Отчет по маркетинговому исследованию частных охранных предприятий

По районам города предприятия, занимающиеся частной охранной деятельностью в Екатеринбурге, распределены неравномерно (рис. 3). Так, приблизительно равное количество ЧОП (17-18% от общего числа ЧОП в Екатеринбурге) находятся в Железнодорожном, Ленинском, Кировском и Верх-Исетском районах. При этом на остальные районы приходится по 8-12%.

Что касается долей рынка охранных услуг, то 50% занимают подразделения ОВО, остальные 50% делят между собой ЧОП. Среди которых большую долю рынка занимают 30-35 крупных частных структур, штат лицензированных охранников в которых превышает 100-150 человек (например, «Эгида», «Сатурн», «Феникс», «Интерлок-Е» и др.). Основное конкурентное преимущество этих фирм — обширная клиентская база, которая во многом обеспечивается за счёт расширения спектра услуг.

Большинство ЧОПов занимаются физической или пультовой охраной объектов. Услуги физической охраны в Екатеринбурге стоят от 55 до 100 руб. за час работы одного охранника, в среднем — 65-70 руб. в час. Средний клиент приносит ЧОПу 50-100 тыс. руб. в месяц15[15].

 

 

Рисунок 3.

Распределение частных охранных предприятий

по районам г. Екатеринбурга

 

2.3.3 Основные тенденции развития рынка частных охранных услуг г. Екатеринбурга

Среди ведущих тенденций развития рынка услуг ЧОП Екатеринбурга можно отметить следующие:

  • Внедрение технических средств работы в деятельность ЧОП;

  • Тенденция к объединению (слиянию) предприятий;

  • Снижение спроса на недорогие и некачественные услуги (Уменьшение доли рынка демпингующих охранных предприятий);

  • Повышение конкуренции за счет прихода федеральных и иностранных компаний;

  • Появление тенденции использования маркетинговых инструментов продвижения на рынке услуг ЧОП.

Рассмотрим эти направления несколько более подробно.

Внедрение технических средств работы в деятельность ЧОП.

Основной тенденцией в развитии рынка частных охранных предприятий является развитие направления технических средств охраны (пультовая охрана, камеры видеонаблюдения). Данный фактор явился следствием научно-технического прогресса, а так же доступности технологии на сегодняшний день.

Использование технических средств охраны позволяет избежать в работе ЧОП действия «человеческого фактора», то есть возможность отсутствия работника на рабочем месте или его временная нетрудоспособность, а так же не выполнение предписанного устава, при некоторых обстоятельствах (болезнь, взятка). Технические средства охраны более надежны.

Так же они позволяют снизить издержки ЧОП, т.к. использование технических средств позволяет снизить количество штатных единиц, при охране какого-либо объекта.

Тенденция к объединению ЧОП.

Аналитики прогнозируют, что после вступления России в ВТО, на рынке появятся новые конкуренты, в лице крупных иностранных компаний. Вследствие чего, под натиском конкуренции, появится необходимость в объединении местных игроков рынка.

Снижение спроса на недорогие и некачественные охранные услуги.

Снижение спроса на недорогие охранные услуг обусловлено тем, что охранные предприятия, цена на услуги которых значительно меньше себестоимости, не могут гарантировать безопасности. Договоры они составляют так, что в случае чрезвычайного происшествия ЧОП не несет никакой ответственности.

Себестоимость охранных услуг включает затраты на содержание оружейного парка, на доставку вооруженных сотрудников к месту службы, расходы на профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников, на форменную одежду, на страхование жизни и здоровья работников, на аренду офиса. Уменьшить цену охранных услуг возможно только за счет исключения одного из этих пунктов, что неизбежно ведет к снижению качества.

Усиление конкуренции.

Среднюю стоимость услуг на рынке повышают крупные российские и международные клиенты, для которых цена не играет существенной роли при выборе охранного предприятия

Использование маркетинговых инструментов продвижения.

