов уверен, что расцвет тектологии «будет выражать сознательное господство людей как над природой внешней, так и над природой социальной. Ибо всякая задача практики и теории сводится к тектологическому вопросу: о способе наиболее целесообразно орга­низовать некоторую совокупность элементов — реальных и идеальных».

«Организационная наука» Богданова оказалась доктриной, типичной для XX века с его увлеченностью системными построениями, позитивистским про­жектерством, верой во всесилие науки. В ней видны гениальные озарения (пред­восхищение системного анализа и кибернетической методологии), очевидные несообразности (вера во всесилие математических обоснований), явные проти­воречия (особенно по философским проблемам), но также и продуктивность самих попыток нащупать и выразить новые, более глубокие, чем ранее, подхо­ды к осмыслению мира во имя его преобразования. Наследие Богданова, безус­ловно, нуждается в более глубоком осмыслении, учитывая, что в течение многих десятилетий его имя было под запретом, тогда как многие его выводы оказа­лись пророческими'.

В.И.Ленин (Ульянов) (1870—1924) родился в интеллигентной дворянской семье в г.Симбир­ске. По окончании гимназии поступил в Казан­ский университет на юридический факультет (1887), откуда был исключен в том же году за уча­стие в студенческих беспорядках. С этого времени Ульянов (Ленин) активно участвует в революци­онном движении, неоднократно подвергается арестам и ссылкам. В 1891 г. он экстерном сдает экзамены по программе юридического факультета Санкт-Петербургского университета. В эти же годы Ульянов (Ленин) становится профессиональным революционером, активным участником русского и европейского социал-демократического движе­ния. Создатель и бессменный руководитель боль­шевистской партии, он многие годы вынужден был проживать за границей и вернулся в Россию лишь после февральской революции 1917 года. Руководитель Октябрьской рево­люции, организатор Советского государства, Ленин умер, так и не успев реали­зовать разработанные им новые подходы к построению социалистического общества в отдельно взятой стране.

  1. Философия XX века Мареев

    Книга
    Предлагаемое пособие носит далеко не описательный характер. В его основе не просто изложение взглядов философов XX века, а попытка понять истоки той или иной позиции.
  2. Философия XX века

    Документ
    Указанный подход оригинален в обоих смыслах этого слова. Он осуществлен в последовательном виде в нашей учебной литературе впервые и необычен на фоне анало-гичных изданий последних лет.
  3. Русская литература XX века 20-90-х годов

    Литература
    Русская литература XX века 20-90-х годовВ конце 10-х и в 20-е годы XX века литературоведы новейшую русскую литературу иногда отсчитывали с 1881 г. - года смерти Достоевского и убийства Александра II.
  4. История русской литературы XX века (20-90-е годы)

    Документ
    В конце 10-х и в 20-е годы XX века литературоведы новейшую русскую литературу иногда отсчитывали с 1881 г. - года смерти Достоевского и убийства Александра II.
  5. Ф. М. Достоевский русская философия

    Документ
    Прежде чем понять общечеловеческие интересы, надобно усвоить себе хорошо национальные, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать чисто общечеловеческий интерес.
  6. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности (031401) культурология

    Учебно-методический комплекс
    Настоящее пособие – учебно-методический комплекс, рассчитанный на использование при изучении студентами университетов полугодового курса «История русской философии» на гуманитарных факультетах и, прежде всего, по специальности «Культурология»
  7. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности философия

    Учебно-методический комплекс
    Настоящее пособие – учебно-методический комплекс, рассчитанный на использование при изучении студентами университетов годового курса «История русской философии» на философском факультете .
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,

Другие похожие документы..