Методика нравственного воспитания. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию человека, гражданина, патриота: практический опыт

Нравственное воспитание учащихся на уроках истории. Автор – Елисов Андрей Владимирович.

Содержание:

1. Введение.

2.Проблема нравственного воспитания учащихся на уроках истории: теоретический аспект.

2.1. Сущность нравственного воспитания.

2.2. Цели и задачи нравственного воспитания.

2.3. Методика нравственного воспитания.

3. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию человека, гражданина, патриота: практический опыт.

3.1. Воспитание нравственностью учителя.

3.2. Воспитание историей.

3.3. Методика и технологии нравственного воспитания.

3.4. Рефлексия нравственного воспитания.

4. Заключение.

5. Приложения.

Введение

Реформы 90-х годов 20 века в российском образовании напрямую коснулись исторической науки, методики преподавания ее в общеобразовательных учреждениях. Меняются цели, технологии, подходы в изучении истории. Демократизация российского общества, проводимая с конца 80-х годов 20 столетия, поставила перед государством и школой ряд принципиальных вопросов, от которых зависит будущее исторического образования. Их смысл сводится к следующей проблеме: чему и как учить учащихся на уроках истории в условиях меняющихся программ, учебников, учебных пособий, методик, подходов? Какова роль учителя и ученика в меняющихся условиях современной жизни?

Несмотря на позитивность нововведений в преподавании истории, за кадром осталась самая главная цель истории как учебного предмета – нравственно-ценностная. В начале 21 века ведется поиск модели преподавания истории в школе, исходя из новых целей исторического образования, которые формулируются так:

1.овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней;

2. развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания;

3. развитие ценностных ориентаций и убеждений, учащихся на основе складывающейся или сложившейся системы ценностей;

4. поддержание интереса к истории и культуре отечественной и мировой.

С нашей точки зрения, в подходе к истории как средству нравственного воспитания, школа делает лишь первые шаги, но они почти не рассматривают проблему, как решать воспитательную задачу урока истории. Поэтому богатое историческое наследие остается невостребованным. Авторы учебников являются проводниками теории моральной нейтральности, согласно которой исторический процесс не оценивается никак нравственный, никак безнравственный. Долгое время считалось, что давать оценку можно только результатам деятельности человека, а не процессу человеческой деятельности. В результате система нравственного воспитания отсутствует, а учебники истории ограничиваются сухим перечислением фактов, не трогающих за сердце. Методика преподавания акцентирует внимание на образовательные и развивающие цели, а огромный пласт исторического материала, связанный с положительным и отрицательным опытом истории, оказывается, по достоинству неоцененным, хотя потребность в этом существует.

Оценку педагогических идей прошлых веков целесообразно начать с анализа понятий - образование, воспитание, просвещение, личность. Обратимся к первоначальной сущности этих понятий. Под «образованием» до революции 1917 года понималась деятельность по постижению, усвоению образа Божьего (слово «образование» происходит от слова «образ»). Процесс воспитания сводился к воцерковлению личности, (слово «воспитание» происходит от словосочетания «питание оси»). Просвещение понималось как распространение знаний, основанных на постижении истины (слово «просвещение» в основе своей содержит понятие «свет» истинного знания). Личность понималась как носитель образа Божьего, (слово «личность» образовалось от слова «лик»), а понятие «личность» включает в себя возможность выбора в сторону просвещения светом истины и постижением образа Божьего.

Таким образом, система образования в России до революции 1917 года, строилась на воспитании ученика в духе православных традиций, веры, преданности престолу и отечеству, национальной ценности на началах патриотизма и православия. А образовательные и развивающие цели только служили воспитательной и являлись одновременно средствами воспитания добрых сынов Отечества.

Долгое время в русских учебниках господствовала монархическая концепция Н. М. Карамзина, в основе которой предметом истории считались «деяния и судьбы» людей, а все события объяснялись психологией выдающихся личностей - полководцев, государей и т.д. Автор методического пособия по преподаванию истории А. В. Добрынин отмечал, что целью ее изучения, кроме знания и развития мыслительных способностей, должно стать пробуждение в учащихся любви к отечеству, уважение к великим людям, трудившимся в разное время на пользу государства. (2.30.16) Учебники по истории выражали религиозно монархические идеи. И наиболее популярными были учебники по русской истории И.К.Кайданова и Н. Г. Устрялова.

