Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет Технологий и дизайна .

(название факультета)

Кафедра Материаловедение и товарная экспертиза .

(название кафедры)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________д.э.н., профессор Новикова Н.Г.

«_____»_______________________200__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Дисциплина ОПД.Ф.14Всеобщее управление качеством .

(индекс, наименование дисциплины)

Специальность 220501.65 Управление качеством .

(код, наименование специальности)

Москва 2009г.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов составлены на основании рабочей программы дисциплины ОПД.Ф.14Всеобщее управление качеством

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов рассмотрены и утверждены на заседании кафедры

«Материаловедение и товарная экспертиза»

(название кафедры)

Протокол № ________ «____»______________200_г.

Зав кафедрой Тюменев Ю.Я.

Методические указания рекомендованы Научно-методической секцией

_____________Факультета технологий и дизайна_________________

(название факультета)

Протокол №_______ «_____» ____________________200__г.

Председатель

Научно-методической секции Тюменев Ю.Я.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № ________ «____»_______________200_г.

Ученый секретарь

Научно-методического совета к.и.н., доц. Юрчикова Е.В.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов разработал:

Преподаватель кафедры

«Материаловедение и товарная экспертиза» Томохова И.Н.

(название кафедры)

Введение

Необходимость интеграции в мировую экономическую систему закономерно выдвигает решение проблемы качества в России в число важнейших национальных проблем. Качество выходит на первое место в конкурентной борьбе. Оперативное реагирование на изменения требований рынка и создание качественного продукта (услуги), удовлетворяющего ожиданиям потребителя, возможно только в том случае, когда в этом процессе активно и осознанно участвуют все лица как со стороны потребителя, так и производителя (исполнителя услуг). Такому обеспечению качества на взаимовыгодной основе способствует «Всеобщее управление качеством» (Total Quality management – TQM).

TQM – это современный подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха через удовлетворение требований потребителя и выгоды как членов организации, так и общества.

Данный подход формировался постепенно в процессе последовательного развития принципов, концепций и методов управления качеством: от контроля за выходными характеристиками каждой единицы готовой продукции к статистическому выборочному контролю, от системного подхода с исследованием этапов жизненного цикла продукции к управлению сетью процессов организации, включая вспомогательные и процессы высшего руководства. В 80-е годы на фоне обострения конкурентной борьбы в число жизненно важных для предприятий принципов были включены давно предложенные «патриархами» качества принципы «постоянного улучшения» и «ориентации на заказчика». Постепенно все больше внимания стало уделяться взаимодействию организации с обществом, включая области социальной ответственности.

Всеобщее управление качеством тесно связано с другими теоретическими и практическими областями управления качеством. При подготовке новой версии международных стандартов в области качества МС ИСО серии 9000 (2000 г.) была проведена работа по сближению идеологии стандартов и TQM. В настоящее время данные стандарты могут рассматриваться как краткое обобщенное изложение требований и рекомендаций TQM. Разработка на предприятии системы менеджмента качества и ее сертификация являются важными этапами на пути реализации подхода TQM. Другая область – статистические методы в управлении качеством – изучается во всем мире как набор инструментов Всеобщего управления качеством.

При самостоятельной работе следует учитывать, что нормативная база данной области (включая стандарты, критерии и условия национальных премий качества) непрерывно совершенствуется, корректируется, желательно пользоваться наиболее «свежими» учебниками (последние 5-7 лет), обращаться к официальным ресурсам сети «Интернет».

1. Содержание самостоятельной работы студентов по темам учебной дисциплины

Наименование темы дисциплины

Темы для повторения

Изучение нормативных документов и темы для самостоятельного изучения

Темы для докладов

  1. Введение в дисциплину. Сущность и основные понятия Всеобщего управления качеством

  1. Понятия «качество» и «менеджмент качества» («управление качеством»)

  2. Школы менеджмента

  3. Основные группы статистических методов управления качеством

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-20001

  2. КС УКП, ИСО 9000 и TQM как вехи мирового опыта управления качеством продукции

  1. Философия и концеп­ции «Патриархов» качества и TQM

Семь основных инструментов контроля качества

Становление российской модели управления качеством

Сравнить 14 общих принципов управления А. Файоля и 14 принципов менеджмента Деминга

  1. Интеграция задач обеспечения качества с задачами бизнеса и интересами общества

Опыт внедрения методов менеджмента качества, СМК, TQM на российских и зарубежных предприятиях

