Содержание программы Язык и речь

Содержание программы

Язык и речь.

Устная и письменная формы речи, их сходство и различие. Средства выразительности звучащей речи. Монологическая и диалогическая речь.

Стилистика.

Понятие о стиле речи. Разновидности функциональных стилей: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический. Стиль речи как система языковых средств, обусловленных функцией речи и сферой общения. Характерные языковые средства различных стилей, сфера применения каждого стиля. Понятие о стилевом единстве текста. Понятие о стилистических ошибках.

Текст как тематическое, смысловое, структурное, стилевое единство. Типы синтаксической связи текста (цепная и параллельная). Виды грамматической связанности текста: порядок слов, лексические повторы, тестовые синонимы, единый временной план и т.д.

Описание, повествование, рассуждение как различные типы текста. Особенности каждого из этих типов.

Подробное и сжатое изложение текста. Разная степень сжатия текста. План. Тезисы. Конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия (на книгу, статью) как вторичные тексты.

Газетно-публицистический стиль. Разные виды газетных корреспонденций: заметка (информационного и критического характера), интервью, репортаж, очерк (портретный, проблемный, путевые заметки), статья.

Жанры официально-делового характера: автобиография, характеристика, протокол собрания и др.

Устные выступления различного характера: отчет о работе, доклад, устная рецензия на доклад, устное реферирование научной статьи, выступление критического, дискуссионного и агитационного характера.

Фонетика. Графика и орфография

Звуки речи и их изображение на письме. Соотношение между звуком и буквой. Чередование звуков, их отражение на письме: книга – книжный; с другом – друзья – дружный.

Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Случаи отражения на письме позиционных изменений звуков.

Значение фонетики для работы по орфоэпии, орфографии, для изучения словообразования и грамматики.

Культура речи и стилистика

Произношение гласных и согласных звуков в соответствии с орфоэпическими нормами и их допустимыми вариантами. Особенности произношения иноязычных слов, правильное выделение в них ударного слога.

Наблюдение над использованием в поэтических текстах звукописи для наибольшей выразительности речи.

Умения и навыки

Умение производить фонетический анализ слов.

Умение замечать и исправлять орфоэпические ошибки. Навыки работы с орфоэпическими и орфографическими словарями.

Словообразование и орфография

Морфемный состав слов в русском языке. Понятие об образовании слов и форм слов в русском языке. Словообразующие и формообразующие морфемы. Понятие о нулевой морфеме. Основа и окончание. Производная и непроизводная основы. Виды морфем: корень и аффиксы.

Способы словообразования в русском языке.

Правописание гласных, проверяемых ударением, в различных морфемах (в корнях: волы – вол, проредишь – редкий; в суффиксах: липовый – дубовый; в приставках: подписать – подпись; в окончаниях: на опушке – не реке).

Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, в корнях родственных слов.

Буквенные чередования гласных о - а, е – и в корнях слов.

Правописание о и е после шипящих под ударением (ножом, большой, холщовый, смешон, горячо, шорох, крыжовник НО печет, стережет, выкорчевывает, размежевка, дирижер, решенный, пораженный, крученый) и в безударном положении (сторожем, хорошего, горошек, чернеть, жернова, решето, НО жокей, шоколад),

Правописание приставок пре-, при-. Смыслоразличительная роль этих приставок.

Разделительный ъ и ь в составе слова.

Правописание глухих и звонких согласных в различных морфемах (город – города, надписать – надломить, кедровка – кедровый).

Двойные согласные на стыке приставки и корня (оттолкнуть), на стыке корня и суффикса (полесский), в сложносокращенных словах (главврач), в иноязычных словах (ирригация, эссенция).

Непроизносимые согласные (праздник, солнце. Сердце, окрестность). Различение написаний щ и сч, зч, стч, здч, жч в связи с анализом состава слова(дощаник, каменщик; бесчинства, резче, жестче, объездчик, перебежчик).

Правописание сложных слов. Слитное написание (пешеход, авиапочта, горицвет; паровозный, железнодорожный, столетний, восьмидесятипятисантиметровый, трехъярусный).

Написание через дефис (киловатт-час, юго-запад; светло-лиловый, выпукло-вогнутый, садово-огородный).

Морфемный и словообразовательный анализ слова

Привлечение сведений по этимологии для объяснения написания гласных и согласных в слове.

Работа с орфографическими, словообразовательными, обратными и этимологическими словарями.

