Книга III

362

битва при Мантинее, смерть Грилла, сына Ксенофонта (II 54)

361

третья поездка Платона в Сицилию в сопровождении Спевсиппа и Ксенократа; Гераклид Понтийский замещает его в Академии (III 23; IV 8). Пифагореец Архит выручает Платона (III 22; VIII 79)

360

Платон возвращается в Афины

359

(ол. 105,1) ум. Ксенофонт в Коринфе (II 56). Филипп - царь Македонии (II 56)

ок. 357

ум. Демокрит (по Гиппарху IX 43)

356

Дион, ученик Платона, приходит к власти в Сиракузах; Спевсипп - его спутник. Род. Александр Македонский

353

гибель Диона, стихи Платона на его смерть (III 30)

ок. 350

ум. сократики Эсхин и Федон и платоник-пифагореец Евдокс (III 90). Род. Деметрий Фалерский

348

Филипп Македонский отвоевывает у Афин Олинф

ВРЕМЯ АРИСТОТЕЛЯ

347

(ол. 108,1) ум. Платон (II 3, 40). Спевсипп во главе Академии (IV 1). Аристотель и Ксенократ уезжают в Атарней к Гермию. По-видимому, там к Аристотелю приходит учиться Феофраст

346

Филократов мир, контроль Филиппа над Грецией. Первая филиппика Демосфена

345

(ол. 108,4) Аристотель (и Феофраст?) в Митиленах (V 9)

342

(ол. 109,2) Аристотель при дворе Филиппа Македонского как учитель Александра (V 10)

341

(ол. 109,3) род. Эпикур (X 14). Род. комедиограф Менандр

340-337

(ол. 110) расцвет Анаксарха (IX 58)

339

(ол. 110,2) ум. Спевсипп. Ксенократ во главе Академии (IV 3, 14); Гераклид Понтийский спорит с ним за главенство, а потом возвращается в Гераклею

338

битва при Херонее, закрепление власти Македонии над Грецией. Диоген в македонском плену (? VI 43); Ксенократ в посольстве от афинян к Филиппу (IV 9). Смерть Исократа

336

смерть Филиппа, воцарение Александра Македонского. Расцвет скептика Пиррона. Род. Зенон Китийский

335

(ол. 111,2) поход Александра в Грецию, разорение Фив; он встречается с Диогеном (? VI 38) и гостит у киника Кратета (V 88). Аристотель возвращается в Афины и учит в Ликее (V 10)

334

Александр отправляется в поход против Персии; среди его спутников - Каллисфен (V 4), Онесикрит (VI 84), Анаксарх (1Х58), Пиррон(1Х61)

332

основание Александрии

331

победа Александра над персами при Гавгамелах. Род. Клеанф (VII 176)

327

Каллисфен казнен Александром (V 5)

325

Эпикур впервые приезжает в Афины (XI)

324

Александр требует от греков божеских почестей, Диоген высмеивает его (VI 63). Гарпал, казначей Александра, укрывается в Афинах; начало политической деятельности Деметрия Фалерского (V 75)

323

(ол. 114,3) ум. Александр в Вавилоне и Диоген в Коринфе (VI 79). Расцвет киника Кратета; Гиппархия и Метрокл - его ученики. Возмущение в Афинах против сторонников Македонии; Аристотель уезжает в Халкиду (V 10)

322

Ламийская война; Ксенократ и Деметрий Фалерский в посольстве греков к Антипатру Македонскому (IV 9). Гибель Демосфена. Аристотель умирает в Халкиде (V 10); Феофраст во главе Ликея (V 36). Афиняне изгнаны с Самоса, Эпикур переезжает в Колофон (XI)

ок. 320

Анаксарх замучен Никокреонтом Кипрским (IX 59). Род. скептик Тимон Флиунтский

ВРЕМЯ ЗЕНОНА И ЭПИКУРА

317-298

Кассандр, сын Антипатра, правит Македонией и держит под контролем Грецию; он - покровитель Деметрия Фалерского, Феофраста, Евгемера

317-307

Деметрий Фалерский - правитель Афин (V 75). При нем в Афинах живут Феодор Безбожник (II 101, 119), киник Кратет (VI 90), у которого учится Бион (IV 10), его друг - комедиограф Менандр (V 79). Менедем учится в Мегарах у Стильпона, а потом основывает эретрийскую школу (II 126)

314

(ол. 116,2) ум. Ксенократ; Полемон во главе Академии (IV 16). Род. Аркесилай. Зенон Китийский в Афинах учится у Кратета и Стильпона (VII 4-5; II 120)

