«О практике внедрения электронного декларирования: результаты и перспективы»

Доклад и.о. первого заместителя начальника Приволжского таможенного управления по таможенному контролю С.А. Ждановича

на Консультативном совете при ПТУ по теме «О практике внедрения электронного декларирования: результаты и перспективы»

Добрый день!

Слайд № 1 «Заставка» На протяжении последних нескольких лет одной из основных задач в деятельности Приволжского таможенного управления является оптимизация процессов таможенного оформления. И в рамках решения этой задачи внедрение декларирования товаров в электронной форме было и остается краеугольной составляющей этой работы.

    Поскольку тема моего доклада сформулирована как результаты и перспективы электронного декларирования, начну с итогов. На сегодняшний день в Российской Федерации подать электронную декларацию можно на 274-х таможенных постах. (Слайд № 2 «Таможенные органы Приволжского региона, на которых осуществляется электронное декларирование товаров») 42 из них - это наши посты в регионе деятельности Приволжского таможенного управления. Оформление наибольшего количества электронных ГТД зафиксировано на таможенных постах: ГАЗ, Сормовский Нижегородской таможни; АвтоВАЗ, Самарский Самарской таможни.

    (Слайд № 3 «Доля электронного декларирования товаров в Приволжском регионе по сравнению с другими РТУ») Если до 2007 года основная доля оформленных электронных ГТД приходилась на таможенные органы, подчиненные Центральному таможенному управлению, то в 2008 году количество электронных ГТД, оформленных таможенными органами Приволжского и Центрального ТУ, приблизительно равны.

В прошедшем году в Приволжском регионе оформлено свыше 72 тысяч электронных деклараций, что составило около 25% от общего количества декларационного массива, оформленного во всем регионе.

(Слайд № 4 «Количество участников информационного обмена в таможнях Приволжского региона»). На сегодняшний день в регионе функционирует 44 портала декларанта автоматизированной системы электронного декларирования, 29 из которых принадлежат организациям, оказывающим брокерские услуги (7 из них принадлежат предприятиям РОСТЭК). Большая часть деклараций подана через серверы электронного декларирования ЗАО «РОСТЭК-Нижний Новгород», ООО «ТЗК ГАЗ» (г.Н.Новгород), ОАО «Волга» (г.Балахна), ООО  «Самарские таможенные услуги» (Самарской обл., с.Берёзовый Гай), ОАО  «АВТОВАЗ» (г.Тольятти), ООО «Вита-Терминал» (г.Саратов), ЗАО «РОСТЭК-Татарстан» (г.Казань). Всего возможностями декларирования в электронной форме воспользовались у нас в регионе более 4 тысяч участников ВЭД.

Я не буду подробно останавливаться на преимуществах электронной формы декларирования. С одной стороны мы оптимизируем деятельность таможенных органов, а с другой, все эти действия направлены на сокращение временных и финансовых издержек участников ВЭД. Это очевидно.

Сегодняшнее мероприятие далеко не первое на котором с участием представителей бизнес-сообщества обсуждается внедрение электронного декларирования. В последние два года с участием и управления и таможен региона проведено значительное количество «круглых столов», семинаров, презентаций и тому подобных мероприятий, посвященных этой теме. Сегодня мы располагаем достаточно широкой практикой электронного декларирования, для того чтобы провести объективный анализ, сформулировать проблемы, определить и скорректировать цели и задачи по дальнейшему развитию. Именно для этого мне бы хотелось использовать площадку сегодняшнего Совета.

Первое – это расширение использования технических возможностей, представляемых электронным декларированием.