Культура речи и стилистика

Правильно употреблять однокоренные слова с различными приставками и суффиксами (одеть – надеть, представить – предоставить, выплата – оплата, ледовый – ледяной, атомник – атомщик, дипломат – дипломник).

Правильный выбор слов различных словообразовательных типов. Учет в выборе слова стилистической окраски и эмоционально-оценочного значения морфем (изучить – выучить, труженик – трудяга, розоватый – бледно-розовый).

Умения и навыки

Умение производить морфемный и словообразовательный анализ слова.

Умение находить в слове орфограммы, точно формулировать правила. Их объясняющие.

Применение единой системы графических обозначений частей слов при морфемном и словообразовательном анализе.

Навык работы с различными словарями и справочными пособиями.

Морфология и орфография

Имя существительное

Изменение существительных по падежам, правила правописания падежных окончаний.

Словообразовательные суффиксы имен существительных, их правописание. Оценочные суффиксы имен существительных; правописание гласных в оценочных суффиксах.

Безударные окончания имен существительных с суффиксами оценки (домишко – плутишка, хлебушко – соловушка, домище – ножища).

Культура речи и стилистика

Правильное образование и употребление форм родительного падежа множественного числа (носков, чулок, солдат, мест, ружей).

Уместное использование в речи существительных с оценочными аффиксами, а также отвлеченных существительных; стилистическая окраска тех и других.

Соблюдение норм ударения (алфавит, договор, дефис).

Умения и навыки

Умение производить морфологический разбор имени существительного.

Умение замечать и исправлять в устной и письменной речи грамматические и произносительные ошибки, связанные с использованием существительных.

Имя прилагательное

Употребление прилагательных различных разрядов для характеристики предметов.

Синонимика словосочетаний «прилагательное + существительное» и «существительное + существительное в косвенном падеже»: бревенчатая изба – изба из бревен, медвежья берлога – берлога медведя.

Образование и употребление краткой формы прилагательных. Ударение в краткой форме прилагательных.

Особенности в образовании степеней сравнения прилагательных: более – больше, старее – старше, тончайший аромат – самая тонкая веточка, более хороший, но не «более лучший».

Наблюдение над различиями в значении однокоренных прилагательных с разными суффиксами (костлявый, костистый, костный, костяной).

Употребление в разговорной и художественной речи прилагательных с суффиксами оценки. Выбор одного из прилагательных для наиболее точной характеристики предмета.

Умения и навыки

Умение производить морфологический анализ прилагательных. Умение замечать и исправлять ошибки, связанные с использованием прилагательных в устной и письменной речи.

Навык работы со словарем синонимов и словарей трудностей русского языка.

Имя числительное

Количественные, собирательные и порядковые числительные.

Склонение простых, сложных и составных количественных числительных, их правописание. Ь в конце и в середине слов, слитное и раздельное написание числительных.

Культура речи и стилистика

Соблюдение норм склонения сложных и составных количественных числительных, правильное использование их в речи.

Особенности в употреблении собирательных числительных (двое детей, нас пятеро).

Правильное использование числительных для обозначения дат.

Умение выражать приблизительное количество (километра два, около двух километров, почти два километра).

Умения и навыки

Умение производить морфологический анализ имен числительных. Умение замечать и исправлять ошибки, связанные с использованием числительных в устной и письменной речи.

Местоимение

Склонение личных и возвратного местоимений.

Правописание форм отрицательных и неопределенных местоимений.

Культура речи и стилистика

Правильное употребление в речи местоимений 3-го лица в зависимости от того существительного, вместо которого они употребляются. Правильное употребление местоимений себя, свой.

Употребление синонимичных местоимений (всякий – каждый – любой). Выбор наиболее удачного слова из ряда данных местоимений.

Частотность личных и указательных местоимений в разговорной речи.

Ударение в падежных формах местоимений сам, самый.

Умения и навыки

Умение производить морфологический анализ местоимений. Умение замечать и исправлять ошибки, связанные с использованием местоимений в устной и письменной речи.

Глагол

Постоянные (вид, спряжение, переходность) и непостоянные (наклонение, время, лицо, число) признаки глагола. Определение спряжения глагола и правописание личных окончаний.

Различение форм 2-го лица множественного числа изъявительного наклонения и повелительного наклонения глаголов 1 спряжения (крикнете – крикните). Ь в глагольных формах.

Культура речи и стилистика

Точный выбор форм глагола одного и того же вида, имеющих различные оттенки значения (двигает – движет, капает – каплет), форм глаголов разных видов (не выбрось – не выбрасывай, расскажи – рассказывай).

