Предисловие

Глава 2. Дары природы, от которых хочется отказаться

Либо вы часть решения, либо вы часть проблемы. Элдридж Кливер

Биология, мешающая нам жить

Далеко не каждый индивид соответствует требованиям, которые ставит жизнь. Причин для этого несоответствия множество: дефекты могут обнаружиться и в биологических, и в психологических, и в социальных факторах взаимодействия человека со средой. Все эти компоненты, если так выразится, сплетаются в нашем сознании в клубок и разбегаются в разные стороны, как нити сложнейшей паутины. И у каждой «нити» своя функция, своя крепость, своя сила натяжения и свой срок службы. Причем психологическая «паутина» так же, как и реальная ловчая сеть, создана не из эстетических соображений, а из прагматических – и рассчитана на определенную «добычу», а не на украшение пейзажа. Она создана, чтобы мгновенно улавливать и накрепко пеленать негативные ощущения, сотрясающие нашу нервную систему. Чем безупречнее ее служба, тем здоровее наша психика, да и соматика9, по большому счету, тоже.

Естественно, в эту «ловушку» попадается разная дичь. Если через паутину прошел слон или хотя бы оператор фильма «Монстрики в тропиках», никакая паутина не выдержит. Поэтому оставим тему форс-мажорных обстоятельств. Поговорим о тех испытаниях, которые способна выдержать нормальная психика, качественно адаптированная к реальному миру. Наличие дефектной составляющей в системе адаптации может привести к прорыву или даже к уничтожению всей сети целиком. Единственный способ избежать катастрофы – вовремя обнаружить дефект и починить испорченный участок. К сожалению, психические конструкции не столь материальны, как сооружения охотников за мотыльками. И обнаружить, а тем более починить неисправность – сложнейшая проблема. Вот почему люди частенько стараются не замечать, что их приспособленность к окружающему миру небезупречна. То есть настолько небезупречна, что вот-вот рухнет. И к врачам они обратятся только тогда, когда аддиктивное расстройство сформируется, проявится и доведет их личность до так называемой стадии крушения, когда уже возникнут классические симптомы социального плана – прогулы на работе, финансовые и семейные проблемы, изменения в моральном и этическом поведении, соматическиезаболевания.

Доводить ситуацию до критический ни в коем случае нельзя. Что же делать? В первую очередь планомерно снижать уровень психологического дискомфорта. Но! Не прибегая к аддиктивным средствам. И воздерживаться от подобных «утешителей» категорически. А во вторую – предпринять попытку разобраться с проблемами психологической адаптации, для чего необходимо овладеть инструментом, носящим довольно неопределенное название «жизненной энергии». Что это такое? Какими единицами измеряется объем этой энергии? Дается ли эта энергия человеку «одним куском» в самый момент рождения или наращивается позже, в ходе индивидуального развития? Может, есть способы ее увеличить – медитацией там заняться или травки попить? Ни на один из приведенных вопросов определенного ответа не существует. Только приблизительные.

Жизненная энергия, скорее всего, - это бытовое обозначение содержания агрессии и оптимизма в психологическом типе.

Некоторые психологи считают, что напористый, равнодушный и веселый человек легко проходит сквозь и мимо множества испытаний, приготовленных для него жизнью. Есть личности, более склонные к проявлению этих свойств, есть менее склонные. Это зависит не только от сознательного или подсознательного выбора, но и от физиологических параметров – морфологических и функциональных особенностей мозга и органов ощущения. Все эти особенности закладываются в период внутриутробного развития и являются врожденными. Так же, как способность испытывать удовольствие, зависящее от наличия или отсутствия гена DAT1 тип 10/10 (9/9), влияющего на биохимию мозга.

В 1999 году американский ученый, президент Общества человеческой генетики Дэвид Камингс выпустил в свет книгу «Генетическая бомба», в которой изложил теорию возникновения синдрома дефицита удовлетворенности, который западные журналисты оптимистично окрестили «мусорным геном». В книге сказано, как на духу: определенные сочетания генов затрудняют возникновение чувства удовлетворения. Кто-то ощущает блаженство буквально по пустякам: полет бабочки, чашечка кофе, любимая мелодия – и он/она уже в чудеснейшем расположении духа. Другой ни на минуту не в силах задержаться в волшебной стране, в которой Золушка и принц пробыли целых девять минут и сорок пять секунд. Самый невероятный триумф и самый оглушающий гром фанфар не станет для него поводом к празднику, который всегда с кем-то другим.