    Поскольку количество участников информационного обмена систематически увеличивается, возрастают и требования к отказоустойчивости портала электронного декларирования ПТУ, оперативности его восстановления в аварийных случаях. В условиях возрастающей нагрузки в 2009 году участились сбои в работе портала ЭД ПТУ. Приволжское таможенное управление системно работает в направлении выявления причин сбоев и их устранения совместно с ГНИВЦ ФТС России и ОАО «НИЦ ЭТУ» - разработчиком программного обеспечения портала ЭД ПТУ. Создана и функционирует система оперативного реагирования на сбои в процессах электронного декларирования на уровнях таможня – управление. Отдельно считаю необходимым отметить, что инициатором реализации этой идеи выступило ОАО «АвтоВАЗ». (Слайд № 5 «Основные причины сбоев системы электронного декларирования») На слайде показаны основные причины отказов работы системы (сбои в работе ПО сервера электронного декларирования ПТУ-25, сбои в работе коммуникационного оборудования таможенных органов-6, сбои в работе каналов передачи данных-1). Как видите, основная причина отказов работы – это сбои в работе программного обеспечения сервера электронного декларирования. Одним из факторов таких сбоев является частота обращения к серверу.

    С увеличением количества ГТД существенно возрос и объем электронных документов, направляемых в таможенные органы для таможенных целей. Анализ представленных в 2008 году электронных документов показывает, что большинство участников ВЭД при подготовке электронной ГТД в КПС «Декларант ЭДТиТС» не используют механизм архива долгосрочных документов.

    (Слайд № 6 «Доля участников информационного обмена использующих архив долгосрочных документов») На слайде представлена доля участников информационного обмена, которые хоть и в различной степени, но используют во взаимодействии с таможенными органами архивы долгосрочных документов. Я уверен, что дополнительная проработка документов, необходимых для таможенных целей, и представляемых сегодня с каждой декларацией, позволит расширить область применения архива.

    Игнорируя данный механизм, участники представляют долгосрочные документы (договоры, контракты, паспорта качества, сертификаты соответствия и т.д.) с каждой электронной ГТД, которую направляют в таможенный орган. Это существенно «утяжеляет» пакет электронных сведений, что является одной из причин сбоев и отказов. В то время как его использование позволит обеспечить однократное представление долгосрочного электронного документа и хранение его единственной копии на портале ЭД ПТУ. Точно также, как сегодня практикуется хранение долгосрочных документов в делах с первой ГТД при декларировании ГТД на бумажном носителе.

Конечно, на первоначальном этапе оформления мы можем принять два документа – электронную декларацию и опись. Но никто не отменял при электронном декларировании товаров проверку фактического наличия и содержания тех документов, сведения о которых содержатся в описи. В подтверждение этому можно обратиться к основному документу – Таможенному кодексу. Как вы понимаете, эта схема работы с архивом долгосрочных документов удобна для тех участников, чей товарооборот обладает какой-то определенной постоянной составляющей. Но предварительный анализ показывает, что таких среди пользователей системой ЭД у нас в регионе большинство. В результате мы можем в значительной степени оптимизировать существующий электронный документооборот между таможенным органом и декларантом, и одновременно создать условия для ускорения принятия решений в отношении товаров при оформлении.

Следующий принципиальный на наш взгляд момент. Являясь технической проблемой, одновременно непосредственно влияет на технологию оформления. Вообще это характерно для процесса электронного декларирования - техническая и технологическая проблема интегрированы друг с другом и решать их необходимо комплексно. Электронное декларирование предполагает использование формализованных форм документов. ФТС России проведена значительная работа по типизации, унификации и созданию альбома форматов документов в объемах практически совпадающего с перечнем, установленным приказом 536. Всего формализовано более 40 видов документов. Форматы электронных документов, используемых при декларировании товаров, размещены на общедоступном сайте ФТС России.

Позволю себе обратить Ваше внимание на то, что в Центральном таможенном управлении средний размер одного комплекта документов, направляемого таможенному органу при электронном декларировании составляет около полутора Мб, а в ПТУ более 3-х Мб. Это связано и с практически отсутствием применения архивов долгосрочных документов – я об этом уже говорил. А также с включением в пакет целых массивов сканированных образов бумажных документов. Наверное, все представляют себе, разницу в объеме информации между формализованным документом и сканированным образом бумажного – она составляет несколько порядков. Например, объем неформализованного инвойса составляет 800 Кб, а его формализованный вид только 2,5 Кб.

