Миры чтения

Миры чтения

Содержание

Голова тянется к книге

Российская Библиотечная Ассоциация - как ассамблея идей, талантов, творческого вдохновения. Чувство профессиональной гордости и корпоративной общности - от общего праздника, одного на всех, каждый год - в разных библиотеках, в разных городах, в одной стране.

Очередной выпуск журнала профессионального чтения и общения "Читай-город" - презентационный, о библиотеках Уральского региона - для всех профессионалов. Мы назвали этот выпуск "Миры Чтения". Почему? Потому что голова каждого из нас тянется к книге, а все головы - в одном большом мире чтения, хотя у каждого свой собственный мир. Есть миры чтения взрослых и детей, "стажистов" и начинающих. От отдельных миров чтения зависит весь большой мир, вся Вселенная. Потому что миры чтения - это миры мировоззрений, этических установок, интеллектуальных высот. Миры чтения - как грани великого кристалла, разгадав тайну которого мы поймем себя и увидим будущее.

"Миры чтения - для всех и для каждого!" (Из Концепции Свердловской областной библиотеки для детей и юношества).

На сайте нашей библиотеки () есть такие удачные, как нам кажется, названия рубрик: "Дети", "Уже не Дети", "Совсем не Дети". Удачное - потому что в каждом из нас живет ребенок. Мы все немножко "еще дети". Даже если совсем-совсем не дети. Но если бы в нас не было этого "еще немного дети", то как бы было скучно (на планете! - добавим для рифмы) Самые яркие озарения посещают тех, кто умеет смотреть на мир с удивлением.

Что и как читают сегодня дети и что думают о книгах и жизни? - Миры чтения современного детства. Что читали мы, когда были "еще дети"? Как повлияло это на нас и наш профессиональный выбор? Наше любимое, близкое - Миры чтения Библиотекаря.

А есть миры чтения Библиотек. О них мы тоже расскажем. Хотя бы о некоторых. Возможно, лучших в нашем регионе. И представим библиотеку-гостью. Обо всех написать нельзя - ведь это целые отдельные миры (чтения, общения, культуры).

Модный Кутюрье Андре Тан, представивший свою коллекцию "Высшие знания" в Гостином Дворе (апрель 2006г.), руководствовался словами: "Если в одежде отсутствует философия, - это уже "second hand", а свою коллекцию назвал "Smart couture", вкладывая в это двойной смысл - изящество, а также разум, интеллект. Вот и появились его модели с книгами на голове, целыми гребешками из книг. Как говорит сам дизайнер, его коллекция вдохновлена эстетикой библиотеки. Страницы раскрыты, словно ветер их перелистывает при быстром движении по подиуму. Некоторые из них заложены закладками, некоторые вуалью, чтобы не трепались по ветру. Книги большие и маленькие - карманные словарики, укрепленные на шляпках или просто прикрепленные к волосам. Выглядит на подиуме весьма эффектно и призвано символизировать одухотворенность девушек. Посмотрите, коллеги, да это мы сами! Мы сами окружаем себя книгами, украшаем себя книгами, отражаемся от них, как от зеркал, любуемся ими. Книги - наша философия, вселенная, голова наша библиотечная, как уже говорилось, тянется к книге.

Все наши разговоры сегодня (нас, таких символизирующих одухотворенность девушек) - о мире и дружбе между библиотеками, о чтении читателей-детей и библиотекарей - о Мирах Чтения.

P.S. Все регламентирующие и руководящие документы дополняют Миры нашего чтения.

Библиотека в интерьере мегаполиса

В мегаполисе жить хорошо! Но заметно. Тем более, если библиотека расположена на склоне одного из семи городских холмов (говорят, что это хорошая примета: семь холмов! Раньше знали, как и где города строить). Здание у нас потрясающее, мы – Памятник. Так наша директор Людмила Аркадьевна говорит, когда кто-нибудь покушается на часть, на кусочек какой-нибудь даже не здания, а территории вокруг. Она говорит: "Мы – Памятник!" с таким достоинством, как будто мы представляем собой какое-нибудь из 7 чудес света.