Как выяснилось, экстремизм, авантюризм или попросту идиотизм в погоне за удовольствиями проявляют те, кому трудно вызвать удовлетворение и трудно его удержать. Получается, что обладатель «мусорного гена» непременно станет искать внешние стимуляторы, позволяющие ощутить удовлетворение, практически недоступное естественным путем. Эти люди служат группой риска для самых популярных порочных наклонностей – для алкоголизма, наркомании, клептомании, патологического азарта, переедания. У лиц, имеющих ген DAT1 тип 10/10 (9/9), в 70-80 % отмечается повышенное влечение к алкоголю и желание употреблять его в больших количествах, а быстро развивающийся у них алкоголизм принимает наиболее тяжелую, запойную форму. В случае принятия наркотиков в 90 % случаев у них вскоре развивается тяжелая наркотическая зависимость. То же происходит и при увлечении азартными играми.

Чтобы почувствовать себя счастливыми, люди с подобным дефектом восприятия рано начинают интересоваться сексом и очень рано, в возрасте от пятнадцати до двадцати двух лет, заводят детей. Сама природа подсказывает им, насколько мощным средством для получения удовольствия может стать секс или реализация родительского инстинкта. Получается, что обвинения в адрес «безнравственных вырожденцев» придется снять: их распущенность обусловлена мутировавшим геном; их пороки соседствуют, точнее, становятся следствием болезненных состояний, вызывающих не возмущение, а сострадание. В этом нерадостном списке числятся: агорафобия10, постоянная тревожность, аутизм11, дефицит внимания, навязчивые мысли, расстройства в поведении, бессонница, ночные кошмары, панические атаки, резкие перемены настроения, заикание. Если у кого-то в наличии несколько пунктов – значит, вероятность присутствия мусорного гена довольно высока.

Сознание личности, помещенной в условия дефицита удовольствия, обречено на хронический стресс. Неудивительно, если результатом стресса станут всевозможные депрессивные расстройства. И, чтобы не потеряться в джунглях депрессии, человек вынужденно прибегнет к проводнику. Вернее, к агенту. К аддиктивному агенту. Только он позволит генетическому пессимисту ускользнуть из злого, недоброго «здесь и сейчас» в какое-нибудь сказочное «нигде и никогда». Таким образом, аддиктивные средства – неважно какие, например, сладости или «street drug»12 - озарят непроглядную тьму существования светом в конце тоннеля.

Мы можем лишь посочувствовать обладателям этого дефекта. Особенно тем, кто точно знает: мусорный ген – его судьба и кара. В смысле, карма. Генотип уже не изменить. И никакие подарки небес - ни рождение долгожданных детей, ни обретение отдельной жилплощади, ни получение вожделенной премии (пусть даже Нобелевской) – не обрадуют страдальца дольше, чем на какой-нибудь час-другой. С таким неприятным «наследством» окружающий мир, и так-то несовершенный, становится абсолютно невыносимым.

Итак, одним из биологических факторов депрессии, действительно, является, если так выразиться, ген наслаждения. Вернее, ген отсутствия такового. Хотя современная привычка все проблемы в жизни объяснять генетическими дефектами – не столько научная методика, сколько обычный масс-медийный прием.

Наука считает, что генетическая информация не имеет прямого и непосредственного выражения в мышлении и поведении человека.

В отличие, например, от цвета глаз, личность формируется и развивается на протяжении всего жизненного срока. Поэтому гарантировать проявление большинства врожденных психологических особенностей невозможно. И вообще прогнозировать трудно: ребеночек будет склонен к расстройствам питания, благодаря чему при его стремлении к гиперкомпенсации он непременно заболеет анорексией, станет моделью, уедет в Америку, в более взрослом возрасте на него окажут влияние проблемы неврологического развития, отчего он станет ипохондриком, начнет усиленно лечиться, увлечется буддизмом, бросит кинематограф и уедет в Тибет, где познакомится с Сигалом, что и повлечет новый виток карьеры этого несчастного ребенка с ужасным анамнезом13.

Генотип индивида, конечно же, формирует среду вокруг него, но не столь отчетливо и предсказуемо. Все, что удается по этому поводу выявить, это три пути такой организации.

