Книга III

Теперь, обозрев действия и достижения боготворческой его добродетели и показав, что во всех своих добродетелях был это такой человек, какого давно уже не видывали смертные, должны мы приступить и к завершению нашей речи. Начало ее было у нас не половиной целого, как говорит пословица, а и всем ее целым: начали мы говорить о счастье философа, а на середине опять вернулись к этому счастью, рассказывая, чем одарили его боги и провидение, какие были услышаны его молитвы, явлены видения, совершены исцеления и другие знаки божьего о нем попечения; мы перечислили все, чем наделила его судьба и удача, – отечество, родителей, телесные блага, наставников, друзей и прочие внешние обстоятельства; мы показали, что всюду здесь он превосходил величием и блеском всех остальных; мы отметили, наконец, все то, что достигнуто им было своею волею, а не пришло к нему со стороны, ибо таковы все дела, творимые целокупной душевной добродетелью; и в совокупности этого мы раскрыли, как сила его души в своем восхождении достигла предельной добродетели, украсившись всеми божескими и человеческими благами совершенной жизни.

Чтобы любители прекрасного могли из самого расположения светил при его рождении заключить, что жребий ему выпал не из последних и не из средних, а из самых первых, я укажу, как располагались они в его гороскопе. Солнце – в Овне, 16° 26'; Луна – в Близнецах, 17° 29'; Сатурн – в Тельце, 24° 23'; Юпитер – в Тельце, 24° 41'; Марс – в Стрельце, 29° 50'; Венера – в Рыбах, 23°; Меркурий – в Водолее, 4° 42'; гороскоп – в Тельце, 8° 19'; середина неба – в Козероге, 4° 42'; восхождение – в Скорпионе, 24° 33'; предыдущее новолуние – в Водолее, 8° 51'.

Скончался он на двадцать четвертом году после царствования Юлиана, при афинском архонте Никагоре Младшем, в семнадцатый день аттического мунихиона, римского же апреля. Тело его прибрали по афинскому старинному обряду, как о том и сам он распорядился перед смертью: никто на свете так не заботился о воздании долга усопшим, как этот блаженные муж. Ни один привычный афинский обряд не оставлял он без внимания, каждый год он обходил в урочные дни гробницы аттических героев, а потом философов, а потом других своих друзей и близких, и все уставные обряды творил перед ними не через помощников, а сам. Отслужив перед каждым, он возвращался в Академию и там в некотором месте приносил умилостивительные жертвы душам предков и всех родичей порознь, а потом в другом месте – душам философов совокупно, и, наконец, в третьем избранном месте благочестивейший муж воздавал почитание душам всех усопших вообще. Так и теперь его тело прибрали, как сказал я, по его завету, вынесли на дружеских руках и погребли в восточном предместье Афин близ Ликабетта, рядом с наставником его Сирианом – так завещал ему когда-то сам Сириан, нарочно отведя под могилы их двойной участок, а когда потом благочестивый Прокл заколебался, прилично ли это, Сириан уже умерший, явился ему во сне, упрекая за такие его помыслы. На гробнице Прокла вырезана надпись в четыре стиха, которые он сам сочинил:

Я – из Линии Прокл, а воспитан я был Сирианом,
Чтобы наставнику вслед здесь же наставником стать
Общая наши тела покрывает могильная насыпь –
Общий посмертный приют две успокоил души.

Год его кончины был отмечен знамениями: случилось затмение солнца, и такое, что настала ночь среди дня и в глубоком мраке стали видны звезды. Солнце в это время находилось в знаке Козерога, в восточном средоточии. Звездоведы отметили и другое затмение, которому предстояло случиться по миновании года. Небесные эти события скорбно знаменуют земные события, явственно означая утрату и конец светоча в философии.