Представьте себе: история нашего библиотечного дома №8 по ул. Карла Либкнехта (бывший Большой Вознесенский проспект) восходит к началу XIX века. На генеральном плане Екатеринбурга 1804 года его еще нет (начало строительства), а на плане 1809 года – вот, посмотрите – мы уже есть. Один из самых знаменитых владельцев дома (да это целое имение: бани, конюшни, сады!) – Панфила Матвеевич Борчанинов. В 1870 году усадьба была продана городской земской управе, строения были приспособлены под служебные помещения пожарной части, полицейское управление и учреждения просвещения. Здесь же разместилось позднее одно из первых народных училищ Екатеринбурга, которое в связи со 100-летним юбилеем А.С. Пушкина стало носить имя поэта.

В 1915 году городская дума отдала распоряжение перестройки под помещение публичной библиотеки. Но когда строительные работы подходили к концу, земская управа неожиданно выслала предписание освободить здание для постоя солдат! В этом было нечто кощунственное, поэтому патриоты библиотечного дела, не дождавшись подачи электричества и настилки паркета, немедленно открыли здание как Библиотеку! Ура! С 23 октября 1916 года книжный дух приступил к созданию той ауры, которая ощущается не только чувствительными личностями, но и профессиональными психологами, психотерапевтами даже (они любят здесь семинары и тренинги проводить), а также церковнослужителями. Все здесь – высокие стены, арочные окна, огромный читальный зал и маленькие комнаты "для прислуги" (во времена купца Борчанинова) – все дышит таким благолепием, что даже Екатеринбургская Епархия отмечает здесь значимые события, а также благословляет нас на издание, например, сборника детского творчества "Волшебная строка".

В 1919 году на первом этаже публичной библиотеки было принято решение разместить библиотеку детскую (1 библиотекарь, 428 книг, 80 читателей). В 1920 году на западном фасаде установлены бюсты писателей В.Г. Белинского, Решетникова, Д.Н. Мамина-Сибиряка. С 1928 по 1959 год детская библиотека находилась в помещении Дворца пионеров (тоже одно из красивейших зданий нашего города). Годом рождения Областной детской библиотеки и возвращением в родные пенаты на ул. К. Либкнехта, 8, считается год 1959-й. В 1984 году была создана областная юношеская библиотека по адресу ул. Советская 7/4. А в 1994 году происходит слияние этих двух библиотек в единый мощный библиотечный союз – Свердловскую областную библиотеку для детей и юношества.

Итак, перед вами здание Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, сооружение общественной и культурной значимости. Торжественность и простота, неоклассицизм и модерн. Вы можете поспорить по поводу "простоты". Как же так? А эта явная асимметрия – смещение входа с центральной оси? Зачем, почему? И сам вход с металлическим ажурным козырьком и нишами со скульптурными бюстами на фоне стены, украшенной рустом? А эти рисунки на колоннах коринфского ордера, профилированной нише бюста и балюстраде под ней, а также на модильонах и замковых камнях над боковыми окнами? Причем все эти приемы создают светотень и подчеркивающие богатство форм. При всем при этом, первый этаж трактуется как достаточно простой, в то время как этаж второй еще более насыщен пластикой. О, эти архивольты и балюстрада ниш огромных окон второго этажа! А пилястры межу ними? Дополнительный акцент в ритм окон фасада вносит лепной орнамент, состоящий из гирлянд с фруктами и переплетающимися стеблями, располагающийся на гладком фризе. Но при всем многообразии пластических приемов обработки главного фасада и кажущейся перегруженности декором и кажущейся же эклектичности, у вас все равно останется впечатление гармонической ясности за счет четко выверенных пропорций и повторяющихся ритмов (" высота окон является его удвоенной шириной, высоты его первого и второго этажей соотносятся к общей высоте здания также как ширина ризалита к общей ширине объема"), а общее восприятие непременно будет целостным.

Вот такая красота и продуманность на одном из семи холмов мегаполиса!