  1. Пассивный эффект – результат сходства между родителями и детьми: оно может привести к тому, что родители автоматически создадут в семейном кругу благоприятную обстановку. Но далеко не во всех случаях сходства! Например, родители-интеллектуалы наверняка все устроят так, чтобы ребенок мог развивать свои способности, заложенные генетически. Ну, а если родители склонны к авторитарному общению, не терпят возражений и потребуют от ребенка покорности? Что ответит на это требование ребенок, похожий на папу с мамой? Вряд ли обстановка в доме останется благоприятной и даже просто спокойной.

  2. Эвокативный эффект – генотип ребенка может вызвать особые реакции в его окружении: активные, счастливые младенцы вызывают в окружающих более позитивные реакции, чем пассивные, невосприимчивые дети. Ребенок, чье поведение «вмастит» преподавателям, имеет шанс на получение лучших оценок и особого покровительства. Правда, дети, которые предпочитают манипулировать взрослыми, развивают в себе эмпатию и могут добиться аналогичных результатов.

  3. Активный эффект – генотип ребенка может играть более заметную роль в формировании среды: ребенок ищет или выстраивает подходящую среду. Экстраверты14, например, ищут общения, усиливая собственные тенденции к общительности. Дети с выраженными способностями развиваются в сознательно выбранном направлении, совершенствуют свои навыки.

Активная и эвокативная тактики имеют большее значение, когда ребенок вырастает и самостоятельно контактирует с окружающим миром. Люди с разными генотипами в различной степени восприимчивы к своему кругу общения.

К тому же реализация личностного потенциала - не разовое действие, а продукт взаимодействия разных сред. Нельзя рассчитывать на безусловное проявление одиночного фактора. Вот почему гены могут влиять на поведение лишь косвенно.

«Наследственность определяет не специфику поведения человека, но, скорее, диапазоны, в которых средовые влияния или опыт могут модифицировать характерное поведение. Например, ребенок, родившийся со склонностью к интроверсии, может стать более ими менее интровертированным в зависимости от возникающих у него разнообразных переживаний, но вряд ли когда-нибудь станет выраженным экстравертом»15.

Тем не менее, в сознании людей присутствует целый ряд стереотипов относительно взаимодействия генотипа, природы и судьбы. Возьмем некоторые, самые распространенные.

  1. Например, мнение, что сильные генетические эффекты означают - влияние среды не столь важно. А ведь окружающая среда серьезно воздействует на выраженность генетических факторов. Рост, определенный генетически, зависит и от питания. За период с 1960 по 1990 год средний рост мальчиков увеличился на 10 см за счет улучшения рациона, хотя генотип существенно не изменился.

  2. Другое предубеждение: гены ограничивают потенциал личности. Между тем средний IQ детей из неблагополучных семей, усыновленных и выращенных приемными родителями из благоприятных социальных слоев, примерно на 12 пунктов выше, чем у детей, которые растут в неблагоприятной среде.

  3. Следующий пример: якобы генетические эффекты ослабевают с возрастом. На самом деле с возрастом генетические отличия проявляются все сильнее. Поэтому разнояйцевые близнецы с годами больше отличаются друг от друга – дает себя знать разный генетический материал. Притом, что однояйцевые близнецы на протяжении жизни сохраняют большое сходство, заметное уже при рождении.

  4. И, наконец, самое древнее (а также самое опасное для репутации человека) предубеждение: расстройства личности, распространенные в семьях, должны иметь генетическую природу, а те, что не распространены, не являются генетическими. Хотя агрессивное и вообще беспутное поведение, свойственное молодежи, связано отнюдь не с генотипом, а с влиянием среды. Зато аутизм - крайне редкое явление. Им страдают не более 3 % сиблингов16. Ну, сами посудите: разве в семье может родиться столько детей, чтобы трое из сотни заболели аутизмом? И потому он представляется не наследственным, а приобретенным дефектом психики.