Обращаю внимание, что в соответствии с действующим порядком – приказ ФТС России от № 395 сканированные документы могут использоваться только при отсутствии технической возможности их формализации.

На практике это исключение трактуется как правило – причем и декларантами, брокерами и должностными лицами таможенных органов. Нам непонятно нежелание лиц, декларирующих грузы, формализовывать документы в связи с дополнительными затратами времени. Мы полагаем, что наиболее рациональным решением вопроса формализации документов является организация взаимодействия декларанта с иностранными контрагентами, что было бы идеальным – организация электронного документооборота. Мы понимаем, что такая автоматизация взаимоотношений с иностранными поставщиками под силу далеко не каждому участнику внешнеэкономической деятельности. Но что хотелось бы отметить. Сегодня комплект электронных документов, используемых при проверке электронных деклараций формируется, как правило, после прибытия груза в место назначения. Соответственно время на подготовку таких документов является временем простоя. Но ведь эти документы можно формализовать предварительно хотя бы частично до прибытия и тем более отправки товаров. То, что эти документы зачастую имеются в распоряжении декларанта, подтверждается широкой практикой предварительного декларирования до 30-ти процентов от импортного массива ГТД в таможнях региона.

Теперь что касается информации как на отдельных таможенных постах инспектора сами продолжают запрашивать у участников ВЭД сканированные образы документов или их бумажные носители без достаточной на то мотивации, якобы, не доверяя сведениям, содержащимся в формализованных документах (например, документы, подтверждающие право лиц выступать в качестве декларанта или подавать таможенную декларацию). Замечу, что времена 2005 года, когда электронное декларирование практически только начиналось и инспектора на постах как бы для «страховки», параллельно с электронными документами запрашивали и бумагу должны уйти в прошлое. Сегодняшнее взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД должно максимально строиться на использовании информационных технологий и применения в работе формализованных форм документов. В распоряжении таможенных органов существуют иные инструменты, направленные на проверку документов и сведений, представляемых и заявляемых при декларировании. Наверное, Консультативный Совет не совсем та площадка, на которой следует обсуждать эти инструменты. Подчеркну только, что электронный формализованный образ документа, заверенный электронной подписью декларанта – такой же документ, обладающий юридической силой такой же как его бумажный или сканированный оригинал. Акцент на формализацию электронных документов и сведений при электронном декларировании, мы считаем, необходимо сделать участникам внешнеэкономической деятельности. Чуть позже я приведу Вам еще один аргумент. В свою очередь, стимулировать к осознанию тождественности упомянутых документов подчиненные таможенные органы мы рассматриваем как одну из своих основных локальных задач на ближайшее время. Поэтому мы в проект решения заложили и контрольные мероприятия в отношении подчиненных таможенных постов. В этом вопросе, уверен, необходима высокая степень открытости и доверия между таможенными органами и декларантами.

    Позволю себе продолжить про доверие. В некоторых печатных изданиях отдельными субъектами электронного декларирования (например, ООО «ДАЛК»), отрицательно оценивается работа постов Нижегородской таможни в части соблюдения сроков выпуска электронных деклараций. Даже где-то в контексте звучит некая ностальгия по общению с инспектором. В то же время анализ информации, имеющейся на сервере электронного декларирования Приволжского таможенного управления показывает, что время выпуска на постах Нижегородской таможни, как правило, не превышает три часа. Мне не хотелось бы мое выступление в этой части свести к оправданиям или пытаться кого- то в чем-то уличать. Наоборот, мы благодарны за любой сигнал об имеющих место эксцессах и недостатках. Но определенная доля разочарования все же есть. Что я имею в виду.