И вот с этим целостным, гармоничным восприятием вы входите в здание и видите еще большую цельность в декоративном решении интерьеров, чем только что наблюдали в архитектурной композиции фасадов (на фото вы видите один фасад из четырех). Причем степень украшательств усиливается по мере восхождения на второй этаж. Важная, а порой и основная формирующая роль в интерьере принадлежит лестницам и полуциркульным окнам. Если на первом этаже еще менее заметны черты подчеркнутого декоративизма, а украшения в основном сосредоточены на конструктивных элементах и их поверхностях, то декор 2 этажа сложен и многообразен. Прежде всего, читальный зал впечатляет своими размерами и простором. Это впечатление усиливается потоками света, льющимися из огромных окон. Особую нарядность залу придает белоснежная лепка архитектурных элементов, которые главным образом сосредоточены на стенах. Здесь мы вновь видим пилястры коринфского ордера, а "ниши с архивольтом", "белый фриз с карнизом, оформленный сухариками"… даже если мы не вполне их различаем и идентифицируем, то вполне уверены в их красоте. Плоскость потолка расчленена на три части: средняя имеет гладкую поверхность, ее центр акцентирован лепной розеткой растительного орнамента. Боковые части потолка разбиты кессонами на восемь квадратов; такое чередование различных по обработке плоскостей создает игру света и обогащает восприятие интерьера в целом. Неужели вы все еще не почувствовали уют и благородную простоту облика библиотеки?

в контексте библиотечной архитектуры

Если говорить о нашей библиотеке в контексте библиотечной архитектуры, ключевыми словами будут свет, пространство. Поэтому важным элементом пространственно-планировочной композиции является окно. Очень много окон нескольких разновидностей. Их расположение на первый взгляд носит случайный характер. Здесь одновременно сосуществует несколько стилей окон (циркульных, многометровых в стиле "модерн", крошечных арочных, начинающихся на полу…), служащих для освещения читального зала, лестницы, лестничных площадок, книгохранилища и кабинетов. Единственное, что объединяет их – криволинейный ритм повторяющихся элементов.

Лестницы организуют внутреннее пространство библиотеки, объединяют нас, создают ощущение особого уюта и роскоши старинного особняка, в котором проходили балы и дворянские собрания. Лестницы каменные, витые железные и железные обычные, с элементами паркета и железными "подковками"; лестницы старинные и "подстроенные", чердачные и подвальные, почти незаметные для ноги и опасно-обрывистые. Лестница для нас – как культурный слой. Лестница – это наше все (сразу же, после книг!). Наш Путеводитель-указатель по библиотеке называется "Лестница" (один из заложенных смыслов – линейно-штабная структура, стратегия управления). Каждое утро вы поднимаетесь по одномаршевой парадной лестнице – и ощущаете себя дворянкой – непроизвольно осанка улучшается (да, здесь надо уметь "держать спину"!).

в контексте библиотечной ментальности

В художественной литературе существуют различные образы библиотек. Библиотека может быть символом мирового порядка, местом страха или местечком, где можно отсидеться. Но бывает, видимо, какое-то совпадение Места и Человека, Личности и Профессии. Счастливым такое совпадение может быть только в настоящей библиотеке – не с цементным полом и тоталитарными издержками, а на мощном культурном слое и с "прозрачными" стенами – просто пронизана идеологией гуманизма.

Библиотека как творческое

игровое культурное пространство

Библиотекарь Играющий в интерьере библиотеки

Креативность – способность к созданию новых форм, дающая возможность изменить будущее. Креативный класс – творческие люди, влияющие на будущее профессии. Каждый в ответе за свое будущее и будущее мира - нашего общего дома. Творческий человек, управляя своим делом, дает возможность другим людям поучаствовать вместе с ним в интересном для всех, увлекательном деле. Пользы от этого две: для людей и для общества. Если человек доволен выбранной работой, ему интересно – он совершенствуется и растет, а общество получает материальные и духовные ценности. Общество тянется к таким людям. Государство в идеале тоже должно их поддерживать, потому что чаще всего технологии, компании и даже капитал перемещаются в места с большей концентрацией талантливых и креативных людей. Является ли библиотека таким местом? (ведь именно в этом случае она притянет к себе капитал?!)

Н.А. Рубакин писал: "Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель". Никто не сомневается – "Книги – хранители духовного огня, без которого творческий полет немыслим. Но именно в творческом полете все новых и новых читательских поколений заключается их окончательный смысл" (Ольга Чернорицкая).