Как проходил в русской школе процесс воспитания? Н.И.Ильминский дает подробное описание воспитательным целям урока. Воспитание, по его мнению, означает развитие и увеличение, а последнее бывает либо внешним и механическим, либо живым и органическим. Образцом живого и органического воспитания для Н.И.Ильминского служит жизнь растений и животных на основе внутреннего роста. Он противопоставляет такому воспитанию другой способ – внешний, механический, сравнивая его со строящимся домом из кирпича.(2.51.307)

В дореволюционное время сложилась педагогическая система нравственного воспитания К.Д.Ушинского, которая построена на воспитании этнопедагогикой, содержащей в себе три установки:

1. народ имеет особую характеристическую систему воспитания;

2. в душе человека черты национальности коренятся глубже всех;

3. воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что либо другое.(2.7.3)

К.Д.Ушинский предлагает воспитывать учащихся, используя народные национальные традиции. Образование только тогда научно, если оно народно и национально.

Русский эмигрант И.А.Ильин предлагал будить духовное начало в детском инстинкте, приучать его к чувству ответственности, укреплять в людях предметную силу, суждения и волю к духовной ценности в жизни.(2.51.307) Не наполнение памяти, не образование интеллекта, а зажигание сердца ребенка - вот стержень, ковать который призывал русский философ в душе ученика.

А вот диалог русского врача Н.И.Пирогова о его сыне:

-К чему вы готовите своего сына? – спросили его.

-Быть человеком, - отвечал он.

-Разве вы не знаете, сказал спросивший, - что людей, собственно, нет на свете… Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, юристы и т.д.

Выдающийся ученый мечтал о высоконравственной личности, а не о бездушном профессионале.

В одной из книг, выпущенных Военным ведомством в 19 веке для офицеров, написано было следующее: «Офицер должен строго исполнять свои обязанности, постоянно стремиться к одной цели и безропотно приносить все пожертвования. В нем – нравственная сила армии».

А вот как выглядит присяга русского солдата до революции 1917 года:

« Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед Святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству Самодержцу Всероссийскому и Его Императорского Величества Всероссийского Престола Наследнику верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови и все к Высокому Его Императорского Величества Самодержавству силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности исполнять.

Его Императорского Величества государства и земель Его врагов телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление и во всем стараться споспешествовать, что к Его Императорского Величества службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может.

Об ущербе же Его Императорского Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать потщуся и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предпоставленным надо мною начальником во всем, что к пользе и службе государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание и все по совести своей исправлять и для своей корысти, свойства и дружбы и вражды против службы и присяги не поступать, от команды и знамени, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду и во всем так себя вести и поступать как честному, верному, послушному, храброму и расторопному офицеру (солдату), надлежит. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение сей клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь».

О верноподданном защитнике Отечества мечтали русские люди и готовили его в образовательных учреждениях.

Таким образом, воспитательные цели образования опирались в основном на православную систему ценностей. Ее сущность сводилась к «обретению личностью спасительного нравственного востребованного духовного опыта».(2.51.307)

Коренная ломка дореволюционной школы связана была с Октябрьской революцией 1917 года и созданием новой советской школы на иных идеологических началах, которые выражались в рассмотрении человеческой личности как средства построения нового коммунистического режима. Главная задача истории сводилась к рассмотрению событий прошлого через призму классовых ценностей на основе теории Карла Маркса. Воспитательная цель истории сводилась к воспитанию учащихся на идеалах марксизма-ленинизма. Сущность понятий - образование, воспитание, просвещение сводилась к формированию личности коммунистического типа. Ученикам прививалась новая революционная нравственность, согласно которой моральным становилось то, что служило идеям революции. Христианские идеалы заменялись коммунистическими заповедями И.В.Сталина, а впоследствии моральным кодексом строителя коммунизма в эпоху Н.С.Хрущева.(2.6.312)

Несмотря на идеологизацию советского образования, оно сохранило ряд нравственных дореволюционных норм, которые использовались в процессе воспитания. Деятельность таких ученых в области педагогики как А. С. Макаренко и В. Н. Сухомлинский является лучшим доказательством, что лучшие традиции русской педагогики, заложенные К.Д.Ушинским, Н.И.Ильминским, А.А Радонежским нашли свое продолжение в советской школе.