ок. 310

ум. Гераклид Понтийский в Гераклее (V 90)

308

Птолемей Египетский в Мегарах встречается со Стилыюном (II 115). Смерть Диодора Кроноса после спора со Стилыюном (II 112)

309

Эпикур учит в Митиленах и Лампсаке (X 15)

307

война Деметрия Полиоркета против Кассандра. Падение Деметрия Фалерского в Афинах, восстановление демократии, декрет Софокла против философов (V 38). Демегрий Фалерский бежит в Фивы к кинику Кратету. Стильпон в Мегарах беседует с Деметрием Полиоркетом (II 115)

306-302

Греция под контролем Деметрия Полиоркета; он покровительствует Стильпону в Мегарах и Менедему в Эретрии (II115,140)

306-283

Птолемей I Сотер в Египте; он - покровитель Деметрия Фалерского и Стратона

306-281

Лисимах во Фракии (и в 288-281 - в Македонии); при его дворе послы: от Эретрии - Менедем (II 140), от Птолемея - Феодор Безбожник, который спорит здесь с Кратетом и Гиппархией (II 102; VI 97)

306

Эпикур приезжает в Афины и начинает учить в Саду (X 2)

ок. 300

Зенон начинает учить в Пестрой Стое (VII 5). Ум. Стильпон. Расцвет скептика Пиррона Элидского; у него учится Тимон. Менедем во главе Эретрии (II 140). “Биографии философов” перипатетика Аристоксена; “Учения физиков” Феофраста

298

смерть Кассандра, междоусобная война в Македонии и Греции; Афины под властью Деметрия Полиоркета. Деметрий Фалерский бежит из Фив в Египет (V 78); там же - Стратон как учитель Птолемея II и киренаики Анникерид и Феодор Безбожник (V 78)

288

восстание Афин против Деметрия Полиоркета; он осаждает Афины, Кратет-академик в посольстве склоняет его к миру

286

(ол. 123,3) ум. Феофраст; Стратон во главе Ликея (V 68)

285-246

Птолемей II Филадельф в Египте, покровитель Тимона. Расцвет александрийского Мусея, организованного по инициативе Деметрия Фалерского; Каллимах составляет “Таблицы” с каталогами сочинений всех философов. Тимон сотрудничает с александрийскими поэтами и филологами (IX 113). Феодор Безбожник возвращается в Кирену к царю Маге (308-258) (II 103)

283-239

Антигон II Гонат (сын Деметрия Полиоркета) в Македонии, покровитель Зенона, Персея и Менедема (II 127, 143-144; VII 8)

ок. 280

ум. в Египте опальный Деметрий Фалерский (V 78). Совместная жизнь в Афинах академиков Полемона, Крантора, Кратета и Аркесилая (IV 22). Клеанф приходит учиться к Зенону (VII 168). Род. Хрисипп

278

победа Антигона над галлами при Лисимахии, декрет Менедема в его честь (II 142)

277

ум. Мстродор, ученик Эпикура (X 23)

ок. 275

ум. академик Крантор (IV 25). Стоик Аристон Хиосский отлагается от Зенона и сближается с Полемоном (VII 161). Стоик Персей - воспитатель наследника при дворе Антигона (VII 36); там же - Бион Борисфенит (IV 46). Тимон поселяется в Афинах

273

Менедем изгнан из Эретрии в Ороп, а затем ко двору Антигона; ссоры его с Персеем (II 142-144)

271

(ол. 127,2) ум. Эпикур (X 15)

ок. 270

ум. скептик Пиррон

268

ум. Стратон; Ликон во главе Ликея (V 68)

267

ум. Полемон; Кратет и вскоре вслед за ним Аркесилай во главе Академии (IV 21, 32)

ок. 265

ум. Менедем, возвращенный Антигоном в Эретрию (II 143)

264

ум. Зенон Китийский; декрет афинян в его честь (VII 11). Клеанф во главе Стой (VII 176)

ВРЕМЯ ХРИСИППА

263-241

царь Евмен Пергамский, покровитель Аркесилая (IV 38)

261

подавление восстания Афин против Македонии (Хремонидова война); Гиерокл, покровитель Аркесилая, - комендант Пирея (IV 39)

ок. 260

Хрисипн приходит учиться к Клеанфу (VII 179). Аристон Хиосский во главе отдельной школы, его споры с Аркесилаем (VII 162). Расцвет стоика Эрилла (VII 165)