    (Слайд № 7 «Адрес и контактные телефоны рабочей группы») Ранее, для оперативного решения вопросов, связанных с электронным декларированием товаров в Приволжском таможенном управлении и таможнях региона (в каждой) созданы соответствующие рабочие группы. Создавая данные группы, мы, преследовали цель организации взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД для решения возможных проблемных вопросов, в том числе требующих оперативного вмешательства. Можно констатировать, что деятельность таких групп превратилась, в своего рода, «консультирование» по вопросам, ответы на которые можно найти, внимательно прочитав руководящие документы или посетив официальные сайты таможен и управления в «Интернете». Например, «на каких постах в регионе можно подать электронную декларацию?», «какое техническое оборудование необходимо для электронного декларирования товаров?» или «как можно получить электронную цифровую подпись? Безусловно, это тоже нужно и мы готовы проводить ликбез в необходимых объемах. Но мы бы видели логичным и взаимодействие указанных групп с участником ВЭД и по конкретным вопросам, требующим немедленного реагирования. Чтобы не давать никому оснований поностальгировать по субъективному фактору и неформальному ресурсу.

Существующая технология электронного декларирования имеет ряд ограничений, которые осложняют ее применение (Слайд № 8 «Схема документооборота при электронном декларировании – 1»), одно из них – это то, что участник ВЭД или таможенный брокер максимально должен быть приближен к месту таможенного оформления, точнее к входному порталу (своему или брокерскому). Кроме того, владельцу портала декларанту или брокеру необходимо выполнить целый перечень дорогостоящих технических и организационных мероприятий – выделенные каналы связи, межсетевые экраны и так далее и тому подобное. Перечень есть на сайте ФТС России.

(Слайд № 9 «Схема документооборота при электронном декларировании – 2») Значительной части этих мероприятий не требуется при внедрении так называемого электронного декларирования -2. При передаче электронного пакета документов в таможенный орган по сети Интернет. От лица входящего в эту систему требуются только мероприятия по сертификации и аттестации программных средств, средств защиты информации и электронно-вычислительной техники. Да еще необходимо провести ряд мероприятий в таможенных органах. В настоящее время в Нижегородской таможне уже протестированы программные продукты и внедряется в практику такое электронное декларирование товаров. Для реализации технологии представления участниками ВЭД сведений таможенным органам в электронной форме с использованием сети Интернет в 2008 году в Приволжском таможенном управлении развернута система электронного представления сведений, а в Нижегородской таможне - технологическая транспортная подсистема ЕАИС таможенных органов. До конца 2009 года мы планируем в соответствии с планом, утвержденным ФТС России, оборудовать технологической транспортной подсистемой все таможни Приволжского региона. Для таможенных органов основное преимущество заключается в возможности интегрирования новой технологии с действующей автоматизированной системой таможенного оформления (АИС «АИСТ-М»), т.е. таможенный инспектор использует только одно штатное программное средство таможенного оформления - АИС «АИСТ-М». Уверен, что география электронного декларирования расширится. Электронное декларирование товаров через «Интернет» обеспечивает определенные преимущества, как для участников ВЭД, так и для таможенных органов. В частности, декларант или таможенный брокер получает возможность представления электронных сведений на товар в любой таможенный орган Российской Федерации. Кроме этого, существует возможность интеграции новой технологии с действующим комплексом автоматизированных средств таможенного оформления и различными информационными системами участников ВЭД. Этот перспективный способ по нашему мнению приобретает особую актуальность в условиях кризисных тенденций в мировой экономике. Мы рассматриваем его внедрение как задачу, направленную на поддержку бизнеса, причем не только крупного, но и среднего и малого. Хотел бы отметить, что электронное декларирование с использованием ассоциаций сетей «Интернет» требует от декларанта только электронной цифровой подписи и аттестованной, сертифицированной по защите информации точки выхода в Интернет и точки входа на сервер ФТС России. Далее электронная декларация идет уже по ведомственным каналам связи в таможенный орган, куда она юридически подана. Причем не обязательно использование своих точек это могут быть точки брокера или таможенного оператора.

