Книга III

КНИГА СЕДЬМАЯ

  1. См. выше, VI 93.

  2. Во II книге "Воспоминаний о Сократе" излагается длинная беседа Сократа с Аристиппом о наслаждении и умеренности.

  3. Игра слов: "Собачий хвост" (Киносура) – название мыса в Аттике. Смысл: "писано прихвостнем киника".

  4. Портик на афинской агоре, построенный в V в. до н.э. и расписанный лучшим тогдашним художником Полигнотом. По-видимому, при Тридцати тиранах это было место судебных заседаний и с тех пор избегалось.

  5. Притания – десятая часть афинского Совета пятисот (50 человек от одной из афинских фил), ведавшая делами в течение одной десятой части года, – род временного президиума афинского государственного совета.

  6. Последнее имя в главных рукописях пропущено.

  7. "Лекиф", в котором носили масло для притираний.

  8. Ср. Афиней. Пир Софистов XIII 563 е, 603 е, 607 е.

  9. По-видимому, "Аянт", 1142-1169, – две притчи об уважении к мертвым.

  10. В подлиннике: "Даже слоги были бы короче" – слово philosophos состоит из одних кратких слогов.

  11. Евпирид. Умоляющие, 861-862.

  12. Ср. Аристотель. Никомахова этика, 1166 а 31.

  13. Насмешка над стоическим фатализмом.

  14. Намек на ославленное еще Гомером коварство финикийцев.

  15. По Аммонию, софизм "Жнец" имел такой вид: "Если ты жнешь, то жнешь, а не "может быть, жнешь, может быть, нет"; если не жнешь, то не жнешь, а не "может быть, не жнешь, может быть, жнешь"; стало быть, никакого "может быть" вообще не существует, и все совершается только с необходимостью".

  16. "Труды и дни", 293-294. У Гесиода порядок стихов обратный.

  17. См. выше, VI, прим. 56.

  18. См. выше, II, 32.

  19. Преувеличение. Хронологические данные о жизни Зенона сбивчивы; наиболее вероятные из них см. в хронологической таблице.

  20. Несохранившееся песнопение поэта Тимофея.

  21. АПл. III 104.

  22. ПА VII 117. Кадм, брат Европы, основатель фиванской Кадмеи, считался изобретателем алфавита.

  23. ПА IX 496. Ср. выше, VI 14.

  24. ПА VII 118.

  25. Перевод по конъектуре Менагия, принятой Лонгом; возможна и конъектура "...а в своих распорядках..." (Апельт).

  26. См. ниже, IX 25-29.

  27. См. ниже, VII 177-178.

  28. Нижеследующий компендий стоического учения, очень содержательный и толковый, составлен по какому-то учебнику приблизительно конца I в. до н.э.

  29. См. выше, II, прим. 101.

  30. В рукописях "в XII книге"; это чтение сохраняют Кобет и Апельт.

  31. Оговорка к предыдущему (см. VII 45).

  32. В рукописях "в XII книге".

  33. Перевод по конъектуре Арнима hauton.

  34. Слово "море" в аттическом диалекте произносилось thalatta, в ионийском – thalassa: слово "день" в аттическом – hemer, ионийском – hemere.

  35. Посредством Антипатр называл наречие.

  36. Стих из неизвестной трагедии.

  37. Стихи – poiema, стихотворение – poiesis.

  38. "Определение" – horos; "начертание" hypographe. "Отдача собственного", т. е. формулировка собственного значения слова.

  39. В подлиннике – auletris peptoke и aule tris peptoke ("флейтистка упала", "дом трижды упал").

  40. Лакуна; по-видимому, следует читать: "иные – безличные, например "мне хочется"...".

  41. Т. е. возвратное действие, "средний залог".

  42. В отличие от "прямого падежа", именительного.

  43. Суждение – axioma, от глагола axioo – "сужу".

  44. Стих из неизвестной трагедии.

  45. Лакуна в тексте.

  46. Гомер. Ил. II 434 и др.

  47. Стих из неизвестной трагедии (речь идет о молодом Парисе-пастухе).

  48. Стих из неизвестной комедии (Менандра?).

  49. В параграфе несколько лакун, восполняемых по смыслу; в конце параграфа возможна еще более обширная лакуна. О софизмах см. выше, II, прим. 101.

  50. Сомнительное чтение, перевод приблизительный.