ок. 250

расцвет киника Мениппа Гадарского (VI 99). Мегарик Евфант - воспитатель будущего царя Антигона Досона. “Биографии философов” перипатетика Неанфа

246-221

Птолемей III Эвергет в Египте; по его приглашению в Александрию едет стоик Сфер, Хрисипп остается в Афинах (VII 185)

245

морская победа Антигона над Птолемеем при Андросе (IV 39)

ок. 245

Хрисипп занимается в Академии у Аркесилая и Лакида (VII 183)

243

ум. стоик Персей

241-197

Аттал I Пергамский, покровитель Аркесилая и Лакида; стихи Аркесилая в его честь (IV 30)

241

ум. Аркесилай; Лакид во главе Академии (IV 61). Тимон пишет “Аркесилаеву тризну” (IX 115)

ок. 240

ум. Бион Борисфенит (IV 54)

232-231

ум. Клеанф; Хрисипп во главе Стой

ок. 230

ум. скептик Тимон Флиунтский

228-225

(ол. 138) ум. Ликон; Аристон Ксосский во главе Ликея

226-221

реформы царя Клеомена в Спарте; стоик Сфер, присланный Птолемеем III из Египта, - его советник

221

битва при Селласии, поражение Клеомена, укрепление македонской власти над Грецией

221-203

Птолемей IV Филонатор в Египте, покровитель Сфера (VII 177)

ок. 220

“Биографии философов” Антигона Каристского

216

Лакид слагает руководство Академией; Телекл во главе Академии (IV 59, 62)

ок. 213

род. Карнсад

211-205 и 200-197

первые войны Рима с Македонией

208-204

(ол. 143) ум. Хрисипп (VIII 184). Зенон Тарсийский во главе Стой

206

ум. Лакид

ок. 200

“Биографии” Гермиппа и Сатира; “Преемства философов” Сотиона и Гиппобота

197

победа римлян над македонянами при Киноскефалах

196

“освобождение Греции” Титом Фламинином; Греция - под контролем Рима

Примечания

КНИГА ПЕРВАЯ

  1. Магами греки называли жрецов персидской зороастрийской религии, халдеями – жрецов более древней вавилонской религии, гимнософистами (голыми мудрецами) – индийских брахманов с принятым у них в старости аскетическим образом жизни, друидами и семнофеями (слово малоупотребительное) – жрецов национальной кельтской религии, о которой греки и римляне имели лишь смутное представление.

  2. Трактат "О магии" приписывался Аристотелю ложно (в каталоге аристотелевских сочинений в V книге он не упомянут) и, по-видимому, принадлежал перипатетику Антисфену; не сохранился.

  3. Восточных богов греки привычно отождествляли со своими. Гефестом Диоген называет египетского бога Пта, а Гермесом (II) – египетского бога Тота.

  4. Даты отсчета в хронологии Диогена: "падение Трои" – 1184 г. до н.э., "переправа Ксеркса" – 480 г. до н.э., покорение Египта и Азии Александром Македонским 331 г. до н.э. Датировка Зороастра у Диогена фантастична; действительнее возникновение зороастризма – между Х и VI вв. до н.э.

  5. По-видимому, по недоразумению Диоген приписывает Myсею взгляды милетских философов.

  6. Палатинская антология, VII 615. Палатинская антология – большое собрание мелких стихотворений, преимущественно эпиграмм, греческих поэтов разных веков; древнейшая часть ее была составлена в I в. до н.э. и затем дополнялась вплоть до византийского времени (Большая часть этих эпиграмм переведена в сб. "Греческая эпиграмма". М., 1960.) Антология Плануда – дополнение к ней (далее ссылки на эти памятники даются в сокращении: ПА и АПл.).

  7. Первосвященнический род в Элевсинских мистериях в честь Дсметры.

  8. См. ниже, II 6.

  9. ПА VII 616.

  10. См., напр., Овидий. Метаморфозы XI 1 – 66.

  11. ПА VII 617. Ср. VII 9 – о том, что Орфей погребен на Олимпе.

  12. Видности (eidola) – неожиданный в этом месте эпикурейский термин.

  13. Зороастр – ложная этимология (от греческого слова astron – "звезда") имени иранского пророка Заратуштры.

  14. В поздней рукописи – поясняющая интерполяция: "потому что родоначальник их Авраам был халдей". Другая традиция, сохраненная у Страбона и Юстина, возводила иудейскую культуру к египетской.