Так В. Н. Сухомлинский выдвинул идею четырех культов, на которых должна держаться, по его мнению, школа: культ Родины, культ человека, культ родного слова и культ книги. Присутствие этих стержневых понятий в изучении истории в школе означает, что нравственное воспитание детей является приоритетным в советской школе.

После распада СССР и реформ, проводимых в России, система образования попадает в кризис. С одной стороны, провозглашается курс на освобождение образования от идеологических пут государства, с другой стороны, в образовании отсутствует определенная система, что порождает неясность его целей, методов и подходов. Деидеологизация общества дает простор использованию в преподавании истории формационного, цивилизованного, культурологического подходов. Однако такая неопределенность создает анархию в изучении и преподавании истории. Меняется роль учителя в процессе педагогической деятельности. К тому же учебники по истории, написанные с демократических позиций, дают оценку событиям прошлого с точки зрения нынешнего времени и современных ценностей. Другой проблемой стало отсутствие единых критериев в оценке ряда исторических фактов в условиях, когда точка зрения учителя и ученика могут не совпадать. Но самой главной проблемой нынешнего времени, с моей точки зрения, является отсутствие методики нравственного воспитания на уроках истории, когда государство признает равноправие ценностей. Размываются границы между добром и злом, уходит из учебников положительный опыт исторического наследия и происходит концентрация на негативных сторонах жизни.

Если в дореволюционной России было ясно, что система образования заинтересована в воспитании верноподданных патриотов, воспитанных на традициях русского православия; если в СССР государство было заинтересованно в активных строителях коммунизма, воспитанных на революционных идеалах, то с конца 80-х годов XX века, когда общество нацелено на воспитание личности свободомыслящей и ориентированной на познание патриотических и общечеловеческих ценностей, не ясно как эту личность формировать, когда методика нравственного воспитания находится лишь в стадии зарождения? какой опыт должен быть использован для формирования в учащихся ценностно-значимых характеристик? Как относится к соотношению между общечеловеческими и патриотическими ценностями? Какую роль играет история в изучении нравственного наследия прошлого? Каким историческим фактам, людям, событиям, ценностям уделять больше времени на изучение'? Какие технологии для этого нужны, и что из опыта отечественной и зарубежной педагогики можно применить на школьных уроках? Как воспитывать нравственные качества учащихся в условиях различного понимания таких нравственных категорий как добро и зло, истина и ложь, красота и безобразие и т. д.? Эти и другие проблемы будут затронуты в данной работе.

Таким образом, целью данной работы является обобщение педагогического опыта по вопросу о нравственном воспитании учеников на уроках истории. Для рассмотрения этой цели автор предлагает решение ряд вытекающих из нее задач:

  1. рассмотреть теоретические аспекты нравственного воспитания, исходя из его целей, методов, технологий, которые могут быть использованы в процессе учебной деятельности на уроке;

  2. проанализировать практический опыт по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории;

  3. дать конкретное описание урокам нравственного воспитания с использованием конкретных методических рекомендаций.

Учитывая актуальность поставленной цели и её неразработанность методически, данная работа является попыткой восполнить этот пробел в педагогической литературе и не является истиной впоследней инстанции.

1. Проблема нравственного воспитания на уроках истории:

теоретический аспект.

  1. Программа гражданско-патриотического воспитания «России верные сыны …»

    Программа
    Программа патриотического воспитания муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 городского округа город Буй
  2. Задачи воспитания Пути реализации задач воспитания Организация воспитания Этапы педагогического процесса Закономерности педагогического процесса

    Закон
    В учебнике рассматриваются как общие основы педагогики, так и вопросы, связанные непосредственно с педагогикой начальной школы: возрастными особенностями детей, принципами и правилами обучения младших школьников, видами и формами обучения
  3. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  4. «центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» информационно-аналитические материалы о деятельности общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи москва (1)

    Аналитические материалы
    Разработка информационно-аналитических материалов осуществлены по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
  5. «центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» информационно-аналитические материалы о деятельности общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи москва (2)

    Аналитические материалы
  6. Вопрос о происхождении воспитания

    Документ
    Вопрос о происхождении воспитания. Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях.
  7. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России (извлечения)

    Документ
    В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.
  8. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: к пед н., доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности.
  9. Научно-практическая конференция «Наша новая школа: проблемы и перспективы реализации» (1)

    Документ
    В сборнике представлены тезисы участников территориальной научно-практической конференции педагогов «Наша новая школа: проблемы и перспективы реализации».

Другие похожие документы..