Охранные фирмы в последние годы стали активно себя рекламировать, участвовать в специализированных выставках. При этом по-прежнему участие в выставках и реклама носят несколько второстепенный характер, т.к. клиентов в этой сфере бизнеса находят, преимущественно, по знакомству.

 

2.3.4. Основные проблемы развития рынка частных охранных услуг в г. Екатеринбурге

Среди основных проблем развития рынка частных охранных услуг в г. Екатеринбурге мы можем отметить следующие:

         Конкуренция с ОВО;

         Кадровый кризис;

         Отсутствие инвестиционной привлекательности;

         Особенности правовой среды в РФ;

         Интервенция иностранных игроков рынка;

         Сезонность услуг;

         Нежелание клиентов вкладывать средства в безопасность бизнеса.

Рассмотрим эти направления несколько более подробно.

Конкуренция с ОВО.

На текущий момент основным конкурентом ЧОП стали Отделы вневедомственной охраны (ОВО), входящие в структуру органов внутренних дел. При этом, МВД не только контролирует деятельность ЧОП, но и является полноценным игроком рынка, что не очень благоприятно сказывается на развитии частных охранных предприятий.

Кадровый кризис.

Проблема сокращения необходимого для эффективной работы штата сотрудников актуальна для всех охранных предприятий, считают эксперты. Рынок труда уже сейчас не может предоставить ЧОПам достаточно квалифицированных охранников. Вместо того чтобы планомерно повышать требования к профессионализму кандидатов ЧОПы нередко вынуждены планку понижать, чтобы обеспечивать охраняемые объекты сотрудниками, что в свою очередь отражается на качестве услуг.

Отсутствие инвестиционной привлекательности.

По словам Н. Краюшенко, председателя Совета директоров группы компаний «Баярд», проводившей масштабное исследования рынка охранных услуг РФ16[16], к ключевым моментам, на которые склонны обращать внимание потенциальные инвесторы, относятся следующие:

        наличие отчуждаемых материальных активов на рынке: развитых и ликвидных основных фондов и материально-технической базы;

        наличие отчуждаемых нематериальных активов (в первую очередь – брендов);

        степень информационной прозрачности и развитости рынка: рекламные и маркетинговые вложения участников, оценка рынка независимыми исследовательскими и рейтинговыми организациями;

        законодательная прозрачность рынка, отрегулированность правовой базы.

Очевидно, что ни один из этих критериев не характеризует позитивно рынок услуг охраны и безопасности. Основные фонды и МТБ, в которые имело бы смысл вкладываться инвестору, на рынке охраны в основной массе неликвидны – это помещения ЧОПов, на 80% устаревший морально и технически транспорт, а также вооружение и ограниченный набор технических средств охраны. По общему признанию участников рынка, материально-техническая база рынка остро нуждается в обновлении.

Нематериальные активы рынка вообще крайне ограничены. Это, во-первых, навыки взаимодействия и связи руководителей охранных предприятий в правоохранительных органах. Во-вторых, знание и понимание этими руководителями «неоднозначной» специфики российских реалий правого и правоохранного поля. Эти активы никак не отделимы от их носителей.

Таким образом, сторонний наблюдатель, в том числе потенциальный инвестор, может сделать логически верный вывод о нецелесообразности инвестиций в рынок. И так будет продолжаться, по крайней мере, до момента обновления МТБ и появления первых известных брендов.

Особенности правовой базы.

В России сложилась уникальная ситуация: контролирующий орган (МВД) одновременно фактически выступает еще и в роли игрока рынка. Вневедомственная охрана занимает уверенную позицию на рынке за счет мощного лобби в органах законодательной власти17[17].

Интервенция иностранных игроков охранного бизнеса..

С Запада в российские регионы могут прийти другие конкуренты местных ЧОПов, более сильные, чем вневедомственная охрана. По оценкам экспертов, интервенция может начаться после вступления России в ВТО.