Да, генетический фактор имеет большое значение. Иногда именно он виноват в резком ухудшении самочувствия человека. Чтобы представить себе, как происходит тот или иной сбой, вспомним биологический механизм обработки информации. Чувствительные клетки мозга – нейроны – передают нервный импульс друг другу, как электрический ток. Между нейронами находятся передающие участки в виде микроскопических щелей – синапсы. Когда импульс доходит до окончания нейрона, в синаптическую щель высвобождают свое содержимое пузырьки – нейротрансмиттеры. Это раздражает принимающий участок следующего нейрона – и так далее. Сигнал идет по цепочке, возбуждая все новые клетки.

Его путь может прерваться не только в случае, если принимающая клетка мертва, но и в том случае, если она заторможена. Ведь для того, чтобы подействовало вещество, поступившее в синапс из нейротрансмиттеров, нужно время. Но принимающий нейрон может работать слишком медленно, а нейротрансмиттер может слишком быстро распадаться (вариант: втягиваться обратно, в свой нейрон). И тогда информация попросту не будет усвоена. До сознания не дойдет посланное органами чувств сообщение об опасности или об удовольствии. С другой стороны, если принимающий нейрон склонен перевозбуждаться даже из-за небольшого сигнала, а в синапсе надолго застаивается раздражающее вещество – что тогда? Тогда возникает вероятность нервного расстройства.

А что вообще такое эти нейротрансмиттеры? Названия самых изученных вы наверняка знаете: это серотонин, норадреналин и допамин. Серотонин оказывает большое влияние на то, как мы обрабатываем информацию, исходящую из внешней среды, и, похоже, играет значительную роль в таких эмоциональных расстройствах, как тревога и депрессия: при функциональном дефиците, когда рецепторы нейронов «не чувствуют» серотонин, резко понижается настроение и возникает тревожное чувство.

Искусственное «усиление» серотонина, к сожалению, производит двойственный эффект: чувствительность рецепторов постепенно падает, в результате чего депрессия одерживает впечатляющую победу над сознанием пациента.

Увеличение дозы «биохимической радости» вызывает потерю восприимчивости рецепторов, отвечающих за получение информации о счастье, посетившем обладателя этих рецепторов. И получается парадоксальная картина: курьеров, приносящих сообщения, все больше, тридцать пять тысяч одних курьеров, как говорил Хлестаков, а послания так никто и не получит! В общем, вместо резкого повышения уровня счастья при переходе на биохимическую стимуляцию начинается обратный процесс. Нейронами мозга уже не воспринимаются те крохи, которые организм получал по милости своей отнюдь не щедрой природы. Рецепторы, насколько вы помните, потеряли чувствительность. Следовательно, они не различают ни собственный серотонин, выделенный натуральным образом, ни искусственно стимулированный.

В результате развивается так называемая толерантность – потребность в заметно возросших количествах препарата, необходимого для наступления желаемого эффекта; и одновременно снижение эффекта при дальнейшем употреблении одного и того же количества вещества. С одной стороны, для организма это необходимая мера: при искусственной стимуляции содержание «гормонов счастья» в мозгу и в крови может повыситься в тысячи раз. А такой объем радости вызывает мощный положительный стресс - эустресс. Но, как вы понимаете, эустресс тоже опасен, и организм не всегда в состоянии справиться с ним. Недаром существует выражение «умереть от счастья». С другой стороны, снижение реакции на серотонин вызывает привыкание и заставляет бесконечно увеличивать дозу. Отсюда и смертельные случаи от передозировки, когда получение очередной порции счастья оказывается важнее жизни как таковой.

В аварийных ситуациях, когда наш организм подвергается стрессу и развивает мощные реакции страха и паники, особенно важен норадреналин. Нейротрансмиттеру допамину приписывалось особое участие в формировании шизофрении, хотя механизм его до конца не ясен. Четвертым наиболее известным нейротрансмиттером является гамма-аминомасляная кислота (ГАМК). Действие ГАМК связывают с возникновением и поддержанием тревожного чувства.

Кстати! Страх, паника и тревога, несмотря на сходство этих эмоций, в нейробиологическом отношении – абсолютно разные вещи. Эти чувства зарождаются в разных отделах мозга, и сигнал о себе подают разными нейротрансмиттерами.

