Современные стратегии развития мегаполисов и крупных городов, состоявшейся 9 10 октября 2003 года в г. Минске Минск 2003

Авторские права принадлежат МНИИСЭПП.

Публикация материалов только с его разрешения.

МИНГОРИСПОЛКОМ

МИНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Современные стратегии развития

мегаполисов и крупных городов

Материалы международной научно-практической конференции

«Современные стратегии развития мегаполисов и крупных

городов», состоявшейся 9 – 10 октября 2003 года в г. Минске

Минск
2003

УДК 314(043.2)

ББК 60.7

С56

О р г к о м и т е т к о н ф е р е н ц и и:

Павлов М.Я. – председатель

Ерохов Н.М. – заместитель председателя

Бобков В.А. – заместитель председателя

Байдак В.И.

Дубровский В.Г.

Лученок А.И.

Папковский В.М.

Петрушин М.А.

Рубанов А.В.

Саванович М.Ф.

Чадович А.И.

С

С56

овременные стратегии развития мегаполисов и крупных городов: Материалы междунар. научно-практ. конф. – Мн.: МНИИСЭПП, 2003. – 412 с.

ISBN

Материалы конференции рассчитаны на представителей органов власти и управленческие кадры, научных работников, преподавателей вузов, дипломатов, на всех, кто интересуется вопросами экономики, управления, экологии, градостроительства и политики.

УДК 314(043.2)

ББК 60.7

ISBN © Коллектив авторов, 2003

© МНИИСЭПП, 2003

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«ЭКОНОМИКА ГОРОДА»

В. А. Б о б к о в,

член-корреспондент НАН Беларуси

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МИНСКА

Д о к л а д

Уважаемые дамы и господа!

Чуть более года назад в этом зале мы представили научному сообществу и практическим работникам формулу устойчивого развития Минска: «5 городов – в одном». На прошлой международной конференции вокруг этой формулы шла основная дискуссия. Ее результатом стало признание данной формулы как весьма удачной, научно аргументированной и привлекательной с позиций маркетинга города.

Исследование проблематики устойчивого развития, проведенные дискуссии позволили вплотную подойти к четкому определению приоритетов, стратегических ориентиров в развитии Минска как современного европейского города.

Хотя надо заметить, что стратегический план, который разрабатывается институтом по инициативе мэра, – дело новое не только для нас, но и вообще для Беларуси. Если на Западе стратегическое планирование развития городов появилось в 60-е гг., в России – в 90-е гг. прошлого столетия, то у нас только теперь.

Вместе с тем вы можете возразить: зачем еще что-то выдумывать, разве мало отраслевых и комплексных программ, годовых, средне- и долгосрочных планов, которые мы научились неплохо разрабатывать?

Зачем городу понадобился стратегический план?

Во-первых, разработка и жизнь по стратегическому плану признаны в мировой практике одним из самых современных методов местного управления, ибо это позволяет четко определить основные ориентиры на перспективу, а затем эффективно добиваться их выполнения: создавать соответствующие структуры для реализации намеченных перспектив, мобилизовать кадры, внутренние и внешние материальные, финансовые ресурсы и т.п.

Подтверждением тому является опыт практической жизнедеятельности многих городов мира на основе стратегического планирования. Это и Вена, и Бонн, и Лион, и Варшава, и Киев, и Санкт-Петербург, и Екатеринбург, и Новосибирск, и Нижний Новгород. Замечу, что в России стратегические планы развития имеют или разрабатывают почти все крупные и многие средние города, а также города районного масштаба.

Во-вторых, современная концепция стратегического планирования и управления возникла как ответ на вызовы и угрозы внешней среды: усиление ее нестабильности, обострение конкурентной борьбы, рост глобализации. Рынок в корне меняет содержание управленческой деятельности. Оно должно быть в меньшей степени направлено на администрирование и в большей – на преобразования. Сегодня способный руководитель перед собой ставит задачу разработать стратегию развития, а не стратегию выживания, а перед подчиненными – сегодня делать то, о чем другие завтра будут только думать.

В-третьих, стратегический план позволяет интегрировать все приоритеты развития территории, в том числе общественно-политические. Иначе говоря, позволяет консолидировать городское сообщество: власть, население, политические партии, общественные структуры, без чего не возможен успех. В то же время это позволяет сделать механизм управления городом более открытым, дает возможность населению, всем общественным силам, представителям всех научных, хозяйствующих, финансовых и иных структур принимать участие в выборе решений и их реализации. И в этом – одна из основных ценностей стратегического плана.

Таким образом, стратегический план – это прогнозный документ, интегрирующий в согласованное целое главные цели и задачи развития, внутренние и внешние ресурсы, политику, определяющую поле деятельности и основные организационные действия. Его предметом является прежде всего конкурентоспособность: 1) города как места для жизни, хозяйственной деятельности и места пребывания; 2) отдельных отраслей и сторон городского хозяйства, экономики, социальной сферы. Это своего рода маркетинг города.