Сезонность.

Сезонность на рынке частных охранных услуг очень четко прослеживается: с наступлением теплого сезона активность клиентов значительно выше, чем в холодное время.

Нежелание клиентов вкладывать средства в безопасность бизнеса.

По оценкам экспертов, западные компании вкладывают в безопасность бизнеса до 25% прибыли, российские — не больше 1-2%18[18].

Раздел 3. Полевое исследование

 

Для изучения вопросов, связанных с определением факторов, влияющих на выбор потребителями частных охранных предприятий, и требований, предъявляемых к частным охранным услугам, а также c целью выявления проблем, затрудняющих развитие частной охранной деятельности в Екатеринбурге, был проведен статистический анализ данных анкет, полученных в ходе полевого исследования.

 

3.1. Результаты опроса потребителей услуг частных охранных предприятий.

Согласно результатам опроса потребителей услуг частных охранных предприятий, самыми популярными источниками информации о ЧОПах являются Интернет (33%) и публикации в СМИ (27%) (рис. 4). К экспертным оценкам, собственным исследованиям и административным ресурсам потребители обращаются крайне редко.

Рисунок 4.

Распределение респондентов

по выбору источников информации о частных охранных предприятиях

Многие респонденты отметили, что выбирая то или иное охранное предприятие, они ориентируются, прежде всего, на репутацию ЧОПа, на рекомендации тех, кто его услугами уже воспользовался. Таким образом, в случае развития положительного имиджа компании, старожилы оставляют новым организациям меньше шансов удержаться на рынке. Это объясняет невысокие темпы роста числа частных охранных структур в городе Екатеринбурге.

Наиболее важными для потребителя критериями при выборе предприятия, предоставляющего частные охранные услуги, являются эффективность работы ЧОП и деликатность персонала. Чуть менее важными оказались, по результатам опроса, такие критерии, как уровень квалификации охранников, стоимость услуг, соблюдение устава (рис. 5).

Рисунок 5

Оценка потребителями уровня значимости различных критериев при выборе предприятия, оказывающего частные охранные услуги, в баллах

(5 - max, 1 - min)

 

В среднем респонденты оценили необходимость использования услуг частных охранных предприятия по пятибалльной шкале в 4,38 баллов. При этом больше половины ответивших (53%) максимально высоко оценили свою потребность в частных охранных услугах (рис. 6).

Рисунок 6.

Оценка респондентами потребности в частных охранных услугах, в баллах

(5 - max, 1 - min)

 

На рисунке 7 показано, насколько потребители довольны работой частных охранных предприятий в г. Екатеринбурге. Опрос показал, что ни одно из предъявляемых потребителями к ЧОП требований, полностью не удовлетворяется. Относительно устраивает жителей Екатеринбурга стоимость услуг и эффективность работы городских частных охранных предприятий (по 4 балла из 5). Однако уровень квалификации охранников и вежливость персонала оцениваются респондентами на среднем уровне, то есть оставляют желать лучшего.

Рисунок 7.

Степень удовлетворения

потребителей услуг частных охранных предприятий по показателям, в баллах

(5 - max, 1 - min)

:

 

3.2. Результаты опроса частных охранных предприятий.

Большая часть частных охранных предприятий г. Екатеринбурга оказывает услуги, связанные с объектовой охраной (24%), охраной грузов и инженерными средствами охраны (по 19%) (рис. 8).

Рисунок 8.

Распределение ЧОПов г. Екатеринбурга по основным видам деятельности.

Среди опрошенных частных охранных предприятий большую часть составили предприятия с численностью работников от 51 до 100 человек (рис.9).

Рисунок 9.

Распределение ЧОПов по количеству сотрудников.

 

Такое значительное количество работников в ЧОПах может быть обусловлено невысоким уровнем квалификации сотрудников, что сявязано и с нехваткой опыта. Так, по результатам исследования, большая часть сотрудников ЧОПов – молодые работники с опытом работы в отрасли не более двух лет (рис. 10).