Да будет здесь конец рассказу моему о философе. О друзьях и учениках его пусть пишет, кто хочет, всю истину: их у него отовсюду было много, и одни были ему только слушателями, а другие – ревностными последователями и товарищами в философии. Равным образом и сочинения его пусть перечисляет поименно кто-нибудь более усердный; я же сказал только то, что по совести моей считал нужным, чтобы почтить божественную его душу и приставленного к ней доброго демона. Поэтому о сочинениях его скажу лишь, что более всего он ценил свои записки о "Тимее", но и записки о "Феэтете" тоже любил. И не раз он говорил, что, будь на то его воля, он из всех старинных книг оставил бы только оракулы да "Тимея", а все остальное уничтожил бы для нынешних людей, которые только себе же вредят, подступаясь к книгам неискушенно и опрометчиво.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Год в Древней Греции начинался с середины лета, поэтому большинство дат, указываемых древними писателями, колеблется между двумя смежными годами нашего летосчисления. Такие даты приведены в таблице к одному году лишь приблизительно. Датировка по олимпиадам (ол. 35,1 = 1-й год 35-й олимпиады и т.п.) указана лишь там, где она приведена Диогеном Лаэртским. Аттический год делился на 12 месяцев, носивших следующие названия: гекатомбсон (наш июль-август), метагитнион (август-сентябрь), боэдромион (сентябрь-октябрь), пианепсион (октябрь-ноябрь), мемактерион (ноябрь-декабрь), посидеон (декабрь-январь), гамелион (январь-февраль), анфестерион (февраль-март), элафеболион (март-апрель), мунихион (апрель-май), фаргелион (май-июнь), скирофорион (июнь-июль).

ВРЕМЯ СЕМИ МУДРЕЦОВ

640 или 624 до н.э.

(ол. 35,1 или ол. 39,1) род. Фалес Милетский (I 37)

628-625

(ол. 38) приход к власти (“расцвет”) Периандра Коринфского (I 98). Его современник - Фрасибул Милетский (I 98), покровитель Фалеев (I 27)

621

законы Драконта в Афинах (I 56)

612

(ол. 42,1) расцвет Питтака Митиленского: он низлагает тирана Меланхра (I 74, 79)

ок. 610

(ол. 42,3) род. Анаксимандр (II 2)

ок. 607

война Афин с Митиленами, единоборство Питтака с Фриноном (I 79)

ок. 600

война Афин с Мегарами за Саламин по призыву Солона (146-48)

596-593

(ол. 46) Эпименид очищает Афины от скверны (I)

594

(ол. 46,3) законы Солона в Афинах (I 62)

590-580

тирания Питтака в Митиленах (I 74); Алкей и Сапфо - его современники

588-584

(ол. 48) скиф Анахарсис в Афинах (I 101)

585

расцвет Фалеса: он предсказывает солнечное затмение во время войны Лидии и Мидии. Род. Анаксимен

584

ум. Периандр Коринфский (I 95)

582

(ол. 49,3, архонт Дамасий) легенда о треножнике, который помог определить семерых мудрецов (I 22, 28-33)

572-569

(ол. 52) расцвет баснописца Эзопа, современника Хилона (I 72)

570

(ол. 52) ум. Питтак (I 79). Род. Пифагор

561

первая тирания Писистрата в Афинах, Солон выступает против него (I 49)

560-557 или 556-553

(ол. 55-56) Хилон - эфор в Спарте (I 68)

560-546

царь Крез Лидийский, покровитель семи мудрецов

559

ум. Солон

ВРЕМЯ ДОСОКРАТИКОВ

546

(ол. 58,3) война Креза с Киром; Фалес помогает Крезу перейти Галис (I 37-38). Взятие Сард Киром. Смерть Фалеса и Анаксимандра (II 2), расцвет Анаксимена (II 3)

544-541

(ол. 59) расцвет Ферекида Сиросского (I 121). Пифагор - его ученик (VIII 2)

540-536

(ол. 60) расцвет Пифагора (VIII 45). Расцвет Ксенофана Колофонского (IX 20)

ок. 532

Поликрат - тиран Самоса. Пифагор уезжает в Италию (VIII 3)

528-525

(ол. 63) ум. Анаксимен (II 3)

511

война Кротона против Сибариса, предпринятая пифагорейцами

509

реформы Клисфена, установление демократии в Афинах

504-500

(ол. 69) расцвет Гераклита (IX 1). Расцвет Парменида (IX 23)

500-497

(ол. 70) ум. Ферекид (I 122). Расцвет Эпихарма (VIII 78). Род. Анаксагор (II 7)

499-494

ионийское восстание против персов

497

(ол. 70,4) ум. Пифагор (VIII 39-41)

490

поход персидского флота на Грецию, битва при Марафоне

ок. 484

род Эмпедокл (VIII 74). Род. Протагор (IX 56)