  15. По Геродоту, стрелу в небо пустил царь Дарий, узнав, что афиняне оказали помощь восставшим против него ионянам (V 105), а бичевал море Ксеркс за то, что буря разрушила его плавучий мост через Геллеспонт (Vll 35). О том, что Ксеркс низвергал статуи греческих богов, упоминается в VIII 109.

  16. Об этом сочинении см. ниже, VIII 60-61; о словах Пифагора – VIII 8.

  17. См. прилагаемую таблицу преемственности философских школ по Диогену Лаэртскому.

  18. Искусственная связь: в книге IX Ксенофан представлен как самостоятельный философ.

  19. Навкид – вероятно, лишь рукописный вариант имени Навсифана.

  20. О роще Академа см. III 7, о "пестрой стое" в Афинах – VII 5.

  21. Евдемоником Афиней называет Анаксарха, филалетом – Эпикура ("Пир софистов" XII 548b, XIII 588а), эленктиком назван у Плутарха Зенон Элейский ("Сравнительные жизнеописания", т. I, "Перикл", 4 – далее будет указываться только название главы), но все эти термины были малоупотребительны.

  22. Об Анникеридовой и Феодоровой школах см. II 96- 97. В I в. до н.э. Варрон Реатинский попытался путем комбинаций различных философских тезисов теоретически рассчитать, сколько вообще возможно различных философских систем, и насчитал их 288 (Августин. О граде божием IX 1).

  23. Потамон Александрийский жил в эпоху Августа, в конце I в. до н.э.; но слова не так давно не помогают определить время жизни Диогена Лаэртского, так как они могли быть им заимствованы прямо из промежуточного источника.

  24. Геродот. История I 170.

  25. Мифические лица: Кадм, сын Агенора и брат Европы, пришелец из Сидона, считался основателем Фив и изобретателем алфавита.

  26. Платон. Протагор 343а; о Кадме и Агеноре Платон не упоминает, отсюда – дополнение в скобках, вслед за Дильсом принятое всеми издателями.

  27. Греческие моряки ориентировались по Большой Медведице (у Гомера упоминается только она), финикийские – по Малой Медведице; намек на финикийское происхождение Фалеев.

  28. Геродот. Ист. I 74, о затмении 22 мая 585 г. во время войны Лидии и Мидии.

  1. Книга III (2)

    Книга
    Вступление (начало философии; преемственности и школы). – Фалес. – Солон. – Хилон. – Питтак. – Биант. – Клеобул. – Периандр.; Анахарсис. – Мисон. – Эпименид.
  2. Книга III (3)

    Книга
    Анаксимандр. – Анаксимен. – Анаксагор. – Архелай. – Сократ. – Ксенофонт. – Эсхин. – Аристипп (ученики Аристиппа). – Федор. – Евклид. – Стильпон. – Критон.
  3. Книга III (6)

    Книга
    Диоген из Лаэрты в Киликии (первая половина III в. н.э.), грамматик афинский, оставил нам единственную написанную в античности "историю философии" – 10 книг, в которых излагаются учения древнегреческих мыслителей, начиная
  4. Книга III (7)

    Книга
    Одна из величайших христианских добродетелей – это терпение. Вселюбящий Бог неторопливо проводит человеческую душу через испытания, необходимые для ее спасения.
  5. Книга III (4)

    Книга
    Время и самовозгорания: сгорающие от стыда за нас всех? МВ и бессмертие: человеческая вечная мечта - жить вечно Время и психология: самое притегательное и самое страшное одновременно Ожидание физических болей при хронопутешествиях
  6. Книга III (8)

    Книга
    Арагорн взбегал крутой тропой, приглядываясь к земле. Хоббиты ступают легко: иной Следопыт и тот, бывало, сбивался с их следа. Но близ вершины тропу увлажнил ручей, и, наконец, нашлись едва заметные вмятинки.
  7. * книга III *

    Книга
    Но солнце точно померкло; расплылись и отодвинулись блеклые дали. Взгляд его неотразимо притягивал север: там среди угрюмых вершин парил в поднебесье огромный орел, снижаясь широким оплывом.
  8. Книга III (1)

    Книга
    Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации, сопровождающей каждое направление деятельности педагога-психолога.
  9. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах Книга III

    Книга
    Третья книга из серии. "История России XX века" — очередной или затянувшийся «провал» в истории человечества или еще одна отчаянная попытка отстоять свои культуру, территорию, менталитет, свою веру как неотъемлемый элемент

Другие похожие документы..