  51. Тема знаменитого Клеанфова "Гимна Зевсу" (см. пер, Г. Р. Державина. – "Сочинения", т. 2. СПб., 1865, с. 323).

  52. К своеобразному употреблению слова "величина" ср. Сенека, письмо 71: "Сократ говорил: истина и добродетель одно и то же. Как истина не может быть больше или меньше, так и добродетель. У нее есть собственная величина: полнота".

  53. Может быть, вероятнее конъектура Арнима: "в полтора раза больше ячменя".

  54. Надлежащее – cathecon om catheco.

  55. Намек на миф об Эдипе.

  56. Несвязность текста позволяет предполагать здесь лакуну (Рейске).

  57. Гомер. Ил. I 81-82.

  58. Игра слов в подлиннике: terpsis (распущенность) – trepsis (разворот).

  59. Город близ Александрии – указание на то, что пересказываемый Диогеном Лаэртским стоический учебник был александрийского происхождения.

  60. Хароновыми пропастями назывались в Греции расселины в земле с ядовитыми испарениями.

  61. Интерполяция.

  62. Или "о мире и о пустом пространстве" (параллельное место в словаре Суды).

  63. Интерполяция в поздних рукописях.

  64. Перевод по чтению Арнима вместо рукописного "все это", сохраняемого Лонгом.

  65. Обычное античное представление об испарении как о "питании огня влагою".

  66. Таз с водой, отражающей небо, употреблялся греческими астрономами, чтобы наблюдать за движением солнца, не ослепляясь его блеском.

  67. Фантастические этимологизации и метафоризации, нередкие у стоиков.

  68. Лакуна, восполняемая Арнимом по параллельному месту из Аэтия.

  69. Лакуна, восполняемая по словарю Суды.

  70. Искуснический огонь – руг technikon; дыхание – pneuma.

  71. Стих из неизвестной поэмы (о Полифеме?).

  72. АПл. V 38.

  73. Пародия на "Илиаду" III 196 (об Одиссее).

  74. Ошибка: Еврипид. Орест (а не "Электра"), 140.

  75. Гомер. Од. IV 611.

  76. Стих из неизвестной трагедии (или комедии?).

  77. Интерполяция с ошибкой (возраст Зенона указан по VII 9, а не по VII 28).

  78. АПл. V36.

  79. Легенда о том, что Клеанф был борцом, а Хрисипп -бегуном, по-видимому, сложилась из метафорического сравнения их философских манер.

  80. Парафраз стихов Еврипида ("Орест" 540-541): "...мне не везет на дочерей, я знаю" – слова Тиндара.

  81. Еврипид. Орест 253-254.

  82. Гомер. Од. Х 495 (О Тиресии в подземном царстве).

  83. Пословица; ср. выше, IV 62.

  84. Здание для музыкальных состязаний к югу от афинского акрополя.

  85. ПА VII 706.

  86. Все это – варианты софизмов "Никто" и "Рогатый" (см. также прим. 104 к кн. II).

  87. Конец книги утрачен: не сохранилось окончание каталога сочинений Хрисинпа и биографии позднейших стоиков, перечень которых (достигающий I в. н. э.) сохранился в одной из рукописей: Зенона Тарсийского, Диогена Вавилонского, Аполлодора, Боэ-фа, Мнесархида, Мнесагора, Нестора, Басилида, Дардана, Антипатра, Гераклида, Сосигена, Панэтия, Гекатона, Посидония, Афинодора I, Афинодора II, Антипатра, Ария и Корнута.

КНИГА ВОСЬМАЯ

  1. Тирренцы – этруски, считавшиеся народом, искушенным в тайных знаниях; отсюда и легенда, возводящая к ним Пифагора (еще красочнее – у Порфирия, § 10).

  2. Геродот. Ист. IV 95.

  3. См. выше, I 118-119.

  4. Креофилиды – род аэдов (эпических певцов) на Самосе, подобный роду Гомеридов на Хиосе.

  5. Гомер. Ил. 16, 806 и далее.

  6. Возможен перевод: "...и, отобрав, эти сочинения создал..." (двусмысленность в подлиннике).

  7. Точнее об этом: Ямвлих. Жизнь Пифагора, 72-73; сперва три года испытаний, потом пять лет ученичества в молчании и из-за занавеси, потом доступ к эзотерическому учению.

  8. Культ Аполлона Гиперборейского – наиболее мистический из культов Аполлона, ср. Порфирий, 28.