Начиная разрабатывать стратегический план, мы поставили перед собой еще один вопрос: какова цель его разработки? Учитывая, что город является сложным социальным явлением, исходили как из личных целей минчан, так и из целей хозяйствующих субъектов. Но они, понятно же, неодинаковы. Поэтому пришлось их агрегировать и объединить в одну общую цель. На наш взгляд, эта цель должна давать представление о том, каким город станет в обозримом будущем. Нам Минск представляется как чистый, красивый город с прогрессивным цивилизованным обществом.

С учетом идеологии кардинального поворота к человеку, его нужд и потребностей главная цель стратегического плана г. Минска вырисовалась следующей: обеспечить высокое качество жизни нынешних и будущих поколений горожан. Эта целевая установка заложена в план как основное стратегическое направление его развития: «Минск – город здоровья и высоких социальных стандартов». Понятие «качество жизни» включает приемлемые денежные доходы, хорошее жилье, благоприятную и здоровую окружающую среду, большую продолжительность жизни, гарантированные услуги здравоохранения, образования и социального обеспечения, сохранение и создание новых рабочих мест, общественные и досуговые возможности минчанина.

Эта и другие стратегии основываются на результатах исследований. Например, разработано три варианта демографического прогноза населения Минска: «оптимистический», «пессимистический» и «средний». По всем трем вариантам численность населения города будет расти, но темпы роста будут разными. Так, «оптимистический» вариант в 2010 г. предусматривает численность минчан в 1 886 тыс., «пессимистический» – в 1 776 тыс., «средний» – в 1 794 тыс., а к 2020 г. «оптимистический» – 2 192 тыс., «пессимистический» – 1 797, «средний» – 1 900 тыс.

В целом демографическую ситуацию и тенденции ее развития нельзя оценить однозначно. Есть положительные тенденции.

1. В течение последних трех лет несколько выросла рождаемость.

2. Растет численность трудоспособного населения. И этот рост продолжится как минимум до 2005 г. Не случайно у нас отмечен конкурс уже не только в вузы, но и в армию. Связано это с тем, что в активный период жизни вступают наиболее многочисленные поколения, родившиеся во второй половине 70-х – 80-е гг.

3. Остается высокой ценность семьи среди молодежи города.

Однако после 2010 г. демографическая ситуация существенно обострится. Прежде всего ощутимо уменьшится приток трудоспособного населения. В дефиците может оказаться рабочая сила. Для решения этой и других проблем мы выдвигаем вторую стратегию – «Город знаний и наукоемких технологий».

Кроме названной, предлагаются еще четыре основные стратегии: «Город знаний и наукоемких технологий»; «Город – центр международных коммуникаций»; «Город, привлекательный для предпринимательства и инвестиций»; «Город, развивающий демократию с широким участием жителей».

На наш взгляд, эти стратегии ориентируют перспективное развитие белорусской столицы в соответствии с мировыми тенденциями развития столичных городов и с учетом специфических особенностей Минска. Одной из таких специфических особенностей, в данном случае негативной, является исторически сложившаяся перенасыщенность города индустриальным производством. В этом плане новые стратегии показывают нетерпимость такого положения и требуют от городских властей решительных действий по изменению ситуации.

Чрезвычайно важно, что новые стратегии в своей концептуальной основе ориентируют власть своевременно улавливать качественные изменения в составе ресурсов городского развития. Например, с переходом к рыночной экономике из сферы прямого управления города практически выпали многие хозяйствующие субъекты. Это приватизированные и созданные новые промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, торговли, быта и др.

В то же время произошли качественные изменения в составе ресурсов экономического развития города. Так, к традиционным ресурсам (сырьевые, трудовые, финансовые, культурно-рекреационные) добавились те, которые в условиях прежних экономических отношений либо вовсе не могли быть использованы, либо использовались крайне неэффективно. Что это за ресурсы? В первую очередь к ним можно отнести землю, здания, сооружения, коммунальную инфраструктуру, городской транспорт.

В целом же логика стратегического планирования опиралась на следующие целевые установки:

на период до 2005 г. – преодоление имеющихся негативных тенденций в социально-экономическом развитии региона и закрепление достигнутых позитивных параметров;

на период до 2010 г. – недопущение снижения положительного уровня развития экономики и социальной сферы города по ключевым (целевым) позициям прогноза регионального развития путем активизации структурных и рыночных преобразований в экономике, создания благоприятных условий хозяйствования в городе;

на период до 2015 г. – обеспечение существенной положительной динамики развития основных секторов экономики города за счет перехода на новый технологический базис производства, последующей реконструкции территориальной структуры городского хозяйства с акцентом на развитие сферы услуг и формирование здоровой социальной среды. Настоящий этап можно охарактеризовать как «прорывной» в инновационном и научно-техническом развитии региона. (Расчет прогнозных показателей был выполнен исходя из предполагаемого соотношения занятых в отраслях реального сектора экономики и сфере обслуживания как 45 : 55 %.);

на период до 2020 г. – последующее поступательное развитие города на основе эффективного использования всего комплекса городских ресурсов с приоритетами в развитии отраслей и сфер деятельности, способных вывести Минск на параметры и направления развития как столичного города европейского значения. В первую очередь это усиление функциональной значимости города как финансового, информационного, ярмарочно-выставочного, культурного, туристического, коммуникационного и делового центра.