Правильное образование форм прошедшего времени глаголов типа оглохнуть (оглох, но не «оглохнул»)

Стилистическое разграничение форм глаголов типа махает – машет, плескает – плещет, щиплет – щипает.

Употребление сочетаний слов для замены отсутствующих недостаточных глаголов (1-е лицо глаголов очутиться, убедить – могу очутиться, постараюсь убедить).

Трудные случаи глагольного управления.

Значение и употребление форм лица в различных стилях речи.

Употребление форм одного времени в значении другого.

Употребление форм инфинитива в значении различных наклонений; стилистическая характеристика указанных конструкций.

Причастие и деепричастие

Действительные и страдательные причастия. Связь времени причастий с категорией вида глагола.

Образование причастий настоящего и прошедшего времени. Правильное соотнесение причастных форм с инфинитивом глагола.

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени и в основах страдательных причастий прошедшего времени (клеящий, дремлющий; видевший, сеявший, ездивший).

Н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных (она хорошо воспитана, она умна и воспитанна).

Образование деепричастий. Нормы употребления деепричастий и деепричастных оборотов.

Культура речи и стилистика

Точность употребления действительных и страдательных причастий в речи.

Разграничение и правильное употребление в речи однокоренных причастий и прилагательных (переспевший – переспелый, уставший – усталый, висящий – висячий).

Наблюдения над употреблением причастий и деепричастий в различных стилях речи, в художественных произведениях. Точность в выборе деепричастных форм совершенного и несовершенного вида.

Умения и навыки

Умение производить морфологический анализ спрягаемых и неспрягаемых глагольных форм. Умение замечать и исправлять ошибки, связанные с использованием глагольных форм в устной и письменной речи.

Наречие

Правописание наречий, образованных разными способами.

Предикативные наречия и их употребление.

Не и ни в наречиях: слитное и раздельное написание.

Культура речи и стилистика

Замена предложно-падежных форм и фразеологизмов наречиями (бежать без оглядки, во всю прыть, сломя голову – быстро).

Соблюдение правильного ударения в наречиях.

Выбор нужного наречия для наиболее точной характеристики действия.

Умения и навыки

Умение производить морфологический разбор наречий.

Умение замечать и исправлять ошибки, связанные с использованием наречий в речи.

Служебные слова

Предлог. Слитное и раздельное написание производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие, ввиду и др.)

Союз. Правописание производных союзов. Отличие союзов от соответствующих местоимений и наречий с частицами (чтобы – что бы, также – так же).

Частицы. Значение и употребление частиц не и ни, различение их на письме. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Культура речи и стилистика

Правильное употребление предлогов с определенными падежами.

Точность в выборе предлога и ряда сходных по значению.

Наблюдения над стилистической окраской союзов.

Точность в выборе частиц. Наблюдения над стилистической окраской частиц.

Умения и навыки

Умение производить морфологический анализ служебных слов. Умение замечать и исправлять ошибки в использовании служебных слов в речи.

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание. Простое предложение

Словосочетание как составная часть предложения. Способы связи слов в словосочетании и предложении. Особенности связи между сказуемым и подлежащим.

Пунктуация в простом предложении и простом осложненном предложении. Тире между подлежащим и сказуемым; тире в неполном предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами при однородных членах, не соединенных союзами; соединенных повторяющимися союзами: соединенными двойными союзами; при попарном соединении однородных членов.

Однородные и неоднородные определения. Приложения. Пунктуация в предложениях с однородными членами при наличии обобщающих слов. Предложения с обособленными членами предложения. Употребление запятой при обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах, дополнениях. Употребление тире при обособленных приложениях.

Предложения с вводными словами словосочетаниями. Вводные слова и вставные предложения. Знаки препинания при них.

Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращении. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Культура речи и стилистика

Правильное употребление падежных форм при управлении: тормозить что-нибудь – препятствовать чему-нибудь; улыбаться кому-нибудь – смеяться над кем-нибудь; оплатить проезд – заплатить за проезд.

Норма в употреблении родительного и винительного падежей в словосочетаниях типа выпить воды – выпить воду; съесть варенья – съесть варенье.

Синонимика словосочетаний: лодка с парусом – парусная лодка; крыша и шифера – шиферная крыша.

Употребление действительного и страдательного оборотов.

Нормы в употреблении сказуемого при подлежащем, имеющем количественное значение: в аудитории сидит (сидят) несколько человек, молодежь собралась; при подлежащем – сложносокращенном слове: АНХ провела олимпиаду, РАПО приняло решение ; при подлежащих, обозначающих профессии женщины, ср.: врач Сидоров выписал рецепт – врач Сидорова выписала рецепт.