480

(ол. 75,1) Ксеркс идет походом на Грецию и гостит в Абдерах у отца Демокрита (IX 34). Битвы при Фермопилах и Саламине. Анаксагор приезжает в Афины (II 7). Род. трагик Еврипид (II 45)

479

битва при Платее, освобождение Греции от персов

478

афинский морской союз

ок. 473

ум. Ксенофан Колофонский

470

(ол. 75,1) или 468 падение метеорита, истолкованное Анаксагором (II 11). Род. Демокрит (по Фрасиллу) (IX 41)

469

(ол. 77,4) род. Сократ (II 44)

464-460

(ол. 79) I расцвет Зенона Элейского (IX 29)

460-457

(ол. 80) род. Демокрит (по Аполлодору) (IX 41)

458

“Орестея” Эсхила

ВРЕМЯ СОКРАТА

ок. 450

расцвет Левкиппа, расцвет Анаксагора (II 12); Диоген Аполлонийский - современник Анаксагора (IX 57). Архелай в Афинах, у него учится Сократ (II 16)

444-429

Перикл во главе Афин. Строительство храмов афинского акрополя

444-441

(ол. 84) основание Фурий в Италии. Историк Геродот в Фуриях. Расцвет Протагора: он пишет законы для Фурий (IX 50). Расцвет Эмпедокла (VIII 74)

441

расцвет Мелисса (IX 24): он - начальник флота на Самосе, восставшем против Афин

436

род. Исократ, оратор и педагог

432

Евклид Мегарский учится у Сократа (II 30)

431

начало Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. Процесс Анаксагора в Афинах (II 12)

430

Сократ в походе под Потидеей (III 23)

429

чума в Афинах (II 25). Смерть Перикла. Род. Платон (по Неанфу) (III 2)

428

(ол. 88,1) ум. Анаксагор в Лампсаке (II 7). “Ипполит” Еврипида

ок. 428

“Царь Эдип” Софокла

427

(ол. 88,2) софист Горгий Леонтинский, ученик Эмпедокла, приезжает в Афины с посольством. У него и у Протагора учится Антисфен (VI 1; IX 53). Род. Платон (по Аполлодору) (III 2)

426

Антисфен участвует в битве при Танагре (VI 1)

424

уходит в изгнание историк Фукидид. Сократ в битве при Делии спасает Ксенофонта (II 22)

424-421

(ол. 89) расцвет “сократовой школы” (II 59). Ум. Эмпедокл (VIII 74)

423

“Облака” Аристофана (1-я редакция) с насмешками над Сократом

422

Сократ в походе под Амфиполем (II 22). Сократ на пиру Каллия, описанном Ксенофонтом

421

Никиев мир между Афинами и Спартой

416

Сократ на пиру Агафона, описанном Платоном (II 28). Аристипп приезжает в Афины учиться у Сократа

415-413

сицилийский поход афинян. Возобновление Пелопоннесской войны

411

правление Четырехсот в Афинах; осуждение, бегство и смерть Протагора (IX 54)

407

Платон становится учеником Сократа (III 6)

ок. 407

род. Спевсипп

406

битва при Аргинусах, суд над афинскими стратегами; Сократ голосует заих оправдание (II 24). Смерть Софокла и Еврицида (II 44)

405

битва при Эгоспотамах, поражение Афин в Пелоцоннесской войне

405-367

Дионисий Старший у власти в Сиракузах

404-403

тирания “Тридцати” в Афинах (II 19; III 1)

403

восстановление демократии в Афинах. Смерть Крития, тирана и софиста, дяди Платона

401

(ол. 91,4) расцвет Ксенофонта: его поход в Азию с Киром Младшим (II 50, 55)

400

Федон, выкупленный из рабства, становится учеником Сократа (II 105)

Конец V в.