Духовный огонь хорошо разжигать в подходящей атмосфере. А новые и новые читательские поколения хорошо бы выращивать именно творческим личностям. "Потребность в творческих людях возросла настолько, насколько научно-технический прогресс отдалил нас от творчества и от книги. Миру требуется равновесие" (Ольга Чернорицкая). Итак, обществу требуются творческие личности. Считать ли библиотекаря такой личностью? Считать ли библиотекаря интеллигентом с высоким уровнем духовной культуры, с идеалами и стремлением к выполнению своей миссии? Или библиотекарь – хорошо образованный интеллектуал, незаурядная личность, стремящаяся к реализации собственных целей и задач? А, может быть, функционер, добросовестно и скрупулезно выполняющий свои обязанности, определенные должностной инструкцией? (или не очень хорошо). Библиотекарь Играющий – "Homo Ludens" Йохана Хёйзинги, или все же библиотекарь Информирующий (технолог), востребованный повседневной практикой?

В художественной литературе существует различные образы, а мы создаем типологии библиотекарей (романтик, просветитель и т.д). Но "креативный класс" в Библиотеке – Библиотекарь Играющий. Так мы решили в своем библиотечном исследовании в духе времени. В своей творческой лаборатории.

Креативный класс организует и систематизирует творческое пространство вокруг себя. В ядро креативного класса библиотеки входят обычно те, кто умеет "играть" (создает и реализует авторские программы и проекты в различных областях библиотечной деятельности). В идеале они подтягивают за собой в преобразованное ими пространство других людей, делая их творческими личностями. Библиотекарю играющему необходима свобода самовыражения, не стесненная стандартами, ограничениями, запретами. Каждое общение с читателем для библиотекаря играющего - новая игра, которую трудно спроектировать заранее.

Вспомним хорошо известное: "Человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра". Метафора "Homo Ludens" – "Человек Играющий" Йохана Хёйзинги, замечательного голландского историка и философа, как "ницшеанский сверхчеловек" или "бахтинский карнавал" хорошо известна интеллигенции, означая человека, творящего мир, созидающего, творческого. Библиотекарь Играющий создает свое собственное игровое культурное пространство, "игровую стихию", преодолевая утилитарный, технологический, одномерный взгляд на библиотеку. Это особая ментальность, которая дается человеку изначально и формируется в ходе практической деятельности, требующей рефлексии и творческого созидания на основе широкого кругозора и эрудиции (т.е. в соответствии с формулой А.ВА.Соколова, интеллигентность = самоопределение + эрудиция + творческая способность – речь идет об интеллигенте).

Итак, основу личности Библиотекаря Играющего составляет способность к творчеству.

  1. Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся раз в неделю, содержание программы тесно связано с содержанием учебных предметов (ознакомление с окружающим миром, чтением, развитием речи). Данная программа состоит из

    Программа
    Данная модифицированная образовательная программа составлена на основе программы «Я и мой мир» коллектива авторов УМК «Школа России» (научный руководитель А.
  2. Программа поддержки и развития чтения «Чтение в радость» состоит из нескольких взаимосвязанных проектов, которые в свою очередь используют различные формы и методы работы по развитию читательских навыков детей.

    Программа
    Содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и усло­вий доступности взрослым и детям полезной для жизни и соци­ально необходимой литературы;
  3. Проблемы детского чтения

    Документ
    Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ре­бенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Важно учесть и другое.
  4. Мастерская чтения: новые идеи и успешные технологии

    Книга
    В ноябре 2006 г., в преддверии Национального года чтения и русского языка, руководители и специалисты детских и юношеских библиотек Уральского региона из Екатеринбурга и Свердловской области, Челябинска и Челябинской области, Перми
  5. «чтение» (2)

    Статья
  6. Материал для родительского собрания по проблеме детского чтения

    Документ
    Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка
  7. Программа Чтение: приоритетный проект в области культуры или повышение уровня грамотности?

    Программа
    По мере того, как 2006 год отсчитывает месяц за месяцем, учащаются упоминания о грядущем Годе чтения и соответствующей национальной программе. Вокруг ожидаемых событий ходит много противоречивых слухов.
  8. Положение 50 Опроведении Года детского чтения в Челябинской области

    Программа
    Живуч стереотип, согласно которому чтению положено обучаться в школе. Проходить его как предмет. Свердловская область прославилась недавно тем, что единственной в России включила в Программу регионального компонента образования новый
  9. Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий

    Реферат
    Одной из приоритетных задач современной школы является создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации образования, связанное с переводом школы в режим развития на основе введения инноваций во многие сферы её деятельности.

Другие похожие документы..