Синонимика различных типов простых предложений: Я хочу учиться. – Мне хочется учиться. Близится рассвет – Светает. Тьма – Темно – Стемнело.

Норма в употреблении приложений – имен собственных: в городеМосква – в Москве; в газете «Известия» - в «Известиях» и т.д.

Синонимика сочетаний однородных членов с различными союзами: и…и – не только…но и; или…или – либо…либо.

Употребление предлогов при однородных членах предложения: на лекциях, семинарах и лабораторных занятиях; в театре, в кино и на концерте.

Правильный выбор обобщающего слова для ряда однородных членов.

Норма в употреблении видовременных форм однородных сказуемых.

Наблюдения над употреблением предложений с однородными членами в разных стилях речи.

Синонимика вводных слов (лето, наверное, будет дождливым; - лето, вероятно, будет дождливым). Стилистические различия между вводными словами.

Логическое ударение и порядок слов как средства точной передачи мысли. Инверсия и способы ее употребления.

Умения и навыки

Умение производить разбор словосочетаний и простых предложений, умение находить и исправлять ошибки в построении простых и простых осложненных предложениях; находить, классифицировать и объяснять пунктограммы в пределах простого и простого осложненного предложения.

Сложное предложение

Различные виды сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные; сложные синтаксические конструкции с союзной и бессоюзной связью.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении (употребление запятой перед соединительными, разделительными и противительными союзами; употребление точки с запятой; пунктуация в сложносочиненном предложении, части которого имеют общий второстепенный член, общее вводное слово или общее придаточное предложение).

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним или несколькими придаточными. Пунктуация при двух рядом стоящих подчинительных союзах: что если…, что хотя… и д. Пунктуация с союзом как (в простых и сложных предложениях),

Знаки препинания в сложных предложениях с сочинением и подчинением.

Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Пунктуация в предложениях с союзной и бессоюзной связью.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью и оформление цитат.

Культура речи и стилистика

Синонимика предложений с сочинительными союзами.

Синонимика сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными второстепенными членами.

Умение передавать. С помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Порядок частей в сложном предложении. Употребление форм времени, вида, наклонения в сложном предложении.

Синонимика конструкций с прямой и косвенной речью. Литературная норма при замене прямой речи косвенной и наоборот. Этика цитирования.

Умения и навыки

Умение производить синтаксический анализ сложного предложения; находить и исправлять ошибки в построении сложных предложений; находить и объяснять пунктограммы, связанные с пунктуацией в сложном предложении.

Форма вступительных испытаний:

Диктант

Изложение

Тестирование

  1. Программа курса «Культура речи в деловом общении»

    Программа курса
    Деловое общение – это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.
  2. Программа элективного курса для 9 класса по русскому языку «Культура речи зеркало души» (Правила хорошей речи)

    Программа
    Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Н. М.
  3. Программа развивающего обучения по системе Л. В. Занкова Программа по русскому языку для начальных классов

    Программа
    Первый -"Русский язык как речевая деятельность", в котором раскрыты линии работы по развитию связной устной и письменной речи, формированию навыков чтения и письма.
  4. Программа обновление гуманитарного образования в россии (1)

    Программа
    Цель данной книги - в форме беседы, совместных раз­думий, наблюдений, специальных упражнений попытаться понять суть экранного повествования; научиться осмысли­вать результаты восприятия,
  5. Программа обновление гуманитарного образования в россии (2)

    Программа
    Книга содержит не только текст автора, но и хрестома­тийный материал, отрывки из статей, исследований и пред­назначена для старшеклассников и их родителей.
  6. Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник» (2)

    Программа
    Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка,
  7. Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник» (4)

    Программа
    Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка,
  8. Содержание программы. Первый год обучения. Проект «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики». Вводное занятие (1 час) Понятие «проект». Значение слова «проект». Запуск проекта: обсуждение проблемной ситуации

    Документ
    Школа. Правила безопастного поведения в школе. Школьник и его обязанности. Понятие «учебник». Отличие учебника от художественной книги. Правила обращения с учебником.
  9. Программа «Русский язык» (для четырёхлетней начальной школы) Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С (1)

    Программа
    2 Колебания часов связаны с дополнительными недельными каникулами. Указанные часы, отводимые на обучение грамоте, складываются из «Русский язык» (115 ч.

Другие похожие документы..