На примере конкретного предприятия сферы услуг оценить наличие в его системе менеджмента элементов TQM, дать предложения по оптимизации системы менеджмента предприятия на основе положений TQM

  1. Связь TQM c критериями и философией стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000

  1. Состав и основные разделы международных стандартов ИСО серии 9000

  2. Документация системы менеджмента качества

Международные стандарты ИСО серии 14000

Стандарты ИСО серии 14000 и экологический менеджмент

  1. Национальные премии качества

Материалы Премии Правительства Российской Федерации в области качества (Руководство для организаций-участников конкурса и др.)*

Премии Правительства Российской Федерации в области качества*

  1. Использование самооценки для установления качества деятельности и измерения тенденций улучшения

Содержание и назначение стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2001

Различные модели самооценки предприятий (в т.ч. модель Тито Конти, Функциональная модель оценки менеджмента и др.)

Проблемы внедрения методов TQM в западных и российских компаниях

* Рекомендуется использовать материалы с сайта

2. Вопросы для самопроверки

  1. Что такое TQM?

  1. Что такое «качество»?

  1. Какие основные группы наук внесли наибольший вклад в теорию Всеобщего управления качеством?

  1. Какие два вида вариабельности Вам известны?

  1. Какой должна быть вариабельность, чтобы процесс находился в статистически управляемом состоянии?

  1. Рассмотрим аспект взаимодействия фирмы с обществом. Чем отличаются сфера обязанностей фирмы от сферы ее социальной ответственности? Приведите примеры.

  1. Что подразумевается под экологическим менеджментом? (своими словами, возможны варианты)

  1. В чем заключаются этапы (шаги) цикла PDCA? Кто его предложил?

  1. Назвать наиболее известных американцев, которые «рассказали о качестве» японским инженерам и ученым после Второй мировой войны.

  1. Кто разработал метод «Контрольная карта»?

  1. Чему посвящены стандарты ИСО серии 14000?

  1. Что содержится в стандарте ГОСТ Р ИСО 19011-2003 (т.е. примерное название стандарта)?

  1. Назвать основные идеи или основные темы работ Дж.Джурана (2-3)

  1. Назвать основные идеи или основные темы работ А. Фейгенбаума (2-3)

  1. В чем заключался основной вклад в TQM Каору Исикавы?

  1. Что такое PAF-модель? (Кто ее предложил?)

  1. Назвать основные идеи Ф. Кросби (2-3)

  1. Что используется в качестве критерия при оценке предприятий в конкурсе на соискание национальных премий по качеству:

а) соответствие требованиям стандарта ИСО 8402

b) соответствие требованиям стандарта ИСО 9001-2000

c) годовой объем продаж и прибыль компании

d) соответствие моделям «идеальной компании», основанным на принципах TQM

  1. Какова связь между TQM и международными стандартами ИСО серии 14000? (Что это за стандарты?)

  1. Назвать 3 наиболее известные зарубежные премии в области качества (названия и страны (регионы), где они присуждаются)

  1. Что общего в подходах к управлению качеством, представленных семейством стандартов ИСО серии 9000 и Моделью «Business Excellence»? (Что это за модель?)

  1. Чем отличаются подходы к управлению качеством, представленные семейством стандартов ИСО серии 9000 и Моделью «Business Excellence»?

  1. Назвать две основные группы критериев премии Правительства РФ в области качества. (Как применяются эти критерии? Что они собой представляют?)

  1. Какова связь между критериями премии Правительства РФ в области качества и критериями Европейской Премии Качества?

  1. Что предлагается предприятиям в разделе по самооценке стандарта ИСО 9004-2000?

  1. Чем принципиально отличается оценка по методу Тито Конти от самооценки по моделям национальных премий в области качества?

  1. Какие методы можно отнести к инструментам TQM? (назвать не менее 4-5 методов)

  1. Почему предприятия вынуждены заниматься менеджментом качества?

  1. Какова роль долговременной стратегии в области качества для успешного бизнеса?

  1. Как качество продукции связано с интересами общества, страны (2-3 пункта своими словами)?

  1. Что такое интегрированная система менеджмента (своими словами), какой стандарт ИСО предназначен для аудита таких систем?

  1. Что, по-вашему, означает (подразумевает) слово «Всеобщее» в TQM?

  1. Чем отличается предложенный в 1951 г. А. Фейгенбаумом подход TQC от TQM?