Страх и паника связаны с природной реакцией «борьбы или бегства» и передаются норадреналином. Что же касается тревожного предчувствия, которое психология называет генерализованной тревогой, то это более расплывчатое эмоциональное состояние. Оно подразумевает возбуждение и подготовку к угрозе, но не позыв к бегству или драке. Сообщение о тревоге передается ГАМК. Если этот нейротрансмиттер недостаточно активен, в стрессовых ситуациях сознание не может успокоиться, подавить тревогу и действовать полноценно. Популярные психоактивные препараты (например, валиум, либриум и более современный – ксанакс) стимулируют работу ГАМК в тех участках мозга, которые принимают участие в развитии тревоги – и уровень тревожности понижается.

Дисбаланс мозговых нейротрансмиттеров способен привести к анормальному поведению. Также опасен и гормональный дисбаланс. Центральная нервная система связана с эндокринной благодаря воздействию гипоталамуса на гипофиз. Гипофиз – главная железа организма - вырабатывает множество гормонов, химических веществ, контролирующих другие эндокринные железы. От гипоталамуса сигнал идет к гипофизу – и дальше, к надпочечникам. Кора надпочечников вырабатывает адреналин и стрессовый гормон кортизол. Эти гормоны тоже чрезвычайно важны при формировании самоощущения.

С биологической точки зрения, любое психическое расстройство – это болезнь, вызванная дисфункцией вегетативной или центральной нервной системы, а также эндокринной системы. Эта дисфункция, в свою очередь, имеет врожденную природу или вызвана каким-то патологическим процессом. И если считать биологический фактор основополагающим и решающим, то человечеству, вроде бы, остается только дожидаться новейших достижений фармацевтики. Может, через несколько десятилетий изобретут средство, способное избавить мир от плохого настроения, как некогда вакцина избавила людской род от черной оспы. Биологический подход к расстройствам психики долгое время позволял надеяться на быстрое обнаружение причин болезни и, как следствие, на изобретение лекарства. Хотя сегодня специалисты предпочитают не ограничиваться только биологической моделью и используют различные воззрения в качестве техник, оптимальных для разных случаев.

Каким же образом формируются условия для развития расстройства – в первую очередь аддиктивного? И что вообще входит в список этих условий? Первый пункт все, вероятно, назовут без труда: Его Величество Стресс.

  1. Предисловие (201)

    Документ
    Наступает третье тысячелетие. Во всем мире происходят существенные изменения в сфере труда, информации и власти. Образование становится самостоятельным фактором глубоких социальных и экономических перемен.
  2. Предисловие (164)

    Документ
    Общественным наукам очень повезло при социализме. В наследии Маркса — Энгельса — Ленина были однозначно сформулированы подходы, выводы и оценки, так что задача ученого значительно упрощалась.
  3. Предисловие (199)

    Документ
    Каталог выставки «Русские в Англии: между двумя войнами (1917-1940 гг.)» был подготовлен к Международной конференции «Культурное и научное наследие российской эмиграции в Великобритании (1917-1940 гг.
  4. Предисловие.

    Документ
    Учебная дисциплина «Методика преподавания математики» отно­сится к циклу педагогических дисциплин и изучается студентами, уже получившими определенную философскую, психологическую, общедидактическую, логическую и математическую подготовку.
  5. Предисловие (11)

    Документ
    Клинические проявления сердечно-сосудистых заболеваний многообразны, и практический врач нередко встречается с большими трудностями при постановке диагноза.
  6. Предисловие (105)

    Документ
    Представляем вашему вниманию «Календарь знаменательных и памятных дат - 2007 год». Материалы указателя состоят из двух частей. В первой части представлены «Знаменательные и памятные даты Республики Казахстан 2007 года», «Знаменательные
  7. Предисловие (110)

    Документ
    Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословление пророку Мухаммаду и его семье. Да будет доволен Аллах его сподвижниками, и да смилуется Он над теми, кто последовал за ними в благочестие.
  8. Предисловие (111)

    Документ
    Предисловие Характерной чертой нашего времени являются интенсив­но развивающиеся процессы информатизации практически во всех сферах человеческой деятельности.
  9. Предисловие (153)

    Документ
    В учебнике впервые обобщены научные и практические достижения в новой области знаний – безопасности жизнедеятельности. Он подготовлен в соответствии с примерными программами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) для всех
  10. Предисловие (157)

    Документ
    10 лет назад, когда мы, члены вновь созданной кафедры «Информационная безопасность» Южно-Уральского государственного университета, открывали в Челябинске абсолютно новые образовательные направления, связанные со сферой информационной

Другие похожие документы..