  9. Эпитеты греческих богинь во многих культах; подробнее об этом см.: Ямвлих, 56.

  10. Т. е. открыл зависимость изменения высоты тона от длины колеблющейся струны (монохорд – малоупотребительный инструмент с одной струной).

  11. Примирение этого рассказа о гекатомбе (жертве в 100 быков) и традиционного пифагорейского вегетарианства см. у Порфирия, 36, и ниже, VIII 53.

  12. ПА VII 119.

  13. Знаменитый делосский алтарь из рогов жертвенных животных, заложенный Тесеем после убийства Минотавра.

  14. Ср. ниже, IX -23. Геспер и Фосфор – названия вечерней и утренней Венеры.

  15. Испорченное место, перевод по конъектуре Кобета.

  16. Этот промежуток между двумя метампсихозами, вероятно, искажен из 216 (=63 "психогоническое число" пифагорейцев). Таким образом, Пифагор должен был жить под именем Пирра в VIII в., Гермотима – в XI в., Евфорба – в XIII в. до н.э., к которому приблизительно было относимо время падения Трои.

  17. Перечисляются местные италийские племена; из римлян пифагорейцем считался преемник Ромула, царь Нума Помпилий.

  18. См. выше. III 9 и VIII 84.

  19. Несколько иначе у Порфирия, 4.

  20. Это – пифагорейские "акусмы" (откровения) и "символы" (средства узнания); ср. Порфирий, 41-42.

  21. В большинстве источников (напр., Порфирий, 42) – наоборот, "не сваливать, а взваливать"; Диоген Лаэртский дает чтение менее философски-символичное и более человечески-бытовое.

  22. В большинстве источников – наоборот, "по торным тропам не ходить", ошибка такого же рода.

  23. Рыбы, ("эрифии", "меланур" и морская ласточка – "тригла"), посвященные подземным богам (Ямвлих, 109).

  24. pelargan, редкое слово.

  25. См. выше, IX 8.

  26. Пифагор значит "убеждающий речью". Этимология, связывающая его с культом Аполлона Пифийского.

  27. Пространнее см. Порфирий, 40.

  28. В большинстве источников единица соответствует точке, двойка – линии (два ее конца), тройка – плоскости (три вершины треугольника), четверка объему (четыре вершины пирамиды – тетраэдра). Диоген выражается неясно.

  29. Ихор – всякая органическая жидкость (первоначально – "кровь богов", упоминаемая, ниже, IX 60, в гомеровской цитате).

  30. Horkios, одно из прозвищ Зевса.

  31. Дильс и Лонг предполагают здесь лакуну.

  32. Стих из несохранившейся комедии.

  33. ПА VII 120.

  34. Килон, о котором см.: Порфирий, 54-56.

  35. Версия Дикеарха подробнее у Порфирия, 56-57.

  36. По-видимому, речь идет о торжествах в Кротоне после изгнания пифагорейцев.

  37. Ср. Геродот. Ист. I 8, 3.

  38. Натянутая этимология: gyne – "женщина" и aischyne – "стыд".

  39. См. выше, VIII 10, о возрастах по 20 лет.

  40. ПА VII 121; АПл. V 34-35; ПА VII 122.

  41. Т. е. девять – десять смен руководителей школы за 200 лет между Пифагором (ок. 500 г. до н.э.) и Аристоксеном (ок. 300 г. дон.э.).

  42. 48-я олимпиада – 588 г. до н.э.

  43. АПл. III 35.

  44. Ср. выше, II 46. Подробнее о заговоре Килона против пифагорейцев см. у Порфирия.

  45. АПл. III 16. Альтис – священная ограда Зевса в Олимпии, место олимпийских игр.

  46. 71-я олимпиада – 496 г. до н.э.

  47. Речь идет о походе афинян на Сиракузы в 415 г.

  48. Т. е. Эмпедокл-дед был пифагорейцем-вегетарианцем.

  49. Все отрывки из Эмпедокла даются в переводах Г. Якубаниса (по изд.: Лукреций. О природе вещей, т. II. М., 1947) с небольшими изменениями.

  50. Несохранившееся сочинение Аристотеля. Ср. Аристотель. Риторика, 1354 а 1; Секст Эмпирик. Против разных наук, VII 6-7.

  51. Поэтом-трагиком был внук Эмпедокла, носивший то же имя.