Девизом стратегического развития Минска мы предлагаем следующий: «Качество жизни, инновации, партнерство».

И еще о некоторых особенностях стратегического планирования. Изучение зарубежного опыта показывает, что во многих странах местные власти главными стратегиями чаще всего избирают экономические и социальные направления развития городов и соответственно детально прорабатывают их. Скажем, в Германии – это «экономическая стратегия города», в США – «стратегия экономического развития», в Бельгии – «стратегия развития торговли и промышленности» (Кайсаров В.П. Проблемы управления развитием городов //Вестник С.-Петербург. гос. ун-та. 2002. Сер. 5. Вып. (№ 5). С. 40). Обычно стратегические планы не изобилуют конкретными цифрами. Они ставят целью формирование продуманного, аналитического взгляда на будущее города, акцентируют внимание на его конкурентных возможностях. Мы, например, стремимся обосновать качественные изменения в структуре города, тех его отраслей и сфер жизни, которые имеют критическое значение для его существования или могут дать сильный, «прорывной» импульс его развитию. Иначе говоря, идея стратегического планирования состоит в том, чтобы систематизировать уже идущий процесс размышлений о будущем города, дать властям, городскому сообществу обоснованные рекомендации по их политике на длительную перспективу. Поэтому аналитический взгляд на будущий Минск у нас формулируют экономисты, философы, историки, политологи, социологи, правоведы, градостроители, экологи, управленцы, художники, языковеды, депутаты Мингорсовета, практические работники органов власти и управления. Активно помогают наши российские друзья.

Наиболее сложной проблемой, с которой придется столкнуться при осуществлении плана, – это вовлечение в сотрудничество и координацию деятельности различных городских и республиканских органов, негосударственных организаций, населения, т.е. впереди – нелегкая работа и для городских властей, и для ученых.

Еще одна важная особенность. Стратегический план развития города – это план, предполагающий постоянное обновление, возможное изменение отдельных приоритетов в соответствии с изменяющейся ситуацией. Однако стратегические цели должны оставаться неизменными.

И последнее. По большому счету разработчики стратегического плана преследовали и такие цели: с одной стороны, показать перед Европой, перед всем миром конкурентоспособность нашего чудесного города, а с другой – дать местным властям научное видение главных перспектив развития Минска, подвигнуть их к содействию этому развитию. Насколько я понимаю, у нас с городской властью идет уже совместный поиск эффективной городской политики.

  1. «Развитие села: предпринимательская пассивность населения и способы ее преодоления»

    Книга
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам I Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  2. Протокол публичных слушаний №2 от 26 августа 2009 года по проекту: актуализированный Генеральный план города Москвы на период до 2025 года Общие сведения о проекте, представленном на публичные слушания: территория разработки

    Документ
    организация-заказчик: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура); юридический адрес: Триумфальная пл., д.1, г.Москва,
  3. Департамент международных связей города Москвы Хроника международной деятельности Правительства Москвы (1)

    Документ
    Департамент международных связей города Москвы организовал прием детей российских военнослужащих, проходящих службу в Таджикистане, Киргизии, Абхазии, Аджарии и Приднестровье, в Москву на новогодние праздники.
  4. Департамент международных связей города Москвы Хроника международной деятельности Правительства Москвы (2)

    Документ
    По приглашению Мэра Москвы Ю.М.Лужкова в российской столице на новогодних каникулах побывали группы детей из стран СНГ и Балтии, а также из Сербии и Черногории.
  5. Н. А. Назарбаев принял поздравления по случаю переизбрания на пост Президента Республики Казахстан от Президента Республики Хорватия С. Месича, Президента Сербии и Черногории С. Маровича, Эмира Государства Кувейт Джабе

    Документ
    Глава государства подписал указы «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 16 июля 1 года» №173, «Об утверждении Государственного протокола Республики Казахстан» №1694, «О внесении изменений и дополнений
  6. Грызлов Б. В. Мониторинг сми 8-10

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: "Единая Россия" довольна результатами парламентских выборов. Об этом председатель партии Борис Грызлов заявил на пресс-конференции, посвященной итогам заседания бюро высшего совета "Единой России".
  7. Слияния и поглощения (8)

    Документ
    Компания "Центр надежности", заключившая договор с РАО "ЕЭС России" на покупку 49% акций "Пермэнергосбыта", отказалось от приобретения пакета 59
  8. Слияния и поглощения (11)

    Документ
    Акционеры "Ленты" Олег Жеребцов и Август Мейер не смогли разрешить свой спор о стратегии сети и обратились в суд Британских Виргинских островов
  9. «Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований» (2)

    Документ
    Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований. Сборник трудов VIII научно-практической конференции.

Другие похожие документы..