пифагореец Филолай обнародует пифагорейские книги “О природе” (VIII 84)

ВРЕМЯ ПЛАТОНА

399

(ол. 95,1) казнь Сократа (II 44). Платон и другие сократики временно укрываются в Мегары к Евклиду (II 106; III 6); Аристипп на Эгине (III 36), Федон в Элиде (II 105)

399-361

царь Агесилай в Спарте, покровитель Ксенофонта

ок. 396

род. Ксенократ

395-386

Коринфская война против Спарты; Платон в ней участвует (III 8)

394

Ксенофонт возвращается в Грецию с войском Агесилая (II 51)

393

восстановление афинских стен Кононом (II 39)

ок. 390

“Обвинение Сократа” Поликрата. “Воспоминания о Сократе” Ксенофонта. Антисфен начинает учить в Киносарге (VI 13)

389

первая поездка Платона в Сицилию (III 6), знакомство его с Архитом

388

продажа Платона в рабство на Эгине (III 19). Платон возвращается в Афины и начинает учить в Академии (III 7)

387

Анталкидов мир между Спартой и ее противниками

384

(ол. 99,1) род: Аристотель (V 9). Род. оратор Демосфен

380

“Панегирик” Исократа

ок. 380

ум. сократик Евклид Мегарский. Род. Стильпон. Диоген приходит учиться к Антисфену (VI 21)

379

демократический переворот в Фивах при участии Эпаминонда, ученика пифагорейца Лисида (Порф., 55)

ок. 379

“Пир” Платона

378

восстановление афинского морского союза

376

ум. Антисфен (VI 18)

372

битва при Левктрах: конец спартанской гегемонии

370

фиванцы в Пелопоннесе, основание Мегалополя, Платон приглашен в законодатели города (III 23). Ксенофонт на год скрывается из Скиллунта в Коринф (II 53)

ок. 370

ум. Демокрит. Род. Феофраст

368-364

(ол. 103) расцвет Евдокса, пифагорейца и платоника (VIII 90)

367-357 и 346-343

Дионисий Младший у власти в Сиракузах.

366

вторая поездка Платона в Сицилию (III 71). Он встречает там Аристиппа и Диогена; Евдокс замещает его в Академии. Аристотель (V 6) и Гераклид (V 86) приходят учиться в Академию

365

Платон возвращается в Афины

ок. 365

умирают Антисфен в Афинах, Аристипп в Кирене, Евклид в Мегарах. Диоген после смерти Антисфена живет то в Коринфе, то в Афинах. Евбулид, преемник Евклида, учит Демосфена (II 108). Род. Пиррон

  1. Книга III (2)

    Книга
    Вступление (начало философии; преемственности и школы). – Фалес. – Солон. – Хилон. – Питтак. – Биант. – Клеобул. – Периандр.; Анахарсис. – Мисон. – Эпименид.
  2. Книга III (3)

    Книга
    Анаксимандр. – Анаксимен. – Анаксагор. – Архелай. – Сократ. – Ксенофонт. – Эсхин. – Аристипп (ученики Аристиппа). – Федор. – Евклид. – Стильпон. – Критон.
  3. Книга III (6)

    Книга
    Диоген из Лаэрты в Киликии (первая половина III в. н.э.), грамматик афинский, оставил нам единственную написанную в античности "историю философии" – 10 книг, в которых излагаются учения древнегреческих мыслителей, начиная
  4. Книга III (7)

    Книга
    Одна из величайших христианских добродетелей – это терпение. Вселюбящий Бог неторопливо проводит человеческую душу через испытания, необходимые для ее спасения.
  5. Книга III (4)

    Книга
    Время и самовозгорания: сгорающие от стыда за нас всех? МВ и бессмертие: человеческая вечная мечта - жить вечно Время и психология: самое притегательное и самое страшное одновременно Ожидание физических болей при хронопутешествиях
  6. Книга III (8)

    Книга
    Арагорн взбегал крутой тропой, приглядываясь к земле. Хоббиты ступают легко: иной Следопыт и тот, бывало, сбивался с их следа. Но близ вершины тропу увлажнил ручей, и, наконец, нашлись едва заметные вмятинки.
  7. * книга III *

    Книга
    Но солнце точно померкло; расплылись и отодвинулись блеклые дали. Взгляд его неотразимо притягивал север: там среди угрюмых вершин парил в поднебесье огромный орел, снижаясь широким оплывом.
  8. Книга III (1)

    Книга
    Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации, сопровождающей каждое направление деятельности педагога-психолога.
  9. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах Книга III

    Книга
    Третья книга из серии. "История России XX века" — очередной или затянувшийся «провал» в истории человечества или еще одна отчаянная попытка отстоять свои культуру, территорию, менталитет, свою веру как неотъемлемый элемент

Другие похожие документы..