Рисунок 10.

Стаж работников частных охранных предприятий.

 

 

Большая часть ЧОПов Екатеринбурга (70%) не имеет собственного автопарка, предпочитают или же вынуждены арендовать транспортные средства. При этом все опрошенные частные охранные предприятия заявили о том, что предоставляют услуги вооруженной охраны.

Как и опрос потребителей частных охранных услуг, опрос ЧОПов показал, что наиболее востребованными являются услуги объектовой охраны (40%) (рис. 11).

Рисунок 11.

Наиболее часто оказываемые частные охранные услуги.

 

У половины опрошенных частных охранных предприятий есть от трех до пяти постоянных клиентов (рис. 12).

Рисунок 12.

Распределение частных охранных предприятий

по количеству постоянных клиентов.

 

Значительная часть опрошенных частных охранных предприятий предоставляют свои услуги по среднерыночным ценам (рис. 13). Как уже отмечалось ранее, средний клиент приносит ЧОПу 50-100 тыс. руб. в месяц.

Рисунок 13.

Распределение частных охранных предприятий г. Екатеринбурга по уровню цен.

 

Сейчас многие частные охранные компании активно рекламируют и продвигают свои услуги. Так, наиболее часто они размещают свою рекламу непосредственно в местах работы ЧОПов (17%), в Интернете (17%), используют личные контакты (17%) и личные продажи (16%).

Рисунок 14.

Распределение ЧОПов по предпочитаемым видам рекламы.

  1. Отчет по результатам исследования «Создание производства древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе Югре» (1)

    Содержательный отчет
    3.1. Наиболее благоприятное месторасположение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства древесного угля на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 29
  2. Отчет по результатам исследования «Создание производства древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе Югре» (2)

    Содержательный отчет
    3.3. Разработка проектов законодательных актов, обеспечивающих поддержку и развитие производства древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 32
  3. Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер с англ (1)

    Руководство
    Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильяме", 2002. — 960 с.
  4. Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер с англ (2)

    Руководство
    Всесторонний охват материала, глубина и широта обсуждаемых тем делают эту книгу одинаково уместной и в студенческой аудитории, и на рабочем столе исследователя- практика.
  5. Концепция костромской государственный педагогический университет им н. а некрасова маркетинговая концепция в системе понятий и категорий, в схемах, графиках, тестах, задачах и упражнениях

    Задача
    Шведенко В.В., Тяжов А.И., Керпелева А.В., Николаев Н.Г., Брагина З.В., Клещев А.Г. Маркетинговая концепция: в системе понятий и категорий, в схемах, графиках, тестах, задачах и упражнениях.
  6. Концепция системы маркетинговой информации. Схема маркетингового исследования. Резюме. Основные понятия, встречающиеся в главе. Глава 4

    Документ
    Что такое маркетинг? Управление маркетингом. Концепции управления маркетингом. Цели системы маркетинга. Стремитель­ное распространение системы маркетинга.
  7. Павел медведев "организация маркетинговой службы с нуля" (бизнес процесс маркетинговой деятельности)

    Документ
    Любой бизнес1 нацелен на получение прибыли. С этим, наверное, никто не будет спорить. Если предприятие устраивает размер получаемой при­были (а в реальной экономической практике такое бывает достаточно часто), а рынок устойчив и на
  8. Отчет о проведении маркетинговых исследований о перспективах развития ремесленнической деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе Югре

    Содержательный отчет
    3.2. Разработка проектов законодательных актов, обеспечивающих поддержку и развитие ремесленнической деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 82
  9. Ежеквартальный отчет по ценным бумагам за 1 квартал 2004 года (2)

    Содержательный отчет
    Контактное лицо: Главный специалист Губарев Василий Николаевич (указываются должность, фамилия, имя, отчество контактного лица кредитной организации - эмитента)

Другие похожие документы..