  52. ПА VII 508, под именем Симонида.

  53. АПл. V4.

  54. Тысячное собрание – верховный орган власти обычный в умеренно демократических государствах (как в Афинах Совет пятисот).

  55. Диоген сообщает пять версий рассказа о смерти Эмпедокла (Гераклида с Гермиппом, Гиппобота, Диодора, Тимея и Неанфа с Телавгом), начиная от наиболее разукрашенных и кончая наиболее простыми. Легенда об апофеозе Эмпедокла на Этне перенесена на философа из мифа о самосожжении и апофеозе Геракла.

  56. Мегары Гиблейские в Сицилии.

  57. Синхронизация расцвета Эмпедокла (40 лет) с основанием Фурий в 444 г. до н.э.; отсюда аполлодоровская хронология его жизни, 484-424. Но многие ученые предпочитают датировку ок. 494-434 гг.

  58. Гомер. Од. XI 278.

  59. ПА VII 123-124.

  60. ПA VII 125.

  61. Краестишия (акростихи) были способом поэтической тайнописи. Ср. V 93.

  62. См. выше, III 21-22.

  63. Оба письма фиктивны и сочинены для подтверждения авторитета какого-то позднего сочинения, приписанного легендарному пифагорейцу Океллу Луканскому. В сборнике писем Платона кроме этого письма (XII) к Архиту обращено письмо IX.

  64. Платон. Государство VII 528 b (имя Архита, однако, Платоном не упомянуто).

  65. Алкмеон утверждает, что большинство свойств, с которыми имеют дело люди, составляют пары: "...например, белое – черное, сладкое – горькое, хорошее дурное..." (Аристотель. Метафизика I 5, 986 а 22 – b4).

  66. Лакуна, дополненная Дильсом.

  67. См. выше, III 9. Ошибка Диогена Лаэртского (при списывании из источника): покушался на тиранию не Филолай, а Дион.

  68. ПА VII 126.

  69. Ср. выше, VI 2, об Антисфене.

  70. Аристотель. Никомахова этика Х 2, 1172 b 9.

  71. Дионисии и Леней – афинские праздники, сопровождавшиеся драматическими состязаниями.

  72. ПА VII 744.

  1. Книга III (2)

    Книга
    Вступление (начало философии; преемственности и школы). – Фалес. – Солон. – Хилон. – Питтак. – Биант. – Клеобул. – Периандр.; Анахарсис. – Мисон. – Эпименид.
  2. Книга III (3)

    Книга
    Анаксимандр. – Анаксимен. – Анаксагор. – Архелай. – Сократ. – Ксенофонт. – Эсхин. – Аристипп (ученики Аристиппа). – Федор. – Евклид. – Стильпон. – Критон.
  3. Книга III (6)

    Книга
    Диоген из Лаэрты в Киликии (первая половина III в. н.э.), грамматик афинский, оставил нам единственную написанную в античности "историю философии" – 10 книг, в которых излагаются учения древнегреческих мыслителей, начиная
  4. Книга III (7)

    Книга
    Одна из величайших христианских добродетелей – это терпение. Вселюбящий Бог неторопливо проводит человеческую душу через испытания, необходимые для ее спасения.
  5. Книга III (4)

    Книга
    Время и самовозгорания: сгорающие от стыда за нас всех? МВ и бессмертие: человеческая вечная мечта - жить вечно Время и психология: самое притегательное и самое страшное одновременно Ожидание физических болей при хронопутешествиях
  6. Книга III (8)

    Книга
    Арагорн взбегал крутой тропой, приглядываясь к земле. Хоббиты ступают легко: иной Следопыт и тот, бывало, сбивался с их следа. Но близ вершины тропу увлажнил ручей, и, наконец, нашлись едва заметные вмятинки.
  7. * книга III *

    Книга
    Но солнце точно померкло; расплылись и отодвинулись блеклые дали. Взгляд его неотразимо притягивал север: там среди угрюмых вершин парил в поднебесье огромный орел, снижаясь широким оплывом.
  8. Книга III (1)

    Книга
    Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации, сопровождающей каждое направление деятельности педагога-психолога.
  9. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах Книга III

    Книга
    Третья книга из серии. "История России XX века" — очередной или затянувшийся «провал» в истории человечества или еще одна отчаянная попытка отстоять свои культуру, территорию, менталитет, свою веру как неотъемлемый элемент

Другие похожие документы..