  1. Чем отличается цикл PDCA от «Круга динамического приобретения знаний» В. Шухарта?

Знать названия и различать:

  1. Принципы Э. Деминга, А. Файоля, Ф. Кросби, принципы менеджмента качества из ИСО 9000-2000 (принципы могут быть переставлены местами)

  1. Круг «динамического приобретения знания» Шухарта и Цикл Деминга (Цикл Шухарта-Деминга)

  1. Графики Функции потерь Тагути для традиционного подхода и для подхода Тагути, уметь объяснить, что они означают

  1. Модель Премии Правительства РФ в области качества, Модель оценки по методу Тито Конти, Пирамиду управления качеством Фейгенбаума, Причинно-следственную диаграмму (знать второе название по автору диаграммы). Уметь объяснить цели применения указанных моделей и схем

Вопросы по МС ИСО 9000:

  1. Сколько было версий стандартов ИСО серии 9000?

  2. Что изменилось в последней версии?

  3. Назовите номера основных 3х стандартов ИСО последней версии

  4. Действует ли стандарт ИСО 9002?

  5. Чему посвящен стандарт ИСО 9000-2000

  6. Что содержится в стандарте ИСО 9001-2000?

  7. Что содержится в стандарте 9004-2000?

  8. Чем отличается применение стандартов ИСО 9001 и ИСО 9004?

  9. Что понимается под процессным подходом?

  10. Что такое процедура

  11. Какие документы относятся к документации СМК?

  12. Есть ли связь между идеологией TQM и стандартами ИСО серии 9000?

  13. Назвать восемь принципов менеджмента качества

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Основная литература

  1. Шубенкова Е.В. Тотальное управление качеством: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005. – 256 с.

  2. Всеобщее управление качеством: краткий курс лекций/ составитель Томохова И.Н.

II. Дополнительная литература

  1. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: уч. пособие/ С.В. Пономарев, С.В.Мищенко, В.Я. Белобрагин, В.А. Самородов, Б.И. Герасимов, А.В. Трофимов, С.А. Пахомова, О.С. Пономарева. – М.: РИА «Стандарты и качество». – 2005.

  2. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – м.: Дрофа, 2004. – 720 с.

В качестве методического материала в учебном процессе используются и рекомендуются к изучению статьи из изданий последних лет журналов «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества», «Европейское качество» (русский перевод), «Сертификация», международные и национальные стандарты, а также электронные документы отечественных и зарубежных сайтов телекоммуникационной сети «ИНТЕРНЕТ»,посвященные теоретическим и практическим аспектам TQM.

  1. Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов (34)

    Методические указания
    Настоящие методические указания предназначены для студентов всех форм обучения и имеют целью помочь более полно усвоить материал, содержащийся в программе курса, сориентироваться в основных проблемах изучаемой дисциплины, выработать
  2. Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов (1)

    Методические указания
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
  3. Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов (4)

    Методические указания
    На самостоятельную работу студентов выделяется 100% от аудиторной работы в связи с обязательным изучением иностранного языка на неязыковых факультетах вуза.
  4. Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов (10)

    Методические указания
    Современные рыночные условия требуют воспитания молодых людей, лишенных стереотипов уравниловки, иждивенчества, нравственно зрелых и профессионально подкованных.
  5. Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов (12)

    Методические указания
    Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов составлены на основании рабочей программы дисциплины: ОПД.ф.03 Материаловедение, Технология конструкционных материалов
  6. Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов (17)

    Методические указания
    На самостоятельное изучение выносятся дополнительные темы курса антикризисного управления и связанные с ними проблемы. Результаты изученного материала находят отражение в ответах на экзамене (зачете) – для студентов дневного отделения
  7. Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов (21)

    Методические указания
    На самостоятельное изучение выносятся дополнительные темы курса антикризисного управления и связанные с ними проблемы. Результаты изученного материала находят отражение в ответах на экзамене (зачете) – для студентов дневного отделения
  8. Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов (22)

    Методические указания
    На самостоятельное изучение выносятся дополнительные темы курса антикризисного управления и связанные с ними проблемы. Результаты изученного материала находят отражение в ответах на экзамене (зачете) – для студентов дневного отделения
  9. Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов (24)

    Методические указания
    На самостоятельное изучение выносятся дополнительные темы курса антикризисного управления и связанные с ними проблемы. Результаты изученного материала находят отражение в ответах на экзамене (зачете) – для студентов дневного отделения

Другие похожие документы..