Я обещал возвратиться к теме формализованных документов, выполняю обещание. Электронное декларирование - 2 с использованием ассоциации сетей «Интернет» практически исключает возможность представления сканированных документов. Поэтому для ее пользователей особенно актуально решение вопросов по их формализации. По имеющейся информации в ФТС России проводится работа по введению в штатные программные средства механизмов дополнительных проверок электронной копии ГТД. Мы рассматриваем эту задачу в том контексте, что в алгоритм проверки ГТД необходимо включать и форматно-логические проверки электронных документов, входящих в комплект декларации. Это позволит еще более исключить пресловутый субъективный фактор.

(СЛАЙД № 10 «Основные задачи по развитию электронного декларирования»). Резюмируя озвученное в докладе, основными задачами 2009 года в работе по развитию электронного декларирования мы считаем:

  1. Развитие практики представления формализованных документов, в том числе на основе архива долгосрочных документов.

  2. Внедрение электронного декларирования – 2, предусматривающего документооборот между декларантом и таможенным органом с использованием ассоциации сетей «Интернет».

  3. Развитие практики предварительного электронного декларирования с максимальным использованием формализованных документов.

Надеюсь, сегодняшнее заседание Совета придаст новый импульс развитию электронной формы декларирования на территории ПФО. (Слайд № 11 «Заставка»)

Спасибо за внимание.

  1. Разрешите представить Вам краткую презентацию развития электронного декларирования в Татарстанской таможне при непосредственном участии в нем крупного участника

    Документ
    Разрешите представить Вам краткую презентацию развития электронного декларирования в Татарстанской таможне при непосредственном участии в нем крупного участника внешнеэкономической деятельности в Поволжском федеральном округе, да и
  2. Доклад о результатах и основных направлениях (15)

    Доклад
    Федеральная таможенная служба, как субъект бюджетного планирования, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в соответствии с законодательством Российской Федерации, свои полномочия и функции
  3. Отчет о результатах самообследования Ростовского филиала (1)

    Содержательный отчет
    В соответствии с требованиями ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.
  4. Отчет о результатах самообследования Ростовского филиала (2)

    Содержательный отчет
    Самообследование проведено согласно программе, утвержденной решением Ученого совета филиала (протокол от 29.03.2010 № 3), комиссией, состав которой утвержден приказом филиала от 14.
  5. Доклад о результатах и основных направлениях (19)

    Доклад
    Федеральная таможенная служба, как субъект бюджетного планирования, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в соответствии с законодательством Российской Федерации, свои полномочия и функции
  6. Всвоем выступлении, говоря о развитии электронного декларирования в регионе, я хотел бы акцентировать внимание на проблемах (сдерживающих факторах) и озвучить м

    Документ
    В своем выступлении, говоря о развитии электронного декларирования в регионе, я хотел бы акцентировать внимание на проблемах (сдерживающих факторах) и озвучить мероприятия которые проводятся как на уровне ФТС России, так и на уровне
  7. «применение информационных технологий в деятельности таможенных органов»

    Реферат
    Таможенная система является неотъемлемой частью, а часто и ключевым элементом мировой торговли. Изменения в стратегических тенденциях, происходящие в мировых, региональных и национальных социально-экономических системах, отражаются
  8. Итоги 28 Система Флинт 29 > Представление материала в системе 29 > Модели представления документов 29 > Взаимодействие представлений 32 Результаты и перспективы 34

    Обзор
    Новая культурная среда требует деятельного (через ИС) думателя (приобщенного к синтезирующему миру через Интернет), причем формирующегося в условиях точной (математической) среды компьютера.
  9. Внедрение изменений на предприятии

    Документ
    В работе рассмотрены основные решения в области оптимизации и развития бизнеса. При этом сделан акцент на самостоятельное использование руководителями предлагаемых методов.

Другие похожие документы..